Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
заинтересованных лиц - Хозовой Э.О. (доверенности от 09.10.2015, от 14.10.2015),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны, г. Балаково Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-354/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны, г. Балаково Саратовской области (ИНН <...>) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области от 14.10.2014 N 10819 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 15.12.2014,
установил:
индивидуальный предприниматель Суслова Лариса Александровна (далее - ИП Суслова Л.А., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 14.10.2014 N 10819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) от 15.12.2014.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015, принят отказ ИП Сусловой Л.А. от части требований. Производство по делу о признании недействительным решения УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 прекращено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.10.2014 N 10819 в части размера штрафных санкций: по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 19 334,43 руб., по части 1 статьи 119 НК РФ в сумме штрафа 24 018,45 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Суслова Л.А. с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и удовлетворить заявление в полном объеме. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку для расчета земельного налога за 2013 год следует применять распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Распоряжение N 989-р) с 11.01.2013. По мнению предпринимателя, необоснованным является вывод судов о невозможности изменения налоговой базы в течение налогового периода. Кроме того, для расчета земельного налога не может применяться нормативный акт, утративший силу в течение налогового периода.
УФНС России по Саратовской области и Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят обжалованные предпринимателем судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя заинтересованных лиц, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Сусловой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:40:020405:102, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, д. 61а. Данный земельный участок был приобретен ею на основании договора купли-продажи от 05.06.2013 N 78.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной ИП Сусловой Л.А. в инспекцию 16.05.2014 налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, в соответствии с которой земельный налог составил 94 524 руб.
По итогам проведенной камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 29.08.2014 N 11585.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговым органом принято решение от 14.10.2014 N 10819, которым ИП Сусловой Л.А. доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 373 797 руб., начислены пени в размере 26 687,16 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 21 482,70 руб., а также привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 30 935,10 руб.
ИП Суслова Л.А., не согласившись с решением инспекции от 14.10.2014 N 10819, обжаловала его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 апелляционная жалоба ИП Сусловой Л.А. на решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 14.10.2014 N 10819 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 14.10.2014 N 10819 нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к выводу, что применение кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением N 989-Р, при исчислении земельного налога за 2013 год неправомерно.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Как усматривается из материалов дела, ИП Сусловой Л.А. при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка, утвержденная Распоряжение N 989-р.
Однако, Распоряжение N 989-р не содержит указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 N 2868/14.
Указание даты - 02.06.2012 в Распоряжении N 989-р определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете.
Распоряжение N 989-р вступило в силу 11.01.2013 после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии", в силу статьи 5 Кодекса подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2014.
Таким образом, по состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 НК РФ момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которым утверждена иная кадастровая стоимость земельных участков.
В этой связи является верным вывод судебных инстанций о том, что заявителем необоснованно применена кадастровая стоимость при исчислении земельного налога, утвержденная Распоряжением N 989-р.
Однако постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области".
Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу после даты, на которую определяется кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2013, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной данным постановлением.
Вместе с тем в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 НК РФ).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей определен статьей 396 НК РФ.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не может быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11).
Поэтому в рассматриваемом случае при расчете земельного налога за отчетные периоды 2013 года подлежит применению кадастровая оценка земель, которая была установлена ранее.
С учетом указанных обстоятельств, судебные акты не могут считаться обоснованными и законными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость спорного земельного участка на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате предпринимателем в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованием закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А57-354/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.12.2015 N Ф06-3275/2015 ПО ДЕЛУ N А57-354/2015
Требование: О признании недействительными решений налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2015 г. N Ф06-3275/2015
Дело N А57-354/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
заинтересованных лиц - Хозовой Э.О. (доверенности от 09.10.2015, от 14.10.2015),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны, г. Балаково Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-354/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Сусловой Ларисы Александровны, г. Балаково Саратовской области (ИНН <...>) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области от 14.10.2014 N 10819 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 15.12.2014,
установил:
индивидуальный предприниматель Суслова Лариса Александровна (далее - ИП Суслова Л.А., предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 14.10.2014 N 10819 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области) от 15.12.2014.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015, принят отказ ИП Сусловой Л.А. от части требований. Производство по делу о признании недействительным решения УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 прекращено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.10.2014 N 10819 в части размера штрафных санкций: по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 19 334,43 руб., по части 1 статьи 119 НК РФ в сумме штрафа 24 018,45 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Суслова Л.А. с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и удовлетворить заявление в полном объеме. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку для расчета земельного налога за 2013 год следует применять распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Распоряжение N 989-р) с 11.01.2013. По мнению предпринимателя, необоснованным является вывод судов о невозможности изменения налоговой базы в течение налогового периода. Кроме того, для расчета земельного налога не может применяться нормативный акт, утративший силу в течение налогового периода.
УФНС России по Саратовской области и Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят обжалованные предпринимателем судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя заинтересованных лиц, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Сусловой Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:40:020405:102, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, д. 61а. Данный земельный участок был приобретен ею на основании договора купли-продажи от 05.06.2013 N 78.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной ИП Сусловой Л.А. в инспекцию 16.05.2014 налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, в соответствии с которой земельный налог составил 94 524 руб.
По итогам проведенной камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 29.08.2014 N 11585.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговым органом принято решение от 14.10.2014 N 10819, которым ИП Сусловой Л.А. доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 373 797 руб., начислены пени в размере 26 687,16 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 21 482,70 руб., а также привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 30 935,10 руб.
ИП Суслова Л.А., не согласившись с решением инспекции от 14.10.2014 N 10819, обжаловала его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Саратовской области от 15.12.2014 апелляционная жалоба ИП Сусловой Л.А. на решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области от 14.10.2014 N 10819 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 14.10.2014 N 10819 нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к выводу, что применение кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением N 989-Р, при исчислении земельного налога за 2013 год неправомерно.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Как усматривается из материалов дела, ИП Сусловой Л.А. при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка, утвержденная Распоряжение N 989-р.
Однако, Распоряжение N 989-р не содержит указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 N 2868/14.
Указание даты - 02.06.2012 в Распоряжении N 989-р определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете.
Распоряжение N 989-р вступило в силу 11.01.2013 после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии", в силу статьи 5 Кодекса подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2014.
Таким образом, по состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 НК РФ момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которым утверждена иная кадастровая стоимость земельных участков.
В этой связи является верным вывод судебных инстанций о том, что заявителем необоснованно применена кадастровая стоимость при исчислении земельного налога, утвержденная Распоряжением N 989-р.
Однако постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области".
Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу после даты, на которую определяется кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2013, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной данным постановлением.
Вместе с тем в целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 НК РФ).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Порядок исчисления налога и авансовых платежей определен статьей 396 НК РФ.
Поскольку авансовый платеж представляет собой часть земельного налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не может быть внесен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11).
Поэтому в рассматриваемом случае при расчете земельного налога за отчетные периоды 2013 года подлежит применению кадастровая оценка земель, которая была установлена ранее.
С учетом указанных обстоятельств, судебные акты не могут считаться обоснованными и законными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить нормативный акт или иное правовое основание, определяющее кадастровую стоимость спорного земельного участка на соответствующий период, определить сумму земельного налога, подлежащего уплате предпринимателем в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованием закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А57-354/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)