Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья первой инстанции: Мурованная М.В.
Суд кассационной инстанции: Останин В.А., Залевская Е.А., Шефер Л.В.
Президиум Томского областного суда в составе:
председательствующего: Кайгородова А.А.,
членов президиума: Кина А.Р., Каплюка А.В., Школяр Л.Г., Ахвердиевой И.Ю., Батуниной Т.А., Синяковой Т.П.,
рассмотрел в открытом судебной заседании истребованное по надзорной жалобе П. на решение Ленинского районного суда г. Томска от 28 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 ноября 2010 года гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Томского областного суда Уваровой Т.В., объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, президиум Томского областного суда
установил:
ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с иском к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу в размере <...> рублей, пени в размере <...> рублей за период 2009 года. В обоснование иска указала, что в собственности ответчика зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: <...>, следовательно, он является плательщиком земельного налога. В соответствии со ст. 396 НК РФ ответчику проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009 год, по ставке 1,5%, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, что составило <...> рублей <...> копеек. В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате указанного земельного налога, однако ответчик его оплату в установленный законом срок (до 30.04.2010) не произвел. В связи с этим должнику было направлено требование об уплате земельного налога и начисленной за период с 30.04.2010 по 10.06.2010 пени в срок до 01.07.2010, которое ответчиком также не было исполнено.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 28 октября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 ноября 2010 года, исковые требования ИФНС России по г. Томску удовлетворены, с П. в пользу соответствующего бюджета взыскана сумма задолженности по земельному налогу в размере <...> рублей <...> копейки, в том числе: <...> рублей <...> копеек - земельный налог за 2009 год, <...> рублей <...> копейки - пеня за период с 01.05.2010 по 10.06.2010, а также в доход бюджета муниципального образования "Город Томск" государственная пошлина в размере 11 206 рублей 90 копеек.
В надзорной жалобе, поданной 08 апреля 2011 года, П. просит принятые судебные постановления отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что применять Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" по состоянию на 01.01.2009 для исчисления ему земельного налога за 2009 год оснований не имелось, т.к. на данное постановление распространяется порядок вступления в законную силу, предусмотренный статьей 5 НК РФ, в соответствии с которой постановление, принятое 24.12.2008 и опубликованное 31.12.2008, вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данная правовая позиция приведена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации". Полагает, что действия ИФНС России по г. Томску в отношении исчисления ежегодного земельного налога за 2009 год являются незаконными.
Определением судьи Томского областного суда от 27 июня 2011 года надзорная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения по существу в президиум Томского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, президиум Томского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения законности были допущены.
Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого, что установлено в ст. 57 Конституции РФ и подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, П. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <...>, который является объектом налогообложения.
В силу п. 1 ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
На территории <...> земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования "город Томск", утвержденным решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ).
Налоговым органом П. в соответствии с нормами действующего законодательства было направлено налоговое уведомление <...> от 13.03.2009 на уплату земельного налога за 2009 год в размере <...> руб. <...> коп. в срок до 30.04.2010. В связи с неуплатой ответчиком земельного налога в установленный срок налоговый орган направил в адрес П. налоговое требование <...> от 10.06.2010 об уплате в срок до 01.07.2010 земельного налога в размере <...> руб. <...> коп. и пени в размере <...> руб. <...> коп.
Суд первой инстанции, установив, что земельный налог за 2009 год П. не оплачен, проверив представленный истцом расчет, посчитал требования налогового органа обоснованными и взыскал с ответчика задолженность по земельному налогу за 2009 год и пени в общей сумме <...> руб. <...> коп.
С такими выводами согласился суд кассационной инстанции.
Вместе с тем, с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный налог П. исчислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ "Земельная палата по Томской области". В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка ответчика на 2009 год исчислена ФГУ "Земельная палата по Томской области" на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008.
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О и от 24.02.2011 N 156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ).
Исходя из изложенного, Постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, официально опубликованное в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При таких обстоятельствах, земельный налог за налоговый период 2009 года П. должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на 01.01.2009, в связи с чем взыскание земельного налога, исчисленного на основании кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, является незаконным.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями земельного законодательства исчисление земельного налога не является обязанностью налогоплательщика - физического лица, оплата указанного налога производится на основании налогового уведомления, содержащего размер земельного налога, который должен быть определен налоговым органом, оснований для взыскания с ответчика земельного налога в ином размере на основании налогового уведомления <...> от 13.03.2009 не имеется.
Из смысла п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ следует, что налоговым органам предоставлено право направить налогоплательщику уточненное уведомление при корректировке налоговой базы.
Данному положению корреспондирует разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов РФ от 04.10.2010 <...>, согласно которому если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.
Таким образом, при наличии судебного решения, которым установлено необоснованное исчисление налоговой базы на земельный налог, у налогового органа сохраняется право направить налогоплательщику уточненное уведомление об оплате земельного налога по скорректированной налоговой базе.
Допущенное судом неправильное применение норм материального права является существенным, оно повлияло на исход дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав П., в связи с чем принятые судебные постановления подлежат отмене
Поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права, все обстоятельства по делу установлены полно, президиум в силу п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пени.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Томского областного суда
постановил:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 28 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 ноября 2010 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пени отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.07.2011 N 44Г-17/2011
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. N 44г-17/2011
Судья первой инстанции: Мурованная М.В.
Суд кассационной инстанции: Останин В.А., Залевская Е.А., Шефер Л.В.
