Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2017 ПО ДЕЛУ N А39-7738/2016

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N А39-7738/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западный рынок" (ОГРН 1021300984605, ИНН 1326140580) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.04.2017 по делу N А39-7738/2016, принятое судьей Насакиной С.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западный рынок" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска от 02.09.2016 N 10-17/26.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западный рынок" - Налиткина С.В. по доверенности от 25.04.2016 (т. 31 л. д. 16), Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска - Логинов Ю.Ю. по доверенности от 23.11.2016, Кистин А.Е. по доверенности от 18.01.2017, Грачев А.П. по доверенности от 25.10.2016.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западный рынок" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления, в том числе НДС, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД, единый налог) за период с 01.01.2012 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт N 10-14/13 от 22.03.2016.
Рассмотрев материалов выездной налоговой проверки, Инспекция вынесла решение N 10-17/26 от 02.09.2016 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу, в том числе доначислены НДС в сумме 1 167 578 рублей, единый налог в сумме 9 924 859 рублей за 1 - 4 кварталы 2012 года и соответствующие пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление) N 13-09/10733 от 14.11.2016, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение Инспекции оставлено без изменений.
Не согласившись с решением Инспекции N 10-17/26 от 02.09.2016, в том числе в указанной части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.04.2017 решение Инспекции признано недействительным в части предложения налогоплательщику уплатить ЕНВД в сумме 1 546 704 рублей и соответствующих пеней. В удовлетворении требований в иной части Обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствием выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Налогоплательщик не согласен с выводом Инспекции о том, что в 2012 году Общество было обязано применять систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД в связи с осуществлением деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
Позиция Общества основывается на том, что торговые помещения (независимо от их квалификации, торговые павильоны, торговые места) предоставляемые во временное пользование, располагаются в помещении магазина, так как в объекте недвижимости имеются все помещения, наличие которых является определяющим для отнесения объектов недвижимости к категории магазин.
Кроме того, Общество указывает, что помещение N 135, имеющее в своем составе помещение N 136, является магазином, вследствие чего неправильным является вывод налогового органа о передаче в аренду помещений, являющихся единым торговым местом.
Налогоплательщик также обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства выставления Обществом арендаторам счетов-фактур, в связи, с чем доначисление НДС неправомерно.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения, жалобу Общества считает не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали позицию налогового органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены решения суда первой инстанции с учетом следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории городского округа Саранск Республики Мордовия единый налог на вмененный доход введен решением от 23.11.2005 N 173 Саранского городского Совета депутатов "О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Статьей 3 названного решения установлены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется единый налог. К такой деятельности отнесена, в частности, деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов.
В целях применения подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ необходимо наличие совокупности двух условий: в аренду должны передаваться торговые места; данные торговые места должны быть расположены в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
Под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Торговым залом является часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
В силу указанной статьи необходимым критерием для отнесения помещения к объектам стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, является наличие подсобных и административно-бытовых помещений, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
В целях главы 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (технический паспорт на нежилые помещения, планы, схемы, экспликации, договор аренды нежилого помещения).
В целях исчисления ЕНВД те или иные помещения (их часть) следует определять, прежде всего, из фактического назначения, функционального обособления и использования.
Из материалов дела следует, что ООО "Юго-Западный рынок" в проверяемом периоде осуществляло деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, по сдаче в наем собственного нежилого недвижимого имущества.
В 2012 году в отношении деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, в которых площадь одного торгового места, не превышает 5 кв. м, Общество применяло ЕНВД, а в отношении деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, если площадь каждого из них превышает 5 квадратных метров, - специальный налоговый режим в виде единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом - "доходы".
Из материалов выездной налоговой проверки судом установлено, что в проверяемом периоде ООО "Юго-Западный рынок" осуществляло эксплуатацию помещений торгового комплекса "Юго-Западный" путем предоставления их в возмездное пользование (сдачу внаем) на основании договоров аренды.
Здание торгового комплекса площадью 7193,2 кв. м согласно данным технического паспорта по состоянию на 11.06.2009 имеет 2 этажа, 3 входа и выхода, включает в себя: 1 этаж - коридоры, санузлы, складские помещения, торговые помещения, электрощитовая, кабинет, бытовое помещение, моечная, холодильная камера, лестничная клетка; 2 этаж - касса, подсобное помещение, кабинеты, коридоры, санузлы, торговые помещения, лестничная клетка.
Учитывая сведения, содержащиеся в техническом паспорте, плане строения и экспликации к поэтажному плану, строение представляет собой совокупность торговых помещений с общим для них коридором, санитарно-бытовыми (санузлы), техническими (тепловая, щитовая) помещениями и двумя складскими помещениями общей площадью 24,1 кв. м, расположенными в здании торгового комплекса. Торговые помещения не являются специально оборудованными помещениями, обеспеченными подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. Фактически эти помещения представляют собой обособленные кабины, не оснащенные специальным оборудованием, предназначенным для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. Торговые залы (залы обслуживания посетителей) в данном торговом комплексе отсутствуют.
В договорах аренды, заключенных Обществом с арендаторами указана общая полезная площадь помещения в метрах квадратных, состав основных помещений (номера комнат); в разделах 2 договоров аренды указано, что арендуемые помещения предоставляются арендатору для размещения павильона, административно - бытовые, подсобные помещения в аренду не передавались.
