Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 30 декабря 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области: Уткин К.С., представитель по доверенности от 11.11.2015 N 03-10/13231, выдана до 31.12.2015;
- от открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС": Сатарин К.В., представитель по доверенности от 31.12.2014 N 8, выдана до 31.12.2019;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 по делу N А14-9670/2014 (судья Есакова М.С.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827) в лице филиала "Нововоронежская АЭС" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области (ОГРН 1123668063606, ИНН 3661039997) о признании недействительным решения от 23.12.2013 N 9697 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Воронежской области,
открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.12.2013 N 9697 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области от 23.12.2013 N 9697дсп "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные решением от 23.12.2013 N 9697дсп нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС".
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области в пользу открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, Инспекция указывает, что изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения площади и выделения новых земельных участков в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде, а не с момента внесения изменений в кадастровый учет.
Кроме того. Инспекция ссылается на то обстоятельство, что земельные участок в измененных границах как новый объект недвижимости с точки зрения кадастрового учета не возник, следовательно, основания для применения абзаца 2 пункта 1 статьи 391 НК РФ отсутствуют.
Так как Управлением Росреестра по Воронежской области была осуществлена регистрация изменений на земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 без возникновения нового объекта недвижимости, то налоговая база определяется в отношении этого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012.
В судебное заседание не явилось третье лицо, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалах дела имеется заявление ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителей налогового органа и налогоплательщика, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.01.2013 ОАО "Концерн Росэнергоатом" представило в Межрайонную ИФНС России N 13 по Воронежской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с суммой исчисленного налога - 276551 руб.
14.06.2013 Обществом в налоговый орган подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 1, регистрационный номер 31535766), в соответствии с которой с которой налогоплательщик определил размер земельного налога за 2012 год в сумме 69512 руб.
В период с 14.06.2013 по 16.09.2013 Инспекцией проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации, результаты которой отражены в акте N 11885 от 30.09.2013.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, налоговым органом принято решение N 9697дсп от 23.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ОАО "Концерн Росэнергоатом" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 4613 руб. Кроме того данным решением Обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 23063 руб., а также пени по состоянию на 23.12.2013 в сумме 526 руб. 41 коп.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области от 13.12.2013 N 04-13145-13 в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:33:0000000:123, расположенном по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, Промзона, с разрешенным использованием "для нужд энергетики". Объект недвижимости представляет собой единое землепользование. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 07.11.2007 с площадью 389672 кв. м.
01.12.2010 в результате раздела данного земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 36:33:0003207:60, 36:33:0003207:53, 36:33:0003207:61, 36:33:0003207:62, 36:33:0003207:63, 36:33:0003207:64, 36:33:0003207:65, 36:33:0003208:26, 36:33:0003208:25, 36:33:0003208:27, 36:33:0003208:28, 36:33:0003208:29, 36:33:0003101:52, 36:33:0003101:51.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 сохранился с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
12.07.2012 осуществлен кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 36:33:0000000:123 в части площади. Площадь объекта недвижимости составил 387427 кв. м. В связи с изменением площади земельного участка 12.07.2012 филиалом определена кадастровая стоимость в размере 454 986 520,26 руб.
17.08.2012 Управление Росреестра по Воронежской области была осуществлена регистрация изменений земельного участка с кадастровым номером 36:33:0000000:123 в части площади земельного участка без возникновения нового объекта недвижимости.
В базе данных Инспекции содержатся сведения, полученные из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, о том, что земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 принадлежит ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" на праве собственности с 08.12.2008 по настоящий момент.
Так как Управлением Росреестра по Воронежской области была осуществлена регистрация изменений на земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 без возникновения нового объекта недвижимости, то Инспекция пришла к выводу, что налоговая база определяется в отношении этого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с кадастровой справкой Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:33:0000000:123 кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 составила 457 623 003,40 руб.
По данным налоговой декларации сумма земельного налога составила - 18924712 руб., а по расчетам Инспекции - 18947775 руб.
Следовательно, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, составила 23063 руб. (18947775 руб. - 18924712 руб. = 23063 руб.).
Инспекция также посчитала, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 последний не прекратил свое существование, поскольку после раздела один из земельных участков сохранил свой кадастровый номер.
Решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Воронежской области было обжаловано в управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области и оставлено последним без изменения согласно решению от 27.05.2014 N 15-2-18/09115@.
Не согласившись с решением Инспекции, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В частности, статья 388 НК РФ устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).
