Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2009 N 09АП-8564/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-88222/08-90-461

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2009 г. N 09АП-8564/2009-АК

Дело N А40-88222/08-90-461

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А.
судей Яремчук Л.А., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2009 г.
по делу N А40-88222/08-90-461, принятое судьей Петровым И.О.
по заявлению ОАО "Северсталь-метиз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
об обязании уплатить проценты, начисленные на суммы излишне взысканных налога, пени и штрафов
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кузнецов Н.М. по доверенности от 22.12.2008 г. N 1974
от заинтересованного лица: Балабин В.И. по доверенности от 11.01.2009 г.

установил:

ОАО "Северсталь-метиз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 выплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканного налога, пени и штрафов в размере 3 519 237,57 руб., мотивируя требование тем, что возврат инспекцией излишне взысканных налогов, а также произведенный по инициативе налогового органа зачет без начисления соответствующих процентов, нарушил положения налогового законодательства и права заявителя.
Решением от 03 апреля 2009 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме и взыскал с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 в пользу заявителя госпошлину в размере 29 096,19 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, что МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 по итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ОАО "Северсталь-метиз" было принято решение от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании данного решения от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 Инспекция выставила требование N 833/204 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.02.2007 г., которым Обществу было предложено в срок до 26.02.2007 г. уплатить недоимку 21 503 089 руб., пени 2 273 437,91 руб., штрафы 1 606 348,20 руб.
Обществом по указанному требованию N 833/204 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.02.2007 г. произведена уплата: штрафа по налогу на прибыль зачисляемого в федеральный бюджет в размере 334 656 руб. по платежному поручению N 77003274 от 26.02.2007 г.; налога на прибыль зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 5.689.150 руб. по платежному поручению N 77003276 от 26.02.2007 г., в размере 220.694 по платежному поручению N 77003277 от 26.02.2007 г.; пени по налогу на прибыль зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 201 373 руб. по платежному поручению N 77003275 от 26.02.2006 г., в размере 4.882 руб. по платежному поручению N 77003278 от 26.02.2007 г.; штрафа по налогу на прибыль зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 1 137 830 по платежному поручению N 77003273 от 26.02.2007 г.; налога на прибыль в размере 669.312 руб. по платежному поручению N 77003285 от 26.02.2007 г., в размере 25.964 руб. по платежному поручению N 77003282 от 26.02.2007 г.; пени по налогу на прибыль в размере 97 163 руб. по платежному поручению N 77003284, в размере 376 руб. по платежному поручению N 77003281 от 26.02.2007 г.; штрафа по налогу на прибыль в размере 133 863 руб. по платежному поручению N 77003283 от 26.02.2007 г.; недоимки по НДФЛ в размере 1.052.351 руб. по платежному поручению N 77003266 от 26.02.2007 г.; пени по НДФЛ в размере 449.775, 31 по платежному поручению N 77003265 от 26.02.2007 г.; недоимки по ЕСН в федеральный бюджет в размере 7 968 800 руб. по платежному поручению N 77003286 от 27.02.2007 г.; пени по ЕСН в федеральный бюджет в размере 822 480 руб. по платежному поручению N 77003270 от 26.02.2007 г.; недоимки по ЕСН в Фонд социального страхования в размере 1 138 400 руб. по платежному поручению N 77003272 от 26.02.2007 г.; пени по ЕСН в Фонд социального страхования в размере 241 479 руб. по платежному поручению N 77003271 от 26.02.2007 г.; недоимки по ЕСН в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 967 640 руб. по платежному поручению N 77003267 от 26.02.2007 г.; пени по ЕСН в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 66 743 руб. по платежному поручению N 77003269 от 26.02.2007 г.; пени по ЕСН в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 66 743 руб. по платежному поручению N 77020740 от 03.05.2007 г.; недоимки по ЕСН в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 56 920 руб. по платежному поручению N 77003268 от 26.02.2007 г.; налог на имущество в размере 1 358 555 руб. по платежному поручению N 77003280 от 26.02.2007 г.; пени по налогу на имущество в размере 357 465 руб. по платежному поручению N 77003279 от 26.02.2007 г.