Президиум Томского областного суда в составе:
председательствующего: Кайгородова А.А.,
членов президиума: Кина А.Р., Каплюка А.В., Школяр Л.Г., Ахвердиевой И.Ю., Батуниной Т.А., Синяковой Т.П.,
рассмотрел в открытом судебной заседании истребованное по надзорной жалобе П. на решение Ленинского районного суда г. Томска от 28 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 ноября 2010 года гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Томского областного суда Уваровой Т.В., объяснения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, президиум Томского областного суда
установил:
ИФНС России по г. Томску обратилась в суд с иском к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу в размере <...> рублей, пени в размере <...> рублей за период 2009 года. В обоснование иска указала, что в собственности ответчика зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: <...>, следовательно, он является плательщиком земельного налога. В соответствии со ст. 396 НК РФ ответчику проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2009 год, по ставке 1,5%, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, что составило <...> рублей <...> копеек. В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате указанного земельного налога, однако ответчик его оплату в установленный законом срок (до 30.04.2010) не произвел. В связи с этим должнику было направлено требование об уплате земельного налога и начисленной за период с 30.04.2010 по 10.06.2010 пени в срок до 01.07.2010, которое ответчиком также не было исполнено.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 28 октября 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 ноября 2010 года, исковые требования ИФНС России по г. Томску удовлетворены, с П. в пользу соответствующего бюджета взыскана сумма задолженности по земельному налогу в размере <...> рублей <...> копейки, в том числе: <...> рублей <...> копеек - земельный налог за 2009 год, <...> рублей <...> копейки - пеня за период с 01.05.2010 по 10.06.2010, а также в доход бюджета муниципального образования "Город Томск" государственная пошлина в размере 11 206 рублей 90 копеек.
В надзорной жалобе, поданной 08 апреля 2011 года, П. просит принятые судебные постановления отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что применять Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" по состоянию на 01.01.2009 для исчисления ему земельного налога за 2009 год оснований не имелось, т.к. на данное постановление распространяется порядок вступления в законную силу, предусмотренный статьей 5 НК РФ, в соответствии с которой постановление, принятое 24.12.2008 и опубликованное 31.12.2008, вступило в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данная правовая позиция приведена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации". Полагает, что действия ИФНС России по г. Томску в отношении исчисления ежегодного земельного налога за 2009 год являются незаконными.
Определением судьи Томского областного суда от 27 июня 2011 года надзорная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения по существу в президиум Томского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, президиум Томского областного суда находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения законности были допущены.
Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого, что установлено в ст. 57 Конституции РФ и подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, П. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <...>, который является объектом налогообложения.
В силу п. 1 ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам.
На территории <...> земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования "город Томск", утвержденным решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ).
Налоговым органом П. в соответствии с нормами действующего законодательства было направлено налоговое уведомление <...> от 13.03.2009 на уплату земельного налога за 2009 год в размере <...> руб. <...> коп. в срок до 30.04.2010. В связи с неуплатой ответчиком земельного налога в установленный срок налоговый орган направил в адрес П. налоговое требование <...> от 10.06.2010 об уплате в срок до 01.07.2010 земельного налога в размере <...> руб. <...> коп. и пени в размере <...> руб. <...> коп.
Суд первой инстанции, установив, что земельный налог за 2009 год П. не оплачен, проверив представленный истцом расчет, посчитал требования налогового органа обоснованными и взыскал с ответчика задолженность по земельному налогу за 2009 год и пени в общей сумме <...> руб. <...> коп.
С такими выводами согласился суд кассационной инстанции.
Вместе с тем, с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Согласно п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный налог П. исчислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ "Земельная палата по Томской области". В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка ответчика на 2009 год исчислена ФГУ "Земельная палата по Томской области" на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008.
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О и от 24.02.2011 N 156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Положения, предусмотренные ст. 5 Налогового кодекса РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ).
Исходя из изложенного, Постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, официально опубликованное в "Собрании законодательства Томской области" 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
При таких обстоятельствах, земельный налог за налоговый период 2009 года П. должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на 01.01.2009, в связи с чем взыскание земельного налога, исчисленного на основании кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008, является незаконным.
Принимая во внимание, что в соответствии с положениями земельного законодательства исчисление земельного налога не является обязанностью налогоплательщика - физического лица, оплата указанного налога производится на основании налогового уведомления, содержащего размер земельного налога, который должен быть определен налоговым органом, оснований для взыскания с ответчика земельного налога в ином размере на основании налогового уведомления <...> от 13.03.2009 не имеется.
Из смысла п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ следует, что налоговым органам предоставлено право направить налогоплательщику уточненное уведомление при корректировке налоговой базы.
Данному положению корреспондирует разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов РФ от 04.10.2010 <...>, согласно которому если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, то налоговые органы должны пересчитать сумму земельного налога и направить налогоплательщику уточненное уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.
Таким образом, при наличии судебного решения, которым установлено необоснованное исчисление налоговой базы на земельный налог, у налогового органа сохраняется право направить налогоплательщику уточненное уведомление об оплате земельного налога по скорректированной налоговой базе.
Допущенное судом неправильное применение норм материального права является существенным, оно повлияло на исход дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав П., в связи с чем принятые судебные постановления подлежат отмене
Поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права, все обстоятельства по делу установлены полно, президиум в силу п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пени.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Томского областного суда
постановил:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 28 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 30 ноября 2010 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к П. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу и пени отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)