Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником Романовой Е.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): ООО "Телесеть-Плюс": представитель не явился, извещен судом,
- от ответчика: Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области: Папоудиной О.О., доверенность от 13.11.2012 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2012 года по делу N А41-32178/12, принятое судьей Морхатом П.М., по иску (заявлению) ООО "Телесеть-Плюс", к МРИФНС России N 12 по Московской области об обязании произвести возврат излишне уплаченных сумм налогов в размере 3454180,75 руб., и произвести выплату начисленных процентов в размере 46615,73 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Телесеть-Плюс" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о возврате излишне уплаченных налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования, единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, в общей сумме 3454180,75 руб., а также об обязании произвести выплату начисленных процентов в размере 46615,73 руб.
Решением от 27 сентября 2012 года Арбитражного суда Московской области заявленные требования удовлетворены частично. На инспекцию возложена обязанность возвратить излишне выплаченные налоги в сумме 3454180 руб. 75 коп. и 18888 руб. 63 коп. процентов за нарушение срока возврата переплаты.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просила о его отмене как незаконного и необоснованного в части удовлетворения требований о взыскании с налогового органа процентов в размере 18888 руб. 63 коп. за несвоевременный возврат налога.
В суде представитель инспекции не возражал проверять правильность судебного акта по доводам апелляционной жалобы только в части требований о взыскании с инспекции процентов за нарушение срока возврата налога.
В суд апелляционной инстанции представитель налогоплательщиком не заявлены возражения против проверки судебного акта по доводам жалобы, в связи с чем, суд апелляционной инстанции проверяет правильность выводов суда первой инстанции в порядке п. 5 ст. 268 АПК РФ.
По мнению инспекции, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с инспекции процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, так как налогоплательщик пропустил трехлетний срок на обращение в инспекцию с заявлением о возврате налога, поэтому при подаче иска в суд он может требовать только возврата суммы излишнего налога, без выплаты процентов.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель общества не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом, в том числе с помощью размещения информации на интернет-сайте ВАС РФ.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 4, л.д. 115 - 118), представил свой расчет процентов с пояснительной запиской.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком и налоговым органом проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, результаты которой оформлены Актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам от 21.03.2012 г. N 7107.
Согласно указанного Акта, общая сумма переплаты налогов, сборов, пени и штрафов составляет 12451616,89 руб.
Налогоплательщик обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога (т. 1., л.д. 11, 12, 42, 45, 46, 47).
Налогоплательщиком и налоговым органом проведена повторная сверка расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, результаты которой оформлены Актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 14.05.2012 г. N 7430 (т. 1, л.д. 99 - 123).
Сумма переплаты частично возвращена налоговым органом за исключением переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 524969 руб.
(Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 157 и Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 237); налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в сумме 1 412 643 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 236); налога на добавленную стоимость в сумме 1093872 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 N 224); налога на имущество организаций в сумме 32037 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 158); единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 247 805 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 159 и Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 235); пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 97,85 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 154); единого социального налога, зачисляемого в ФСС, в сумме 45704 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 г. N 220), единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, в сумме 34 425 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 156), пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, в сумме 38,99 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 160), единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, в сумме 62591 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 155), пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, в сумме 70,91 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 153).
В качестве основания отказа в вышеприведенных решениях указано на пропуск трехлетнего срока обращения за возвратом переплаты, предусмотренного ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщик ссылается на то, что о переплате он узнал в момент получения от налогового органа Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам от 21.03.2012 г. N 7107.
При этом до сверки расчетов, результаты которой оформлены Актом N 7107 от 21.03.2012 г., налогоплательщиком и налоговым органом проводились сверки, по результатам которых переплаты выявлено не было: акт N 6587 от 25.11.2011, акт N 5521 от 12.04.2011 г.
Налоговый орган считает, что о переплате соответствующих сумм налогов, сборов, пени налогоплательщик узнал в момент уплаты указанных налогов, сборов и пени, в связи с чем трехлетний срок на подачу заявления о возврате переплаты следует исчислять именно с момента уплаты сумм налогов, сборов и пени, однако отмечает, что 19.10.2011 г. налогоплательщиком были представлены в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, ЕСН, УСН, расчетам авансовых платежей по ОПС за 2008 - 2009 г., в связи с чем, в указанный период у общества образовалась переплата по указанным налогам. Как отмечает инспекция, после проведения сверки заявитель имел возможность подать заявление о возврате излишне уплаченных сумм в пределах срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, однако не реализовал указанное право, обратившись в инспекцию с заявлениями о возврате переплат позже.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов в общей сумме 3454180,75 руб., а также об обязании произвести выплату начисленных процентов в размере 46615,73 руб.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ООО "Телесеть-Плюс" о взыскании с инспекции процентов в размере и 18888 руб. 63 коп.
