Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2012 ПО ДЕЛУ N А22-41/2012

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. по делу N А22-41/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2012 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Нефтяная компания "ЕвроСибОйл" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 по делу N А22-41/2012
по заявлению ООО "Нефтяная компания "ЕвроСибОйл"
о признании недействительным в части ненормативного правового акта Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте,
при участии в судебном заседании:
- от ООО "Нефтяная компания "ЕвроСибОйл": Ердомаева Г.Г. по доверенности от 01.10.12;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте: Окушкаева А.В. по доверенности от 11.01.12;
- от управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия: Катроновой И.Н. по доверенности от 10.01.12.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная Компания "ЕвроСибОйл" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - Ответчик) N 438 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.11.2011 в части предложения ООО "НК "ЕвроСибОйл" уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых и внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета, по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что общество при исчислении налога на добычу полезных ископаемых неправомерно применило понижающий коэффициент, ранее существовавшая норма, предусматривающая такое право, отменена.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, так как суд неправильно применил норму права. Указывает, что существующие положения главы 26 НК РФ позволяют применить понижающий коэффициент.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
Государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Элисте была проведена камеральная налоговая проверка уточненной (корректирующей) налоговой декларации N 2 по налогу на добычу полезных ископаемых ООО "Нефтяная компания "ЕвроСибОйл" (ИНН 0816001961) за февраль 2011 года, представленной 05.04.2011 (т. 1, л.д. 113 - 164). Данным решением Ответчик отказал в привлечении Заявителя к налоговой ответственности и предложил уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых по добытой нефти в сумме 14 684 966 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
По результатам проверки составлен акт от 17.10.2011 N 2019 (т. 1, л.д. 46 - 50).
18.11.2011 Ответчик, рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 17.10.2011 N 438 ООО "Нефтяная компания "ЕвроСибОйл", в присутствии генерального директора Заявителя вынес решение N 438 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 7 - 17).
Не согласившись с данным решением, Заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия с апелляционной жалобой
Решением заместителя руководителя УФНС Кекешкеевой М.О. от 27.12.2011 жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения (т. 1, л.д. 20 - 24), в связи с чем Заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура привлечения общества к ответственности, установленная статьей 101 НК РФ соблюдена, и общество ее не оспаривает.
Основным видом деятельности общества является добыча сырой нефти и природного газа.
В соответствии со ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из статей 338, 340 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого согласно статье 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Как следует из материалов дела, общество осуществляет добычу нефти из 15 месторождений: Калининское, Надеждинское, Комсомольское, Северо-Комсомольское, Солянковое, Тенгутинское, Восточно-Камышанское, Екатерининское, Майли-Харанское, Красно-Камышанское, Северо-Камышанское, Дорожное, Шахметское, Чулута, Курганное.
На каждый участок недр у общества имеется лицензия.
Добываемая нефть является сырой и направляется на технологический пункт переработки (за исключением месторождений Северо-Комсомольское и Майли-Харанское) с целью удаления примесей и подготовки нефти до соответствия требованиям п. 1 статьи 337 НК РФ.
Указанные фактические обстоятельства сторонами не оспариваются.
Спор заключается в применении нормы права, позволяющей применить понижающий коэффициент в зависимости от степени выработанности запасов конкретного участка недр.
По данным налоговой проверки степень выработанности запасов участка недр (Св) на 13-ти участках недр в Черноземельском районе РК, определенная как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2010 года на начальные извлекаемые запасы нефти (V) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года, равна:


































































В соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового Кодекса РФ в случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр не превышает 0,8, коэффициент Кв принимается равным 1. В случае если степень выработанности (Св) более 0,8 и меньше 1, коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), для исчисления налога рассчитывается по формуле Кв = 3,8 - 3,5 x N / V. Если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент (Кв) принимается равным 0,3.
Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов по каждому участку недр, равен:


















































































Данные расчеты произведены налоговой инспекцией в соответствии с требованиями НК РФ и не оспариваются обществом.
Общество, отразило в декларации применение максимальное значение коэффициента 0,3 к налоговой базе в целом.
Довод налоговой инспекции о том, что коэффициент (Кв) должен применяться только к нефти, добываемой на одном месторождении - Северо-Камышанском противоречит требованиям НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 настоящего Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 видами добытого полезного ископаемого являются: углеводородное сырье, в частности: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии со статьей 338 НК налоговая база при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто. В целях настоящей главы массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.
Добываемая непосредственно из месторождений нефть имеет примеси (воду, соль и т.д.) и не является объектом налогообложения.

То есть, объектом налогообложения является нефть, выпускаемая из единого технологического пункта подготовки.
НК РФ не содержит правил, запрещающих предприятию, добывающему нефть из месторождений, подготовку нефти в целях статьи 337 НК РФ и не исключает такие предприятия из числа из числа налогоплательщиков.
При этом НК РФ не содержит правил о том, как применять коэффициент в случае, если нефть направляется в пункт подготовки не из одного, а из нескольких участков разной степени выработанности.
Материалами дела подтверждено, что отдельные участки имеют степень выработанности 0,8 и более; подготовка нефти, добытой на участках недр разной степени выработанности, осуществляется на одном пункте.
Применения коэффициента (Кв) ко всему объему нефти после выхода из единого технологического пункта подготовки в целях статьи 337 НК РФ не противоречит правилам главы 26 НК РФ в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Довод о том, что правило о применении наибольшего коэффициента (Кв) ко всему объему нефти ранее содержалось в отмененной норме (абзац 9 пункта 4 статьи 342 НК РФ), поэтому оснований для ее применения не имеется, отклоняется, так как содержание действующих норм главы 26 НК РФ, препятствующих налогоплательщику применять коэффициент (Кв) в случае подготовки нефти, добытой с участков разной степени выработанности по наибольшему значению.
Довод о том, что налогоплательщик не вправе ссылаться при расчете НДПИ на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2010 N 03-06-05-01/118 отклоняется. Письмом ФНС от 24.11.2010 N ШС-37/16208@ данное письмо Минфина доведено для сведения налоговых органов и налогоплательщиков.
Документ размещен на официальном сайте ФНС России (http://www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".
Как указано в письме ФНС РФ от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@ "О разъяснениях ФНС России" С учетом требований подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, предписывающего руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в Базе данных разъяснений ФНС России подлежат размещению разъяснительные письма ФНС России, согласованные с Минфином России, либо содержащие правовую позицию, аналогичную изложенной в изданных Минфином России в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса письменных разъяснениях налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Документ не отменен и не изменен.
Общество вправе сформировать свои требования в соответствии с имеющимися разъяснениями.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, что является в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15.06.2012 по делу N А22-41/2012 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте N 438 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.11.2011 в части предложения ООО "НК "ЕвроСибОйл" уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых и внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
М.У.СЕМЕНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)