Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 09.02.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-95/2016

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником земельного участка. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает его права как плательщика налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N 3а-95/2016


Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости,
установил:

АО "Центр управления федеральной собственностью" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости.
В своем заявлении общество просит на основании отчета ООО "АйБи-Консалт" от 21.08.2015 года установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2686 в размере 51 433 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688 - в размере 17 508 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689 - в размере 247 734 000 руб. по состоянию на 01 января 2014 года.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что с 05.05.2015 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2686, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2014 года установлена в размере 55 526 021,64 руб., с 08.07.2015 года - собственником земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2014 года установлена в размере 18 075 940,96 рублей, с 05.05.2015 года - земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2014 года установлена в размере 329 785 857,36 руб.
Поскольку общество является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель АО "Центр управления федеральной собственностью" по доверенности З. в судебном заседании требование о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поддержал.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям П. возражал против удовлетворения иска.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили.
Выслушав объяснения представителей административных истца, ответчиков, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу с 05.05.2015 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004003:2686, расположенный по адресу г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, вл. 25, стр. 12А, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности (л.д. 23).
Кроме того, с 08.07.2015 года общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688 по адресу г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, вл. 25, стр. 25, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности (л.д. 24).
С 05.05.2015 года общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689, расположенного по адресу г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, вл. 25, стр. 29, стр. 111, стр. 112, стр. 151, корп. 155 (л.д. 25).
Согласно сведениям из кадастровых справок от 20 мая 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0004003:2686 установлена по состоянию на 01 января 2014 года в соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 687-ПП от 21 ноября 2014 года в размере 55 526 021, 64 руб., объекта с кадастровым номером 77:06:0004003:2688-18 075 940, 96 руб., объекта с кадастровым номером 77:06:0004003:2689-329 785 857, 36 руб.
Однако как следует из публичной кадастровой карты, кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости установлена для земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2686 в размере 134 041 750.56 руб., для земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688 - 44 438 017.92 руб., для земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689 - 796 973 535.36 руб.
В связи с выявленными противоречиями судом в адрес Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве направлен запрос о предоставлении информации о том, когда и в связи с чем изменялась кадастровая стоимость спорных земельных участков, когда соответствующие сведения были внесены в ГКН.
Согласно полученным из Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве сведениям на дату формирования Перечня объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки - 01.01.2014 г. - разрешенное использование указанных выше земельных участков установлено как "эксплуатация зданий и сооружений института", что относится к 17 виду разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
Кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2014 года для 17 вида разрешенного использования.
22.08.2014 года на основании заявлений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве о ГКУ изменений объекта недвижимости разрешенное использование земельных участков изменено:
- - земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2686 на "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами (1.2.14); земельные участки улиц, проездов (1.2.16)" в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 14.07.2014 N 10307;
- - земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688 на: "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)" в соответствии с распоряжением ДГИ от 07.07.2014 N 9138;
- - земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689 на "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения складских предприятий (1.2.9)" в соответствии с распоряжением ДГИ от 07.07.2014 N 9139.
Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с Приказом N 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка; в случае расширения количества видов разрешенного использования земельного участка его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
В кадастровом квартале 77:06:0004003, в котором расположен земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004003:2686, для вышеуказанных видов разрешенного использования наибольшим значением удельного показателя кадастровой стоимости, в соответствии с Постановлением 687-ПП, является удельный показатель кадастровой стоимости 7 вида разрешенного использования, в размере 48513.12 руб. за кв. м.
На основании изложенного в результате исправления технической ошибки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2686 определена в размере 134 041 750.56 руб. на основании Постановления 687-ПП для измененного разрешенного использования с применением значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости 7 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 77:06:0004003 и площади 2763 кв. м.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688 "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)" в соответствии с Методическими указаниями по ГКОЗ относится к 7 виду разрешенного использования.
В результате исправления технической ошибки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688 определена в размере 44 438 017.92 руб. с применением удельного показателя кадастровой стоимости 48513.12 руб. за кв. м, с учетом его площади 916 кв. м.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689 "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения складских предприятий (1.2.9)" в соответствии с Методическими указаниями по ГКОЗ относится к вышеуказанному 7 виду разрешенного использования; к 9 виду разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689 в результате исправления технической ошибки определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости для 7 вида разрешенного использования 48513.12 руб. за кв. м, с учетом его площади 16428 и составила 796 973 535.36 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков, установленная в результате исправления технической ошибки, определена по состоянию на 22.08.2014 - дату ГКУ изменений разрешенного использования.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 338 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу статьи 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем первым указанной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Абзацем четвертым статьи 24.18 данного Закона установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем десятым той же нормы определено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 названного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Кроме этого, ст. 24.20 Закона установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
В пункте 15 Постановления Пленума ВС РФ N 28 разъяснено, что дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в силу требований закона рассмотрение спора об определении стоимости земельного участка возможно только в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы данного лица.
Как следует из материалов дела и указано выше, АО "Центр управления федеральной собственностью" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2686 с 05.05.2015 года, земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2688 - с 08.07.2015 года, земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004003:2689 - с 05.05.2015 года и, соответственно, с указанного времени - плательщиком земельного налога. Указанные земельные участки переданы обществу в собственность на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 31.12.2014 года N 1222, передаточного акта от 31.12.2014 года.
Установлено, что на момент обращения общества с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и с настоящим иском в суд об установлении кадастровой стоимости объектов, из которой исчисляется земельный налог, подлежащий уплате с момента приобретения административным истцом права собственности на земельные участки, действуют размеры кадастровой стоимости, установленные в результате исправления технической ошибки, по состоянию на 22.08.2014 - дату ГКУ изменений разрешенного использования.
При этом у Акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" правового интереса в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года не имеется, так как такая стоимость является базой для исчисления земельного налога за период, когда административный истец собственником спорных земельных участков, и, соответственно плательщиком налога, не являлся.
Указанная стоимость земельных участков не может сказываться на правах и законных интересах Акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" до приобретения им в собственность данных объектов недвижимости, поскольку оно не вступало в правоотношения в связи с их использованием и расходов по их содержанию не несло.
Доказательств того, что наличие установленной по состоянию на 01.01.2014 года стоимости участков затрагивает его права и законные интересы, суду не представлено, при том, что впоследствии 22.08.2014 года указанная стоимость была изменена и в измененном размере применяется для целей налогообложения в отношении принадлежащих истцу земельных участков с момента приобретения последним права собственности на указанные объекты.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных Акционерным обществом "Центр управления федеральной собственностью" требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0004003:2686, 77:06:0004003:2688, 77:06:0004003:2689, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, у суда не имеется.
Вместе с тем, административный истец не лишен права оспаривать в предусмотренном законом порядке кадастровую стоимость, установленную в результате исправления технической ошибки, по состоянию на 22.08.2014 - дату ГКУ изменений разрешенного использования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

В удовлетворении административного иска Акционерного общества "Центр управления федеральной собственностью" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0004003:2686, 77:06:0004003:2688, 77:06:0004003:2689, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
Ж.А.СИБУЛ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)