Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю: представитель Гуляева С.А. по доверенности от 11.01.2016,
представитель Кайщян К.Р. по доверенности от 11.01.2016,
от Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации г. Сочи: представитель Смирнова М.Е. по доверенности от 31.12.2015, представитель Дриго О.С. по доверенности от 31.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2015 по делу N А32-42102/2014
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации г. Сочи
к заинтересованному лицу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 8 по г. Сочи (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 11.07.2014 N 13-12/69209 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 55 525 448 руб., штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 11 105 089,60 руб., по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2 776 272,40 руб. и соответствующие пени.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2015 признано недействительным решение налоговой инспекции от 11.07.2014 N 13-12/69209 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 55 525 448 руб., штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 11 105 089,60 руб., по пункту 1 статьи 119 НК РФ в сумме 2 776 272,40 руб. и соответствующих пеней.
С Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю в пользу ФГКУ "СКК "Сочинский" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
ФГКУ "СКК "Сочинский" выдана справка на возврат государственной пошлины в размере 5 000 руб., уплаченной по платежным поручениям N 9166201 от 24.12.2013 и N 9166204 от 24.12.2013.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и пришел к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе инспекция указала, что здания и сооружения, расположенные на спорных земельных участках, к военным объектам не относятся. Целью деятельности учреждения является оказание санаторно-курортного лечения, а не осуществление деятельности, связанной с обороной и безопасностью государства, законодательство Российской Федерации не предусматривает особый статус для имущества санаториев, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации. Указанная деятельность не относится в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и Законом РФ от 28.12.2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" к деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны. Заявитель не относится к предприятиям, имеющим стратегическое значение для нужд обороны. ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ не представлены документы, подтверждающие фактическую эксплуатацию земель в целях обеспечения обороны и безопасности. Фактически на спорных земельных участках расположены гражданские объекты, используемые для осуществления санаторно-курортной деятельности. Спорные земельные участки не изъяты и не ограничены в обороте, относятся к землям поселений, категория - земли населенных пунктов. В связи с этим инспекция полагает, что в отношении спорных земельных участков подлежит уплате земельный налог.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" просит оставить обжалованный судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает выводы суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГКУ "СКК "Сочинский" 12.02.2014 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная ФГКУ "СКК "Сочинский" 12.02.2014, составила 0 рублей.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки данной декларации налоговой инспекцией составлен акт от 26.05.2014 N 13-15/33348.
Налогоплательщиком представлены возражения на акт камеральной проверки.
По результатам рассмотрения акта, возражений и материалов камеральной налоговой проверки, в присутствии налогоплательщика, налоговой инспекцией вынесено Решение от 11.07.2014 N 13-12/69209 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 11 114 352,020 руб.; пунктом 1 статьи 119 Кодекса в виде штрафа в размере 2 778 588,05 руб.; обществу доначислен земельный налог в сумме 55 571 761 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в бюджет в сумме 4 443 309,58 руб.
В порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было обжаловано учреждением в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 22.10.2014 N 21-12-971 решение инспекции изменено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГКУ "СКК "Сочинский" в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании решения налогового органа незаконным.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, предусмотренных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемого решения.
При этом заявителем указанные обстоятельства не оспариваются; учреждение не ссылается на наличие процессуальных нарушений, допущенных налоговым органом при принятии оспариваемого решения, в качестве основания для признания его недействительным.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание нижеследующее.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признаются объектом обложения земельным налогом.
Согласно статье 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Землями обороны и безопасности признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами (статья 39 Земельного кодекса).
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 N 1802 "О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации" Федеральное государственное казенное учреждение "СКК "Сочинский" является правопреемником имущества и земельных участков следующих организаций:
- - Федерального государственного учреждения "Центральный военный клинический санаторий "Сочи" Министерства обороны Российской Федерации;
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Чемитоквадже" Военно-воздушных сил";
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Аврора" Северного флота;
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Лазурный берег";
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Янтарь"
- Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Адлер" Военно-воздушных сил"
- и филиалов Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Управления по активному отдыху": "Центр активного отдыха "Красная поляна", "Центр активного отдыха "Кудепста", "Центр активного отдыха "Сочи".