Зачет или возврат излишне уплаченных налогов производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями, позволяющими установить вид, сумму налога и налоговый период, за который он уплачен; а также дату уплаты для целей исчисления срока на подачу заявления о возврате.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074/05).
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012, переплата по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 796709 руб. С заявлениями о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/1) в сумме 496 709 руб.; 15.05.2012 (Исх. N 141) в сумме 300 000 руб.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 157 и Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 237 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 524969 руб.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, составляет 3741077 руб. С заявлениями о возврате переплаты в сумме 2 733 883 рублей налогоплательщик обратился в налоговый орган 15.05.2012 г. (Исх. N 142). Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 г. N 236 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 1412643 руб.
Налогоплательщиком 27 марта 2009 года представлена первичная декларация по налогу на прибыль за 2008 год, согласно которой сумма налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 524688 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 27 марта 2009 г. платежным поручением N 178.
Согласно указанной декларации, сумма налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, составляет 1412620 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 27 марта 2009 г. платежным поручением N 179.
30 апреля 2009 года налогоплательщиком представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за 2008 год, согласно которой сумма налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, подлежащая доплате, составляет 8 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 29 апреля 2009 г. платежным поручением N 265. Согласно указанной декларации, сумма налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, подлежащая доплате, составляет 23 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 29 апреля 2009 г. платежным поручением N 266.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена вторая уточненная декларация по налогу на прибыль за 2008 год, согласно которой сумма налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, подлежащая уменьшению, составляет 524 696 рублей; сумма налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, подлежащая уменьшению, составляет 1412643 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
С представлением уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль 27 октября 2011 г. изменилась налоговая обязанность заявителя. Вторая уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2008 г. представлена налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичной налоговой декларации (27 марта 2009 г.).
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по налогу на прибыль за 2008 г. (4 квартал) от 27 октября 2001 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты по налогу на прибыль за 2008 г. (4 квартал) пропущен не был.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по налогу на имущество составляет 475454 руб. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/9) в сумме 475 454 руб. Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 158 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на имущество в сумме 32037 руб.
Налогоплательщиком 27 марта 2009 года представлена первичная декларация по налогу на имущество за 2008 год, согласно которой сумма налога на имущество составляет 32037 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 27 марта 2009 г. платежным поручением N 177.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по налогу на имущество за 2008 год, согласно которой сумма налога на имущество, подлежащая уменьшению, составляет 32037 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
С представлением 27 октября 2011 г. уточненной налоговой декларации по налогу имущество за 4 квартал 2008 г. изменилась налоговая обязанность заявителя.
Уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 4 квартал 2008 г. представлена налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичной налоговой декларации (27 марта 2009 г.).
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по налогу на имущество за 2008 г. (4 квартал) от 27 октября 2001 г., срок на обращение за возвратом переплаты по налогу на имущество за 4 квартал 2008 г. не пропущен.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по налогу на добавленную стоимость составляет 6455543 руб.
С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 15.05.2012 г. (Исх. N 137) в сумме 5478831 руб. Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 N 224 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на имущество в сумме 1093872 рублей.
Налогоплательщиком 20 января 2009 года представлена первичная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма налога, заявленная к уплате в бюджет, составляет 1135468 рублей. Налог перечислен следующими платежными поручениями: N 36 от 20.01.2009 г. в сумме 378877 рублей; N 101 от 19.02.2009 г. в сумме 378877 рублей; N 157 от 17.03 2009 г. в сумме 377714 рублей.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, согласно которой сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уменьшению, составляет 1093890 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
С представлением 27 октября 2011 г. уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. изменилась налоговая обязанность заявителя. При этом суд отмечает, что уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. представлена налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичной налоговой декларации (20 января 2009 г.).
