Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Блок" (ИНН 2329004997, ОГРН 1022303583280) - Ахтямова И.Б. (доверенность от 20.09.2011) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (ИНН 2313019317, ОГРН 1042307972794) - Козбановой Н.Н. (доверенность от 16.04.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Блок" на постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 19.06.2012 по делу N А32-37292/2010 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.), установил следующее.
ОАО "Блок" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным бездействия по возврату излишне уплаченного земельного налога и об обязании произвести возврат 7 035 782 рублей излишне уплаченного земельного налога за 2008, 2009 годы и девять месяцев 2010 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2012 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что наличие переплаты по земельному налогу подтверждено материалами дела. Общество в отсутствие установленной в законном порядке кадастровой стоимости земель уплатило земельный налог в большем размере, поэтому излишне уплаченный налог подлежит возврату налогоплательщику.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 решение арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2012 отменено в части признания незаконным бездействия инспекции о возврате уплаченного земельного налога за девять месяцев 2010 года и обязании возвратить обществу налог в сумме 1 918 850 рублей, а также в части взыскания с инспекции расходов по уплате государственной пошлины в размере 15 866 рублей 97 копеек отменено, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия инспекции о возврате излишне уплаченного земельного налога за девять месяцев 2010 года и обязании возвратить данный налог, отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорная сумма земельного налога за девять месяцев 2010 года не может считаться излишне уплаченной. Довод общества о невозможности применения в целях налогообложения в 2010 году распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) является ошибочным. Применение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении N 1202-р.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд не применил статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации; сослался на законы, не подлежащие применению, а именно: пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", статью 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; неправильно истолковал нормы законодательных актов, в частности распоряжение N 1202-р и постановление N 58, несмотря на предписание статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации об их действии во времени. Общество указывает, что распоряжение N 1202-р, которое не опубликовано, не может порождать для налогоплательщика никаких правовых последствий, поэтому излишне уплаченный на основании данного распоряжения земельный налог за 2008, 2009 и девять месяцев 2010 года подлежит возврату.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, в период 2008, 2009 годов и девяти месяцев 2010 года общество, руководствуясь распоряжением N 1202-р и кадастровыми паспортами, рассчитало и уплатило земельный налог по трем участкам, находящимся в постоянном бессрочном пользовании, на общую сумму 7 035 782 рубля, в том числе по земельным участкам с кадастровыми номерами: 23:06:0305001:10 - 3 837 774 рубля, 23:06:0304002:2 - 184 184 рубля и 23:06:1902343:7 - 3 013 824 рубля.
Согласно представленным в инспекцию первичным налоговым декларациям за 2008, 2009 годы и I, II, III кварталы 2010 года обществом уплачен земельный налог по вышеперечисленным земельным участкам в размере 2 830 070 рублей за 2008 год, 2 830 070 рублей за 2009 год и по 707 515 рублей за каждый квартал 2010 года.
В уточненных налоговых декларациях за 2008, 2009 и за I, II, III кварталы 2010 года уплаченный обществом земельный налог составил 271 604 рубля.
Общество подало уточненные декларации по земельному налогу, поскольку посчитало, что расчеты необходимо проводить исходя из кадастровой стоимости, указанной в постановлениях главы Гулькевичского района Краснодарского края от 23.12.2002 N 1404 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Гулькевиского района" и от 14.05.2003 N 334 "О внесении изменений в постановление от 23.12.2002 N 1404", а не в распоряжении N 1202-Р и постановлении N 58.
В связи с изложенным, 26.11.2010 общество обратилось в инспекцию с заявлением N 924 о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Рассмотрев заявление общества, инспекция в своем письме от 13.12.210 N 1986 сообщила, что на момент поступления заявления о возврате земельного налога уточненные налоговые декларации не представлены обществом. Переплата по указанному земельному налогу на день представления заявления отсутствовала. Уточненные декларации представлены 03.12.2010. Соответствующее решение на основании представленного заявления о возврате земельного налога будет принято по окончании камеральных налоговых проверок уточненных деклараций в соответствии со статьей 88 Кодекса.
Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 данного Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 данных Правил).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что в соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения постановление N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Суд первой инстанции указал, что постановление N 1202-р отменено, поэтому не подлежит применению. Принятое постановление N 58 не может применяться к отчетным периодам I - III кварталов 2010 года в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, постановление N 58 содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление N 1202-р. Постановление N 58 не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении N 1202-р. Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Отмена постановления N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования в части возврата из бюджета переплаты по земельному налогу за девять месяцев 2010 года в сумме 1 918 850 рублей не подлежат удовлетворению.
