Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Червенко К.Г., представитель по доверенности от 23.01.2017 N 17;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области: Юрчук Е.В. представитель по доверенности от 13.12.2016;
- от третьих лиц:
- Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области: Фортенадзе П.Н., представитель по доверенности от 11.04.2017;
- Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 10.08.2016 N 29/107;
- Федерального государственного казенного учреждения "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 01.06.2017
по делу N А04-2119/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовым Е.А.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области
о признании недействительным решения
третьи лица: Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области; Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016); Федеральное государственное казенное учреждение "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1142722003995, ИНН 2531012470)
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 5 по Амурской области, инспекция) о признании недействительным решения от 08.11.2016 N 24394/18093154 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области; Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа", Федеральное государственное казенное учреждение "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 01.06.2017 суд в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Учреждение заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что решение инспекции необоснованно возлагает на учреждение обязанность нести расходы по уплате налога за земельные участки, не являющимися объектом налогообложения. Земельные участки изъяты из оборота, переданы учреждению для целей, связанных с обороной и безопасностью.
Представитель ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в представленном отзыве, в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представители инспекции, УФНС России по Амурской области, в представленном отзыве и в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Федеральное государственное казенное учреждение "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в период с 04.03.2016 по 06.06.2016 Инспекцией в отношении Учреждения проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год.
По результатам проверки составлен акт от 20.06.2016 N 21211/17806039, принято решение от 08.11.2016 N 24394/18093154, которым Учреждению доначислен земельный налог в сумме 6 017 831,00 рубля, учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 60 795,68 рублей, начислены пени в сумме 841 280,03 рублей.
Решением УФНС России по Амурской области от 30.12.2016 N 15-07/2/438 апелляционная жалоба Учреждения на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о том, что в нарушение статьей 390, 396 НК РФ налогоплательщиком занижена сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, поскольку исходя из фактического использования спорных земельных участков они не относятся к изъятым из оборота и признаются ограниченными в обороте, то есть являются объектами налогообложения. Налогоплательщиком не были представлены документы, подтверждающие наличие на земельных участках зданий, сооружений, которые размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со статьями 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, согласно статье 394 Налогового кодекса устанавливается налоговая ставка 0,3%.
Таким образом, законодатель разграничил порядок налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, исключив первые из объектов налогообложения и предусмотрев для вторых применение пониженной налоговой ставки.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка.
В силу подпункта 5 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи. При этом, ограничение таких земельных участков в обороте и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков.
Следовательно, не подлежат налогообложению земельным налогом только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
По материалам дела установлено, что учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат 12 земельных участков с кадастровыми номерами 28:17:012303:337; 28:05:000000:33; 28:05:10409:9; 28:05:10409:13; 28:05:10413:37; 28:05:000000:9; 28:21:010204:3; 28:05:010303:61; 28:05:010303:62; 28:21:010205:1; 28:05:010216:2; 28:05:000000:10.
Земельный участок с кадастровым номером 28:17:012303:337 общей площадью 2850212 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, Мазановский район, номер регистрации возникновения права 28-28-01/406/2013-586, дата регистрации права - 24.05.2013.
Категория земли определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для несельскохозяйственных нужд.
На спорном земельном участке расположены: здание казармы, кадастровый паспорт на объект от 14.05.2008, выписка из РФИ N 220/1988 от 20.04.2009; здание водонасосной станции, кадастровый паспорт на объект от 14.05.2008, выписка из РФИ N 180/1276 от 23.03.2009.
В обоснование требований по указанному земельному участку Учреждение указало, что силами инженерных войск восточного округа и группами разминирования проводятся мероприятия по очистке военных городков 8, 9 и земельных участков (Амурская область, Мазановский р-н) от взрывоопасных предметов в 2015 году и до настоящего времени. В связи с чем, здания расположенные на указанном земельном участке непосредственно используются для размещения инженерных войск, производящих мероприятия по разминированию земельных участков.
Вместе с тем, из представленного в материалы дела ответа ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" от 15.08.2016 N 22/1584 следует, что указанный военный городок N 8 проверен на предмет наличия взрывоопасных предметов в 2014 году, согласно акту от 17.10.2014 N 1964 проверки территории от взрывоопасных предметов военного городка N 8 (Короевка) Мазановского района и акту от 23.10.2014 N 2012 "О результатах выполнения работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов на территории военного городка N 8 (Королевка) Мазановского района. В 2016 году создан сводный отряд разминирования по очистки местности от взрывоопасных предметов на территории военного городка N 9.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований полагать, что в 2015 году данный участок был занят объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ следует, что войсковые части, располагавшиеся на данном земельном участке, ликвидированы: войсковая часть N 05654-01.07.2010; войсковая часть N 32407-22.03.2011.
