Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N А43-25280/2016

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N А43-25280/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 20.07.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс Порт НН" (ИНН 5260345983, ОГРН 1125260018014) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2017 по делу N А43-25280/2016, принятое судьей Трясковой Н.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс Порт НН" о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 20.05.2016 N 26680.
В судебном заседании до перерыва приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода - Горькова Е.О. по доверенности от 29.12.2016 N 12-16/024502/31, Акимов С.Н. по доверенности от 16.05.2017 N 12-16/009571, после перерыва - Осенчугова Е.А. по доверенности от 11.07.2017 N 12-16/013713, Жиряева Н.П. по доверенности от 29.12.2016 N 12-16/024502/44.
Общество с ограниченной ответственностью "Транс Порт НН", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в поступившем ходатайстве от 06.07.2017 (входящий N 01АП-2764/17 от 06.07.2017) просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 13 июля 2017 до 15 час. 15 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка представленной 11.12.2015 обществом с ограниченной ответственностью "Транс Порт НН" (далее - ООО "Транс Порт НН", Общество, налогоплательщик, заявитель) уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за август 2015 года с суммой исчисленного налога - 19 591 рубль.
По результатам проверки составлен акт от 15.03.2016 N 30946 и вынесено решение от 20.05.2016 N 26680 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 4 372 рублей (с учетом смягчающих обстоятельств). Указанным решением Обществу также доначислен НДПИ в сумме 43 720 рублей и соответствующие суммы пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 29.08.2016 N 09-12/18332@, принятым по апелляционной жалобе налогоплательщика, решение Инспекции утверждено.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения налогового органа недействительным в части доначисления НДПИ в сумме 29 877 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа (т. 2, л. д. 151 - 152).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в признании недействительным решения Инспекции в отношении НДПИ в сумме 29 877 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа, и принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
Общество утверждает, что расходы, связанные с добычей полезного ископаемого, произведенные налогоплательщиком в августе 2015 года, составили 608 253 рублей 42 копейки. Исходя из этого НДПИ, подлежащий уплате в бюджет составляет 33 454 рубля (608 253 рубля 42 копейки x 5,5%).
ООО "Транс Порт НН" обращает внимание суда на то, что доказательств иной величины расходов налогоплательщика, связанных с добычей полезного ископаемого в спорном периоде, налоговый орган не представил и не подтвердил какими-либо первичными документами или иными доказательствами.
Налогоплательщик не согласен с выводом суда о занижении им расходов, связанных с добычей полезного ископаемого в августе 2015 года на 795 000 рублей.
В судебное заседание представители Общества не явились.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали позицию налогового органа.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей налогового органа, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 340 Кодекса оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий; исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
В пункте 4 названной статьи предусмотрено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, то есть исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде: 1) материальные расходы, определяемые в соответствии со статьей 254 настоящего Кодекса, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную подготовку), при реализации добытых полезных ископаемых (включая материальные расходы, а также за исключением расходов, осуществленных налогоплательщиком при производстве и реализации иных видов продукции, товаров (работ, услуг); 2) расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых; 3) суммы начисленной амортизации, определяемой в порядке, установленном статьями 256 - 259.2 настоящего Кодекса, за исключением сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых; 4) расходы на ремонт основных средств, определяемые в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в соответствии со статьей 261 настоящего Кодекса; 6) расходы, предусмотренные подпунктами 8 и 9 статьи 265 настоящего Кодекса, за исключением указанных в этих подпунктах расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых; 7) прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 настоящего Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого не учитываются расходы, предусмотренные статьями 266, 267 и 270 настоящего Кодекса.
Инспекция не оспаривает, что в августе 2015 года налогоплательщик не осуществлял реализацию добытого полезного ископаемого.
Из решения налогового органа следует, что расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, связанные с добычей полезных ископаемых составили 1 151 117 рублей 08 копеек (в том числе 1 143 305 рублей 08 копеек - прямые расходы, 7 812 рублей - косвенные расходы).
При этом в решении Инспекции отражено, что на основании сведений, указанных в техническом паспорте месторождения в состав прямых расходов налогоплательщика включаются в том числе 795 000 рублей как расходы инвестора по состоянию на 01.04.2015.
Инспекция считает, что 795 000 рублей необоснованно не учтены Обществом в составе расходов при определении стоимости добытого полезного ископаемого за август 2015 года.
Вместе с тем, в уточненной налоговой декларации по НДПИ за август 2015 года ООО "Транс Порт НН" указало прямые расходы по добыче полезных ископаемых, произведенные в налоговом периоде в сумме 348 305 рублей 08 копеек, составляющих стоимость выполненных работ по намыву песчаного грунта по договору N 7 от 03.08.2015, заключенному с ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства". Согласно бухгалтерской справке материальные расходы составили 348 305 рублей 09 копеек (т. 1, л. д. 22).
