Официальные документы

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




- приоритет механизмов согласования интересов и стимулирования всех заинтересованных участников, включая прямые (дотации, субсидии, др.) и косвенные (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные, страховые и др.) меры государственного экономического стимулирования и регулирования социального развития, а также сглаживания конфликтогенных ведомственных и региональных интересов;
- партнерство государства, бизнеса, науки и институтов гражданского общества в интересах устойчивого социального развития округа;
- реализация социальной политики по правилам ориентированного на результат бюджетирования, обеспечения ее нацеленности на достижение общественно значимых результатов;
- адекватная оценка открывающихся возможностей и сопутствующих рисков в условиях неопределенности, оперативности, своевременности и гибкости реагирования на возникающие вызовы и неблагоприятные тенденции, распределение и разделение рисков (и управления ими), обязательств и компетенций между всеми заинтересованными субъектами социальной политики;
- использование сценарного подхода с разработкой системы альтернативных путей достижения стратегических целей;
- учета текущих и перспективных потребностей округа на основе анализа политических, экономических, социальных и демографических процессов, происходящих в Российской Федерации и сопредельных государствах;
- ориентация перспективного социально-экономического развития на повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с ресурсными возможностями, использование преимуществ географического положения регионов Южного федерального округа, обусловливающих интенсификацию межрегионального и международного двустороннего (многостороннего) сотрудничества с их участием;
- повышение эффективности, результативности и качества принимаемых управленческих решений с использованием мониторинговой информации;
- учет пространственной неоднородности социального развития территорий Южного федерального округа, специфики существующих и возможных вызовов и угроз, дифференцированного подхода к реализации стратегических решений в разрезе муниципальных образований;
- прогнозирование, включая упреждающее прогнозирование долгосрочного развития, интерактивные методы дискуссий и анализа;
- формирование новых сетевых взаимосвязей в системе координации социальной политики;
- выработка стратегического видения, основанного на разделяемых участвующими сторонами представлениях, идеологических ценностях и стратегических целеустановках;
- причастность к решениям и действиям сегодняшнего дня, определяющим эффективность процессов социального развития округа;
- широкое использование информационно-коммуникационных технологий;
- эффективная пропаганда целей социальной политики и популяризация общественно значимых социальных проектов.
Достижению высоких стандартов качества и уровня жизни в Южном федеральном округе, сравнимых с показателями развитых стран Средиземноморья, препятствует ряд общесистемных проблем в социальной сфере. Наряду с ними в настоящее время открываются новые перспективные возможности для устойчивого и комплексного социального развития макрорегиона.

2. Современные тенденции и проблемы социального развития

Несмотря на сравнительно высокие показатели демографической динамики Южному федеральному округу грозит старение населения, трансформация его генетической структуры (распределение населения по продолжительности проживания в той или иной местности) и снижение доли лиц трудоспособного возраста в условиях невысокой производительности труда, которые могут обернуться негативными последствиями в экономике, например, в вопросах формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал. За годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы и износу основных фондов социальной инфраструктуры.
В силу исторических и природно-климатических причин округ на протяжении многих лет был и остается привлекательным для мигрантов как из других регионов России, так и из-за рубежа, что обусловило сложный полиэтнический состав населения при преобладании русских. Вместе с тем современные миграционные процессы идут и в направлении оттока из округа высококвалифицированных трудовых ресурсов в центральные районы страны и за границу. А усугубление нерегулируемой миграции из-за рубежа малоквалифицированной рабочей силы (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) меняет внутреннюю этническую и религиозно-цивилизационную структуру на региональном уровне, а также размывает социокультурную идентичность населения.


Страницы: 62 из 81  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->