Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика - Кляузова И.А., действующего на основании доверенности от 02.08.2017, Морозовой А.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 по делу N А17-2558/2016, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (ИНН: 3731023288, ОГРН: 1023700542030)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (ИНН: 3728012590, ОГРН:1043700251088)
о признании недействительным решения от 15.12.2015 N 11129,
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.12.2015 N 11129 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, у него отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, фактически им не используемых и находящихся под объектами недвижимости, принадлежащими иным лицам на праве собственности.
Кроме того, ОАО "ИЗТС" указывает, что решением суда по делу N А17-8584/2014 установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:040928:161, 37:24:040928:164, 37:24:040928:169 расположены объекты гражданской обороны, являющиеся федеральной собственностью, которые в пользование Обществу не передавались.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представители Инспекции указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
ОАО "ИЗТС" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Общества.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "ИЗТС" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 20.10.2015 N 8282 (т. 1 л.д. 11-13).
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество, владеющее земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, являющимися объектом налогообложения по земельному налогу, не исчислило и не уплатило налог в сумме 1 904 487 рублей.
15.12.2015 заместителем начальника Инспекции принято решение N 11129 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплаты земельного налога за 2014 год, в виде взыскания штрафа в сумме 380 897 рублей 40 копеек. Указанным решением Обществу предложено уплатить штраф, земельный налог в сумме 1 904 487 рублей, пени в сумме 235 275 рублей 16 копеек (т. 1 л.д. 14-16).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 29.02.2016 N 12-16/01918 решение Инспекции от 15.12.2016 N 11129 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 18-20).
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 131, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 387, 388, 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 11.4, 11.8, 45, пунктом 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о правомерном доначислении Обществу земельного налога за 2014 год.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормами настоящего Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав, прекращается с момента принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, согласно Государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ИВ-01-000-698 ОАО "ИЗТС" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 52,7495 га по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1 (т. 2 л.д. 113-117).
Постановлением администрации г. Иваново N 344-19А от 26.08.1993 Обществу предоставлено 52,7495 га земель в бессрочное (постоянное) пользование для промплощадки по ул. Станкостроителей, д. 1. Акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности владения, пользования землей за N ИВ-01-000-698.
Впоследствии часть участка была изъята и передана другим организациям и после изъятия площадь участка составила 50,7521 га, а 26.08.1993 в государственный кадастр недвижимости внесен номер земельного участка 37:24:040928:17 площадью 507 521 кв. м.
В дальнейшем 20.12.2006 на земельный участок КН 37:24:04 09 28:0017 площадью 507 521 кв. м зарегистрировано право собственности на основании статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, субъект права Российская Федерация (т. 2 л.д. 125).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области N 224 от 04.06.2008 "Об утверждении границ земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1" земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, расположенный по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1. разделен на двадцать земельных участков (т. 1 л.д. 37).
Пунктом 3 вышеупомянутого Распоряжения, закреплена обязанность Общества произвести постановку вновь образованных земельных участков на кадастровый учет.
Распоряжением Администрации города Иваново N 2086-ра от 03.07.2008 "Об утверждении границ земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1" утверждены проекты границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, всего 20 участков (т. 1 л.д. 33-34).
Пункт 6 данного Распоряжения гласит: ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения" и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области произвести постановку вновь образованных земельных участков на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного Кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом, у собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно письму ТУ Росимущества в Ивановской области от 04.04.2013 N 12-2326 (т. 1 л.д. 80-81) в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, улица Станкостроителей, д. 1, образовались земельные участки с кадастровыми номерами:
37:24:040928:160, площадью 29,5621 га, 37:24:040928:161, площадью 0,9387 га, 37:24:040928:162, площадью 0,6958 га, 37:24:040928:163, площадью 0,5709 га, 37:24:040928:164, площадью 0,5284 га, 37:24:040928:165, площадью 0,4822 га, 37:24:040928:166, площадью 1,4592 га, 37:24:040928:167, площадью 0,0074 га, 37:24:040928:168, площадью 0,2818 га, 37:24:040928:169, площадью 0,4670 га, 37:24:040928:170, площадью 0,3933 га, 37:24:040928:171, площадью 0,4288 га, 37:24:040928:172, площадью 1,9896 га, 37:24:040928:173, площадью 0,9053 га, 37:24:040928:174, площадью 1,0814 га, 37:24:040928:175, площадью 9,7939 га, 37:24:040928:176, площадью 0,0022 га, 37:24:040928:178, площадью 0,1824 га, 37:24:040928:180, площадью 1,8852 га, 37:24:040928:181, площадью 0,9632 га.