Судом установлено, инспекция вернула Обществу 220.693,30 руб. по платежному поручению N 684 от 24.04.2007 г.; 4 881,60 руб. по платежному поручению N 685 от 24.04.2007 г.; 25 963,90 руб. по платежному поручению N 686 от 24.04.2007 г., 367 руб. по платежному поручению N 687 от 24.04.2007 г., 1.052.351 руб. по платежному поручению N 688 от 24.04.2007 г., 449 775,31 руб. по платежному поручению N 689 от 24.04.2007 г.
Также на основании решения Инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 Межрайонная ИФНС России N 2 по Орловской области выставила требование N 1720 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.03.2007 г., которым Обществу предложено в срок до 19.03.2007 г. уплатить всего: недоимку 2 657 563,20 руб., пени 812 497 руб.
Общество по требованию N 1720 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.03.2007 г. произвело уплату: налога на прибыль зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 220 693,30 по платежному поручению N 77016710 от 29.03.2007 г.; пени по налогу на прибыль зачисляемого в бюджет субъекта РФ в размере 4 881, 60 руб. по платежному поручению N 77016711 от 29.03.2007 г.; налога на прибыль в размере 25 963, 90 руб. по платежному поручению N 77016713 от 29.03.2007 г.; пени по налогу на прибыль в размере 376,20 руб. по платежному поручению N 77016712 от 29.03.2007 г.; недоимки по НДФЛ в размере 1 052 351 руб. по платежному поручению N 77016707 от 29.03.2007 г.; пени по НДФЛ в размере 449 775,31 по платежному поручению N 77016706 от 29.03.2007 г.
В соответствии с "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, утвержденными Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 г. N 106н, заявитель в данных платежных поручениях указал назначение платежа как оплата по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 833/204 от 09.02.2007 г. Это подтверждается указанием в платежных поручениях в поле 106 показателя основания платежа - "ТР", который означает погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); в поле 107 - "26.02.2007", т.е. срока уплаты, установленного в требовании налогового органа; в поле 108 - "833/204", т.е. номера требования об уплате налогов (сборов); в поле 109 - "09.02.2007", т.е. даты требования об уплате налога (сбора). Аналогичным образом указано в платежных поручениях об уплате налога, пени, штрафа по требованию N 1720 от 09.03.2007 г., в которых также есть ссылка на номер проверки (решения) - N 56-12-26/7.
Кроме того, по заявлению Общества от 26.02.2007 г. N 46-163-45-800 Инспекцией в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет приняты решения о зачете N 148 от 27.02.2007 г. в размере 1 738 189,20 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1668 от 27.02,2007 г.), N 149 от 27.02.2007 г. в размере 24 653,78 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1669 от 27.02.2007 г.), N 150 от 27.02.2007 г. в размере 3510,18 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1666 от 27.02.2007 г.), а также в счет уплаты НДС принято решение о зачете N 136 от 27.12.2007 г. в размере 617 115 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1670 от 27.02.2007 г.).
В заявлении Общества от 26.02.2007 г. N 46-163-45-800 было указано о направлении перечисленных выше денежных средств в счет уплаты сумм задолженности по требованию N 833/204 от 09.02.2007 г.
Таким образом, судом установлено, что Общество произвело уплату указанных денежных средств по требованиям Инспекции об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию от 09.02.2007 г. N 833/204 и требованию от 09.03.2007 г. N 1720, выставленным на основании решения Инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 о привлечении к налоговой ответственности Общества.