В обоснование указанных расходов налогоплательщиком представлены налоговому органу и в материалы дела акт выполненных работ от 20.08.2015 к указанному договору (т. 1, л. д. 23), счет-фактура N 12 от 20.08.2015 (т. 1, л. д. 24).
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы (пункт 2 статьи 253 Кодекса).
В пункте 1 статьи 272 Кодекса установлено, что для организаций, применяющих метод начисления, расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.
Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (статья 318 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 318 Кодекса к прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
На основании пункта 2 статьи 318 Кодекса сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 Кодекса (абзац второй пункта 2 статьи 318 Кодекса).
В соответствии с указанными положениями Налогового кодекса Российской Федерации Общество также отразило в уточненной налоговой декларации расходы на оплату труда за август 2015 года в сумме 7 812 рублей (в то время как фактически они составили 7 890 рублей), начисленную по основным средствам амортизацию в сумме 6 366 рублей 88 копеек, начисленную амортизацию по нематериальным активам в сумме 185 338 рублей 34 копеек, расходы на освоение природных ресурсов и НИОКР в сумме 60 353 рублей 11 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела регистрами, справками-расчетами, первичными документами, бухгалтерской справкой (т. 1, л. д. 22).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что в августе 2015 года налогоплательщик произвел расходы, связанные с добычей полезного ископаемого в сумме 608 253 рубля 42 копейки, которые должны быть учтены при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Достоверность указанных сведений, представленных заявителем, налоговым органом не опровергнута.
Доказательств того, что расходы налогоплательщика, связанные с добычей полезного ископаемого в августе 2015 года составили 1 151 117 рублей 08 копеек, Инспекцией вопреки положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации материальные расходы отражены в общей сумме 356 117 рублей 08 копеек (в том числе прямые расходы - 348 305 рублей 08 копеек, косвенные расходы - 7 812 рублей).
При этом налогоплательщиком не оспаривается, что расходы занижены им на 252 058 рублей 33 копейки, составляющих суммы начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам, расходы на освоение природных ресурсов и НИОКР. Указанные расходы также подтверждены представленными в материалы дела документами.
Доказательств того, что налогоплательщик занизил налоговую базу по НДПИ в спорном периоде на 795 000 рублей Инспекцией в материалы дела не представлено, поэтому вывод Инспекции о том, что налогоплательщик занизил налоговую базу на 795 000 рублей, является неправомерным.
Суд первой инстанции необоснованно отклонил довод заявителя о том, что в соответствии с положения Налогового кодекса Российской Федерации и учетной политики, утвержденной приказом N 6 от 12.01.2015, при определении НДПИ учету подлежат только расходы, относящиеся к спорному периоду.
Довод налогового органа, о том, что 795 000 рублей являются расходами на освоение природных ресурсов, подлежащими учету в силу статьи 261 НК РФ при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в спорном периоде, документально не обоснован.
Справка о стоимости и источниках финансирования работ (т. 2, л. д. 55, 150) не является доказательством понесенных Обществом расходов в сумме 795 000 рублей, поскольку не относится к первичным документам бухгалтерского учета. Кроме того, указанная справка не подписана должностными лицами ООО "Транс Порт НН".
Таким образом, расходы налогоплательщика, связанные с добычей полезного ископаемого в августе 2015 года составили 608 253 рубля 42 копейки, налог при этом составит 33 454 рубля.
ООО "Транс Порт НН" самостоятельно исчислило налог к уплате в сумме 19 591 рубль, тем самым занизило налог на 13 863 рубля (33 454 рубля - 19 591 рубль).
С учетом изложенного, Обществу неправомерно доначислен Инспекцией налог в сумме 29 857 рублей (43 720 рублей - 13 863 рубля), соответствующие суммы пеней и штрафа.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, при обращении в суд с уточненными требованиями, налогоплательщиком при расчете оспариваемой суммы НДПИ допущена арифметическая ошибка (вместо 29 857 рублей указано 29 877 рублей). Указанная сумма также неправильно указана и в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ООО "Транс Порт НН" подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2017 отмене в обжалуемой части на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неправильного применения норм материального права, с принятием нового судебного акта о признании недействительным решения Инспекции от 20.05.2016 N 26680 о доначислении НДПИ в сумме 29 857 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате Обществом государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2017 по делу N А43-25280/2016 в обжалуемой части отменить.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода от 20.05.2016 N 26680 признать недействительным в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 29 857 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транс Порт НН" судебные расходы в сумме 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
А.М.ГУЩИНА
Т.А.ЗАХАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)