По результатам обследования (акт от 26.09.2016) установлено, что земельный участок под кадастровым номером 28:17:012303:337 частично огорожен, на въезде расположено КПП с выбитыми стеклами на окнах, въезд закрыт воротами из железной сетки, на въезде стоит человек в военной форме. На территории земельного участка расположены полуразрушенные здания, на которых частично отсутствует крыша, выбиты окна, отсутствуют двери. На земельном участке также расположены пятиэтажные дома, в которых частично отсутствуют стекла на окнах, на одном из домов располагается вывеска "Продовольственные и промышленные товары". Многоэтажные дома не пригодны для проживания. На одном из домов расположена вывеска "ГУТ ДГУП N 101 военной торговли Продовольственные товары", однако дверь (вход) в помещение забита. На территории земельного участка находились две единицы военной техники и полевая кухня. Со слов военнослужащего, находящегося на КПП на территории расположена войсковая часть, дислоцирующаяся в Екатеринославке, и настоящее время производящая разминирование близлежащей местности. Вывеска, свидетельствующая о принадлежности участка, воинским формированиям отсутствует (описание отражено на стр. 6 обжалуемого решения).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что налогоплательщиком не представлено подтверждения фактического использования земельного участка с кадастровым номером 28:17:012303:337 связанного с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:33 общей площадью 2084246 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-561, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для несельскохозяйственного назначения.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.04.2016 N 28/16-74985 на земельном участке с кадастровым номером 28:05:000000:33 расположены: здание казармы с кадастровым номером 28:05:000000:0033:10:430:002:007093570:0114:00000, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.04.2008 и выпиской из РФИ от 04.02.2009 N 39/6774; здание контрольно-технического пункта с кадастровым номером 28:05:000000:0033:10:430:002:007093570:0142:00000, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.04.2008 и выпиской из РФИ от 04.02.2009 N 39/676.
Согласно акту обследования от 16.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:33 частично огорожен, въезд на территорию свободный, на земельном участке расположены полуразрушенные здания.
Из письма начальника оперативного управления штаба Восточного военного округа от 05.09.2016 N 28/1/4033 следует, что указанный земельный участок высвобожден и спланирован к передаче в муниципальную собственность.
Зданий, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, т.е. расположение непосредственно на земельных участках воинских формирований с присвоенными номерами войсковых частей не имеется.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:10409:9 общей площадью 2214 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Лермонтова, д. 82, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-556, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для эксплуатации столовой, кулинарии, магазина, кафе.
Согласно сведениям, предоставленным в налоговый орган Росреестром, по адресу г. Свободный, ул. Лермонтова расположен объект имущества - столовая. До 14.05.2010 собственником данного имущества являлось ФГУП "Свободненская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ликвидированная 30.08.2011 г. С 14.05.2010 г, собственником имущества является ОАО "Военторг-Восток".
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, в видах деятельности ОАО "Военторг-Восток" не зарегистрированы виды деятельности связанные с обороной государства, фактически осуществляемые виды деятельности: розничная и оптовая торговля, деятельность ресторанов и кафе, производство хлеба.
Сведения об иных характеристиках объектов недвижимости, а также способов его использования и принадлежности налогоплательщиком не представлены.
Из ответа ОАО "Военторг-Восток" от 18.06.2015 (вх. номер 07832), следует, что на указанном земельном участке расположена столовая площадью 801,5 кв. м, с 05.08.2009 года, которая в период 2013-2014 года не использовалась для нужд обороны.
С учетом приведенных доказательств, фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не установлено.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:05:10409:9 принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, доказательств переоформления прав на землю, как и нахождения на земельном участке находящихся в федеральной собственности зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска и воинские формирования не имеется, поэтому Учреждение обязано уплачивать земельный налог.
При этом факт передачи объектов недвижимости, расположенных на земельных участках в собственность ОАО "Военторг-Восток", не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении земельного участка при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:10409:13, 28:05:10413:37.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:10409:13 общей площадью 6616 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. 3-я Линия, д. 11, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-557, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для эксплуатации бани-прачечной, мастерской.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:10413:37 общей площадью 1750 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-558, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для эксплуатации водонапорной башни.
Земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010409:13 и 28:05:010413:37, как указывает заявитель, находятся в составе военного городка N 5, Амурская область, г. Свободный. Военный городок N 5 закреплен за 144 военным госпиталем Восточного военного округа.
Согласно выписке из ЕГРП N 28/001/023/2016-2147 от 02.06.2016 г и акту обследования от 02.06,2016 Военный госпиталь расположен на земельном участке под кадастровым N 28:05:0104010:3, разрешенное использование - под госпиталь. Иных земельных участков за Военным госпиталем не зарегистрировано.