Таким образом, в силу приведенные выше норм права, а также положений пунктов 1, 2, 3, 4 и 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 суд первой инстанции обоснованно указал, что ОАО "ИЗТС" приобрело возникшее до введения требования о государственной регистрации вещных прав право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, образованными при разделе земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17.
Процедуру добровольного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками Общество не инициировало; с заявлением об отказе от права на земельные участки в уполномоченный орган не обращалось.
Также судом правомерно учтено, что Обществу было отказано в удовлетворении исковых требований о признании прекращенным права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (судебные акты по делам N А17-8584/2014, А17-8585/2014, А17-1091/2015), при этом суд указал на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу указанных норм действующего законодательства покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Соответственно, третьи лица, получившие части объектов недвижимого имущества по сделкам купли-продажи от ОАО "ИЗТС", вправе были претендовать на соответствующую часть земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:0017 в соответствии с правилами статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации с момента перехода права собственности на здания, строения, сооружения.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду, а поэтому собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на спорных земельных участках приобрели исключительные права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "ИЗТС" земельными участками не требуется.
При этом следует учесть, что вновь образованные земельные участки на которых расположены объекты недвижимости, проданные Обществом иным лицам и признанные Инспекцией объектом налогообложения, не были предоставлены иным лицам, и записей о праве иных лиц на эти земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период вмененной заявителю обязанности уплачивать земельный налог не имеется.
Довод Общества о том, что на части земельных участков, принадлежащих ОАО "ИЗТС" на праве бессрочного (постоянного) пользования, расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным собственникам, в связи с чем, ОАО "ИЗТС" не является плательщиком земельного налога по данным земельным участкам, отклоняется апелляционным судом, поскольку собственник объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, но который не зарегистрировал за собой это право в установленном законом порядке, плательщиком земельного налога не является.
Кроме того, судом первой инстанции правильно указано, что заявитель вправе обратиться с исковыми требованиями к собственникам объектов недвижимости не зарегистрировавших на земельные участки права собственности или аренды о взыскании неосновательного обогащения.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что решением суда по делу N А17-8584/2014 установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:040928:161, 37:24:040928:164, 37:24:040928:169 расположены объекты гражданской обороны, являющиеся федеральной собственностью, которые в пользование Обществу не передавались. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.04.2016 по делу N А17-8584/2014 установлено, что доказательств передачи объектов обороны в пользование ОАО "ИЗТС" не представлено, мобилизационное задание ОАО "ИЗТС" снято, по информации Главного управления МЧС России по Ивановской области в реестре защитных сооружений объектов не числится, при проведении инвентаризации защитных сооружений Ивановской области на учет данных объектов не поставлено.
Тот факт, что ранее часть земельного участка изымалась (в том числе закреплялась за ОАО "Станкосистема"), не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности уплачивать земельный налог, поскольку вновь образованные земельные участки (в том числе 37:24:040928:180, сформированный при преобразовании земельных участков 37:24:040928:17, 37:24:040928:47, 37:24:040928:55) возник при разделе на двадцать земельных участков земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17, обремененного правом постоянного (бессрочного) пользования Общества.
Соответственно, подлежит отклонению также довод ОАО "ИЗТС" об отсутствии оснований для уплаты земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040928:176, 37:24:040928:162.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ОАО "ИЗТС" по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 по делу N А17-2558/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2017 N 02АП-6777/2017 ПО ДЕЛУ N А17-2558/2016
Разделы:Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N А17-2558/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика - Кляузова И.А., действующего на основании доверенности от 02.08.2017, Морозовой А.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 по делу N А17-2558/2016, принятое судом в составе судьи Голикова С.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (ИНН: 3731023288, ОГРН: 1023700542030)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (ИНН: 3728012590, ОГРН:1043700251088)
о признании недействительным решения от 15.12.2015 N 11129,
установил:
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.12.2015 N 11129 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, у него отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, фактически им не используемых и находящихся под объектами недвижимости, принадлежащими иным лицам на праве собственности.
