Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N А60-22473/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N А60-22473/2012


Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2012 года
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Высоцкой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алапаевский станкостроительный завод" (ОГРН 1069601002900; ИНН 6601010364)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Е.В. Корнилаева, представитель по доверенности от 26.04.2012, паспорт, А.В. Чистяков, представитель по доверенности N 1 от 26.04.2012, паспорт;
- от заинтересованного лица: А.Т. Гуйчгельдыева, главный госналогинспектор, удостоверение, доверенность N 1 от 10.01.2012.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Алапаевский станкостроительный завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области N 160 от 05.03.2012.
Заявитель считает, что оспариваемое решение вынесено не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При определении налоговой базы по земельному налогу на 2010 год необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Налоговый орган считает, что по состоянию на 01.01.2010, так же как и по состоянию на 01.01.2011 подлежала применению кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2009 N 1347-ПП, которой руководствовалась инспекция. Сведения о кадастровой стоимости земель в целях определения налоговых обязательств налогоплательщиков подлежат использованию с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости; Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП подлежит применению не ранее 01.01.2012, поскольку данное постановление издано 07.06.2011, результаты государственной оценки земель должны использоваться в следующем налоговом периоде.
Налоговая инспекция также указала на полную уплату налогоплательщиком земельного налога, пени, штрафа, начисленных по результатам камеральной налоговой проверки на основании оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной ООО "Алапаевский станкостроительный завод" 20.12.2011, по результатам которой составлен акт от 27.01.2012 N 84 и вынесено решение от 05.03.2012 N 160 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проверки установлена неполная уплата земельного налога в сумме 605099 руб., начислены пени в сумме 37179 руб. 68 коп. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 121019 руб.
Основанием для доначисления налога послужили выводы налогового органа о необходимости применения при расчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:32:000000:114, 66:32:409001:56, 66:32:409004:59, 66:32:409003:36, 66:32:409003:12 постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 05.04.2012 N 268/12 решение инспекции от 05.03.2012 N 160 оставлено без изменения.
Заявитель, полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Из материалов дела следует, что обществу принадлежат на праве собственности 5 земельных участков:
- кадастровый номер 66:32:000000:114 - Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Токарей, 1/11 - земли промышленности;
- кадастровый номер 66:32:409001:56 - Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Московская, 1б - земли занятые многоэтажным домом;
- кадастровый номер 66:32:409004:59 - Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Мира, 8 - прочие земельные участки;
- кадастровый номер 66:32:409003:36 - Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Токарей, 1 - земли промышленности;
- кадастровый номер 66:32:409003:12 - Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Токарей, 1б - земли промышленности.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2007.
Кадастровая стоимость земельных участков по данным налоговой инспекции
- с кадастровым номером 66:32:000000:114 - 6813720 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409001:56 - 8316562 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409004:59 - 11970221 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409003:36 - 209098340 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409003:12 - 2002029 руб.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством. Кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков определена
- с кадастровым номером 66:32:000000:114 - 6813720 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409001:56 - 5797115 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409004:59 - 6036105 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409003:36 - 177579560 руб.;
- с кадастровым номером 66:32:409003:12 - 1634346 руб.
В соответствии с п. 3 данного постановления постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП признано утратившим силу.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О).
Согласно п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Изданное Правительством Свердловской области постановление от 07.06.2011 N 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 Кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с 01.01.2012, то есть с начала нового налогового периода.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 год в отношении спорных земельных участков подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Из материалов дела следует, что обществом 13.01.2011 была сдана первичная налоговая декларация за 2010 год с исчисленной суммой земельного налога подлежащей уплате в бюджет 613547 руб.
02.03.2011 обществом представлена 1 уточненная налоговая декларация с исчисленной суммой земельного налога подлежащей уплате в бюджет 869405 руб. Указанная сумма налога была в полном объеме уплачена обществом в бюджет, что подтверждается представленными платежными поручениями.
29.09.2011 обществом представлена 2 уточненная налоговая декларация с исчисленной суммой земельного налога подлежащей уплате в бюджет 265718 руб.
20.12.2011 обществом представлена 3 уточненная налоговая декларация с исчисленной суммой земельного налога подлежащей уплате в бюджет 264306 руб.