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 2008 г. (4 квартал) от 27 октября 2011 г срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. не пропущен.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ФБ составляет 535 406,93 рублей. С заявлениями о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/12) в сумме 435406,93 рублей и 15.05.2012 г. (Исх. N 143) в сумме 100 000 рублей. Решениями об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 159 и от 24.05.2012 N 235 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 247 805 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ФСС составляет 104699,46 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 09.04.2012 г. (Исх. N 95/1) в сумме 104699,46 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 г. N 220 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 45704 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ФФОМС составляет 88493,95 рублей.
С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/14) в сумме 88 493,95 рублей. Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 156 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 34 425 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ТФОМС составляет 155941,31 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/16) в сумме 155 941,31 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 155 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 62591 рублей.
12 марта 2009 года налогоплательщиком представлена первичная декларация по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ составляет 183 224 рублей.
Указанная сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 843 от 05.12.2008 г. на сумму 97321,99 рублей и N 17 от 12.01.2009 г. на сумму 85 902,52 рублей.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год от 12 марта 2009 г., ЕСН в ФСС составляет 29804 рублей. Сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 839 от 05.12.2008 г. на сумму 9 011,72 рублей и N 14 от 12.01.2009 г. на сумму 24908,06 рублей.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год от 12 марта 2009 г., ЕСН в ФФОМС составляет 21945 рублей. Сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 841 от 05.12.2008 г. на сумму 12 496,79 рублей и N 12 от 12.01.2009 г. на сумму 9447,89 рублей.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год от 12 марта 2009 г., ЕСН в ТФОМС составляет 39900 рублей. Сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 844 от 05.12.2008 г. на сумму 22721,43 рублей и N 15 от 12.01.2009 г. на сумму 17177,98 рублей.
Налогоплательщиком 07 мая 2009 г. представлена уточненная декларация по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ, подлежащая уменьшению, составляет 3490 рублей.
- Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ, подлежащая уменьшению, составляет 179 734 рублей; сумма ЕСН в ФСС, подлежащая уменьшению, составляет 29804 рублей; сумма ЕСН в ФФОМС, подлежащая уменьшению, составляет 21945 рублей; сумма ЕСН в ТФОМС, подлежащая уменьшению, составляет 39900 рублей;
- Налогоплательщиком 13 апреля 2009 года представлена первичная декларация по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ составляет: за 1 месяц 2009 г. - 35036 рублей; за месяц 2009 г. - 33035 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 33763 рублей. Платежным поручением N 74 от 05.02.2009 года на сумму 35035,96 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г. Платежным поручением N 143 от 05.03.2009 года на сумму 33035 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г. Платежным поручением N 209 от 03.04.2009 года на сумму 33763 рублей перечислен налога за 3 месяц 2009 г.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год от 13 апреля 2009 г., сумма ЕСН в ФСС составляет: за 1 месяц 2009 г. - 8 753 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 652 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6495 рублей. Платежным поручением N 71 от 05.02.2009 года на сумму 4637,43 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г. Платежным поручением N 140 от 05.03.2009 года на сумму 652,15 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г. Платежным поручением N 206 от 03.04.2009 года на сумму 6 495,12 рублей перечислен налога за 3 месяц 2009 г.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год от 13 апреля 2009 г., сумма ЕСН в ФФОМС составляет: за 1 месяц 2009 г. - 6 423 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 6057 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6190 рублей.
Платежным поручением N 73 от 05.02.2009 года на сумму 6423,28 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г. Платежным поручением N 142 от 05.03.2009 года на сумму 6056,35 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г. Платежным поручением N 208 от 03.04.2009 года на сумму 6189,86 рублей перечислен налога за 3 месяц 2009 г.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год от 13 апреля 2009 г., сумма ЕСН в ТФОМС составляет: за 1 месяц 2009 г. - 11 679 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 11 012 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 11 254 рублей.
Платежным поручением N 72 от 05.02.2009 года на сумму 11 678,69 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г.
Платежным поручением N 141 от 05.03.2009 года на сумму 11 011,55 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г.
Платежным поручением N 207 от 03.04.2009 года на сумму 11 254,34 рублей перечислен налог за 3 месяц 2009 г.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 35036 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 33035 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 33763 рублей; сумма ЕСН в ФСС, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 8753 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 652 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6495 рублей; сумма ЕСН в ФФОМС, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 6423 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 6057 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6190 рублей; ЕСН в ТФОМС, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 11679 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 11012 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 11254 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал), 1 квартал 2009 г. - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов. С представлением 27 октября 2011 г. уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. изменилась налоговая обязанность заявителя. При этом суд отмечает, что уточненные налоговые декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. представлены налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичных деклараций по указанному налогу.