На основании сведений Государственного кадастра недвижимости заявитель является правообладателем земельных участков со следующими кадастровыми номерами, видами разрешенного использования и кадастровой стоимостью на 01.01.2013:
- 1. 23:49:302028:15 - Для размещения и эксплуатации жилого дома со встроенными помещениями детского сада-яслей по ул. Ворошиловской, 11-240 816 740,00 рублей;
- 2. 23:49:0302024:6 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений хозяйственной зоны по ул. Возрождения на Бытхе Хостинского района г. Сочи - 301 960 143,94 рубля;
- 3. 23:49:0000000:91 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория, летнего кинотеатра, фуникулера, спортивных площадок и пляжной полосы - 3 339 699 222,77 рубля;
- 4. 23:49:0000000:16 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория - 732 668 967,00 рублей;
- 5. 23:49:0402013:13 - Для размещения зданий и сооружений санатория на 500 мест и пляжной полосы - 870 145 850,00 рублей;
- 6. 23:49:0402045:3 - Земельный участок для других объектов оздоровительного и рекреационного назначения - 252 375 151,00 рубль;
- 7. 23:49:0304024:69 - Для строительства хоздвора - 135 157 300,00 рублей;
- 8. 23:49:0800001:1001 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений приюта 289 520 868,00 рублей;
- 9. 23:49:0512001:8 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений центра туризма и отдыха "Красная поляна" - 40 833 000,00 рублей;
- 10.23:49:0420016:18 - Для размещения и эксплуатации здании и сооружений/очистных сооружений, прачечной и гаража (хоззона) -362 863 116,00 рублей;
- 11.23:49:0420016:19 - Для размещения и эксплуатации очистных сооружений, прачечной и гаража (хоздвор) - 414 177 092,00 рубля;
- 12.23:49:0118003:1006 - Фактически занимаемый зданиями и сооружениями военного санатория "Лазурный берег" - 34 661 019,84;
- 13. 23:49:0118003:1002 - Фактически занимаемый зданиями и сооружениями военного санатория "Лазурный берег" - 81 129 978,45;
- 14. 23:49:0118003:1007 - Занимаемый зданиями и сооружениями военного санатория "Лазурный берег" - 1 862 812 921, 86 рубль;
- 15. 23:49:0302006:2 - Для размещения и эксплуатации здании и сооружений турбазы - 299 150 886,00 рублей;
- 16. 23:49:0401002:1 - Для строительства базы отдыха с организацией подсобного хозяйства - 92 874 059,00 рублей;
- 17. 23:49:0304006:112 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория - 2 576 278 073,00 рубля;
- 18. 23:49:0112003:1001 - Для эксплуатации и размещения зданий и сооружений санатория и жилого фонда санатория "Чемитоквадже; - 69 763 124,20 рубля;
- 19. 23:49:0112003:1002 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория и жилого фонда санатория "Чемитоквадже" - 836 169 546,00 рублей;
- 20. 23:49:0112003:1003 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория и жилого фонда санатория "Чемитоквадже" - 5 150 194 575,50;
- 21. 23:49:0113004:41 - Для организации санаторно-курортного лечения военнослужащих - 48 491 907,45 рублей;
- 22. 23:49:0109001:1 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 356 607 329,76 рублей;
- 23. 23:49:0109001:1007 - Для размещения объектов гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций - 17 508 100,00 рублей;
- 24. 23:49:0109001:7 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 2 920 181,69 рубль;
- 25. 23:49:0503001:720 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 21 046 422,42 рубля;
- 26. 23:49:0503001:721 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 11 714 980,32;
- 27. 23:49:0503001:722 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 6 901 122,99 рубля;
- 28. 23:49:0000000:1174 - Для размещения объектов гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций - 15 569 268,00 рублей.
По смыслу статей 71, 76, 77, 78, 110 и 112 Конституции Российской Федерации в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структуру федеральных органов исполнительной власти образуют конкретные органы, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1 силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки. В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, руководит Президент Российской Федерации, который утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, устанавливающее структуру Министерства обороны Российской Федерации (органов исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иным установленным федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе правомочия в отношении земель, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Исходя из совокупности положений Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в Тыл ВС РФ. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и органов, входящих в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, а его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные силы Российской Федерации представляют собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Организация обороны включает в себя, в том числе, другие мероприятия в области обороны (пункт 16 статьи 2 Закона). Согласно части 4 статьи 16 N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и члены семей военнослужащих-граждан, имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 423 "Об обеспечении санаторно-курортным лечением отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности" (далее Правила).