Нормы права применены судом апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 19.06.2012 по делу N А32-37292/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2012 ПО ДЕЛУ N А32-37292/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2012 г. по делу N А32-37292/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Блок" (ИНН 2329004997, ОГРН 1022303583280) - Ахтямова И.Б. (доверенность от 20.09.2011) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (ИНН 2313019317, ОГРН 1042307972794) - Козбановой Н.Н. (доверенность от 16.04.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Блок" на постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 19.06.2012 по делу N А32-37292/2010 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.), установил следующее.
ОАО "Блок" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным бездействия по возврату излишне уплаченного земельного налога и об обязании произвести возврат 7 035 782 рублей излишне уплаченного земельного налога за 2008, 2009 годы и девять месяцев 2010 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2012 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что наличие переплаты по земельному налогу подтверждено материалами дела. Общество в отсутствие установленной в законном порядке кадастровой стоимости земель уплатило земельный налог в большем размере, поэтому излишне уплаченный налог подлежит возврату налогоплательщику.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 решение арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2012 отменено в части признания незаконным бездействия инспекции о возврате уплаченного земельного налога за девять месяцев 2010 года и обязании возвратить обществу налог в сумме 1 918 850 рублей, а также в части взыскания с инспекции расходов по уплате государственной пошлины в размере 15 866 рублей 97 копеек отменено, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия инспекции о возврате излишне уплаченного земельного налога за девять месяцев 2010 года и обязании возвратить данный налог, отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорная сумма земельного налога за девять месяцев 2010 года не может считаться излишне уплаченной. Довод общества о невозможности применения в целях налогообложения в 2010 году распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р) является ошибочным. Применение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 58) не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении N 1202-р.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд не применил статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации; сослался на законы, не подлежащие применению, а именно: пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", статью 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; неправильно истолковал нормы законодательных актов, в частности распоряжение N 1202-р и постановление N 58, несмотря на предписание статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации об их действии во времени. Общество указывает, что распоряжение N 1202-р, которое не опубликовано, не может порождать для налогоплательщика никаких правовых последствий, поэтому излишне уплаченный на основании данного распоряжения земельный налог за 2008, 2009 и девять месяцев 2010 года подлежит возврату.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, в период 2008, 2009 годов и девяти месяцев 2010 года общество, руководствуясь распоряжением N 1202-р и кадастровыми паспортами, рассчитало и уплатило земельный налог по трем участкам, находящимся в постоянном бессрочном пользовании, на общую сумму 7 035 782 рубля, в том числе по земельным участкам с кадастровыми номерами: 23:06:0305001:10 - 3 837 774 рубля, 23:06:0304002:2 - 184 184 рубля и 23:06:1902343:7 - 3 013 824 рубля.
Согласно представленным в инспекцию первичным налоговым декларациям за 2008, 2009 годы и I, II, III кварталы 2010 года обществом уплачен земельный налог по вышеперечисленным земельным участкам в размере 2 830 070 рублей за 2008 год, 2 830 070 рублей за 2009 год и по 707 515 рублей за каждый квартал 2010 года.
В уточненных налоговых декларациях за 2008, 2009 и за I, II, III кварталы 2010 года уплаченный обществом земельный налог составил 271 604 рубля.
Общество подало уточненные декларации по земельному налогу, поскольку посчитало, что расчеты необходимо проводить исходя из кадастровой стоимости, указанной в постановлениях главы Гулькевичского района Краснодарского края от 23.12.2002 N 1404 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Гулькевиского района" и от 14.05.2003 N 334 "О внесении изменений в постановление от 23.12.2002 N 1404", а не в распоряжении N 1202-Р и постановлении N 58.
В связи с изложенным, 26.11.2010 общество обратилось в инспекцию с заявлением N 924 о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Рассмотрев заявление общества, инспекция в своем письме от 13.12.210 N 1986 сообщила, что на момент поступления заявления о возврате земельного налога уточненные налоговые декларации не представлены обществом. Переплата по указанному земельному налогу на день представления заявления отсутствовала. Уточненные декларации представлены 03.12.2010. Соответствующее решение на основании представленного заявления о возврате земельного налога будет принято по окончании камеральных налоговых проверок уточненных деклараций в соответствии со статьей 88 Кодекса.
Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 данного Кодекса).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 данных Правил).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что в соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения постановление N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Суд первой инстанции указал, что постановление N 1202-р отменено, поэтому не подлежит применению. Принятое постановление N 58 не может применяться к отчетным периодам I - III кварталов 2010 года в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, постановление N 58 содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление N 1202-р. Постановление N 58 не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении N 1202-р. Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
Отмена постановления N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования в части возврата из бюджета переплаты по земельному налогу за девять месяцев 2010 года в сумме 1 918 850 рублей не подлежат удовлетворению.
Нормы права применены судом апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
постановил:
постановление Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 19.06.2012 по делу N А32-37292/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)