Официальные документы

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 N 1538-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)




- динамично развивающаяся количественно, но отстающая по качеству знаний система высшего профессионального образования;
- отсутствие сложившейся инфраструктуры инновационной деятельности;
- недостаточная скоординированность элементов региональных инновационных систем и их взаимодействие в масштабе округа.
Наиболее серьезными вызовами и угрозами развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в перспективе являются следующие тенденции:
- отставание уровня технологического развития ключевых секторов экономики округа от уровня аналогичных секторов экономики стран-лидеров на фоне усиления межрегиональной и межстрановой конкуренции в сфере инновационной активности;
- старение научных кадров и замедленные темпы модернизации системы среднего и высшего профессионального образования, ведущие к практическому исчерпанию преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала;
- снижение расходов на исследования и разработки в условиях сохраняющегося бюджетного дефицита при одновременном росте издержек на воспроизводство человеческого капитала и генерирование инноваций, инициирующие дальнейшую утечку умов в центральные районы России и зарубежные страны.
Стратегической целью инновационной деятельности в Южном федеральном округе является существенное повышение конкурентоспособности его хозяйствующих субъектов на глобальных рынках товаров и услуг, обеспечение ускоренной модернизации и диверсификации региональной экономики, рост уровня и качества жизни населения.
Продвижение Южного федерального округа по инновационно-ориентированному сценарию, нацеленное на превращение макрорегиона в базовый для России ареал технико-технологического прорыва в сфере агропромышленного комплекса, туризма и рекреации, транспорта и логистики, энергетики и др., связано с интенсивными структурными сдвигами в пользу высокотехнологичного и информационного секторов, а также третичной сферы. Доминантной стратегией, обеспечивающей качественные изменения во всех сегментах жизни округа, должно стать опережающее (по отношению к общероссийскому тренду) формирование системы науки и воспроизводства высококвалифицированных кадров на базе ведущих высших учебных заведений в кооперации с инновационно активными бизнес-структурами. Основой для развития высокопроизводительных отраслей новой экономики может стать научно-исследовательский и образовательный потенциал ведущих урбанистических центров (Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский край).
В ростовской, краснодарской и волгоградской агломерациях (с совокупным демографическим потенциалом до 3, 1,5 и 1,3 млн. человек соответственно) и, прежде всего, в гг. Ростове-на-Дону и Краснодаре с относительно высоким качеством среды обитания и человеческого капитала, развитой и динамичной инфраструктурой, концентрирующей значительную часть научного, индустриально-технического, финансово-инвестиционного и творческого потенциала, отдача от массированных бюджетных и внебюджетных вложений в науку и подготовку кадров наиболее высока, а эффекты от концентрации исследовательской и образовательной активности мультипликативны, носят межрегиональный характер и полностью соотносятся с общефедеральными интересами.
Приоритетными направлениями инновационной деятельности в Южном федеральном округе являются:
- формирование межрегиональной инновационной системы в масштабе округа;
- создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций и преодоление ее фрагментарности;
- увеличение эффективности сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки) и системы высшего профессионального образования, а также усиление ориентации на потребности инновационной экономики;
- стимулирование создания малых инновационных предприятий и их взаимодействия с крупным и средним бизнесом, а также создание технологических платформ;
- привлечение внешних, в том числе федеральных, инвестиций в сферу высоких технологий;
- эффективная интеграция округа с глобальной инновационной системой;
- стимулирование действующих в макрорегионе хозяйствующих субъектов к использованию инноваций;
- повышение в округе уровня инновационной культуры;
- формирование в регионах Южного федерального округа правовой и нормативной базы инновационной деятельности.
К числу задач и организационно-экономических механизмов развития инновационной деятельности в Южном федеральном округе относятся следующие основные задачи:
- создание центров глобальной компетенции в таких отраслях, как переработка углеводородов, производство и переработка сельскохозяйственного сырья, биотехнологии, энергетика и рекреация;
- формирование технико-внедренческих особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры, в том числе в промышленности, аграрной сфере, а также в сфере услуг;
- создание пояса малых инновационных предприятий, в том числе на базе технопарков и научных парков ведущих высших учебных заведений макрорегиона;
- развитие на территории макрорегиона инфраструктуры рискового финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере;


Страницы: 58 из 81  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->