Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2012 N 06АП-4795/2012 ПО ДЕЛУ N А73-5413/2012

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. N 06АП-4795/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Белая гора": Краснов Павел Александрович, представитель по доверенности 01.11.2010;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю: Селютина Ирина Александровна, представитель по доверенности от 03.09.2012 N 02-29/011747
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Белая гора"
на решение от 22.08.2012
по делу N А73-5413/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Белая гора"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения от 11.03.2012 N 7885

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Белая Гора" (далее - ООО "Белая Гора", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю от 11.03.2012 N 7885 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда первой инстанции от 22.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным исследованием обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам, и принять новый судебный об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогоплательщика поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный об удовлетворении заявленных требований.
Представитель налогового органа в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю была проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Белая Гора" 26.09.2011 налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2011.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о завышении налогоплательщиком количества полезных ископаемых (золото, серебро), налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов, в связи с отсутствием у ООО "Белая Гора" утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь и без их указания в техническом проекте месторождения Белая Гора, и неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении полезного ископаемого в части его нормативных потерь.
Выводы камеральной проверки отражены в акте от 27.12.2011 N 1173, по результатам рассмотрения которого 11.03.2012 заместителем руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю принято решение N 7885 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением ООО "Белая Гора" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 30 043,43 руб. с учетом уменьшения штрафа в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Помимо этого, решением от 11.03.2012 N 7885 ООО "Белая Гора" начислены пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 13 196,49 руб., а также предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 300 443 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 11.04.2012 N 13-10/95/06651, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Белая Гора", решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю от 11.03.2012 N 7885 было оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю от 11.03.2012 N 7885, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что на основании лицензии на пользование недрами ХАБ 14987 БЭ сроком действия до 15.12.2030 ООО "Белая Гора" осуществляет разведку и добычу золота и серебра на золоторудном месторождении Белая гора в Хабаровском крае.
У ООО "Белая Гора" отсутствуют собственные мощности и оборудование по доведению добытой руды до государственного стандарта качества, в связи с чем, переработка золотосодержащей руды и выпуск готовой продукции (золото лигатурное в слитках) осуществляется на золотоизвлекательной фабрике ЗАО "Многовершинное" по договору подряда N БГ-МНВ19-10/2010 от 19.10.2010.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В силу подпункта 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из стоимости" разъяснено, что поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
Судом установлено, что в спорный период добытым полезным ископаемым у налогоплательщика ООО "Белая Гора" являлось золото лигатурное (концентрат, содержащий золото, серебро, примеси), соответствующее техническим условиям ТУ 117-2-7-75.
Пунктом 1 статьи 338 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Согласно пункту 3 статьи 338 НК РФ количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Пунктом 2 статьи 339 НК РФ предусмотрено, что количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В силу пункта 3 статьи 339 НК РФ если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
При проведении камеральной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что налогоплательщиком ООО "Белая Гора" на основании статьи 339 НК РФ применялся прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании вышеуказанной нормы Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации).
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.
Федеральное агентство по недропользованию и органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В силу пункта 4 Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Таким образом, в соответствии с названными нормами применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в строго определенном порядке и рассчитываемых по конкретным местам образования потерь.
Вместе с тем, абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ предусмотрено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Как следует из материалов дела, согласно представленной в налоговый орган налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2011 налогоплательщиком в состав количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, были включены эксплуатационные и технологические нормативы потерь.
Эксплуатационные нормативы потерь в размере 1,32 процента были утверждены ООО "Белая Гора" Протоколом Федерального агентства по недропользованию от 21.10.2010 N ВБ-18/608-пр на основании рекомендаций, содержащихся в Протоколе заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 28.09.2010 N 07/10-стп.
В части применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по утвержденным в установленном порядке эксплуатационным нормативам потерь возражений у налогового органа не имеется, спор между сторонами в указанной части отсутствует.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о завышении налогоплательщиком количества полезных ископаемых, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов, в том числе по золоту - на 3 553,45 грамм, по серебру - на 219 942,05 грамм, в связи с отсутствием у ООО "Белая Гора" утвержденных в установленном порядке нормативов технологических потерь и без их указания в техническом проекте месторождения Белая гора и неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении полезного ископаемого в части нормативов технологических потерь.
Обосновывая правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в части нормативов технологических потерь полезных ископаемых, налогоплательщик указывает на то, что поскольку месторождение Белая Гора является вновь разрабатываемым месторождением, с учетом положений абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ Общество вправе использовать нормативы потерь, установленные техническим проектом в соответствии с Протоколом заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 02.11.2010 N 16/10-стп.
В то же время, судом установлено, что Протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 02.11.2010 N 16/10-стп, которым была согласована технологическая схема первичной переработки руд месторождения Белая Гора в составе проектной документации "Технический проект первой очереди освоения месторождения "Белая Гора" производительностью не менее 50 тыс. тонн в год в соответствии с требованиями лицензии на право пользования недрами ХАБ 14639 БЭ" (ООО "Забайкалзолотопроект", 2010 том VIII) с извлечением из руды месторождения Белая Гора в товарный продукт золота - 87,29 процентов, серебра - 12,36 процентов на срок до 31.12.2011, отсутствуют рекомендации указанного органа по утверждению в составе согласованной настоящим протоколом проектной документации нормативов технологических потерь месторождения Белая Гора.