Из акта обследования от 16.09.2016 следует, что земельный участок под кадастровым номером 28:05:010409:13 не используется, зарос травой и деревьями, ограждение отсутствует, на данном земельном участке находится полуразрушенное здание, окна и двери отсутствуют, частично разрушена крыша, здание в аварийном состоянии. Военная техника и военнослужащие на данной территории отсутствуют. На земельном участке под кадастровым номером 28:05:010413:37 находится здание водонапорной башни, которая обеспечивает водой жилые многоэтажные дома, территория земельного участка огорожена, въезд закрыт воротами. Военная техника и военнослужащие на данной территории отсутствуют.
Вывесок (иной визуальной информации), свидетельствующей о принадлежности участков, либо осуществлении на нем деятельности, воинским формированиями отсутствует.
Использование Военным госпиталем земельных участков с кадастровыми NN 28:05:010409:13 и 28:05:010413:37 в ходе обследования не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств следует, что налогоплательщиком не представлено подтверждения фактического использования земельных участков с кадастровыми NN 28:05:010409:13 и 28:05:010413:37 связанного с размещением на них, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:9, общей площадью 5,44 га, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-545, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, территория КЭЧ и топливный склад.
В соответствии с кадастровыми паспортами зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства от 22.04.2008 на указанном земельном участке расположены: сооружение автовесовой с кадастровым номером 28:05:000000:0009:10:430:002:007093560:7001:00000; здание гаража с кадастровым номером 28:05:000000:0009:10:430:002:007093560:0102:00000.
Согласно акту обследования от 11.09.2016 установлено, что данный участок огорожен частично забором, расположены две деревянные постройки в непригодном для использования виде, территория участка поросла травой и деревьями, военная техника и военнослужащие отсутствуют.
Из письма начальника оперативного управления штаба Восточного военного округа от 05.09.2016 N 28/1/4033 следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:9 ранее был закреплен за Свободненской КЭЧ района и в ходе реорганизации КЭЧ, объекты коммунального хозяйства передавались в ОАО "Славянка".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о недоказанности доводов заявителя о том, что вышеуказанный земельный участок отнесен к числу земельных участков, изъятых из оборота.
Земельный участок с кадастровым номером 28:21:010204:3 общей площадью 412 га, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-565, дата регистрации права - 05.04.2013. Категория земли определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для несельскохозяйственных нужд.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости:
- здание контрольно-технического пункта, кадастровый номер 28:21:010204:0003:10:242:002:007081490:0134:00000, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 559/3397 от 30.12.2008, представленной налогоплательщиком.
- сооружение водоема, кадастровый номер 28:21:010204:0003:10:242:002:007081490:7779:00000, что подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 559/3394 от 30.12.2008 г., представленной налогоплательщиком.
Также налогоплательщик указывает о нахождении на рассматриваемом земельном участке объектов недвижимости: здание командного пункта, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости от 28.04.2008, здание штаба, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости от 28.04.2008, здание казармы, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости от 28.04.2008.
Согласно акту обследования 30.09.2016 земельный участок под кадастровым номером 28:21:010204:3 частично огорожен забором из колючей проволоки, вход закрыт железными воротами, вывески на воротах отсутствуют, объект не охраняется, на территории земельного участка находятся здания, на которых также отсутствуют вывески. Военная техника и военнослужащие на данной территории отсутствуют. На территории расположены неэксплуатируемые здания. Вся территория поросла травой.
Вывеска (иная визуальная информация), свидетельствующая о принадлежности участка, либо осуществления на нем деятельности, воинскими формированиями отсутствует.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, не установлено фактическое использование земельного участка, связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010303:61, 28:05:010303:62.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:010303:61 общей площадью 64862 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-01/411/2014-179, дата регистрации права - 27.05.2014.
Категория земли определена как земли населенных пунктов, для строительства автомобильной дороги обхода г. Свободного на участке км 5-км11.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:010303:62 общей площадью 36551 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-01/411/2014-182, дата регистрации права - 27.05.2014. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для строительства автомобильной дороги обхода г. Свободного на участке км 5-км11.
Спорные земельные участки образованы на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.04.2014 года N 700 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:05:000000:33, на земельные участки с кадастровыми номерами: 28:05:000000:33, 28:05:010303:61, 28:05:010303:62.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010303:61, 28:05:010303:62 в соответствии Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 17.11.2015 N 1140 из федеральной собственности переданы в муниципальную собственность Амурской области.