Кроме того, решением Федеральной налоговой службы России от 23.04.2007 г. N 08-1-05/1143 решение Инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 отменено в части: 1) в подпункте "а" пункта 1 подлежащего взысканию за неуплату налога на прибыль штрафа в размере 61 199,60 руб.; 2) в подпункте 2.1 пункта 2 в части неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на прибыль в сумме 305 998 руб.; 3) в подпункте 2.1 пункта 2 в части "в" пени за несвоевременную уплату налога на прибыль, начисленные на отмененную часть указанного налога.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2007 г. с учетом уточнения, принятого Определением от 26.07.2007 г. по делу N А40-28340/07-111-116 было признано недействительным решение Инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 о привлечении к налоговой ответственности Общества в части начисления налогов 1.1, 1.3, 2.2, 3.2.1, 3.3.2, 3.4.1. Данное решение суда было оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2007 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/533-08 от 20.02.2008 г. по делу N А40-28340/07-111-116.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2008 г. по делу N А40-22787/07-98-146 требование Инспекции от 09.02.2007 г. N 803/204 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.02.2007 г., выставленное в отношении Общества было признано недействительным в полном объеме. Указанное Решение суда вступило в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, требование Инспекции от 09.02.2007 г. N 833/204 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.02.2007 г. в полном объеме и решение Инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 о привлечении к налоговой ответственности Общества в части начисления налогов, пени и штрафа по п. 1.1, 1.3, 2.2, 3.2.1, 3.3.2, 3.4.1, а также пунктов отмененных решением Федеральной налоговой службы РФ от 23.04.2007 г. N 08-1-05/1143 являются недействительными и не соответствующими Налоговому кодексу РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.
При проведении налоговым органом налоговой проверки по соблюдению законодательства о налогах и сборах выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов или сборов. По результатам проверки выносится решение. Далее в случае наличие недоимки выставляется требование.
Из положений статей 45, 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что выставленные налоговым органом требования об уплате налогов, пени, штрафа является мерой принудительного характера, а перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о том, что налоговым органом не принималась процедура принудительного взыскания, предусмотренная ст. ст. 46, 47 НК РФ, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.05 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налогов является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Следовательно, перечисление Обществом денежных средств в уплату доначисленных решением налогового органа налога по выставленному требованию носит характер взыскания налоговым органом недоимки.
Процедура взыскания налога является по своей сути длящимся процессом, представляющим собой на первом этапе - направление налоговым органом требование налогоплательщику об уплате с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму налога, и последующим применении принудительных мер взыскания, предусмотренные ст. 46 и ст. 47 НК РФ, в случае неисполнения требования в указанный срок.
В соответствии с п. 5 и п. 9 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога, пени, штрафа возвращается с начисленными на нее процентами. При этом ст. 79 НК РФ не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уплаченные обществом по платежным поручениям денежные средства по требованиям инспекции N 833/204 от 09.02.2007 г. и N 1720 от 09.03.2007 г., выставленным на основании решения инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-2677 о привлечении к налоговой ответственности общества, являются излишне взысканными, и на них подлежат начислению и уплате проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ.
Довод ответчика о том, что перечисление заявителем денежных средств по требованию N 1720 Межрайонной ИФНС России N 2 по Орловской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.03.2007 г. не является перечислением денежных средств по требованию, признанному недействительным, т.к. заявитель не приводит каких-либо сведений о том, что вышеуказанное требование обжаловалось в судебном порядке, также не принимается судом, поскольку в материалах дела имеется решение Арбитражного суда Орловской области от 25.03.2009 г. N А48-2583/07-8 о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1720 по состоянию на 09.03.2007 г. (т. 2 л.д. 66 - 74).
Положения ст. 79 НК РФ о возврате неправомерно взысканных сумм не делают исключения для взыскания в форме зачета.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод налогового органа о том, что факта взыскания инспекцией денежных средств в части зачтенных в счет уплаты налога на прибыль и НДС не было, поскольку с учетом положений Определений Конституционного Суда РФ N 41-О от 22.01.04, N 503-О от 27.12.05 зачет, проведенный по инициативе налогового органа, расценивается как принудительное взыскание.
В данном случае зачет был осуществлен после выставления требования об уплате налога по заявлению общества и на основании решения инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 о привлечении к налоговой ответственности общества. Поэтому проведение инспекцией зачета следует рассматривать как принудительное взыскание налога, пени, штрафов, а излишне зачтенные денежные средства как излишне взысканные.