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по единому социальному налогу за 2008 г. (4 квартал), 1 квартал 2009 г. от 27 октября 2011 г., срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. не пропущен.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по пени ЕСН в ФБ составляет 442,83 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/13) в сумме 442,83 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 154 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 297,85 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по пени ЕСН в ФФОМС составляет 72,52 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/15) в сумме 72,52 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 160 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 38,99 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по пени ЕСН в ТФОМС составляет 124,69 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/4) в сумме 124,69 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 153 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 70,91 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
Перечисление налогоплательщиком соответствующих сумм пени производилось 01.12.2008 г., в начале января 2009 г. ввиду нарушения срока перечисления ЕСН в ФБ, ФФОМС, ТФОМС за 4 квартал 2008 г., предусмотренного действующим законодательством РФ.
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по единому социальному налогу за 2008 г. (4 квартал), срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты сумм пени по ЕСН в ФБ, ФФОМС, ТФОМС за 4 квартал 2008 г. не пропущен.
Налогоплательщиком в материалы дела представлены все декларации (налоговые расчеты) с указанной в них суммой налога, а также все платежные поручения об уплате соответствующих декларациям (налоговым расчетам) сумма налога. Посредством сравнения указанных документов наличие переплаты установлено в рамках судебного процесса.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган обязан осуществить возврат излишне уплаченных заявителем налогов и пени.
В соответствии с ч. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с ч. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В дни нарушения ставка рефинансирования составляла 8% (Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
При этом поскольку налоговое законодательство не устанавливает собственного содержания термина "ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации", то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ для определения порядка исчисления ставки необходимо руководствоваться институтами гражданского (банковского) законодательства и ориентироваться на выводы, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 8 октября 1998 г., согласно которым при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году принимается равным 360.
В случае наличия неустранимых сомнений в применимом алгоритме расчета процентов (1/360 или 1/365 ставки рефинансирования) в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ подлежит применению ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, как основанная на толковании закона в пользу налогоплательщика.
В силу абз. 12 п. 4 ст. 203 НК РФ такая же ставка (1/360) предусмотрена при нарушении сроков возврата акциза.
Частью 6 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения.
Суд первой инстанции правомерно признал необходимым исчисление спорных процентов исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Заявитель согласился с представленным налоговой инспекцией расчетом процентов. Суд первой и апелляционной инстанции проверил представленный расчет процентов, посчитав его обоснованным.
Общая сумма процентов составляет 18888 руб. 63 коп., поэтому требования о возврате излишне уплаченных налогов в размере 3454180 руб. 75 коп. и начисленных процентов в размере 18888 руб. 63 коп. за нарушение срока возврата переплаты по налогам правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Необоснованным является довод апелляционной жалобы инспекции о том, что суда первой инстанции без наличия на то оснований взыскал с инспекции проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, так как налогоплательщик пропустил трехлетний срок на обращение в инспекцию с заявлением о возврате налога, поэтому при подаче иска в суд он может требовать только возврата суммы излишнего налога, без выплаты процентов, получил надлежащую оценку суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 27 сентября 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-32178/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2013 ПО ДЕЛУ N А41-32178/12
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу N А41-32178/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Коновалова С.А., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником Романовой Е.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): ООО "Телесеть-Плюс": представитель не явился, извещен судом,
- от ответчика: Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области: Папоудиной О.О., доверенность от 13.11.2012 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 сентября 2012 года по делу N А41-32178/12, принятое судьей Морхатом П.М., по иску (заявлению) ООО "Телесеть-Плюс", к МРИФНС России N 12 по Московской области об обязании произвести возврат излишне уплаченных сумм налогов в размере 3454180,75 руб., и произвести выплату начисленных процентов в размере 46615,73 руб.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Телесеть-Плюс" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 12 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о возврате излишне уплаченных налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, единого социального налога, зачисляемого в фонд социального страхования, единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, в общей сумме 3454180,75 руб., а также об обязании произвести выплату начисленных процентов в размере 46615,73 руб.
