Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 16 июня 2015 г. N 212 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк" на решение Кемеровского областного суда от 14 октября 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк (далее - ООО "Центральная ТЭЦ") обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 16 июня 2015 г. N 212 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк".
Решением Кемеровского областного суда от 14 октября 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В судебное заседание представители ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк, Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее - Комиссия, орган регулирования) является органом исполнительной власти Кемеровской области, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям. (пункт 3.6.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371).
Комиссией 16 июня 2015 г. принято постановление N 212 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк", пунктом 1 которого установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Центральная ТЭЦ" на 2015 год.
В приложении N 1 к постановлению указаны одноставочные тарифы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения за воду в размере 1 091,24 руб./Гкал, за отборный пар под давлением: от 1,2 до 2,5 кг/см кв. - 828,8 руб./Гкал, от 2,5 до 7,0 кг/см кв. - 830,5 руб./Гкал; для населения за воду в размере 1 287,66 руб./Гкал.
Пунктом 2 постановления установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую в 2015 году ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии.
Согласно приложению N 2 к постановлению одноставочный тариф на воду для данной категории потребителей составил 917,95 руб./Гкал.
Указанные тарифы действуют по 31 декабря 2015 г.
Данное постановление является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным на сайте "Электронный бюллетень Региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru, 16 июня 2015 г.
По мнению заявителя, тарифы являются экономически необоснованными и установлены с нарушением требований федерального законодательства, поскольку органом регулирования не учтены в полном объеме расходы регулируемой организации по оплате труда работников, отчислениям на социальные нужды, на сырье и материалы, а также расходы производственного характера.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Исходя из положений пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28, Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк, осуществляющее, в том числе деятельность по производству, передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), 5 июня 2015 г. обратилось в регулирующий орган с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, реализуемые на потребительском рынке, на 2015 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) на основании имеющихся в регулирующем органе подтверждающих документов, представив свои предложения и расчетные таблицы.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов, 16 июня 2015 г. составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
Пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно экспертному заключению, включаемые в необходимую валовую выручку расходы на оплату труда приняты Комиссией в размере 174 001,73 тыс. руб., против заявленных обществом 180 630,17 тыс. руб.
Корректировка в сторону уменьшения связана с непредставлением обществом в тарифный орган подписанных и утвержденных в соответствии с действующим законодательством коллективного договора и Положения об оплате труда на 2015 год.
Ввиду отсутствия надлежащего обоснования заявленных обществом расходов, фонд оплаты труда для включения в необходимую валовую выручку рассчитан органом регулирования на основании средней заработной платы на одного работника по аналогичным теплоэлектростанциям Кемеровской области за 2014 год в размере 29,5 тыс. руб., с учетом прогнозного индекса потребительских цен (1,067) и исходя из численности работников предложенной заявителем.
Отчисления на социальные нужды произведены Комиссией в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и в связи с уменьшением фонда оплаты труда на 2015 год приняты регулирующим органом в размере 52 548,52 тыс. руб. против заявленных обществом 54 211,31 тыс. руб.
Таким образом, произведенный Управлением расчет расходов по статье "Расходы на оплату труда и социальные отчисления" является обоснованным и не противоречит пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Судом установлено, что Комиссией по статье "Расходы на сырье и материалы" включены в необходимую валовую выручку расходы в размере 15 703,28 тыс. руб., против предложенных обществом 23 236,71 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
При проведении экспертизы цены на химические реагенты на 2015 год рассчитаны органом регулирования в соответствии с представленными договорами с применением прогнозного индекса потребительских цен 1,049, а размер затрат определен с учетом распределения по видам деятельности согласно учетной политике предприятия.
Затраты по данной статье расходов (без учета расходов, относящихся к производству электрической энергии) составили 15 703,28 тыс. руб., в том числе на производство тепловой энергии - 6 991,42 тыс. руб., на производство химочищенной воды - 8 660,39 тыс. руб., на производство умягченной подпиточной воды - 51,47 тыс. руб.
Корректировка данной статьи на 7 533,43 тыс. руб. произведена тарифным органом с учетом требований пунктов 28 и 40 Основ ценообразования, а также в результате исправления арифметической ошибки, которое предприятие допустило при суммировании всех видов реагентов.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Согласно экспертному заключению сумма экономически обоснованных расходов по статье "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями" на 2015 год включена органом регулирования в необходимую валовую выручку в размере 285 187 тыс. руб. против предложенных обществом 291 012,15 тыс. руб.
Размер расходов по данной статье определен Комиссией в соответствии с заключенными обществом договорами на выполнение работ и оказание услуг.
Уменьшение предложенной обществом суммы расходов по названной статье на 5 825 тыс. руб. произведено регулирующим органом в связи с отсутствием документального подтверждения понесенных заявителем расходов.
Также в связи с отсутствием документального подтверждения уменьшены на 8 082,67 тыс. руб. заявленные обществом в размере 45 774,17 тыс. руб. расходы по статье "Другие расходы связанные с производством и (или) реализацией продукции".
Расходы по данной статье приняты органом регулирования тарифов в размере 37 691,5 тыс. руб. В расчет расходов Комиссией принимались данные только действующих договоров, подписанных обеими сторонами и заверенных должным образом.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, регулирующему правоотношения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 14 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.02.2016 N 81-АПГ16-1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. N 81-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 16 июня 2015 г. N 212 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк" на решение Кемеровского областного суда от 14 октября 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк (далее - ООО "Центральная ТЭЦ") обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 16 июня 2015 г. N 212 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк".