Вместе с тем судом установлено, что по состоянию на 13.05.2016 спорные земельные участки были зарегистрированы за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
С учетом изложенного, а также то, что материалами дела не установлено фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, судом первой инстанции правомерно отклонен довод Учреждения как несостоятельный.
Земельный участок с кадастровым номером 28:21:010205:1 общей площадью 739429 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, Свободненский район, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-564, дата регистрации права - 05.04.2013. Категория земли определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под РУС-2.
По мнению заявителя земельный участок с кадастровым номером 28:21:010205:1 относится к изъятым из оборота, поскольку разрешенное использование данного земельного участка - под РУС-2 (радиоуловитель самолетов).
Согласно сообщению Администрации Свободненского района (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 28:21:010205:1 в 2015 году деятельность, связанная с обеспечением обороны государства или иная деятельность не осуществлялась.
В 2012 году от Министерства обороны РФ было получено заявление о приеме в муниципальную собственность Свободненского района данного земельного участка.
Земельный участок был осмотрен членами комиссии, но по состоянию на 20.04.2016 г. данный участок в муниципальную собственность не передан.
Согласно Акту обследования военного городка N 8 Министерства обороны РФ, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 28:21:010205:0001 N 5 от 27.08.2012 г. - земельный участок с кадастровым номером 28:21:010205:0001, расположенный на территории Свободненского района Амурской области в 18 км от села Сукромли военного городка N 8 представляет собой заросшую площадку для стрельбища. Данный земельный участок подлежит передаче в муниципальную собственность Семеновского сельского совета после проведения работ по рекультивации земельного участка Министерством обороны РФ.
Из информации представленной Военной прокуратурой Свободненского гарнизона (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 28:21:010205:0001 объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не установлено.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:010216:2 общей площадью 80 га, расположен по адресу: Амурская область, г Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-562, дата регистрации права - 05.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, казарменно-жилищный фонд.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости:
- здание караульного помещения, кадастровый номер 28:05:010216:0002:10:430:002:007093510:0134:00000, что подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 557/3336 от 26.12.2008 г., представленной налогоплательщиком.
- здание административное, кадастровый номер 28:05:010216:0002:10:430:002:007093510:0129:00000, что подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 557/3329 от 26.12.2008 г., представленной налогоплательщиком.
Согласно информации Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 28:05:010216:2 в 2015 г. деятельность, связанная с обеспечением обороны государства не осуществлялась, на земельном участке расположены здания в непригодном для использования состоянии.
Военной прокуратурой Свободненского гарнизона (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.), по запросу налогового органа, представлена информация об объектах имущества расположенных на указанном земельном участке (35 объектов Приложение N 1). В промежуточном ответе (исх. N 721 от 29.04.2016 г.) на вышеуказанный запрос Военная прокуратура сообщила, что в 2011 году войсковая часть 01760, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 28:05:010216:2 расформирована и с указанного времени на указанной территории военнослужащие не значатся.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не установлено.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:10 общей площадью 158 000 кв. м, расположенным по адресу: Амурская область, г Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28/007-28/999/001/2015-164/1, дата регистрации права - 02.12.2015. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для несельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что земельный налог в отношении данного земельного участка доначислен заявителю исходя из периода его нахождения на праве постоянного (бессрочного) пользования у заявителя.
Согласно информации Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного (исх. От 22.04.2016 N 1212) представленной по запросу налогового органа, на земельном участке с кадастровым номером 28:05:000000:10 в 2015 году деятельность, связанная с обеспечением обороны государства не осуществлялась, на земельном участке строения отсутствуют, участок загрязнен бытовым и строительным мусором.
С учетом изложенного указанный земельный участок подлежит обложению земельным налогом за 2015 год.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств того, что в спорный период спорные земельные участки были заняты находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в материалы дела не представлено.
Также учреждением не представлено доказательств отнесения спорных земельных участков к землям, изъятым из оборота, на основании которых возможно исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу.
Земельные участки являются ограниченными в обороте, поскольку предоставлены для обеспечения обороны и безопасности государства, в связи с чем, подлежат налогообложению с применением пониженных налоговых ставок.
Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в заявленных требованиях.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.06.2017 по делу N А04-2119/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2017 N 06АП-4089/2017 ПО ДЕЛУ N А04-2119/2017
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. N 06АП-4089/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Червенко К.Г., представитель по доверенности от 23.01.2017 N 17;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области: Юрчук Е.В. представитель по доверенности от 13.12.2016;
- от третьих лиц:
- Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области: Фортенадзе П.Н., представитель по доверенности от 11.04.2017;
- Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 10.08.2016 N 29/107;
- Федерального государственного казенного учреждения "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 01.06.2017
по делу N А04-2119/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовым Е.А.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области
о признании недействительным решения
третьи лица: Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области; Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016); Федеральное государственное казенное учреждение "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1142722003995, ИНН 2531012470)
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 5 по Амурской области, инспекция) о признании недействительным решения от 08.11.2016 N 24394/18093154 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области; Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа", Федеральное государственное казенное учреждение "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 01.06.2017 суд в удовлетворении заявленных Учреждением требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Учреждение заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что решение инспекции необоснованно возлагает на учреждение обязанность нести расходы по уплате налога за земельные участки, не являющимися объектом налогообложения. Земельные участки изъяты из оборота, переданы учреждению для целей, связанных с обороной и безопасностью.