Решением от 27 сентября 2012 года Арбитражного суда Московской области заявленные требования удовлетворены частично. На инспекцию возложена обязанность возвратить излишне выплаченные налоги в сумме 3454180 руб. 75 коп. и 18888 руб. 63 коп. процентов за нарушение срока возврата переплаты.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просила о его отмене как незаконного и необоснованного в части удовлетворения требований о взыскании с налогового органа процентов в размере 18888 руб. 63 коп. за несвоевременный возврат налога.
В суде представитель инспекции не возражал проверять правильность судебного акта по доводам апелляционной жалобы только в части требований о взыскании с инспекции процентов за нарушение срока возврата налога.
В суд апелляционной инстанции представитель налогоплательщиком не заявлены возражения против проверки судебного акта по доводам жалобы, в связи с чем, суд апелляционной инстанции проверяет правильность выводов суда первой инстанции в порядке п. 5 ст. 268 АПК РФ.
По мнению инспекции, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с инспекции процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, так как налогоплательщик пропустил трехлетний срок на обращение в инспекцию с заявлением о возврате налога, поэтому при подаче иска в суд он может требовать только возврата суммы излишнего налога, без выплаты процентов.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель общества не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом, в том числе с помощью размещения информации на интернет-сайте ВАС РФ.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 4, л.д. 115 - 118), представил свой расчет процентов с пояснительной запиской.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком и налоговым органом проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, результаты которой оформлены Актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам от 21.03.2012 г. N 7107.
Согласно указанного Акта, общая сумма переплаты налогов, сборов, пени и штрафов составляет 12451616,89 руб.
Налогоплательщик обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога (т. 1., л.д. 11, 12, 42, 45, 46, 47).
Налогоплательщиком и налоговым органом проведена повторная сверка расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, результаты которой оформлены Актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 14.05.2012 г. N 7430 (т. 1, л.д. 99 - 123).
Сумма переплаты частично возвращена налоговым органом за исключением переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 524969 руб.
(Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 157 и Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 237); налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, в сумме 1 412 643 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 236); налога на добавленную стоимость в сумме 1093872 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 N 224); налога на имущество организаций в сумме 32037 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 158); единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 247 805 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 159 и Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 235); пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 97,85 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 154); единого социального налога, зачисляемого в ФСС, в сумме 45704 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 г. N 220), единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, в сумме 34 425 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 156), пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, в сумме 38,99 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 160), единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, в сумме 62591 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 155), пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС, в сумме 70,91 руб. (Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 153).
В качестве основания отказа в вышеприведенных решениях указано на пропуск трехлетнего срока обращения за возвратом переплаты, предусмотренного ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщик ссылается на то, что о переплате он узнал в момент получения от налогового органа Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам от 21.03.2012 г. N 7107.
При этом до сверки расчетов, результаты которой оформлены Актом N 7107 от 21.03.2012 г., налогоплательщиком и налоговым органом проводились сверки, по результатам которых переплаты выявлено не было: акт N 6587 от 25.11.2011, акт N 5521 от 12.04.2011 г.
Налоговый орган считает, что о переплате соответствующих сумм налогов, сборов, пени налогоплательщик узнал в момент уплаты указанных налогов, сборов и пени, в связи с чем трехлетний срок на подачу заявления о возврате переплаты следует исчислять именно с момента уплаты сумм налогов, сборов и пени, однако отмечает, что 19.10.2011 г. налогоплательщиком были представлены в налоговый орган уточненные декларации по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, ЕСН, УСН, расчетам авансовых платежей по ОПС за 2008 - 2009 г., в связи с чем, в указанный период у общества образовалась переплата по указанным налогам. Как отмечает инспекция, после проведения сверки заявитель имел возможность подать заявление о возврате излишне уплаченных сумм в пределах срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, однако не реализовал указанное право, обратившись в инспекцию с заявлениями о возврате переплат позже.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов в общей сумме 3454180,75 руб., а также об обязании произвести выплату начисленных процентов в размере 46615,73 руб.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ООО "Телесеть-Плюс" о взыскании с инспекции процентов в размере и 18888 руб. 63 коп.
Зачет или возврат излишне уплаченных налогов производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога (пункт 7 статьи 78 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Пунктом 6 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Заявление о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
При определении момента, с наступлением которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями, позволяющими установить вид, сумму налога и налоговый период, за который он уплачен; а также дату уплаты для целей исчисления срока на подачу заявления о возврате.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074/05).
