Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (г. Ленинск-Кузнецкий, ОГРН 1074212001368) от 17.10.2012 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 26.12.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2012 по делу Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9497/2011 по заявлению открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (г. Кемерово, ОГРН 1044205091435) о признании частично недействительным решения от 13.05.2011 N 20 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "СУЭК-Кузбасс" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области от 13.05.2011 N 20, принятого по результатам выездной налоговой проверки открытого акционерного общества "Шахта Комсомолец", реорганизованного в форме присоединения к открытому акционерному обществу "СУЭК-Кузбасс".
Решением суда первой инстанции от 26.12.2011 заявление общества частично удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 01.08.2012 судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит пересмотреть в порядке надзора указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции по эпизоду, связанному с доначислением налога на добычу полезных ископаемых, начислением соответствующих сумм пеней как принятые с неправильным применением норм права. Общество указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых послужил вывод инспекции о занижении обществом количества добытого полезного ископаемого, облагаемого по общеустановленной ставке, что повлекло занижение налоговой базы и неуплату 3 707 237 рублей налога за 2008 - 2009 годы.
Указанное занижение обусловлено завышением количества добытого полезного ископаемого, облагаемого по налоговой ставке 0 процентов (нормативные потери).
Оспаривая решение инспекции, общество полагало, что правомерно исчисляло налог, применяя норматив потерь, установленный в целом по месторождению, поскольку расчет налога на добычу полезных ископаемых по отдельным выемочным единицам не предусмотрен ни положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ни иными нормативными правовыми актами.
Руководствуясь положениями статей 336, 338, 339, 342 Кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.02.2008 N 18/08-унп, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации", приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 21.01.1993 N 26 "Об утверждении Инструкции по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения", иных документов, суды признали доначисление налога на добычу полезных ископаемых правомерным.
Учетной политикой общества установлено ежемесячное определение фактических потерь путем инструментальных измерений с составлением справки маркшейдерского замера о добыче и потерях при добыче. В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года отсутствуют утвержденные нормативы потерь на наступивший календарный год, впредь до утверждения нормативов применяются нормативы потерь, утвержденные ранее, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. Расчет нормативных потерь производится по формуле, установленной в пункте 1.8 инструкции Министерства топлива и энергетики Российской Федерации по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче.
Суды согласились с доводами инспекции о превышении обществом нормативных потерь по лавам в 2008 году в размере 43 489 тонн (по лаве 1728 в размере 3955 тонн, по лаве 1925 в размере 39 534 тонн), так как протоколом заседания Секции твердых полезных ископаемых Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.02.2008 N 18/08-унп, утверждены уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых для ОАО "Шахта Комсомолец" на 2007 год по лавам, а нормативы потерь на 2008 год отсутствовали.
При расчете потерь по лаве 1730 в 2009 году применен норматив потерь в размере 5 процентов, установленный в целом по пласту Бреевский проектом вскрытия и подготовки участка "Южная прирезка" ввиду отсутствия норматива потерь по указанной лаве.
Коллегия судей Высшего Арбитражного суда Российской Федерации полагает выводы судов обоснованными, не противоречащими положениям главы 26 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
В силу пункта 3 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого в случае применения налогоплательщиком прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями в целях применения главы 26 Кодекса признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым данного подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом (статья 342 Кодекса).
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество выводы судов не опровергает.
Довод общества об утверждении нормативов потерь на 2004, 2005 и 2006 годы по месторождению в целом, судами рассмотрен и отклонен.
Ссылка общества на судебные акты по делу Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12022/2008-6 ошибочна, поскольку по данному делу имелись иные фактические обстоятельства. Судами рассматривался вопрос о допустимости применения налоговой ставки 0 процентов в отношении угля, добытого в 2005 - 2006 годах из ранее списанных запасов по нормативам, утвержденным на указанные периоды, поскольку списание запасов производилось путем полного их снятия с государственного баланса запасов полезных ископаемых и законодательством их восстановление предусмотрено не было. То обстоятельство, что в 2005 - 2006 годах применялись нормативы, утвержденные в целом по месторождению не было решающим при рассмотрении этого эпизода. По эпизоду, связанному с применением налоговой ставки 0 процентов в отношении угля, добытого из пластов, по которым нормативы потерь не были согласованы с территориальными органами Ростехнадзора, применение указанной ставки признано судами неправомерным ввиду отсутствия утвержденных нормативов. Доначисление налога на добычу полезных ископаемых за 2004 и 2006 годы признано судами обоснованным.
На основании изложенного, нарушения единообразия коллегией судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А27-9497/2011 Арбитражного суда Кемеровской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 26.12.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2012 отказать.