Представитель ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в представленном отзыве, в судебном заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представители инспекции, УФНС России по Амурской области, в представленном отзыве и в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Федеральное государственное казенное учреждение "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в период с 04.03.2016 по 06.06.2016 Инспекцией в отношении Учреждения проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год.
По результатам проверки составлен акт от 20.06.2016 N 21211/17806039, принято решение от 08.11.2016 N 24394/18093154, которым Учреждению доначислен земельный налог в сумме 6 017 831,00 рубля, учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 60 795,68 рублей, начислены пени в сумме 841 280,03 рублей.
Решением УФНС России по Амурской области от 30.12.2016 N 15-07/2/438 апелляционная жалоба Учреждения на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о том, что в нарушение статьей 390, 396 НК РФ налогоплательщиком занижена сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, поскольку исходя из фактического использования спорных земельных участков они не относятся к изъятым из оборота и признаются ограниченными в обороте, то есть являются объектами налогообложения. Налогоплательщиком не были представлены документы, подтверждающие наличие на земельных участках зданий, сооружений, которые размещены для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В соответствии со статьями 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, согласно статье 394 Налогового кодекса устанавливается налоговая ставка 0,3%.
Таким образом, законодатель разграничил порядок налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, исключив первые из объектов налогообложения и предусмотрев для вторых применение пониженной налоговой ставки.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка.
В силу подпункта 5 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи. При этом, ограничение таких земельных участков в обороте и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков.
Следовательно, не подлежат налогообложению земельным налогом только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
По материалам дела установлено, что учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат 12 земельных участков с кадастровыми номерами 28:17:012303:337; 28:05:000000:33; 28:05:10409:9; 28:05:10409:13; 28:05:10413:37; 28:05:000000:9; 28:21:010204:3; 28:05:010303:61; 28:05:010303:62; 28:21:010205:1; 28:05:010216:2; 28:05:000000:10.
Земельный участок с кадастровым номером 28:17:012303:337 общей площадью 2850212 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, Мазановский район, номер регистрации возникновения права 28-28-01/406/2013-586, дата регистрации права - 24.05.2013.
Категория земли определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для несельскохозяйственных нужд.
На спорном земельном участке расположены: здание казармы, кадастровый паспорт на объект от 14.05.2008, выписка из РФИ N 220/1988 от 20.04.2009; здание водонасосной станции, кадастровый паспорт на объект от 14.05.2008, выписка из РФИ N 180/1276 от 23.03.2009.
В обоснование требований по указанному земельному участку Учреждение указало, что силами инженерных войск восточного округа и группами разминирования проводятся мероприятия по очистке военных городков 8, 9 и земельных участков (Амурская область, Мазановский р-н) от взрывоопасных предметов в 2015 году и до настоящего времени. В связи с чем, здания расположенные на указанном земельном участке непосредственно используются для размещения инженерных войск, производящих мероприятия по разминированию земельных участков.
Вместе с тем, из представленного в материалы дела ответа ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" от 15.08.2016 N 22/1584 следует, что указанный военный городок N 8 проверен на предмет наличия взрывоопасных предметов в 2014 году, согласно акту от 17.10.2014 N 1964 проверки территории от взрывоопасных предметов военного городка N 8 (Короевка) Мазановского района и акту от 23.10.2014 N 2012 "О результатах выполнения работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов на территории военного городка N 8 (Королевка) Мазановского района. В 2016 году создан сводный отряд разминирования по очистки местности от взрывоопасных предметов на территории военного городка N 9.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований полагать, что в 2015 году данный участок был занят объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ следует, что войсковые части, располагавшиеся на данном земельном участке, ликвидированы: войсковая часть N 05654-01.07.2010; войсковая часть N 32407-22.03.2011.