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012, переплата по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 796709 руб. С заявлениями о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/1) в сумме 496 709 руб.; 15.05.2012 (Исх. N 141) в сумме 300 000 руб.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 157 и Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 N 237 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 524969 руб.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, составляет 3741077 руб. С заявлениями о возврате переплаты в сумме 2 733 883 рублей налогоплательщик обратился в налоговый орган 15.05.2012 г. (Исх. N 142). Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 24.05.2012 г. N 236 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 1412643 руб.
Налогоплательщиком 27 марта 2009 года представлена первичная декларация по налогу на прибыль за 2008 год, согласно которой сумма налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 524688 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 27 марта 2009 г. платежным поручением N 178.
Согласно указанной декларации, сумма налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, составляет 1412620 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 27 марта 2009 г. платежным поручением N 179.
30 апреля 2009 года налогоплательщиком представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за 2008 год, согласно которой сумма налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, подлежащая доплате, составляет 8 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 29 апреля 2009 г. платежным поручением N 265. Согласно указанной декларации, сумма налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, подлежащая доплате, составляет 23 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 29 апреля 2009 г. платежным поручением N 266.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена вторая уточненная декларация по налогу на прибыль за 2008 год, согласно которой сумма налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, подлежащая уменьшению, составляет 524 696 рублей; сумма налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, подлежащая уменьшению, составляет 1412643 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
С представлением уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль 27 октября 2011 г. изменилась налоговая обязанность заявителя. Вторая уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2008 г. представлена налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичной налоговой декларации (27 марта 2009 г.).
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по налогу на прибыль за 2008 г. (4 квартал) от 27 октября 2001 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты по налогу на прибыль за 2008 г. (4 квартал) пропущен не был.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по налогу на имущество составляет 475454 руб. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/9) в сумме 475 454 руб. Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 г. N 158 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на имущество в сумме 32037 руб.
Налогоплательщиком 27 марта 2009 года представлена первичная декларация по налогу на имущество за 2008 год, согласно которой сумма налога на имущество составляет 32037 рублей. Указанная сумма налога перечислена налогоплательщиком в бюджет 27 марта 2009 г. платежным поручением N 177.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по налогу на имущество за 2008 год, согласно которой сумма налога на имущество, подлежащая уменьшению, составляет 32037 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
С представлением 27 октября 2011 г. уточненной налоговой декларации по налогу имущество за 4 квартал 2008 г. изменилась налоговая обязанность заявителя.
Уточненная налоговая декларация по налогу на имущество за 4 квартал 2008 г. представлена налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичной налоговой декларации (27 марта 2009 г.).
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по налогу на имущество за 2008 г. (4 квартал) от 27 октября 2001 г., срок на обращение за возвратом переплаты по налогу на имущество за 4 квартал 2008 г. не пропущен.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по налогу на добавленную стоимость составляет 6455543 руб.
С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 15.05.2012 г. (Исх. N 137) в сумме 5478831 руб. Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 N 224 налогоплательщику отказано в возврате переплаты по налогу на имущество в сумме 1093872 рублей.
Налогоплательщиком 20 января 2009 года представлена первичная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма налога, заявленная к уплате в бюджет, составляет 1135468 рублей. Налог перечислен следующими платежными поручениями: N 36 от 20.01.2009 г. в сумме 378877 рублей; N 101 от 19.02.2009 г. в сумме 378877 рублей; N 157 от 17.03 2009 г. в сумме 377714 рублей.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, согласно которой сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уменьшению, составляет 1093890 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
С представлением 27 октября 2011 г. уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. изменилась налоговая обязанность заявителя. При этом суд отмечает, что уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. представлена налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичной налоговой декларации (20 января 2009 г.).
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 2008 г. (4 квартал) от 27 октября 2011 г срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г. не пропущен.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ФБ составляет 535 406,93 рублей. С заявлениями о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/12) в сумме 435406,93 рублей и 15.05.2012 г. (Исх. N 143) в сумме 100 000 рублей. Решениями об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 159 и от 24.05.2012 N 235 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 247 805 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ФСС составляет 104699,46 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 09.04.2012 г. (Исх. N 95/1) в сумме 104699,46 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 21.05.2012 г. N 220 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 45704 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ФФОМС составляет 88493,95 рублей.