Председательствующий судья
В.М.ТУМАРКИН
Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА
Судья
М.Г.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 16.11.2012 N ВАС-14470/12 ПО ДЕЛУ N А27-9497/2011
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2012 г. N ВАС-14470/12
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (г. Ленинск-Кузнецкий, ОГРН 1074212001368) от 17.10.2012 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 26.12.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2012 по делу Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9497/2011 по заявлению открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (г. Кемерово, ОГРН 1044205091435) о признании частично недействительным решения от 13.05.2011 N 20 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "СУЭК-Кузбасс" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области от 13.05.2011 N 20, принятого по результатам выездной налоговой проверки открытого акционерного общества "Шахта Комсомолец", реорганизованного в форме присоединения к открытому акционерному обществу "СУЭК-Кузбасс".
Решением суда первой инстанции от 26.12.2011 заявление общества частично удовлетворено.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 01.08.2012 судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит пересмотреть в порядке надзора указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции по эпизоду, связанному с доначислением налога на добычу полезных ископаемых, начислением соответствующих сумм пеней как принятые с неправильным применением норм права. Общество указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых послужил вывод инспекции о занижении обществом количества добытого полезного ископаемого, облагаемого по общеустановленной ставке, что повлекло занижение налоговой базы и неуплату 3 707 237 рублей налога за 2008 - 2009 годы.
Указанное занижение обусловлено завышением количества добытого полезного ископаемого, облагаемого по налоговой ставке 0 процентов (нормативные потери).
Оспаривая решение инспекции, общество полагало, что правомерно исчисляло налог, применяя норматив потерь, установленный в целом по месторождению, поскольку расчет налога на добычу полезных ископаемых по отдельным выемочным единицам не предусмотрен ни положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ни иными нормативными правовыми актами.
Руководствуясь положениями статей 336, 338, 339, 342 Кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", протоколом Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.02.2008 N 18/08-унп, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 "Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации", приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 21.01.1993 N 26 "Об утверждении Инструкции по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения", иных документов, суды признали доначисление налога на добычу полезных ископаемых правомерным.
Учетной политикой общества установлено ежемесячное определение фактических потерь путем инструментальных измерений с составлением справки маркшейдерского замера о добыче и потерях при добыче. В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года отсутствуют утвержденные нормативы потерь на наступивший календарный год, впредь до утверждения нормативов применяются нормативы потерь, утвержденные ранее, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. Расчет нормативных потерь производится по формуле, установленной в пункте 1.8 инструкции Министерства топлива и энергетики Российской Федерации по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче.
Суды согласились с доводами инспекции о превышении обществом нормативных потерь по лавам в 2008 году в размере 43 489 тонн (по лаве 1728 в размере 3955 тонн, по лаве 1925 в размере 39 534 тонн), так как протоколом заседания Секции твердых полезных ископаемых Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.02.2008 N 18/08-унп, утверждены уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых для ОАО "Шахта Комсомолец" на 2007 год по лавам, а нормативы потерь на 2008 год отсутствовали.
При расчете потерь по лаве 1730 в 2009 году применен норматив потерь в размере 5 процентов, установленный в целом по пласту Бреевский проектом вскрытия и подготовки участка "Южная прирезка" ввиду отсутствия норматива потерь по указанной лаве.
Коллегия судей Высшего Арбитражного суда Российской Федерации полагает выводы судов обоснованными, не противоречащими положениям главы 26 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
В силу пункта 3 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого в случае применения налогоплательщиком прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями в целях применения главы 26 Кодекса признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым данного подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом (статья 342 Кодекса).
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество выводы судов не опровергает.
Довод общества об утверждении нормативов потерь на 2004, 2005 и 2006 годы по месторождению в целом, судами рассмотрен и отклонен.
Ссылка общества на судебные акты по делу Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12022/2008-6 ошибочна, поскольку по данному делу имелись иные фактические обстоятельства. Судами рассматривался вопрос о допустимости применения налоговой ставки 0 процентов в отношении угля, добытого в 2005 - 2006 годах из ранее списанных запасов по нормативам, утвержденным на указанные периоды, поскольку списание запасов производилось путем полного их снятия с государственного баланса запасов полезных ископаемых и законодательством их восстановление предусмотрено не было. То обстоятельство, что в 2005 - 2006 годах применялись нормативы, утвержденные в целом по месторождению не было решающим при рассмотрении этого эпизода. По эпизоду, связанному с применением налоговой ставки 0 процентов в отношении угля, добытого из пластов, по которым нормативы потерь не были согласованы с территориальными органами Ростехнадзора, применение указанной ставки признано судами неправомерным ввиду отсутствия утвержденных нормативов. Доначисление налога на добычу полезных ископаемых за 2004 и 2006 годы признано судами обоснованным.
На основании изложенного, нарушения единообразия коллегией судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А27-9497/2011 Арбитражного суда Кемеровской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 26.12.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.08.2012 отказать.
Председательствующий судья
В.М.ТУМАРКИН
Судья
Е.Н.ЗАРУБИНА
Судья
М.Г.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)