По результатам обследования (акт от 26.09.2016) установлено, что земельный участок под кадастровым номером 28:17:012303:337 частично огорожен, на въезде расположено КПП с выбитыми стеклами на окнах, въезд закрыт воротами из железной сетки, на въезде стоит человек в военной форме. На территории земельного участка расположены полуразрушенные здания, на которых частично отсутствует крыша, выбиты окна, отсутствуют двери. На земельном участке также расположены пятиэтажные дома, в которых частично отсутствуют стекла на окнах, на одном из домов располагается вывеска "Продовольственные и промышленные товары". Многоэтажные дома не пригодны для проживания. На одном из домов расположена вывеска "ГУТ ДГУП N 101 военной торговли Продовольственные товары", однако дверь (вход) в помещение забита. На территории земельного участка находились две единицы военной техники и полевая кухня. Со слов военнослужащего, находящегося на КПП на территории расположена войсковая часть, дислоцирующаяся в Екатеринославке, и настоящее время производящая разминирование близлежащей местности. Вывеска, свидетельствующая о принадлежности участка, воинским формированиям отсутствует (описание отражено на стр. 6 обжалуемого решения).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что налогоплательщиком не представлено подтверждения фактического использования земельного участка с кадастровым номером 28:17:012303:337 связанного с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:33 общей площадью 2084246 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-561, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для несельскохозяйственного назначения.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 11.04.2016 N 28/16-74985 на земельном участке с кадастровым номером 28:05:000000:33 расположены: здание казармы с кадастровым номером 28:05:000000:0033:10:430:002:007093570:0114:00000, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.04.2008 и выпиской из РФИ от 04.02.2009 N 39/6774; здание контрольно-технического пункта с кадастровым номером 28:05:000000:0033:10:430:002:007093570:0142:00000, что подтверждается кадастровым паспортом от 23.04.2008 и выпиской из РФИ от 04.02.2009 N 39/676.
Согласно акту обследования от 16.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:33 частично огорожен, въезд на территорию свободный, на земельном участке расположены полуразрушенные здания.
Из письма начальника оперативного управления штаба Восточного военного округа от 05.09.2016 N 28/1/4033 следует, что указанный земельный участок высвобожден и спланирован к передаче в муниципальную собственность.
Зданий, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, т.е. расположение непосредственно на земельных участках воинских формирований с присвоенными номерами войсковых частей не имеется.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:10409:9 общей площадью 2214 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. Лермонтова, д. 82, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-556, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для эксплуатации столовой, кулинарии, магазина, кафе.
Согласно сведениям, предоставленным в налоговый орган Росреестром, по адресу г. Свободный, ул. Лермонтова расположен объект имущества - столовая. До 14.05.2010 собственником данного имущества являлось ФГУП "Свободненская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ликвидированная 30.08.2011 г. С 14.05.2010 г, собственником имущества является ОАО "Военторг-Восток".
Согласно сведениям ЕГРЮЛ, в видах деятельности ОАО "Военторг-Восток" не зарегистрированы виды деятельности связанные с обороной государства, фактически осуществляемые виды деятельности: розничная и оптовая торговля, деятельность ресторанов и кафе, производство хлеба.
Сведения об иных характеристиках объектов недвижимости, а также способов его использования и принадлежности налогоплательщиком не представлены.
Из ответа ОАО "Военторг-Восток" от 18.06.2015 (вх. номер 07832), следует, что на указанном земельном участке расположена столовая площадью 801,5 кв. м, с 05.08.2009 года, которая в период 2013-2014 года не использовалась для нужд обороны.
С учетом приведенных доказательств, фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не установлено.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:05:10409:9 принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, доказательств переоформления прав на землю, как и нахождения на земельном участке находящихся в федеральной собственности зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска и воинские формирования не имеется, поэтому Учреждение обязано уплачивать земельный налог.
При этом факт передачи объектов недвижимости, расположенных на земельных участках в собственность ОАО "Военторг-Восток", не влияет на правоотношения, связанные с уплатой земельного налога в отношении земельного участка при наличии сведений о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:10409:13, 28:05:10413:37.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:10409:13 общей площадью 6616 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, ул. 3-я Линия, д. 11, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-557, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для эксплуатации бани-прачечной, мастерской.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:10413:37 общей площадью 1750 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-558, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для эксплуатации водонапорной башни.
Земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010409:13 и 28:05:010413:37, как указывает заявитель, находятся в составе военного городка N 5, Амурская область, г. Свободный. Военный городок N 5 закреплен за 144 военным госпиталем Восточного военного округа.
Согласно выписке из ЕГРП N 28/001/023/2016-2147 от 02.06.2016 г и акту обследования от 02.06,2016 Военный госпиталь расположен на земельном участке под кадастровым N 28:05:0104010:3, разрешенное использование - под госпиталь. Иных земельных участков за Военным госпиталем не зарегистрировано.