С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/14) в сумме 88 493,95 рублей. Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 156 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 34 425 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по ЕСН в ТФОМС составляет 155941,31 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/16) в сумме 155 941,31 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 155 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 62591 рублей.
12 марта 2009 года налогоплательщиком представлена первичная декларация по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ составляет 183 224 рублей.
Указанная сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 843 от 05.12.2008 г. на сумму 97321,99 рублей и N 17 от 12.01.2009 г. на сумму 85 902,52 рублей.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год от 12 марта 2009 г., ЕСН в ФСС составляет 29804 рублей. Сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 839 от 05.12.2008 г. на сумму 9 011,72 рублей и N 14 от 12.01.2009 г. на сумму 24908,06 рублей.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год от 12 марта 2009 г., ЕСН в ФФОМС составляет 21945 рублей. Сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 841 от 05.12.2008 г. на сумму 12 496,79 рублей и N 12 от 12.01.2009 г. на сумму 9447,89 рублей.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год от 12 марта 2009 г., ЕСН в ТФОМС составляет 39900 рублей. Сумма налога перечислена в бюджет платежными поручениями N 844 от 05.12.2008 г. на сумму 22721,43 рублей и N 15 от 12.01.2009 г. на сумму 17177,98 рублей.
Налогоплательщиком 07 мая 2009 г. представлена уточненная декларация по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ, подлежащая уменьшению, составляет 3490 рублей.
- Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ, подлежащая уменьшению, составляет 179 734 рублей; сумма ЕСН в ФСС, подлежащая уменьшению, составляет 29804 рублей; сумма ЕСН в ФФОМС, подлежащая уменьшению, составляет 21945 рублей; сумма ЕСН в ТФОМС, подлежащая уменьшению, составляет 39900 рублей;
- Налогоплательщиком 13 апреля 2009 года представлена первичная декларация по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ составляет: за 1 месяц 2009 г. - 35036 рублей; за месяц 2009 г. - 33035 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 33763 рублей. Платежным поручением N 74 от 05.02.2009 года на сумму 35035,96 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г. Платежным поручением N 143 от 05.03.2009 года на сумму 33035 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г. Платежным поручением N 209 от 03.04.2009 года на сумму 33763 рублей перечислен налога за 3 месяц 2009 г.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год от 13 апреля 2009 г., сумма ЕСН в ФСС составляет: за 1 месяц 2009 г. - 8 753 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 652 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6495 рублей. Платежным поручением N 71 от 05.02.2009 года на сумму 4637,43 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г. Платежным поручением N 140 от 05.03.2009 года на сумму 652,15 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г. Платежным поручением N 206 от 03.04.2009 года на сумму 6 495,12 рублей перечислен налога за 3 месяц 2009 г.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год от 13 апреля 2009 г., сумма ЕСН в ФФОМС составляет: за 1 месяц 2009 г. - 6 423 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 6057 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6190 рублей.
Платежным поручением N 73 от 05.02.2009 года на сумму 6423,28 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г. Платежным поручением N 142 от 05.03.2009 года на сумму 6056,35 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г. Платежным поручением N 208 от 03.04.2009 года на сумму 6189,86 рублей перечислен налога за 3 месяц 2009 г.
Согласно первичной декларации по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год от 13 апреля 2009 г., сумма ЕСН в ТФОМС составляет: за 1 месяц 2009 г. - 11 679 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 11 012 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 11 254 рублей.
Платежным поручением N 72 от 05.02.2009 года на сумму 11 678,69 рублей перечислен налога за 1 месяц 2009 г.
Платежным поручением N 141 от 05.03.2009 года на сумму 11 011,55 рублей перечислен налога за 2 месяц 2009 г.
Платежным поручением N 207 от 03.04.2009 года на сумму 11 254,34 рублей перечислен налог за 3 месяц 2009 г.
