Судебные решения, арбитраж

"ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 26 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОБОБЩЕНИЕ
СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 26
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Настоящее обобщение подготовлено во исполнение пункта 5 раздела III Плана работы Четвертого арбитражного апелляционного суда на второе полугодие 2014 года и проведено в соответствии с Порядком организации работы по изучению и обобщению судебной практики в Четвертом арбитражном апелляционном суде, утвержденным приказом от 15.04.2014 N 83.
Предметом обобщения являлись дела по спорам, связанным с применением главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации об уплате налога на добычу полезных ископаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, признанными пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, рассмотренные арбитражными судами четырех инстанций - Республики Бурятия, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Четвертым арбитражным апелляционным судом, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа и Высшим Арбитражным судом Российской Федерации за период с 01.01.2013 по 31.10.2014.
По информации отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Четвертого арбитражного апелляционного суда в 2013 году Четвертым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 6824 дел, в том числе по указанной категории 15 дел или 0,22% от общего количества рассмотренных, из них по 2 делам отменены судебные акты первой инстанции, что составило 13,3% от числа пересмотренных по данной категории и по 13 делам судебные акты первой инстанции оставлены без изменения, что составило 86,7% от числа пересмотренных дел данной категории.
13 судебных актов Четвертого арбитражного апелляционного суда обжалованы в кассационную инстанцию и по итогам пересмотра 1 отменен, что составило 7,6% от числа пересмотренных по данной категории и по 12 делам судебные акты оставлены без изменения, что составило 92,3% от числа пересмотренных дел данной категории.
С 01 января 2014 г. по 31 октября 2014 г. суд рассмотрел 6185 дел, в том числе по указанной категории 12 дел или 0,2% от общего количества рассмотренных. Из них по 3 делам отменены судебные акты первой инстанции, что составило 25% от числа пересмотренных указанной категории, и 9 судебных актов оставлены без изменения или 75% от числа пересмотренных дел данной категории.
В кассационную инстанцию обжалованы 8 судебных актов Четвертого арбитражного апелляционного суда, из них 2 отменены (по делам: N А78-9427/2012, N А78-4284/2013 на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с оставлением решения первой инстанции в силе, и на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта), что составило 28,6% от числа пересмотренных указанной категории, 5 оставлены без изменения или 71,4% от числа пересмотренных по данной категории, и 1 еще не пересмотрено и находятся в производстве.
Следует отметить, что постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу А78-9427/2012 отменены в 2013 и 2014 годах.
Анализ статических данных за период 2013 год и 10 месяцев 2014 года свидетельствует о том, что в 2014 году незначительно уменьшилось количество в апелляционном суде дел по спорам, связанным с уплатой налога на добычу полезных ископаемых.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в 2013 году пересмотрел два судебных акта Четвертого арбитражного апелляционного суда, по делу N А19-16360/2011 оставив без изменения постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда, а по делу N А78-3471/2012 отменив в части судебный акт Четвертого арбитражного апелляционного суда.
В 2014 году в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации судебные акты Четвертого арбитражного апелляционного суда не пересматривались.
Для настоящего обзора выбраны наиболее интересные (с точки зрения фактических обстоятельств и вопросов правоприменения) дела, рассмотренные Четвертым арбитражным апелляционным судом, за указанный период.