Согласно положениям статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которым статьей 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведений налогоплательщика в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не позднее 01 марта этого года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Концерн Росэнергоатом" с 08.12.2008 являлось собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, Промзона, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для нужд энергетики (резервные земли)", с кадастровым номером 36:33:000000123, площадью 389672 кв. м и кадастровой стоимостью 457923003 руб., в силу чего выступало плательщиком земельного налога.
01.12.2010 в результате раздела указанного земельного участка на основании решения о разделе от 23.04.2010 N 02-08/1-р, из него были выделены земельные участки с кадастровыми номерами:
36:33:0003207:60, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:61, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:62, площадью 129 кв. м, кадастровой стоимостью 151495 руб.,
36:33:0003207:63, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:64, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:65, площадью 278 кв. м, кадастровой стоимостью 326478 руб.,
36:33:0003208:25, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003208:26, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003208:27, площадью 129 кв. м, кадастровой стоимостью 151495 руб.,
36:33:0003208:28, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003208:29, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003301:51, площадью 149 кв. м, кадастровой стоимостью 174983 руб.,
36:33:0003301:52, площадью 187 кв. м, кадастровой стоимостью 219609 руб.,
36:33:0003301:53, площадью 317 кв. м, кадастровой стоимостью 372278 руб.
Право собственности на перечисленные земельные участки в установленном законом порядке зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области 04.06.2012, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации (т. 1, л.д. 41-54).
После оформления права собственности на выделенные земельные участки, было произведено изменение кадастрового учета земельного участка, из которого они были образованы.
Исходный земельный участок сохранил прежний кадастровый номер - 36:33:000000123, но были изменены его границы, площадь и, как следствие, кадастровая стоимость.
12.07.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" установлена новая площадь земельного участка - 387427 кв. м, и определена его новая кадастровая стоимость - 454986520 руб. 26 коп., в связи с чем осуществлен кадастровый учет соответствующих изменений в Государственном кадастре недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом данного земельного участка и письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 13.12.2013 N 04-13145/13.
В то же время 17.08.2012 управлением Росреестра по Воронежской области осуществлена государственная регистрация изменений площади земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 36-АГ N 754669 (выдано взамен свидетельства серия 36-АВ номер 232280 от 08.12.2008).
Кадастровая стоимость земельных участков Воронежской области утверждена постановлением Правительства Воронежской области N 1108 от 17.12.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" (далее - Постановление N 1224).
На основании указанного постановления кадастровая стоимость земельного участка с номером 36:33:000000123 определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в размере 457923003 руб. и подлежала применению при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 год в случае отсутствия каких-либо изменений в отношении указанного земельного участка, влекущих изменение его кадастровой стоимости.
В силу действующего законодательства в правоприменительной практике сложился подход, свидетельствующий о том, что изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода влекут за собой и изменение налоговой базы для исчисления земельного налога.
В частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2012 N 7701/2012 изложен вывод о том, что отсутствие в главе 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельного участка, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
Суть данного вывода состоит в том, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка изменяется и его кадастровая стоимость, а у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога исходя из налоговой базы, размер которой фактически не соответствует стоимостной характеристике объекта правообладания, только на том основании, что такой размер налоговой базы был определен на начало налогового периода.
Аналогичные выводы неоднократно были сделаны судами в многочисленной правоприменительной практике в случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка изменялась в течение налогового периода на основании решений судов об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные подходы могут быть применены и к рассматриваемому случаю, при котором в течение налогового периода также по объективным причинам произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Иное понимание расчета земельного налога при изменении площади земельного участка и, соответственно его стоимостной характеристики - кадастровой стоимости будет свидетельствовать о правомерности исчисления и уплаты налога не в соответствии с действительным налоговым обязательством налогоплательщика перед бюджетом.
При этом судом учтено, что согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В связи с изложенным довод Инспекции о том, что регистрация изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 была осуществлена ФГБУ "ФКП Росреестра" без возникновения нового объекта недвижимости, то налоговая база для исчисления земельного налога в отношении данного земельного участка должна определяться как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012, судом первой инстанции правомерно отклонен за несостоятельностью.
Фактически новый объект недвижимости с точки зрения кадастрового учета не возник, но произошедшие с земельным участком изменения повлекли за собой изменение налоговой базы для исчисления земельного налога.
Статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлен срок внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно указанной статье, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об изменении площади и, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 по состоянию на 14.07.2012, именно с указанной даты стало возможным применение новой кадастровой стоимости данного земельного участка для определения налоговой базы по земельному налогу.
