Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.02.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-106/2016

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец указал, что несоответствие кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу N 3а-106/2016


Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-106/2016 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Компания "Русский Мир" об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (нежилые помещения) равной его рыночной стоимости,
установил:

Закрытое акционерное общество "Компания "Русский Мир" (далее также ЗАО "Компания "Русский Мир"), уточнив свои требования, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства (нежилые помещения) с кадастровым номером ***, расположенного в здании с кадастровым номером ***, по адресу: *** (далее также нежилые помещения), установленной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере *** рублей. Административный истец просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере *** рублей. В обоснование своих требований ЗАО "Компания "Русский Мир" указывает, что несоответствие кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) Д. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы (по доверенности) Т., возражал против удовлетворения требований ЗАО "Компания "Русский Мир", считал, что административным истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие рыночную стоимость нежилых помещений.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования ЗАО "Компания "Русский Мир" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Как установлено судом и следует из материалов дела ЗАО "Компания "Русский Мир" принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровым номером ***, расположенные в здании с кадастровым номером ***, по адресу: *** (т. 2 л.д. 5).
Сведения о названных нежилых помещениях внесены в государственный кадастр недвижимости 26 декабря 2013 года, в связи с чем они не вошли в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве".
1 января 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений в размере *** рублей, определенной по состоянию на 1 января 2014 года (т. 1 л.д. 46).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 4 декабря 2015 года исправлена техническая ошибка, повлекшая изменение кадастровой стоимости нежилых помещений, которая составила *** рублей по состоянию на 26 декабря 2013 года (т. 3 л.д. 48, 49).
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций". В строке 545 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, в 2014 году, поименовано здание с кадастровым номером ***, где расположены нежилые помещения, принадлежащие административному истцу.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административного истца. Принадлежащие ЗАО "Компания "Русский Мир" помещения являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 17 июля 2014 года N 51-2222/2014 отклонено заявление ЗАО "Компания "Русский Мир" от 26 июня 2014 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений (т. 1 л.д. 297 - 299).
Оспаривая названную кадастровую стоимость, ЗАО "Компания "Русский Мир" представило в суд отчет об оценке от 19 января 2016 года N 2373, составленный по заказу административного истца ***, в котором по состоянию на 26 декабря 2013 года рыночная стоимость нежилых помещений определена в размере *** рублей без учета НДС (далее отчет от 19 января 2016 года N 2373).
Согласно положительному экспертному заключению от 3 февраля 2016 года N Э-0024/16, подготовленному ***, названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности). Стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждается.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно положениям статей 12, 15 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12). Оценщик обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (абзац 3 статьи 15).
Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что оценка спорного имущества проведена оценщиком *** без нарушений требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оценка проведена на основании заключенного административным истцом с *** договора на оценку от 25 декабря 2015 года N 07/1215. Отчет составлен оценщиками 1 категории ***, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, являющимися членами ***, заключившими трудовые договора с ***, застраховавшими свою ответственность оценщиков в ОСАО "Ингосстрах" на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, в СПАО "Ингосстрах" на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
Оценщики провели анализ рынка недвижимости, к которой относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости нежилых помещений. Оценщиками проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиками при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
В отчете применены все три оценочных подхода: сравнительный, доходный, затратный. В нем присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиками.
Таким образом, отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Каких-либо допустимых и относимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные выводы, административными ответчиками не представлено.
Доводы административных ответчиков о несоответствии отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и недостоверности определенной оценщиком рыночной стоимости земельного участка, основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами. Достоверных данных об иной рыночной стоимости нежилых помещений Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы в суд не представлено.
Кроме того, выводы отчета об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены экспертным заключением ***, на которое административными ответчиками не принесено замечаний и не подано возражений.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы не заявлено, суд считает возможным положить в основу решения, представленный административным истцом, отчет об оценке, в котором установлена рыночная стоимость нежилых помещений на ту же дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Поскольку ЗАО "Компания "Русский Мир" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 26 июня 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2014 года и до 1 января 2015 года, когда были внесены в государственный кадастр недвижимости результаты определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 вышеназванного Закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда. По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

Административное исковое заявление Закрытого акционерного общества "Компания "Русский Мир" об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (нежилые помещения) равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства (нежилые помещения) с кадастровым номером ***, расположенного в здании с кадастровым номером ***, по адресу: ***, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года, в размере *** (***) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта капитального строительства (нежилые помещения) с кадастровым номером ***, расположенного в здании с кадастровым номером ***, по адресу: ***, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Датой подачи ЗАО "Компания "Русский Мир" заявления об оспаривании кадастровой стоимости считать 26 июня 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года по 1 января 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
М.Ю.КАЗАКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)