Протоколами допросов арендаторов помещений также подтверждается, что в арендуемых помещениях отсутствуют подсобные, административные помещения, стационарные перегородки.
Отделение арендаторами части помещения торговой точки для хранения (складирования) товара с использованием витрин, стеллажей, не может быть признано подсобным помещением, поскольку само понятие "помещение" предполагает его конструктивную обособленность и специальное оснащение.
Согласно протоколу осмотра, сдаваемые в аренду помещения представляют собой торговые секции, разделенные перегородками, имеют замкнутый объем, единый вход и общий коридор; торговые помещения построены в четыре параллельных рядах с тремя проходами вдоль этих помещений; также имеются два сквозных прохода, перпендикулярных направлениям рядов; складские, подсобные, административно-бытовые помещения, помещения для приема, хранения товаров, подготовки их к продаже отсутствуют.
Оценив с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу о том, что здание торгового комплекса по своим характеристикам отвечает критериям объекта стационарной торговой сети, не имеющего торговых залов.
Поэтому суд правомерно сделал вывод о том, что в спорном периоде налогоплательщиком осуществлялась передача во временное пользование помещений, представляющих собой изолированную торговую секцию (торговое место).
Суд обоснованно отклонил довод заявителя о том, что рабочий проект здания торгового комплекса "Юго-Западный" предусматривает наличие в нем торговых залов, подсобных помещений, холодильных камер и иных помещений, поскольку рабочий проект не является ни правоустанавливающим, ни инвентаризационным документом, и не свидетельствует о фактическом использовании указанных помещений в качестве таковых арендаторами.
Довод налогоплательщика о том, что помещение N 135, имеющее в своем составе помещение N 136, является магазином, вследствие чего вывод налогового органа о передаче в аренду помещений, являющихся единым торговым местом, неправомерен судом также отклонен как противоречащий установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что помещение N 136 площадью 5,2 кв. м представляет собой отгороженную часть помещения N 135, площадью 78,6 кв. м. Данное помещение арендовалось в 2012 году индивидуальным предпринимателем Тарасовой И.В.
Из показаний Тарасовой И.В. следует, что ей было предоставлено в аренду торговое помещение площадью 84 кв. м, в котором отсутствовали какие-либо административно-бытовые, помещения для приема и хранения товара и подготовки их к продаже, специальное оснащение (оборудование), складские помещения, а имелось подсобное помещение, в котором установлена раковина.
Согласно экспликации к поэтажному плану строения (здания торгового комплекса) в графе "назначение помещения" помещение N 136 обозначено как кабинет.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие в составе торгового помещения другого обособленного помещения не может считаться достаточным для признания помещения магазином при отсутствии иных признаков, позволяющих квалифицировать его в качестве такого объекта стационарной торговой сети.
Учитывая вышеизложенное, вывод Инспекции о том, что в проверяемом периоде ООО "Юго-Западный рынок" осуществляло деятельность по предоставлению во временное пользование помещений, расположенных в объекте стационарной торговой, не имеющей торгового зала, правомерен.
В связи с этим ООО "Юго-Западный рынок" неправомерно применяло специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения в 1-й квартале 2012 года и общий режим налогообложения во 2-4 кварталах 2012 года, поскольку было обязано исчислять по указанному виду деятельности ЕНВД.
В силу пункта 4 статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), подпадающих под применение специального налогового режима в виде ЕНВД обязанность выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС отсутствовала.
Вместе с тем, поскольку налогоплательщик неправомерно применял общую систему налогообложения в части получения дохода от сдачи в аренду помещений по спорным договорам, он выставлял арендаторам нежилых помещений счета-фактуры на сумму арендной платы за определенный период с выделением НДС.
В силу положений пункта 5 статьи 173 НК РФ в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, она подлежит исчислению и уплате в бюджет.
В связи с этим НДС, выделенный заявителем в счетах-фактурах при сдаче в аренду спорных нежилых помещений, должен быть уплачен в бюджет.
Суд правомерно отклонил довод заявителя о том, что копии счетов-фактур, представленных в материалы дела, не являются надлежащими доказательствами наличия у ООО "Юго-Западный рынок" обязанности по уплате НДС, поскольку они не содержат заверительных надписей: "Верно"; должности лица, заверившего копию; личной подписи; расшифровки подписи (инициалы, фамилия); дата заверения.
Судом установлено, что ООО "Юго-Западный рынок" в целях проведения проверочных мероприятий представило в налоговый орган копии счетов-фактур, выставленных арендаторам за аренду торговых помещений за период с 01.04.2012 по 31.12.2012, что нашло отражение в акте проверки.
Счета-фактуры представлены налогоплательщиком в систематизированном в хронологическом порядке виде (с учетом календарных дат их выставления арендаторам), заверены, прошиты, скреплены подписью генерального директора ООО "Юго-Западный рынок" и оттиском печати Общества.
Представленные счета-фактуры отражены налогоплательщиком в книге продаж за 2012 год, журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, также представленных в Инспекцию в целях проведения мероприятий налогового контроля.
Кроме того, из показаний арендаторов помещений в здании торгового комплекса следует, что в связи с арендой помещений они получали от Общества счета-фактуры и акты выполненных работ (т. 6, л. д. 51 - 52,55 - 58).
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требовании Общества в указанной части.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ООО "Юго-Западный рынок" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.04.2017 по делу N А39-7738/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юго-Западный рынок" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
А.М.ГУЩИНА
Т.А.ЗАХАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)