Судом первой инстанции правомерно указано, что исчисление налога с июля 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 исходя из его кадастровой стоимости, определенной на 01.01.2012 в сумме 457923003 руб. от площади в размере 389672 кв. м, а также в отношении выделенных из указанной площади земельных участков с кадастровыми номерами 36:33:0003207:60, 36:33:0003207:61, 36:33:0003207:62, 36:33:0003207:63, 36:33:0003207:64, 36:33:0003207:65, 36:33:0003208:25, 36:33:0003208:26, 36:33:0003208:27, 36:33:0003208:28, 36:33:0003208:29, 36:33:0003301:51, 36:33:0003301:52, 36:33:0003301:53 приведет к двойному налогообложению части земельного участка, приходящегося на выделенные участки.
При этом, налогоплательщик также и не вправе отказаться от уплаты налога в отношении выделенных земельных участков, ввиду их наличия как объекта налогообложения.
Основываясь на вышеприведенных нормах права и фактических обстоятельствах настоящего дела, суд первой инстанции правомерно согласился с расчетом земельного налога за 2012 год, выполненного ОАО "Концерн Росэнергоатом".
При этом судом также учтено, что произведенный Обществом расчет налога не привел к уменьшению налогового обязательства ОАО "Концерн Росэнергоатом" перед бюджетом, поскольку за июнь 2012 года земельный налог в отношении выделенных земельных участков фактически рассчитан в составе налога за первичный земельный участок, а с июля 2012 года расчет налога произведен заявителем в отношении каждого из вышеперечисленных земельных участков, исходя из их собственной кадастровой стоимости, определенной уполномоченным органом - ФГБУ "ФКП Росреестра" с учетом площади каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах, произведенное Межрайонной ИФНС России N 13 по Воронежской области доначисление земельного налога для ОАО "Концерн Росэнергоатом" за 2012 год в сумме 23063 руб. являлось необоснованным.
На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области от 23.12.2013 N 9697дсп "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал Межрайонную ИФНС России N 13 по Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС".
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Воронежской области Обществом произведена уплата государственной пошлины в размере 2000 руб. за рассмотрение заявления о признании незаконным решения налогового органа. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с налогового органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 по делу N А14-9670/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 по делу N А14-9670/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2015 N 19АП-6809/2015 ПО ДЕЛУ N А14-9670/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2015 г. по делу N А14-9670/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года
В полном объеме постановление изготовлено 30 декабря 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области: Уткин К.С., представитель по доверенности от 11.11.2015 N 03-10/13231, выдана до 31.12.2015;
- от открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС": Сатарин К.В., представитель по доверенности от 31.12.2014 N 8, выдана до 31.12.2019;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 по делу N А14-9670/2014 (судья Есакова М.С.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827) в лице филиала "Нововоронежская АЭС" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области (ОГРН 1123668063606, ИНН 3661039997) о признании недействительным решения от 23.12.2013 N 9697 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Воронежской области,
установил:
открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.12.2013 N 9697 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области от 23.12.2013 N 9697дсп "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" признано недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные решением от 23.12.2013 N 9697дсп нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС".
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области в пользу открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, Инспекция указывает, что изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения площади и выделения новых земельных участков в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде, а не с момента внесения изменений в кадастровый учет.
Кроме того. Инспекция ссылается на то обстоятельство, что земельные участок в измененных границах как новый объект недвижимости с точки зрения кадастрового учета не возник, следовательно, основания для применения абзаца 2 пункта 1 статьи 391 НК РФ отсутствуют.
Так как Управлением Росреестра по Воронежской области была осуществлена регистрация изменений на земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 без возникновения нового объекта недвижимости, то налоговая база определяется в отношении этого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012.
В судебное заседание не явилось третье лицо, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалах дела имеется заявление ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Воронежской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителей налогового органа и налогоплательщика, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.01.2013 ОАО "Концерн Росэнергоатом" представило в Межрайонную ИФНС России N 13 по Воронежской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год с суммой исчисленного налога - 276551 руб.
14.06.2013 Обществом в налоговый орган подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 1, регистрационный номер 31535766), в соответствии с которой с которой налогоплательщик определил размер земельного налога за 2012 год в сумме 69512 руб.
В период с 14.06.2013 по 16.09.2013 Инспекцией проведена камеральная проверка указанной налоговой декларации, результаты которой отражены в акте N 11885 от 30.09.2013.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, налоговым органом принято решение N 9697дсп от 23.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ОАО "Концерн Росэнергоатом" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 4613 руб. Кроме того данным решением Обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 23063 руб., а также пени по состоянию на 23.12.2013 в сумме 526 руб. 41 коп.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области от 13.12.2013 N 04-13145-13 в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:33:0000000:123, расположенном по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, Промзона, с разрешенным использованием "для нужд энергетики". Объект недвижимости представляет собой единое землепользование. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 07.11.2007 с площадью 389672 кв. м.