Поскольку в заявлении общества от 26.02.2007 г. N 46-163-45-800 о проведении зачета было указано о направлении денежных средств в счет уплаты сумм задолженности по требованию N 833/204 от 09.02.2007 г. на основании решения инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 о привлечении к налоговой ответственности общества, то данные денежные средства также являются излишне взысканными, и на них подлежат начислению и уплате проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, уплаченные обществом денежные средства по платежным поручениям и зачтенные денежные средства по требованиям об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 833/204 от 09.02.2007 г. и N 1720 от 09.03.2007 г., выставленным на основании решения Инспекции от 05.02.2007 г. N 56-12-26/7 о привлечении к налоговой ответственности Общества, являются излишне взысканными, и на них подлежат начислению и уплате проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ.
В соответствии со ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога, пени, штрафа подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
На основании решения Федеральной налоговой службы России от 2104.2007 г. N 08-1-05/1143 по заявлению Общества от 01.06.2007 г. N 46-163-45-1451 Инспекция вернула неправомерно взысканные денежные средства: 216 478, 60 руб. по платежному поручению N 681 от 15.06.2007 г. (налог на прибыль в бюджет субъекта РФ); 25 499,80 руб. по платежному поручению N 682 от 15.06.2007 г. (налог на прибыль в местный бюджет); 4 830. 50 руб. по платежному поручению N 683 от 15.06.2007 г. (пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ); 370,20 руб. по платежному поручению N 680 от 15.06.2007 г. (пени по налогу на прибыль в местный бюджет); а также по заявлению Общества от 01.06.2007 г. N 46-163-45-1452 суммы 63 749,60 руб. по платежному поручению N 786 от 20.07.2007 г. (налог на прибыль в федеральный бюджет): 5 100 руб. по платежному поручению N 785 от 20.07.2007 г., 43 349, 70 руб. по платежному поручению N 784 от 20.07.2007 г. и 12 749. 90 руб. по платежному поручению N 788 от 20.07.2007 г. (штраф по налогу на прибыль в федеральный бюджет); 2 117,90 руб. по платежному поручению N 787 от 20.07.2007 г. (пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет).
По заявлениям Общества от 26.05.2008 г. N 46-163-5-742, N 46-163-5-743, N 46-163-5-741 и N 46-163-5-740 Инспекцией проведены зачеты неправомерно взысканных сумм: 822 480 руб. в уплату ЕСН, зачисляемого в Федеральный бюджет (решение о зачете N 1517 от 27.05.2008 г.; извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 3373 от 27.05.2008 г.); 219 885,97 руб. в уплату ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования (решение о зачете N 1512 от 27.05.2008 г.; извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 3368 от 27.05.2008 г.): 66 743 руб. в уплату ЕСН, зачисляемого в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (решение о зачете N 1515 от 27.05.2008 г.; извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 3371 от 27.05.2008 г.); 3 539 руб. в уплату ЕСН, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (решение о зачете N 1513 от 27.05.2008 г.; извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 3369 от 27.05.2008 г.).
При возврате излишне взысканных сумм путем зачета также подлежат начислению проценты по п. 5 ст. 79 НК РФ, поскольку по экономическому содержанию зачет излишне уплаченного налога является разновидностью его возврата.
Кроме того, право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы возмещения сумм налога (возврат или зачет). Следовательно, при подаче налогоплательщиком заявления о возврате излишне взысканных сумм налога в виде зачета данных сумм в счет указанных в его заявлениях платежей на сумму излишне взысканного налога также подлежат начислению проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ.
Общество в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ и Приказом Минфина РФ от 1.07.2005 г. N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" состоит на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России го крупнейшим налогоплательщикам N 5.
Общество направило в указанную Инспекцию заявление от 30.09.2008 г. N 46-163-11-1163 о возврате излишне взысканных сумм налога, пени и штрафа в порядке ст. 79 НК РФ.
Данное заявление Обществом было направлено в налоговый орган в срок, установленный п. 3 ст. 79 НК РФ, а именно в течение месяца со дня вступления в силу решения Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2008 г. по делу N А40-22787/07-98-146, которым было признано недействительным требование Инспекции N 833/204 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.02.2007 г.
Инспекция направило Обществу извещение от 07.10.2008 г. N 316 о принятом налоговым органом на основании заявления плательщика (от 30.09.2008 г. N 46-163-11-1163) решении о возврате.