Из акта обследования от 16.09.2016 следует, что земельный участок под кадастровым номером 28:05:010409:13 не используется, зарос травой и деревьями, ограждение отсутствует, на данном земельном участке находится полуразрушенное здание, окна и двери отсутствуют, частично разрушена крыша, здание в аварийном состоянии. Военная техника и военнослужащие на данной территории отсутствуют. На земельном участке под кадастровым номером 28:05:010413:37 находится здание водонапорной башни, которая обеспечивает водой жилые многоэтажные дома, территория земельного участка огорожена, въезд закрыт воротами. Военная техника и военнослужащие на данной территории отсутствуют.
Вывесок (иной визуальной информации), свидетельствующей о принадлежности участков, либо осуществлении на нем деятельности, воинским формированиями отсутствует.
Использование Военным госпиталем земельных участков с кадастровыми NN 28:05:010409:13 и 28:05:010413:37 в ходе обследования не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств следует, что налогоплательщиком не представлено подтверждения фактического использования земельных участков с кадастровыми NN 28:05:010409:13 и 28:05:010413:37 связанного с размещением на них, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:9, общей площадью 5,44 га, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-545, дата регистрации права - 04.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, территория КЭЧ и топливный склад.
В соответствии с кадастровыми паспортами зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства от 22.04.2008 на указанном земельном участке расположены: сооружение автовесовой с кадастровым номером 28:05:000000:0009:10:430:002:007093560:7001:00000; здание гаража с кадастровым номером 28:05:000000:0009:10:430:002:007093560:0102:00000.
Согласно акту обследования от 11.09.2016 установлено, что данный участок огорожен частично забором, расположены две деревянные постройки в непригодном для использования виде, территория участка поросла травой и деревьями, военная техника и военнослужащие отсутствуют.
Из письма начальника оперативного управления штаба Восточного военного округа от 05.09.2016 N 28/1/4033 следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:9 ранее был закреплен за Свободненской КЭЧ района и в ходе реорганизации КЭЧ, объекты коммунального хозяйства передавались в ОАО "Славянка".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о недоказанности доводов заявителя о том, что вышеуказанный земельный участок отнесен к числу земельных участков, изъятых из оборота.
Земельный участок с кадастровым номером 28:21:010204:3 общей площадью 412 га, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-565, дата регистрации права - 05.04.2013. Категория земли определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для несельскохозяйственных нужд.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости:
- здание контрольно-технического пункта, кадастровый номер 28:21:010204:0003:10:242:002:007081490:0134:00000, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 559/3397 от 30.12.2008, представленной налогоплательщиком.
- сооружение водоема, кадастровый номер 28:21:010204:0003:10:242:002:007081490:7779:00000, что подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 559/3394 от 30.12.2008 г., представленной налогоплательщиком.
Также налогоплательщик указывает о нахождении на рассматриваемом земельном участке объектов недвижимости: здание командного пункта, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости от 28.04.2008, здание штаба, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости от 28.04.2008, здание казармы, подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости от 28.04.2008.
Согласно акту обследования 30.09.2016 земельный участок под кадастровым номером 28:21:010204:3 частично огорожен забором из колючей проволоки, вход закрыт железными воротами, вывески на воротах отсутствуют, объект не охраняется, на территории земельного участка находятся здания, на которых также отсутствуют вывески. Военная техника и военнослужащие на данной территории отсутствуют. На территории расположены неэксплуатируемые здания. Вся территория поросла травой.
Вывеска (иная визуальная информация), свидетельствующая о принадлежности участка, либо осуществления на нем деятельности, воинскими формированиями отсутствует.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, не установлено фактическое использование земельного участка, связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010303:61, 28:05:010303:62.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:010303:61 общей площадью 64862 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-01/411/2014-179, дата регистрации права - 27.05.2014.
Категория земли определена как земли населенных пунктов, для строительства автомобильной дороги обхода г. Свободного на участке км 5-км11.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:010303:62 общей площадью 36551 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, г. Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-01/411/2014-182, дата регистрации права - 27.05.2014. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для строительства автомобильной дороги обхода г. Свободного на участке км 5-км11.
Спорные земельные участки образованы на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.04.2014 года N 700 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:05:000000:33, на земельные участки с кадастровыми номерами: 28:05:000000:33, 28:05:010303:61, 28:05:010303:62.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами 28:05:010303:61, 28:05:010303:62 в соответствии Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 17.11.2015 N 1140 из федеральной собственности переданы в муниципальную собственность Амурской области.
Вместе с тем судом установлено, что по состоянию на 13.05.2016 спорные земельные участки были зарегистрированы за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 11 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество зарегистрированы в ЕГРП, такие права прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в ЕГРП.