01.12.2010 в результате раздела данного земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 36:33:0003207:60, 36:33:0003207:53, 36:33:0003207:61, 36:33:0003207:62, 36:33:0003207:63, 36:33:0003207:64, 36:33:0003207:65, 36:33:0003208:26, 36:33:0003208:25, 36:33:0003208:27, 36:33:0003208:28, 36:33:0003208:29, 36:33:0003101:52, 36:33:0003101:51.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 сохранился с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.
12.07.2012 осуществлен кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 36:33:0000000:123 в части площади. Площадь объекта недвижимости составил 387427 кв. м. В связи с изменением площади земельного участка 12.07.2012 филиалом определена кадастровая стоимость в размере 454 986 520,26 руб.
17.08.2012 Управление Росреестра по Воронежской области была осуществлена регистрация изменений земельного участка с кадастровым номером 36:33:0000000:123 в части площади земельного участка без возникновения нового объекта недвижимости.
В базе данных Инспекции содержатся сведения, полученные из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, о том, что земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 принадлежит ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" на праве собственности с 08.12.2008 по настоящий момент.
Так как Управлением Росреестра по Воронежской области была осуществлена регистрация изменений на земельный участок с кадастровым номером 36:33:0000000:123 без возникновения нового объекта недвижимости, то Инспекция пришла к выводу, что налоговая база определяется в отношении этого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с кадастровой справкой Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:33:0000000:123 кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 составила 457 623 003,40 руб.
По данным налоговой декларации сумма земельного налога составила - 18924712 руб., а по расчетам Инспекции - 18947775 руб.
Следовательно, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, составила 23063 руб. (18947775 руб. - 18924712 руб. = 23063 руб.).
Инспекция также посчитала, что при разделе земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 последний не прекратил свое существование, поскольку после раздела один из земельных участков сохранил свой кадастровый номер.
Решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Воронежской области было обжаловано в управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области и оставлено последним без изменения согласно решению от 27.05.2014 N 15-2-18/09115@.
Не согласившись с решением Инспекции, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В частности, статья 388 НК РФ устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).
Согласно положениям статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которым статьей 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведений налогоплательщика в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не позднее 01 марта этого года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Концерн Росэнергоатом" с 08.12.2008 являлось собственником земельного участка, расположенного по адресу: Воронежская область, г. Нововоронеж, Промзона, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для нужд энергетики (резервные земли)", с кадастровым номером 36:33:000000123, площадью 389672 кв. м и кадастровой стоимостью 457923003 руб., в силу чего выступало плательщиком земельного налога.
01.12.2010 в результате раздела указанного земельного участка на основании решения о разделе от 23.04.2010 N 02-08/1-р, из него были выделены земельные участки с кадастровыми номерами:
36:33:0003207:60, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:61, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:62, площадью 129 кв. м, кадастровой стоимостью 151495 руб.,
36:33:0003207:63, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:64, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003207:65, площадью 278 кв. м, кадастровой стоимостью 326478 руб.,
36:33:0003208:25, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003208:26, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003208:27, площадью 129 кв. м, кадастровой стоимостью 151495 руб.,
36:33:0003208:28, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003208:29, площадью 132 кв. м, кадастровой стоимостью 155018 руб.,
36:33:0003301:51, площадью 149 кв. м, кадастровой стоимостью 174983 руб.,
36:33:0003301:52, площадью 187 кв. м, кадастровой стоимостью 219609 руб.,
36:33:0003301:53, площадью 317 кв. м, кадастровой стоимостью 372278 руб.
Право собственности на перечисленные земельные участки в установленном законом порядке зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области 04.06.2012, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации (т. 1, л.д. 41-54).
После оформления права собственности на выделенные земельные участки, было произведено изменение кадастрового учета земельного участка, из которого они были образованы.
Исходный земельный участок сохранил прежний кадастровый номер - 36:33:000000123, но были изменены его границы, площадь и, как следствие, кадастровая стоимость.
12.07.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" установлена новая площадь земельного участка - 387427 кв. м, и определена его новая кадастровая стоимость - 454986520 руб. 26 коп., в связи с чем осуществлен кадастровый учет соответствующих изменений в Государственном кадастре недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом данного земельного участка и письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 13.12.2013 N 04-13145/13.
В то же время 17.08.2012 управлением Росреестра по Воронежской области осуществлена государственная регистрация изменений площади земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 36-АГ N 754669 (выдано взамен свидетельства серия 36-АВ номер 232280 от 08.12.2008).
