Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самойловой О.С.
при участии:
от заявителя: Ерофеева А.В., доверенность от 03.09.2015 г.
от заинтересованного лица: Беляев Ю.Ф., доверенность от 30.12.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4259/2016) Закрытого акционерного общества "Ассоциация "Северные цветы"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2015 г. по делу N А56-76707/2015 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ассоциация "Северные цветы"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
об обязании внести нежилое здание в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым с 01.01.2015 г. определяется как кадастровая стоимость,
Закрытое акционерное общество "Ассоциация "Северные цветы" (далее - ЗАО "Ассоциация "Северные цветы") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) об обязании внести нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 80, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001219:3014, в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым с 01.01.2015 г. определяется как кадастровая стоимость.
Решением суда от 25.12.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, полагая, что отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации положений, позволяющих включить в 2015 спорное здание в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2015 определяется как кадастровая стоимость, не может служить основанием для отказа в иске, спорное здание отвечает необходимым признакам для включения его в соответствующий перечень, установленный приказом Комитета от 30.12.2014 г. N 463.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Комитета, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ассоциация "Северные цветы" является собственником нежилого здания, общей площадью 3787,6 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 80, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001219:3014. В соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с изменениями на 01.01.2015 г. ЗАО "Ассоциация "Северные цветы" является налогоплательщиком по налогу на имущество организаций.
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга N 645-110 от 26.11.2014 г. "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" 17.11.2014 г. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга приказом N 390 утвердил результаты определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв. м и зданий на территории Санкт-Петербурга.
Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 30.12.2014 г. N 463 определен перечень объектов недвижимого имущества, по которым в качестве исчисления налоговой базы с 01.01.2015 г. используется кадастровая стоимость.
Объект недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 80, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001219:3014 не был включен в данный перечень объектов, несмотря на то, что площадь указанного здания составляет 3787,6 кв. м и здание указано в Приложении к Приказу от 17.11.2014 N 390.
В настоящее время Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КриЗ) и Комитет по управлению городским имуществом реорганизованы в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), который действует на основании Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 г. N 98. 20.04.2015 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу внесена запись N 6157848157846 о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с реорганизацией Комитета.
Общество полагает, что Комитет незаконно не включил здание, принадлежащее Обществу, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что приводит к нарушению прав и законных интересов Общества, а именно: к увеличению суммы налога на имущество организаций.
Вышеизложенные обстоятельства послужили поводом для обращения ЗАО "Ассоциация "Северные цветы" с настоящим требованием в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении требований Общества судом первой инстанции отказано правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 г. N 645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Приказом Комитета от 30.12.2014 г. N 463 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, в который здание Общества не включено.
В соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
В отношении спорных правоотношений таким периодом является календарный год.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Комитета правовых оснований для включения объекта Общества в перечень на 2015 год.
Кроме того, защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения, однако избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных (или предполагаемо нарушенных) прав и законных интересов служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
Общество не указало, на основании каких норм материального права суду следует обязать Комитет внести спорное здание в перечень в рамках гражданско-правовых отношений (по иску Общества). Действия, бездействие Комитета по включению (невключению) в перечень на 2015, утвержденный приказом от 30.12.2014 г. N 463, спорного объекта Обществом не оспаривались.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2015 года по делу N А56-76707/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2016 N 13АП-4259/2016 ПО ДЕЛУ N А56-76707/2015
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. N 13АП-4259/2016
Дело N А56-76707/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самойловой О.С.
при участии:
от заявителя: Ерофеева А.В., доверенность от 03.09.2015 г.
от заинтересованного лица: Беляев Ю.Ф., доверенность от 30.12.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4259/2016) Закрытого акционерного общества "Ассоциация "Северные цветы"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2015 г. по делу N А56-76707/2015 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ассоциация "Северные цветы"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
об обязании внести нежилое здание в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым с 01.01.2015 г. определяется как кадастровая стоимость,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ассоциация "Северные цветы" (далее - ЗАО "Ассоциация "Северные цветы") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) об обязании внести нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 80, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001219:3014, в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым с 01.01.2015 г. определяется как кадастровая стоимость.
Решением суда от 25.12.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, полагая, что отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации положений, позволяющих включить в 2015 спорное здание в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2015 определяется как кадастровая стоимость, не может служить основанием для отказа в иске, спорное здание отвечает необходимым признакам для включения его в соответствующий перечень, установленный приказом Комитета от 30.12.2014 г. N 463.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Комитета, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ассоциация "Северные цветы" является собственником нежилого здания, общей площадью 3787,6 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 80, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001219:3014. В соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с изменениями на 01.01.2015 г. ЗАО "Ассоциация "Северные цветы" является налогоплательщиком по налогу на имущество организаций.
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга N 645-110 от 26.11.2014 г. "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" 17.11.2014 г. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга приказом N 390 утвердил результаты определения кадастровой стоимости помещений площадью более 3000 кв. м и зданий на территории Санкт-Петербурга.
Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 30.12.2014 г. N 463 определен перечень объектов недвижимого имущества, по которым в качестве исчисления налоговой базы с 01.01.2015 г. используется кадастровая стоимость.
Объект недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 80, лит. А, кадастровый номер 78:31:0001219:3014 не был включен в данный перечень объектов, несмотря на то, что площадь указанного здания составляет 3787,6 кв. м и здание указано в Приложении к Приказу от 17.11.2014 N 390.
В настоящее время Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КриЗ) и Комитет по управлению городским имуществом реорганизованы в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет), который действует на основании Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 г. N 98. 20.04.2015 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу внесена запись N 6157848157846 о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с реорганизацией Комитета.
Общество полагает, что Комитет незаконно не включил здание, принадлежащее Обществу, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, что приводит к нарушению прав и законных интересов Общества, а именно: к увеличению суммы налога на имущество организаций.
Вышеизложенные обстоятельства послужили поводом для обращения ЗАО "Ассоциация "Северные цветы" с настоящим требованием в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении требований Общества судом первой инстанции отказано правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 г. N 645-110 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Приказом Комитета от 30.12.2014 г. N 463 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, в который здание Общества не включено.
В соответствии с абз. 1 п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
В отношении спорных правоотношений таким периодом является календарный год.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Комитета правовых оснований для включения объекта Общества в перечень на 2015 год.
Кроме того, защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения, однако избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных (или предполагаемо нарушенных) прав и законных интересов служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
Общество не указало, на основании каких норм материального права суду следует обязать Комитет внести спорное здание в перечень в рамках гражданско-правовых отношений (по иску Общества). Действия, бездействие Комитета по включению (невключению) в перечень на 2015, утвержденный приказом от 30.12.2014 г. N 463, спорного объекта Обществом не оспаривались.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2015 года по делу N А56-76707/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.ТИМУХИНА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)