Кроме того, ОАО "ИЗТС" указывает, что решением суда по делу N А17-8584/2014 установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:040928:161, 37:24:040928:164, 37:24:040928:169 расположены объекты гражданской обороны, являющиеся федеральной собственностью, которые в пользование Обществу не передавались.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представители Инспекции указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
ОАО "ИЗТС" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Общества.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "ИЗТС" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 20.10.2015 N 8282 (т. 1 л.д. 11-13).
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество, владеющее земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, являющимися объектом налогообложения по земельному налогу, не исчислило и не уплатило налог в сумме 1 904 487 рублей.
15.12.2015 заместителем начальника Инспекции принято решение N 11129 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплаты земельного налога за 2014 год, в виде взыскания штрафа в сумме 380 897 рублей 40 копеек. Указанным решением Обществу предложено уплатить штраф, земельный налог в сумме 1 904 487 рублей, пени в сумме 235 275 рублей 16 копеек (т. 1 л.д. 14-16).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области от 29.02.2016 N 12-16/01918 решение Инспекции от 15.12.2016 N 11129 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 18-20).
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 131, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 387, 388, 390 и 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 11.4, 11.8, 45, пунктом 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о правомерном доначислении Обществу земельного налога за 2014 год.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормами настоящего Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав, прекращается с момента принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, согласно Государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ИВ-01-000-698 ОАО "ИЗТС" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 52,7495 га по адресу: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1 (т. 2 л.д. 113-117).
Постановлением администрации г. Иваново N 344-19А от 26.08.1993 Обществу предоставлено 52,7495 га земель в бессрочное (постоянное) пользование для промплощадки по ул. Станкостроителей, д. 1. Акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности владения, пользования землей за N ИВ-01-000-698.
Впоследствии часть участка была изъята и передана другим организациям и после изъятия площадь участка составила 50,7521 га, а 26.08.1993 в государственный кадастр недвижимости внесен номер земельного участка 37:24:040928:17 площадью 507 521 кв. м.
В дальнейшем 20.12.2006 на земельный участок КН 37:24:04 09 28:0017 площадью 507 521 кв. м зарегистрировано право собственности на основании статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, субъект права Российская Федерация (т. 2 л.д. 125).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области N 224 от 04.06.2008 "Об утверждении границ земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1" земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, расположенный по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1. разделен на двадцать земельных участков (т. 1 л.д. 37).
Пунктом 3 вышеупомянутого Распоряжения, закреплена обязанность Общества произвести постановку вновь образованных земельных участков на кадастровый учет.
Распоряжением Администрации города Иваново N 2086-ра от 03.07.2008 "Об утверждении границ земельных участков, расположенных по адресу: Ивановская область, город Иваново, улица Станкостроителей, д. 1" утверждены проекты границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, всего 20 участков (т. 1 л.д. 33-34).
Пункт 6 данного Распоряжения гласит: ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения" и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области произвести постановку вновь образованных земельных участков на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного Кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков, при этом, у собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно письму ТУ Росимущества в Ивановской области от 04.04.2013 N 12-2326 (т. 1 л.д. 80-81) в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17 общей площадью 507 521 кв. м, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Иваново, улица Станкостроителей, д. 1, образовались земельные участки с кадастровыми номерами:
37:24:040928:160, площадью 29,5621 га, 37:24:040928:161, площадью 0,9387 га, 37:24:040928:162, площадью 0,6958 га, 37:24:040928:163, площадью 0,5709 га, 37:24:040928:164, площадью 0,5284 га, 37:24:040928:165, площадью 0,4822 га, 37:24:040928:166, площадью 1,4592 га, 37:24:040928:167, площадью 0,0074 га, 37:24:040928:168, площадью 0,2818 га, 37:24:040928:169, площадью 0,4670 га, 37:24:040928:170, площадью 0,3933 га, 37:24:040928:171, площадью 0,4288 га, 37:24:040928:172, площадью 1,9896 га, 37:24:040928:173, площадью 0,9053 га, 37:24:040928:174, площадью 1,0814 га, 37:24:040928:175, площадью 9,7939 га, 37:24:040928:176, площадью 0,0022 га, 37:24:040928:178, площадью 0,1824 га, 37:24:040928:180, площадью 1,8852 га, 37:24:040928:181, площадью 0,9632 га.