Кадастровая стоимость земельных участков Воронежской области утверждена постановлением Правительства Воронежской области N 1108 от 17.12.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" (далее - Постановление N 1224).
На основании указанного постановления кадастровая стоимость земельного участка с номером 36:33:000000123 определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в размере 457923003 руб. и подлежала применению при определении налоговой базы по земельному налогу за 2012 год в случае отсутствия каких-либо изменений в отношении указанного земельного участка, влекущих изменение его кадастровой стоимости.
В силу действующего законодательства в правоприменительной практике сложился подход, свидетельствующий о том, что изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода влекут за собой и изменение налоговой базы для исчисления земельного налога.
В частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2012 N 7701/2012 изложен вывод о том, что отсутствие в главе 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельного участка, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
Суть данного вывода состоит в том, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка изменяется и его кадастровая стоимость, а у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога исходя из налоговой базы, размер которой фактически не соответствует стоимостной характеристике объекта правообладания, только на том основании, что такой размер налоговой базы был определен на начало налогового периода.
Аналогичные выводы неоднократно были сделаны судами в многочисленной правоприменительной практике в случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка изменялась в течение налогового периода на основании решений судов об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанные подходы могут быть применены и к рассматриваемому случаю, при котором в течение налогового периода также по объективным причинам произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Иное понимание расчета земельного налога при изменении площади земельного участка и, соответственно его стоимостной характеристики - кадастровой стоимости будет свидетельствовать о правомерности исчисления и уплаты налога не в соответствии с действительным налоговым обязательством налогоплательщика перед бюджетом.
При этом судом учтено, что согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В связи с изложенным довод Инспекции о том, что регистрация изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 была осуществлена ФГБУ "ФКП Росреестра" без возникновения нового объекта недвижимости, то налоговая база для исчисления земельного налога в отношении данного земельного участка должна определяться как его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012, судом первой инстанции правомерно отклонен за несостоятельностью.
Фактически новый объект недвижимости с точки зрения кадастрового учета не возник, но произошедшие с земельным участком изменения повлекли за собой изменение налоговой базы для исчисления земельного налога.
Статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлен срок внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно указанной статье, в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об изменении площади и, соответственно, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 по состоянию на 14.07.2012, именно с указанной даты стало возможным применение новой кадастровой стоимости данного земельного участка для определения налоговой базы по земельному налогу.
Судом первой инстанции правомерно указано, что исчисление налога с июля 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:33:000000123 исходя из его кадастровой стоимости, определенной на 01.01.2012 в сумме 457923003 руб. от площади в размере 389672 кв. м, а также в отношении выделенных из указанной площади земельных участков с кадастровыми номерами 36:33:0003207:60, 36:33:0003207:61, 36:33:0003207:62, 36:33:0003207:63, 36:33:0003207:64, 36:33:0003207:65, 36:33:0003208:25, 36:33:0003208:26, 36:33:0003208:27, 36:33:0003208:28, 36:33:0003208:29, 36:33:0003301:51, 36:33:0003301:52, 36:33:0003301:53 приведет к двойному налогообложению части земельного участка, приходящегося на выделенные участки.
При этом, налогоплательщик также и не вправе отказаться от уплаты налога в отношении выделенных земельных участков, ввиду их наличия как объекта налогообложения.
Основываясь на вышеприведенных нормах права и фактических обстоятельствах настоящего дела, суд первой инстанции правомерно согласился с расчетом земельного налога за 2012 год, выполненного ОАО "Концерн Росэнергоатом".
При этом судом также учтено, что произведенный Обществом расчет налога не привел к уменьшению налогового обязательства ОАО "Концерн Росэнергоатом" перед бюджетом, поскольку за июнь 2012 года земельный налог в отношении выделенных земельных участков фактически рассчитан в составе налога за первичный земельный участок, а с июля 2012 года расчет налога произведен заявителем в отношении каждого из вышеперечисленных земельных участков, исходя из их собственной кадастровой стоимости, определенной уполномоченным органом - ФГБУ "ФКП Росреестра" с учетом площади каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах, произведенное Межрайонной ИФНС России N 13 по Воронежской области доначисление земельного налога для ОАО "Концерн Росэнергоатом" за 2012 год в сумме 23063 руб. являлось необоснованным.
На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области от 23.12.2013 N 9697дсп "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал Межрайонную ИФНС России N 13 по Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Нововоронежская АЭС".
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Воронежской области Обществом произведена уплата государственной пошлины в размере 2000 руб. за рассмотрение заявления о признании незаконным решения налогового органа. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с налогового органа, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 по делу N А14-9670/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 01.09.2015 по делу N А14-9670/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)