Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.09.2017 N 33А-6535/2017

Требование: О взыскании недоимки по земельному налогу, пени.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Ответчик, являющийся собственником земельного участка, уплату земельного налога своевременно не произвел. В адрес ответчика направлены требования об уплате земельного налога и пени. Указанная сумма в бюджет не поступила.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. N 33а-6535/2017


Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Солопьева В.И., Кудряшова В.К.,
при секретаре Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Оренбургской области к Ш. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу
по апелляционной жалобе Ш. на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Солопьева В.И., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России N 4 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что административный ответчик Ш. является собственником земельного участка, однако, оплату земельного налога за 2012-2014 годы своевременно не произвел.
Поскольку в установленные сроки налог уплачен не был, инспекцией в адрес административного ответчика направлены требования об уплате земельного налога в размере 2 714, 57 рублей и пени в размере 1 088,70 рублей.
Так как указанная сумма в бюджет не поступила, административный истец обратился в суд.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Оренбургской области просила взыскать с Ш. сумму земельного налога в размере 2 714, 57 рублей и пени в размере 1 088,70 рублей.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 июня 2017 года исковые требования Межрайонной ИФНС России N 4 по Оренбургской области удовлетворены в полном объеме.
Административный ответчик Ш. с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает, что в 2001 году его исключили из членов колхоза, в связи с чем данный земельный участок ему не принадлежит.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции административный ответчик Ш. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца Л.П. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав судью-докладчика, участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с часть 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судом первой инстанции установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости с 15 июля 1994 года за Ш. зарегистрировано право собственности на 181000 доли земельного участка, расположенного по адресу: (адрес).
Налоговым органом направлены в адрес административного ответчика налоговое уведомление N 677416 об уплате земельного налога за 2012 год в срок до 01 ноября 2013 года, налоговое уведомление N 969138 об уплате земельного налога за 2013 год в срок до 05 ноября 2014 года, налоговое уведомление N 592839 об уплате земельного налога за 2014 год в срок до 01 октября 2015 года.
Позже налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требование об уплате налога N 230591 по состоянию на 30 декабря 2013 года, в соответствии с которым должник обязан уплатить земельный налог и пени в размере 1 137,56 рублей до 10 февраля 2014 года; требование об уплате налога N 248456 по состоянию на 22 декабря 2014 года, в соответствии с которым должника обязан уплатить земельный налог и пени в размере 1 265,57 рублей до 09 февраля 2015 года; требование об уплате налога N 257342 по состоянию на 10 ноября 2015 года, в соответствии с которым должник обязан уплатить земельный налог и пени в размере 1 309,14 рублей до 27 января 2016 года.
По заявлению налогового органа мировой судья судебного участка N 8 Промышленного района г. Оренбурга 23 января 2017 года выдал судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу и пени в размере 3 803,27 рубля, который был отменен в связи с поступившими возражениями от Ш., после чего было подано заявление в порядке искового производства в районный суд.
Суд первой инстанции, разрешая дело по существу, пришел к выводу о том, что поскольку обязанность по уплате задолженности по земельному налогу Ш. не исполнена, то заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции и полагает решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что налоговый орган направлял Ш. требования 230591 от 30 декабря 2013 года, N 248456 от 22 декабря 2014 года, N 257342 от 10 ноября 2015 года.
При этом, сумма требований по уплате земельного налога в размере 3000 рублей превышена после выставления требования от 10 ноября 2015 года со сроком его исполнения до 27 января 2016 года.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, за вынесением судебного приказа налоговый орган был вправе обратиться в срок до 27 июля 2016 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная ИФНС России N 4 по Оренбургской области обратилась 23 января 2017 года, то есть с пропуском установленного срока.
В материалах дела отсутствует ходатайство налогового органа к суду первой инстанции о восстановлении срока при подаче заявления о выдаче судебного приказа; доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду первой инстанции также не представлено.
Своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа, равно как и принятие мировым судьей заявления о выдаче судебного приказа не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления Межрайонной ИФНС России N 4 по Оренбургской области у суда не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца в связи с пропуском срока для обращения в суд.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 июня 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Оренбургской области к Ш. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)