ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
(Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 N 439. О Программе Правительства Российской Федерации ''Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах)Налог на прибыль организаций. Акцизы. Транспортный налог
Расчеты по второму варианту предполагают усиление влияния факторов, препятствующих достижению финансовой стабилизации и эффективной реализации мероприятий Программы Правительства Российской Федерации. В этом случае может быть ослаблен антиинфляционный потенциал мер в области кредитно - денежного регулирования и обострится влияние на динамику инфляции факторов, связанных с процессами трансформации структуры внутренних цен, сближения их с мировыми, а также с эффективностью использования производственных мощностей. Соответственно сдвигаются сроки достижения целевых ориентиров Программы.
Процесс формирования новых соотношений внутренних цен не завершился. Сохраняются относительно низкие сравнительно с мировыми цены на энергоносители и электроэнергию, сельскохозяйственное сырье, тарифы на железнодорожные перевозки, а также на оплату жилья и коммунальные услуги, динамика которых ограничивается особенностями внутреннего спроса. При этом в настоящее время издержки производства российских предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, в большинстве случаев реально выше, чем у их иностранных конкурентов. Поэтому в ближайшие годы сохранятся объективные предпосылки для повышения общего уровня цен. При низкой эффективности мер в области кредитно - денежного регулирования рост влияния указанных факторов на динамику инфляции может проявиться в большем размахе инфляционных колебаний, снижающих степень определенности при принятии хозяйственных решений экономическими агентами. Уровень инфляции, имея общую тенденцию снижения, будет выше, чем в первом варианте.
Обозначившиеся в последние годы структурные сдвиги продолжатся и в дальнейшем. Экономика страны в результате воздействия спросовых ограничений со стороны внутренних потребителей и мирового рынка, а также под воздействием формирования новых относительных цен будет продолжать приобретать все большую сырьевую направленность.
на 1995 - 1997 годы
Темпы прироста потребительских
цен, процентов
в среднем за месяц 7,0 3,5 2,0
декабрь к декабрю 125 50 30
в среднем за год 180 70 40
Темпы к предыдущему году,
процентов
валовой внутренний продукт 90 - 92 95 - 99 98 - 102
промышленность 89 - 91 96 - 98 98 - 102
капитальные вложения 80 - 85 96 - 100 100 - 105
сельское хозяйство 89 - 91 94 - 97 98 - 102
Инфляционное обесценение бюджетных расходов может сократить реальный спрос со стороны государства. Финансовое положение предприятий сохранится напряженным.
При развитии экономики по второму варианту маловероятно существенное возрастание реального спроса со стороны населения. Он будет обусловлен воздействием инфляционного налога на дифференциацию реальных доходов и потребления населения. Можно ожидать увеличения доли доходов общества, перераспределяемой в пользу элитных слоев общества. Последние не смогут сформировать значительного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что будет сдерживать его рост и влиять на уровень безработицы. Достижение стабилизации инвестиционной деятельности станет возможным лишь в 1996 году. В этом случае основа для стабилизации и некоторого оживления промышленного производства может быть создана к концу среднесрочного периода.
Динамика цен и инфляционные процессы
Кредитно - денежная и налогово - бюджетная политика в соответствии с Программой Правительства нацелена на снижение дефицита бюджета до 4 - 5 процентов от валового внутреннего продукта в 1996 году и до 3 процентов от валового внутреннего продукта - в 1997 году.
Для плавного снижения инфляции рост денежной массы должен быть существенно ограничен. По оценке, для снижения среднемесячных темпов инфляции до 1 - 2 процентов в 1996 году темпы прироста денежной массы в течение первого полугодия 1996 года не должны превышать 1,5 - 2,5 процента в месяц при прогнозируемых темпах изменения объемов производства и валового внутреннего продукта (98 - 102 процента к 1995 году). В условиях достижения в 1997 году темпов инфляции в 1 процент в среднем за месяц рост денежной массы за второе полугодие 1996 года и 1997 год должен составить 2 - 3,5 процента в среднем за месяц при ожидаемом росте объемов производства и валового внутреннего продукта к 1996 году на 2 - 5 процентов.
В условиях свободного ценообразования при соблюдении таких ограничений на прирост денежной массы спросовые ограничения для продавцов будут все в большей степени сдерживать рост цен. По оценке, в 1996 году уровень инфляции может составить около 20 процентов за год, или 1,5 процента в месяц, что является признаком начала финансовой стабилизации. В 1997 году инфляция составит 13 - 14 процентов за годовой период. Во втором полугодии 1997 года рост цен может стабилизироваться: по оценке, уровень инфляции будет в пределах 0,5 - 0,9 процента в месяц.
Разрабатываемые в настоящее время механизмы совершенствования регулирования цен на продукцию естественных монополий будут способствовать установлению оптимальных цен и тарифов, стимулирующих рациональное использование топливно - энергетических ресурсов и транспортных средств. В ближайшее время темпы роста будут приведены в соответствие с экономически обоснованным ростом производимых затрат, что позволит стабилизировать распределение доходности отраслей потребителей и уровень их производства.
Темпы роста цен по отдельным отраслям также начнут плавно снижаться, однако их динамика будет различна.
Страницы: 63 из 71 <-- предыдущая cодержание следующая -->