Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.05.2016 N 11-АПГ16-11

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. N 11-АПГ16-11


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Осиновские инженерные сети" о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2015 г. N 5-63/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2016 год", в части установления для потребителей акционерного общества "Осиновские инженерные сети" тарифа на тепловую энергию (мощность) в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г., по апелляционной жалобе акционерного общества "Осиновские инженерные сети" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Садыковой Э.Д., представителей открытого акционерного общества "ТГК-16" Галимова И.В., Сагунова М.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

акционерное общество "Осиновские инженерные сети" (далее - АО "Осиновские инженерные сети") обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2015 г. N 5-63/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2016 год", в части установления для потребителей АО "Осиновские инженерные сети" тарифа на тепловую энергию (мощность) в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "Осиновские инженерные сети" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам и открытое акционерное общество "ТГК-16" представили возражения.
В судебное заседание представители АО "Осиновские инженерные сети", прокуратуры Республики Татарстан, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет по тарифам, орган регулирования) является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, (пункт 4.1.7 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 г. N 468).
Госкомитетом по тарифам 16 декабря 2015 г. принято постановление N 5-63/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2016 год".
В приложении к данному постановлению в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан для потребителей АО "Осиновские инженерные сети" указаны показатели одноставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС) в период с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. в размере 872,33 руб./Гкал, в период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в размере 945,17 руб./Гкал; для населения (с НДС) в период с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. в размере 1 029,35 руб./Гкал, в период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в размере 1 115,30 руб./Гкал.
Данное постановление является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным на сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 19 декабря 2015 г.
По мнению заявителя, тарифы являются экономически необоснованными и установлены с нарушением требований федерального законодательства, поскольку органом регулирования неверно определены объем полезного отпуска тепловой энергии и объем потерь тепловой энергии, снижены затраты регулируемой организации на ремонт тепловых сетей, на общепроизводственные нужды, а также необоснованно исключены выпадающие доходы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято Постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Исходя из положений пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Осиновские инженерные сети" 10 августа 2015 г. обратилось в регулирующий орган с заявлениями об установлении тарифов на тепловую энергию на 2016 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) на основании имеющихся в регулирующем органе подтверждающих документов, представив свои предложения и расчетные таблицы.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено заключение N 20-22/тэ, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
На 2016 года АО "Осиновские инженерные сети" в тарифном заявлении было предложено установить тариф на тепловую энергию исходя из объема полезного отпуска тепловой энергии в размере 60 692 Гкал.
Поскольку представленные в материалы тарифного дела схема теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района на 2013 - 2030 годы, утвержденная постановлением Главы Осиновского сельского поселения от 17 января 2014 г. N 1, а также Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района на 2013 - 2030 годы (далее - Программа) не содержат информации о прогнозных величинах полезного отпуска тепловой энергии для потребителей на 2016 год, Госкомитет по тарифам в соответствии с вышеуказанной нормой Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, проанализировав динамику полезного отпуска тепловой энергии за предшествующие 3 года (2012, 2013, 2014 годы), а также принимая во внимание прирост теплопотребления на 2016 год, предусмотренный в Программе и актуализированной схеме теплоснабжения, принял данный показатель на уровне 2014 года в размере 69 384 Гкал.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь.
В силу пункта 2 статьи 5 Закона "О теплоснабжении" утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так в заявлении об установлении тарифа на 2016 год обществом указаны технологические потери в размере 19 862 Гкал. Органом регулирования названные потери установлены в размере 3 648 Гкал, согласно приказу Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 4 августа 2015 г. N 225-ОД "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям АО "Осиновские инженерные сети" на 2016 год (далее - приказ Министерства от 4 августа 2015 г. N 225-ОД).
Доводы общества о том, что при расчете органом регулирования не учтены потери по внутриквартальным сетям с. Осиново, и что приказом Министерства от 4 августа 2015 г. N 225-ОД утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя только по внешним тепловым сетям, находящимся у АО "Осиновские инженерные сети" в аренде и безвозмездном пользовании, являются необоснованными, поскольку указанным приказом установлен единый норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя и отсутствует разделение нормативов технологических потерь на внешние и внутренние.
Судом установлено, что Госкомитетом по тарифам по статье "Затраты на материалы по текущему ремонту" включены в необходимую валовую выручку расходы в размере 512,53 тыс. руб., против предложенных обществом 1 436,40 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями.
Уменьшение размера расходов по данной статье затрат произведен органом регулирования в связи с отсутствием документального подтверждения расходов на ремонт тепловых сетей в заявленном обществом размере.
При определении тарифа размер затрат обоснованно рассчитан Госкомитетом по тарифам на основании ранее произведенных затрат общества на аналогичные нужды при установлении тарифов в предыдущие периоды регулирования, с индексацией 106,2% в соответствии в параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год.
Согласно экспертному заключению сумма экономически обоснованных расходов по статье "Прочие общепроизводственные расходы" на 2016 год включена органом регулирования в необходимую валовую выручку в размере 310,56 тыс. руб. против предложенных обществом 1 149,02 тыс. руб.
Органом регулирования обоснованно снижен размер расходов общества на горюче-смазочные материалы с 595 тыс. руб. до 123 тыс. руб. исходя из количества находящихся на балансе предприятия транспортных средств и норм расхода для них горюче-смазочных материалов.
Также тарифным органом правомерно исключены расходы:
- - на оплату услуг по страхованию автотранспорта, поскольку застрахованный автотранспорт не является собственностью АО "Осиновские инженерные сети";
- - затраты на лабораторные исследования воды, поскольку указанные исследования не выполняются при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, и соответственно не могут быть учтены в составе обоснованных затрат при принятии тарифного решения по поставке тепловой энергии потребителям;
- - расходы по обучению работников охране труда, пожарно-техническому минимуму, проводимому АНО "Практик" в 2014 году, поскольку расходы на обучение 2014 года были учтены органом регулирования при установлении тарифа на 2015 год;
- - расходы на 100 тыс. руб. в связи с отсутствием их экономического обоснования и документального подтверждения.
Расходы по аренде нежилого помещения на основании договора с ТСЖ "ДОМ", не приняты Госкомитетом по тарифам в составе расходов на общепроизводственные нужды, поскольку они относятся к общехозяйственным расходам, где и учтены.
Ввиду непредставления АО "Осиновские инженерные сети" в Госкомитет по тарифам расчета выпадающих доходов за 2014 - 2015 годы, а также соответствующих документов бухгалтерской и статистической отчетности, заявленные выпадающие расходы в размере 1 966 тыс. руб. правомерно не были учтены при принятии тарифного решения.
Кроме того, тариф на тепловую энергию, установленный Госкомитетом по тарифам на 2016 год не превышает предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района, утвержденные указом Президента Республики Татарстан от 01 декабря 2015 г. N УП-1147.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству, регулирующему правоотношения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Осиновские инженерные сети" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)