Налогоплательщиком 27 октября 2011 г. представлена уточненная декларация по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 год, согласно которой сумма ЕСН в ФБ, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 35036 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 33035 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 33763 рублей; сумма ЕСН в ФСС, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 8753 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 652 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6495 рублей; сумма ЕСН в ФФОМС, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 6423 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 6057 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 6190 рублей; ЕСН в ТФОМС, подлежащая уменьшению, составляет: за 1 месяц 2009 г. - 11679 рублей; за 2 месяц 2009 г. - 11012 рублей; за 3 месяц 2009 г. - 11254 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал), 1 квартал 2009 г. - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов. С представлением 27 октября 2011 г. уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. изменилась налоговая обязанность заявителя. При этом суд отмечает, что уточненные налоговые декларации по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. представлены налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока, исчисляемого с момента представления первичных деклараций по указанному налогу.
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по единому социальному налогу за 2008 г. (4 квартал), 1 квартал 2009 г. от 27 октября 2011 г., срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты по единому социальному налогу за 4 квартал 2008 г., 1 квартал 2009 г. не пропущен.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по пени ЕСН в ФБ составляет 442,83 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/13) в сумме 442,83 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 154 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 297,85 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по пени ЕСН в ФФОМС составляет 72,52 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/15) в сумме 72,52 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 160 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 38,99 рублей.
Согласно Акта сверки N 7107 от 21.03.2012 г., переплата по пени ЕСН в ТФОМС составляет 124,69 рублей. С заявлением о возврате указанной переплаты налогоплательщик обратился в налоговый орган 11.04.2012 г. (Исх. N 94/4) в сумме 124,69 рублей.
Решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 16.04.2012 N 153 налогоплательщику отказано в возврате переплаты в сумме 70,91 рублей.
Разногласий относительно периода возникновения переплаты - 2008 год (4 квартал) - налоговый орган и налогоплательщик не имеют. В обоснование периода возникновения переплаты, как налогоплательщиком, так и налоговым органом представлены таблицы расчетов.
Перечисление налогоплательщиком соответствующих сумм пени производилось 01.12.2008 г., в начале января 2009 г. ввиду нарушения срока перечисления ЕСН в ФБ, ФФОМС, ТФОМС за 4 квартал 2008 г., предусмотренного действующим законодательством РФ.
С учетом установленных оснований представления уточненной декларации по единому социальному налогу за 2008 г. (4 квартал), срок обращения налогоплательщика за возвратом переплаты сумм пени по ЕСН в ФБ, ФФОМС, ТФОМС за 4 квартал 2008 г. не пропущен.
Налогоплательщиком в материалы дела представлены все декларации (налоговые расчеты) с указанной в них суммой налога, а также все платежные поручения об уплате соответствующих декларациям (налоговым расчетам) сумма налога. Посредством сравнения указанных документов наличие переплаты установлено в рамках судебного процесса.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган обязан осуществить возврат излишне уплаченных заявителем налогов и пени.
В соответствии с ч. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с ч. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В дни нарушения ставка рефинансирования составляла 8% (Указание Банка России от 23.12.2011 N 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
При этом поскольку налоговое законодательство не устанавливает собственного содержания термина "ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации", то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ для определения порядка исчисления ставки необходимо руководствоваться институтами гражданского (банковского) законодательства и ориентироваться на выводы, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от 8 октября 1998 г., согласно которым при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году принимается равным 360.
В случае наличия неустранимых сомнений в применимом алгоритме расчета процентов (1/360 или 1/365 ставки рефинансирования) в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ подлежит применению ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, как основанная на толковании закона в пользу налогоплательщика.
В силу абз. 12 п. 4 ст. 203 НК РФ такая же ставка (1/360) предусмотрена при нарушении сроков возврата акциза.
Частью 6 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения.
Суд первой инстанции правомерно признал необходимым исчисление спорных процентов исходя из 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Заявитель согласился с представленным налоговой инспекцией расчетом процентов. Суд первой и апелляционной инстанции проверил представленный расчет процентов, посчитав его обоснованным.
Общая сумма процентов составляет 18888 руб. 63 коп., поэтому требования о возврате излишне уплаченных налогов в размере 3454180 руб. 75 коп. и начисленных процентов в размере 18888 руб. 63 коп. за нарушение срока возврата переплаты по налогам правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Необоснованным является довод апелляционной жалобы инспекции о том, что суда первой инстанции без наличия на то оснований взыскал с инспекции проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, так как налогоплательщик пропустил трехлетний срок на обращение в инспекцию с заявлением о возврате налога, поэтому при подаче иска в суд он может требовать только возврата суммы излишнего налога, без выплаты процентов, получил надлежащую оценку суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 27 сентября 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-32178/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)