С учетом изложенного, а также то, что материалами дела не установлено фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, судом первой инстанции правомерно отклонен довод Учреждения как несостоятельный.
Земельный участок с кадастровым номером 28:21:010205:1 общей площадью 739429 кв. м, расположен по адресу: Амурская область, Свободненский район, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-564, дата регистрации права - 05.04.2013. Категория земли определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, под РУС-2.
По мнению заявителя земельный участок с кадастровым номером 28:21:010205:1 относится к изъятым из оборота, поскольку разрешенное использование данного земельного участка - под РУС-2 (радиоуловитель самолетов).
Согласно сообщению Администрации Свободненского района (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 28:21:010205:1 в 2015 году деятельность, связанная с обеспечением обороны государства или иная деятельность не осуществлялась.
В 2012 году от Министерства обороны РФ было получено заявление о приеме в муниципальную собственность Свободненского района данного земельного участка.
Земельный участок был осмотрен членами комиссии, но по состоянию на 20.04.2016 г. данный участок в муниципальную собственность не передан.
Согласно Акту обследования военного городка N 8 Министерства обороны РФ, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 28:21:010205:0001 N 5 от 27.08.2012 г. - земельный участок с кадастровым номером 28:21:010205:0001, расположенный на территории Свободненского района Амурской области в 18 км от села Сукромли военного городка N 8 представляет собой заросшую площадку для стрельбища. Данный земельный участок подлежит передаче в муниципальную собственность Семеновского сельского совета после проведения работ по рекультивации земельного участка Министерством обороны РФ.
Из информации представленной Военной прокуратурой Свободненского гарнизона (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 28:21:010205:0001 объекты недвижимого имущества отсутствуют.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не установлено.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:010216:2 общей площадью 80 га, расположен по адресу: Амурская область, г Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28-07/012/2013-562, дата регистрации права - 05.04.2013. Категория земли определена как земли населенных пунктов, казарменно-жилищный фонд.
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости:
- здание караульного помещения, кадастровый номер 28:05:010216:0002:10:430:002:007093510:0134:00000, что подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 557/3336 от 26.12.2008 г., представленной налогоплательщиком.
- здание административное, кадастровый номер 28:05:010216:0002:10:430:002:007093510:0129:00000, что подтверждено копией кадастрового паспорта на объект недвижимости и выпиской из реестра федерального имущества N 557/3329 от 26.12.2008 г., представленной налогоплательщиком.
Согласно информации Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 28:05:010216:2 в 2015 г. деятельность, связанная с обеспечением обороны государства не осуществлялась, на земельном участке расположены здания в непригодном для использования состоянии.
Военной прокуратурой Свободненского гарнизона (исх. N 1212 от 22.04.2016 г.), по запросу налогового органа, представлена информация об объектах имущества расположенных на указанном земельном участке (35 объектов Приложение N 1). В промежуточном ответе (исх. N 721 от 29.04.2016 г.) на вышеуказанный запрос Военная прокуратура сообщила, что в 2011 году войсковая часть 01760, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 28:05:010216:2 расформирована и с указанного времени на указанной территории военнослужащие не значатся.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, фактическое использование земельного участка связанное с размещением на нем, зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, не установлено.
Земельный участок с кадастровым номером 28:05:000000:10 общей площадью 158 000 кв. м, расположенным по адресу: Амурская область, г Свободный, номер регистрации возникновения права 28-28/007-28/999/001/2015-164/1, дата регистрации права - 02.12.2015. Категория земли определена как земли населенных пунктов, для несельскохозяйственного назначения.
Судом установлено, что земельный налог в отношении данного земельного участка доначислен заявителю исходя из периода его нахождения на праве постоянного (бессрочного) пользования у заявителя.
Согласно информации Управления по использованию муниципального имущества и землепользованию Администрации г. Свободного (исх. От 22.04.2016 N 1212) представленной по запросу налогового органа, на земельном участке с кадастровым номером 28:05:000000:10 в 2015 году деятельность, связанная с обеспечением обороны государства не осуществлялась, на земельном участке строения отсутствуют, участок загрязнен бытовым и строительным мусором.
С учетом изложенного указанный земельный участок подлежит обложению земельным налогом за 2015 год.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств того, что в спорный период спорные земельные участки были заняты находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в материалы дела не представлено.
Также учреждением не представлено доказательств отнесения спорных земельных участков к землям, изъятым из оборота, на основании которых возможно исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу.
Земельные участки являются ограниченными в обороте, поскольку предоставлены для обеспечения обороны и безопасности государства, в связи с чем, подлежат налогообложению с применением пониженных налоговых ставок.
Плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в заявленных требованиях.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 01.06.2017 по делу N А04-2119/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)