Ссылка Общества на пункт 2.2 Протокола заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 02.11.2010 N 16/10-стп судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку в названном пункте ЦКР-ТПИ Роснедр лишь отметило, что технологические потери при переработке золотосодержащих руд при извлечении: золота - 12,71 процента, серебра - 87,64 процента; извлечение в товарную продукцию: золото - 87,29 процентов, серебро - в размере 12,36 процентов.
Не содержит нормативов технологических потерь и проектная документация "Технический проект первой очереди освоения месторождения "Белая Гора" производительностью не менее 50 тыс. тонн в год в соответствии с требованиями лицензии на право пользования недрами ХАБ 14639 БЭ" (ООО "Забайкалзолотопроект", 2010 том VIII), на которую ссылается налогоплательщик, а именно том VIII книга I "Переработка минерального сырья. Текстовая часть", том VIII книга III "Переработка минерального сырья. Экономическая оценка эффективности инвестиций" разработанная ООО "Забайкалзолотопроект", а также Технологический регламент для переработки руд месторождения "Белая Гора" на ЗИФ "Многовершинное", которым установлена возможность совместной переработки руд месторождений "Белая Гора" и "Многовершинное" по существующей схеме ЗИФ "Многовершинное".
Указанная проектная документация содержит показатели степени товарного извлечения золота - 87,29 процентов, серебра - 12,36 процентов, нормативы технологических потерь в названной проектной документации отсутствуют.
Понятия "нормативы потерь, установленные техническим проектом" и "установленная проектной документацией степень неизвлечения полезного ископаемого в товарную продукцию" налогоплательщик расценивает как тождественные и предлагает определить нормативы технологических потерь следующим расчетным путем:
- для золота: 100 процентов - 87,29 процентов (извлечение в товарную продукцию) = 12,71 процентов,
- для серебра: 100 процентов - 12,36 процентов (извлечение в товарную продукции) = 87,64 процентов.
Между тем, предложенный налогоплательщиком арифметический способ определения нормативов технологических потерь исходя из показателей извлечения в товарную продукцию, не основан на положениях НК РФ и никаким законодательным актом не регламентирован.
Кроме того, определив расчетным путем технологические потери по серебру в размере 87,64 процентов, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за август 2011 Общество использовало нормативы технологических потерь по серебру в более высоком размере - 90 процентов.
При этом как установлено судом, в представленной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2011 ООО "Белая Гора" фактически были учтены нормативы технологических потерь, используемые иным налогоплательщиком ЗАО "Многовершинное", в том числе по золоту - 10 процентов, по серебру - 90 процентов.
Названные обстоятельства Обществом в ходе судебного разбирательства не оспаривалось и не опровергалось.
Помимо этого, из представленных в материалы доказательств следует, что показатели товарного извлечения из руды золота - 87,29 процентов и товарного извлечения серебра - 12,36 процентов, позволяющие как указывает Общество, путем арифметического расчета определить нормативы потерь равные 12,71 процентов по золоту, 87,64 процентов по серебру, не могут рассматриваться как нормативы потерь, установленные проектной документацией для полезного ископаемого - лигатурное золото, поскольку показатели извлечения товарного продукта относятся к стадии переработки руды.
Между тем, в данном случае применительно к понятию, указанному в абзаце 1 пункта 1 статьи 337 НК РФ, Обществом добывается полезное ископаемое - лигатурное золото, представляющее собой концентрат, сплав золота с серебром.
Вследствие этого, технический проект должен устанавливать потери для лигатурного золота.
Данная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.08.2011 N ВАС-6931/11.
Как установлено судом, для лигатурного золота как объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых, нормативы потерь не устанавливались.
Ссылки Общества о невозможности утверждения уточненных нормативов технологических потерь, в связи с отменой Приказа Роснедр от 30.05.2007 N 623 "О рассмотрении и утверждении уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче", судом обоснованно отклонены как несостоятельные, поскольку технологические нормативы потерь ООО "Белая Гора" изначально не устанавливались и не утверждались.
Кроме того, внесение изменений (дополнений) в проектную документацию регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".
Из письма от 17.05.2012 N ВБ-04-28/4881 Федерального агентства по недропользованию также следует, что Протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 02.11.2010 N 16/10-стп согласована только технологическая схема переработки руд месторождения Белая гора в составе проектной документации "Технический проект первой очереди освоения месторождения "Белая Гора" производительностью не менее 50 тыс. тонн в год в соответствии с требованиями лицензии на право пользования недрами ХАБ 14639 БЭ". Технологические потери вышеуказанным протоколом не согласовывались.
Ссылки Общества на решение Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 02.02.2012 N 13-10/414/02156, которым было отменено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю от 01.12.2011 N 7606, судом правомерно отклонены, поскольку в данном случае решение нижестоящего налогового органа было отменено, в связи с отсутствием в материалах дела о налоговом правонарушении технического проекта, на который в обоснование своих доводов ссылался налогоплательщик.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно признал обоснованным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю от 11.03.2012 N 7885 о доначислении Обществу налога на добычу полезных ископаемых за август 2011, пеней, штрафа с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обществу с ограниченной ответственностью "Белая гора" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 05.09.2012 N 698 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.08.2012 по делу N А73-5413/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Белая гора" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 05.09.2012 N 698 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)