Таким образом, в силу приведенные выше норм права, а также положений пунктов 1, 2, 3, 4 и 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 суд первой инстанции обоснованно указал, что ОАО "ИЗТС" приобрело возникшее до введения требования о государственной регистрации вещных прав право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, образованными при разделе земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17.
Процедуру добровольного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками Общество не инициировало; с заявлением об отказе от права на земельные участки в уполномоченный орган не обращалось.
Также судом правомерно учтено, что Обществу было отказано в удовлетворении исковых требований о признании прекращенным права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (судебные акты по делам N А17-8584/2014, А17-8585/2014, А17-1091/2015), при этом суд указал на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации к покупателю здания, сооружения или другой недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость переходят также и права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, которые были у прежнего их собственника.
Пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу указанных норм действующего законодательства покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Соответственно, третьи лица, получившие части объектов недвижимого имущества по сделкам купли-продажи от ОАО "ИЗТС", вправе были претендовать на соответствующую часть земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:0017 в соответствии с правилами статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации с момента перехода права собственности на здания, строения, сооружения.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду, а поэтому собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на спорных земельных участках приобрели исключительные права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "ИЗТС" земельными участками не требуется.
При этом следует учесть, что вновь образованные земельные участки на которых расположены объекты недвижимости, проданные Обществом иным лицам и признанные Инспекцией объектом налогообложения, не были предоставлены иным лицам, и записей о праве иных лиц на эти земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период вмененной заявителю обязанности уплачивать земельный налог не имеется.
Довод Общества о том, что на части земельных участков, принадлежащих ОАО "ИЗТС" на праве бессрочного (постоянного) пользования, расположены объекты недвижимости, принадлежащие иным собственникам, в связи с чем, ОАО "ИЗТС" не является плательщиком земельного налога по данным земельным участкам, отклоняется апелляционным судом, поскольку собственник объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, но который не зарегистрировал за собой это право в установленном законом порядке, плательщиком земельного налога не является.
Кроме того, судом первой инстанции правильно указано, что заявитель вправе обратиться с исковыми требованиями к собственникам объектов недвижимости не зарегистрировавших на земельные участки права собственности или аренды о взыскании неосновательного обогащения.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что решением суда по делу N А17-8584/2014 установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:040928:161, 37:24:040928:164, 37:24:040928:169 расположены объекты гражданской обороны, являющиеся федеральной собственностью, которые в пользование Обществу не передавались. Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.04.2016 по делу N А17-8584/2014 установлено, что доказательств передачи объектов обороны в пользование ОАО "ИЗТС" не представлено, мобилизационное задание ОАО "ИЗТС" снято, по информации Главного управления МЧС России по Ивановской области в реестре защитных сооружений объектов не числится, при проведении инвентаризации защитных сооружений Ивановской области на учет данных объектов не поставлено.
Тот факт, что ранее часть земельного участка изымалась (в том числе закреплялась за ОАО "Станкосистема"), не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности уплачивать земельный налог, поскольку вновь образованные земельные участки (в том числе 37:24:040928:180, сформированный при преобразовании земельных участков 37:24:040928:17, 37:24:040928:47, 37:24:040928:55) возник при разделе на двадцать земельных участков земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17, обремененного правом постоянного (бессрочного) пользования Общества.
Соответственно, подлежит отклонению также довод ОАО "ИЗТС" об отсутствии оснований для уплаты земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040928:176, 37:24:040928:162.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы ОАО "ИЗТС" по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.07.2017 по делу N А17-2558/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)