Решением Кемеровского областного суда от 14 октября 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В судебное заседание представители ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк, Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее - Комиссия, орган регулирования) является органом исполнительной власти Кемеровской области, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям. (пункт 3.6.2 Положения о Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 г. N 371).
Комиссией 16 июня 2015 г. принято постановление N 212 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк", пунктом 1 которого установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ООО "Центральная ТЭЦ" на 2015 год.
В приложении N 1 к постановлению указаны одноставочные тарифы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения за воду в размере 1 091,24 руб./Гкал, за отборный пар под давлением: от 1,2 до 2,5 кг/см кв. - 828,8 руб./Гкал, от 2,5 до 7,0 кг/см кв. - 830,5 руб./Гкал; для населения за воду в размере 1 287,66 руб./Гкал.
Пунктом 2 постановления установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую в 2015 году ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии.
Согласно приложению N 2 к постановлению одноставочный тариф на воду для данной категории потребителей составил 917,95 руб./Гкал.
Указанные тарифы действуют по 31 декабря 2015 г.
Данное постановление является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным на сайте "Электронный бюллетень Региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru, 16 июня 2015 г.
По мнению заявителя, тарифы являются экономически необоснованными и установлены с нарушением требований федерального законодательства, поскольку органом регулирования не учтены в полном объеме расходы регулируемой организации по оплате труда работников, отчислениям на социальные нужды, на сырье и материалы, а также расходы производственного характера.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Исходя из положений пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28, Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Центральная ТЭЦ" г. Новокузнецк, осуществляющее, в том числе деятельность по производству, передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), 5 июня 2015 г. обратилось в регулирующий орган с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, реализуемые на потребительском рынке, на 2015 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) на основании имеющихся в регулирующем органе подтверждающих документов, представив свои предложения и расчетные таблицы.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов, 16 июня 2015 г. составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
Пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно экспертному заключению, включаемые в необходимую валовую выручку расходы на оплату труда приняты Комиссией в размере 174 001,73 тыс. руб., против заявленных обществом 180 630,17 тыс. руб.
Корректировка в сторону уменьшения связана с непредставлением обществом в тарифный орган подписанных и утвержденных в соответствии с действующим законодательством коллективного договора и Положения об оплате труда на 2015 год.
Ввиду отсутствия надлежащего обоснования заявленных обществом расходов, фонд оплаты труда для включения в необходимую валовую выручку рассчитан органом регулирования на основании средней заработной платы на одного работника по аналогичным теплоэлектростанциям Кемеровской области за 2014 год в размере 29,5 тыс. руб., с учетом прогнозного индекса потребительских цен (1,067) и исходя из численности работников предложенной заявителем.
Отчисления на социальные нужды произведены Комиссией в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и в связи с уменьшением фонда оплаты труда на 2015 год приняты регулирующим органом в размере 52 548,52 тыс. руб. против заявленных обществом 54 211,31 тыс. руб.
Таким образом, произведенный Управлением расчет расходов по статье "Расходы на оплату труда и социальные отчисления" является обоснованным и не противоречит пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Судом установлено, что Комиссией по статье "Расходы на сырье и материалы" включены в необходимую валовую выручку расходы в размере 15 703,28 тыс. руб., против предложенных обществом 23 236,71 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
При проведении экспертизы цены на химические реагенты на 2015 год рассчитаны органом регулирования в соответствии с представленными договорами с применением прогнозного индекса потребительских цен 1,049, а размер затрат определен с учетом распределения по видам деятельности согласно учетной политике предприятия.
Затраты по данной статье расходов (без учета расходов, относящихся к производству электрической энергии) составили 15 703,28 тыс. руб., в том числе на производство тепловой энергии - 6 991,42 тыс. руб., на производство химочищенной воды - 8 660,39 тыс. руб., на производство умягченной подпиточной воды - 51,47 тыс. руб.
Корректировка данной статьи на 7 533,43 тыс. руб. произведена тарифным органом с учетом требований пунктов 28 и 40 Основ ценообразования, а также в результате исправления арифметической ошибки, которое предприятие допустило при суммировании всех видов реагентов.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Согласно экспертному заключению сумма экономически обоснованных расходов по статье "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями" на 2015 год включена органом регулирования в необходимую валовую выручку в размере 285 187 тыс. руб. против предложенных обществом 291 012,15 тыс. руб.
Размер расходов по данной статье определен Комиссией в соответствии с заключенными обществом договорами на выполнение работ и оказание услуг.
Уменьшение предложенной обществом суммы расходов по названной статье на 5 825 тыс. руб. произведено регулирующим органом в связи с отсутствием документального подтверждения понесенных заявителем расходов.
Также в связи с отсутствием документального подтверждения уменьшены на 8 082,67 тыс. руб. заявленные обществом в размере 45 774,17 тыс. руб. расходы по статье "Другие расходы связанные с производством и (или) реализацией продукции".
Расходы по данной статье приняты органом регулирования тарифов в размере 37 691,5 тыс. руб. В расчет расходов Комиссией принимались данные только действующих договоров, подписанных обеими сторонами и заверенных должным образом.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, регулирующему правоотношения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 14 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центральная ТЭЦ" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)