1. Особенности определения объекта налогообложения
1.1. В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 336 НК РФ в целях главы 26 не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке.
Следует отметить, что устанавливая налогообложение полезных ископаемых, извлеченных из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в общеустановленном порядке в качестве условия исключения их из объектов налогообложения НДПИ, НК РФ не разъясняет, что такое общеустановленный порядок.
Дела N N А78-7661/2012, А78-7662/2012, А78-7679/2012, А78-3071/2013 Арбитражного суда Забайкальского края
Обществом с 2010 года реализуется проект "Переработка лежачих хвостов промприбора "Дражная бочка" на месторождении "Алия" для вовлечения в повторную переработку лежалых хвостов промывки, накопленных за период с 1987 по 2004 годы.
Сведения о реализации проекта и данные по извлечению золота ежегодно отражаются в отчетном балансе запасов статистического наблюдения 5-ГР.
Все данные касающиеся отработки хвостов, извлеченных из собственных отходов, отражаются в ежегодном плане развития горных работ, ежегодной геологической статистической отчетности 70ТП, 71ТП, а также в маркшейдерских справках.
Обществом представлена в инспекцию уточненная итоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за май 2011 года, в которой обществом указано по ставке 0 процентов количество золота, добытого из отвалов предприятия.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации за май 2011 года, по результатам которой составлен акт от 12.04.2012 N 9289 и вынесено решение от 20.06.2012 N 3351 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в которых золото, добытое из отвалов предприятия, признано объектом налогообложения по общеустановленной ставке.
В соответствии со статьей 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, в том числе признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
К видам добытого полезного ископаемого подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке.
Доводы инспекции о том, что отходы горнодобывающего производства не являются собственными отходами общества, поскольку на рассматриваемом месторождении ранее осуществляло добычу полезных ископаемых не только общество, но и ЗАО "Алиинский карьер", отклонены судами, исходя из следующего.
20.12.1993 старательской артели "Газимур" выдана лицензия на право пользования недрами ЧИТ 00368 БЭ на добычу золота открыто-раздельным способом на россыпи Алия (верхняя часть между буровыми линиями N 56 - 111).
С 1998 года участок в границах линий 56 - 111 разрабатывался обществом по лицензии ЧИТ 00840 БЭ.
20.10.1997 года обществу выдана лицензия на право пользования недрами ЧИТ 00810 БЭ на добычу россыпного золота в нижней части месторождения р. Алия (на участке между разведочными линиями 5 - 36).
С 01.01.1999 общество обладает правами на добычу золота на россыпи Алия в пределах всего месторождения - по лицензии ЧИТ00810БЭ в границах линий 5 - 56, по лицензии ЧИТ00840БЭ в границах линий 56 - 111.
Добыча золота из собственных отходов горнодобывающего производства, являющаяся предметом настоящего спора, осуществлялась обществом на основании проекта "Переработка лежалых хвостов промприбора "дражная бочка" в пределах прав пользования недрами, охваченных лицензией ЧИТ00840БЭ, то есть в пределах границ 56111.
Участок в пределах границ 56 - 111 не являлся предметом прав, принадлежащих ЗАО "Алиинский карьер", которое полтора года (с 1997 по 1998 годы) обладало правами по лицензии в границах 36 - 56.
Доказательств, опровергающих принадлежность отходов горнодобывающего производства обществу и подтверждающих, что ЗАО "Алиинский карьер" могло сформировать спорные отходы, в материалы дела не представлено.
С указанным выводом инспекция согласилась в суде первой инстанции.
По мнению налогового органа, количество золота, находящееся в отвалах, сформированных до 2002 года, не подлежало налогообложению в установленном порядке.
Инспекция также не согласилась доводами о том, что представленные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за периоды с 2002 по 2004 годы подтверждают уплату налога на добычу полезных ископаемых в общеустановленном порядке, поскольку обществом сведения о применении ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в установленном порядке не утверждены.
Вместе с тем, поскольку глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая налог на добычу полезных ископаемых, вступила в силу с 01.01.2002, а до этого существовал иной порядок платежей за пользование недрами, то подтверждение обществом налогообложения в установленном порядке полезных ископаемых, извлеченных из собственных отвалов и отходов горнодобывающего и связанного с ним производств, может быть истребовано инспекцией с момента введения на территории Российской Федерации налога на добычу полезных ископаемых, то есть с 01.01.2002.
До введения в действие главы 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Порядок уплаты таких отчислений регулировался Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Для целей определения понятия "налогообложение полезного ископаемого в общеустановленном порядке" следует руководствоваться статьей 39 Закона Российской Федерации "О недрах", в соответствии с которой в систему платежей при пользовании недрами входили не только отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но и разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, регулярные платежи за пользование недрами, плата за геологическую информацию о недрах, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензий.
До введения в действие главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых" полезное ископаемое, участвующее в расчете платежа за пользование недрами, оценивалось, как объем добычи и потерь при добыче.
В обоснование правомерности применения подпункта 4 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации общество представило в материалы дела расчеты платежей за право пользования недрами, в соответствии с которыми объем добычи полезного ископаемого отражен с учетом нормативных потерь.
Поскольку доказательств обратного инспекцией не представлено, суды, принимая во внимание представленные обществом налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за периоды с 2002 по 2004 год, которыми общество подтверждает уплату налога в общеустановленном порядке, пришли к выводу о том, что общеустановленный порядок налогообложения в рамках действующего до 2002 года законодательства обществом соблюден.
При таких обстоятельствах ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 23.09.2013 по делу N А78-7661/2012 признал обоснованными выводы судов двух инстанций о том, что количество золота, находящееся в отвалах, сформированных до 2002 года, подлежало налогообложению в установленном порядке.
Отметим, что указанное дело было приведено Лермонтовым Ю.М. в качестве примера в комментарии к статье 336 НК РФ <1>.
--------------------------------






























































































































































































































































































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)