Инспекция возвратила Обществу: 1 609 913,29 руб. по платежному поручению N 496 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1923 от 07.10.2008 г.; налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет); 26 342,44 руб. по платежному поручению N 497 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1924 от 07.10.2008 г. пени по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет); 309.309,52 руб. по платежному поручению N 498 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1925 от 07.10.2008 г.; штраф по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет); 5 473 705, 40 руб. по платежному поручению N 499 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1926 от 07.10.2008 г.; налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ); 195 004,88 руб. по платежному поручению N 500 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1927 от 07.10.2008 г.; пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ); 1 051 391,34 руб. по платежному поручению N 501 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1928 от 07.10.2008 г.; штраф по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ); 643 965,52 руб. по платежному поручению N 502 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1929 от 07.10.2008 г.: налог на прибыль, зачисляемый в местный бюджет); 94 530 руб. по платежному поручению N 503 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1930 от 07.10.2008 г.; пени по налогу на прибыль, зачисляемый в местный бюджет); 123 693, 76 руб. по платежному поручению N 504 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1931 от 07.10.2008 г.; штраф по налогу на прибыль, зачисляемый в местный бюджет); 7 968 800 руб. по платежному поручению N 505 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1932 от 07.10.2008 г.; ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет); 511 856,47 руб. по платежному поручению N 506 от 24.10.2008 г. и 626 543,53 руб. по платежному поручению N 506 от 27.10.2008 г. (решение о возврате N 1933 от 07.10.2008 г.; ЕСН, зачисляемый в Фонд социального страхования); 56 920 руб. по платежному поручению N 507 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1934 от 07.10.2008 г.; ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); 967 640 руб. по платежному поручению N 508 от 17.10.2008 г. (решение о возврате N 1935 от 07.10.2008 г.; ЕСН, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования).
В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Также в соответствии с п. 9 ст. 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Между тем, судом установлено, что вышеперечисленные суммы излишне взысканных налога, пени, штрафа Инспекция возвратила Обществу без уплаты начисленных на основании ст. 79 НК РФ на них процентов.
В соответствии со ст. 79 НК РФ Инспекция обязана уплатить (возвратить) Обществу проценты, начисленные на сумму излишне взысканного налога, пени, штрафа со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из содержания п. 2 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что право на возврат неправильно и излишне взысканных сумм налоговых платежей может быть реализовано двумя альтернативными способами: путем подачи заявления в налоговый орган или путем подачи искового заявления в суд. При этом подача заявления в налоговый орган в данном случае не является обязательной досудебной процедурой.
Из содержания и смысла положений ст. 79 НК РФ следует, что излишне взысканная сумма налога, пени, штрафа подлежит возврату налогоплательщику с уже начисленными процентами. Таким образом, достаточным основанием для выплаты процентов является возврат излишне взысканного налога.
На основании изложенного, налоговое законодательство не связывает право на возврат процентов, начисляемых в соответствии со ст. 79 НК РФ, с подачей налогоплательщиком налоговому органу заявления об их уплате, а также с обжалованием бездействия по их возврату.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Между тем, решение суда подлежит отмене в части распределения судебных расходов.
Взыскивая с ответчика государственную пошлину в размере 29 096 руб. 19 коп., уплаченную заявителем при подаче иска, суд руководствовался положениями п. 1 ст. 110 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.2006 г., а также правовой позицией ВАС РФ, выраженной в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117.
Однако суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что с 31 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ, которым внесены изменения в п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, налоговые органы независимо от того, какой стороной спора в арбитражном процессе они являются, не уплачивают госпошлину, начиная с 31.01.2009 г., в связи с чем уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения в обжалуемой инспекцией части и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2009 года по делу N А40-88222/08-90-461 отменить в части взыскания с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 государственной пошлины в размере 29 096 руб. 19 коп.
Возвратить ОАО "Северсталь-метиз" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 29 096 рублей 19 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий
Е.А.ПТАНСКАЯ

Судьи
Л.А.ЯРЕМЧУК
С.П.СЕДОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)