Выводы налоговой инспекции о том, что при исчислении земельного налога за 2010 год следует руководствоваться кадастровой стоимостью земли, установленной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, являются обоснованными, по основаниям изложенным выше.
По итогам камеральной проверки 3 уточненной декларации налоговой инспекцией установлено неправильное исчисление земельного налога за 2010 год, в связи с чем, налоговая инспекция доначисляет и предлагает к уплате земельный налог в размере 605099 руб., пени в размере 37179 руб. 68 коп., штраф по ст. 122 НК РФ в размере 121019 руб. 80 коп.
В обоснование указанных начислений налоговая инспекция указывает, что на момент подачи уточненной декларации у налогоплательщика отсутствовала переплата по земельному налогу, соответственно был доначислен налог, пени, штраф.
Рассмотрев данные обстоятельства, суд считает, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для предложения налогоплательщику уплатить недоимку по земельному налогу за 2010 год, доначислять пени и штраф исходя из следующего.
В силу ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 81 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в установленном порядке.
В данном случае общество представило уточненные налоговые декларации, в которых налоговое обязательство было уменьшено и отсутствовал налог к доплате в бюджет. Таким образом, им было реализовано право, предусмотренное абз. 2 п. 1 ст. 81 Кодекса.
Исходя из смысла п. 2 ст. 80, абз. 2 п. 1 ст. 81, ст. 81, 88 Кодекса, следует, что праву налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налоговой инспекции принять налоговую декларацию, провести в установленный срок камеральную проверку (три месяца) и по ее результатам осуществить соответствующие действия, в том числе по отражению в карточке расчетов с бюджетом соответствующие сведения.
Однако в нарушение указанных норм уменьшение земельного налога было проведено по лицевой карточке не после окончания камеральной проверки, а сразу после приема уточненной декларации.
Аналогичная позиция подтверждается и сложившейся арбитражной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 11822/09, Постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2008 N Ф09-2446/08-С2).
Указанные нарушения установленного налоговым законодательством порядка приема и рассмотрения уточненных налоговых деклараций приводит к необоснованному доначислению налога, пеней, штрафа.
Учитывая, что земельный налог в полном объеме был уплачен в бюджет, оснований для предложения обществу уплатить земельный налог, доначисления штрафа не имеется.
В отношении пеней судом установлено, что земельный налог в размере 869405 руб. был уплачен обществом с нарушением установленного срока. Однако за период со 02.02.2011 (01.02.2011 - срок уплаты налога) по 16.03.2012 обществу уже были предъявлены пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2010 год. Данный факт подтверждается представленными требованиями N 1603 от 11.02.2011 и N 2187 от 16.03.2011, согласно которым заявителю предлагалось уплатить как недоимку по земельному налогу на 2010 год, так и пени за его несвоевременную уплату. Согласно представленным платежным ордерам данные суммы были сняты с расчетного счета заявителя на основании инкассовых поручений налоговой инспекции. Указанные обстоятельства налоговой инспекцией не опровергнуты.
Последний платеж по земельному налогу за 2010 год был произведен 27 апреля 2011, что подтверждается представленными документами и не оспаривается налоговой инспекцией.
Однако из представленного расчета пеней следует, что пени начислены налоговой инспекцией с 02.02.2011 года по 05.03.2012.
При таких обстоятельствах суд считает, что пени за период с 02.02.2011 по 16.03.2011 начислены налоговой инспекцией и предлагаются к уплате повторно, поскольку обществом уже были уплачены пени за данный период. После 27.04.2011 начисление пеней является также неправомерным, поскольку налог в сумме 869405 руб. уплачен обществом. Иного налоговая инспекция не доказала.
В порядке распределения судебных расходов государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления в сумме 2000 руб., относится на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области N 160 от 05.03.2012 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Алапаевский станкостроительный завод" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 121019 руб. 80 коп., предложения уплаты недоимки по земельному налогу в размере 605099 руб., начисления пеней за период с 02.02.2011 по 16.03.2012 и за период с 28.04.2011 по 05.03.2012.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
2. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Алапаевский станкостроительный завод" 2000 (две тысячи) руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)