Согласно пункту 1 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются санаторно-курортным лечением федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Часть 2.1 статьи 16 ФЗ-76 устанавливает, что военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации имеют право на санаторно-курортное лечение продолжительностью до 30 суток. Медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.
Согласно пункту 19 Устава ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации и осуществления санаторно-курортного и оздоровительного лечения и медицинской реабилитации в Вооруженных Силах Российской Федерации и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Учредителем ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация согласно пункту 5 Устава.
Финансирование учреждения осуществляется по главе 0200 "Национальная оборона" (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов") Приложение N 2,3). Расходование денежных средств осуществляется по смете утвержденных расходов, доведенной на каждый финансовый год. Финансирование осуществляется за счет федерального бюджета Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом функций и специфики деятельности учреждения, а также учитывая прямое подчинение учреждения Министру обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации является государственным учреждением, созданным в целях реализации поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации задач и входит в единую систему органов и учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Земельные участки учреждения являются федеральной собственностью и закреплены за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Недвижимое имущество (здания, строения и сооружения), расположенные на всех земельных участках, закреплены за учреждением на праве оперативного управления согласно ранее возникшему праву (на основании распорядительных актов Министра обороны РФ и органов местного самоуправления) и внесены в реестр федерального имущества, что отвечает положениям подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ.
Согласно письму Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу" характеристика земельного участка, как изъятого из оборота, определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ, исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне подпунктов 1 - 10 указанного пункта.
Таким образом, в данном случае не имеет значение категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объекта налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов и их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 приказа Министра обороны РФ N 1802 от 15.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны РФ" ФГУ "ЦВКС "Сочи", "Военный санаторий "Чемитоквадже" ВВС, Военный санаторий "Аврора" СФ, "Военный санаторий "Лазурный берег", Военный санаторий "Янтарь" Министерства обороны Российской Федерации были реорганизованы путем присоединения к ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 2 приказа центры активного отдыха (Военная турбаза отдыха "Красная поляна" и база отдыха "Кудепста") были ликвидированы с передачей имущества ФГКУ "СКК "Сочинский". Земельные участки, предоставленные ранее вышеперечисленным юридическим лицам, которые впоследствии вошли путем присоединения к ФГКУ "СКК "Сочинский", принадлежат Российской Федерации и находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у учреждения. Отнесение данных участков к государственной собственности подтверждает соответствие этих объектов положениям статьи 27 ЗК РФ.
Суд первой инстанции применительно к конкретным фактическим обстоятельствам дела пришел к обоснованному выводу о том, что закрепленные за учреждением земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования относится к земельным участкам, изъятым из оборота, поскольку учреждение входит в систему органов Министерства обороны Российской Федерации, имущество (здания, строения, сооружения), принадлежит ему на праве оперативного управления, все имущество и земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, а спорные земельные участки используются в целях обороны страны.
Отнесение спорных участков к землям поселений в рассматриваемом случае не изменяет его фактического использования и не исключает права на применение налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса, так как эта норма такого ограничения не содержит.
Вывод суда первой инстанции о фактическом использовании учреждением спорных земельных участков в целях обороны сделан при правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение не является плательщиком земельного налога на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно удовлетворил требование ФГКУ "СКК "Сочинский" о признании недействительным решения налоговой инспекции от 11.07.2014 N 13-12/69209.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что деятельность, осуществляемая учреждением в соответствии с Уставом, а именно: деятельность по организации и реализации санаторно-курортного, оздоровительного лечения и медицинской реабилитации в Вооруженных силах РФ, не относится в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и Законом РФ от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" к деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны; ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации не представлены документы, подтверждающие фактическую эксплуатацию земель в целях обеспечения обороны и безопасности.
Судебная коллегия пришла к выводу о несостоятельности указанного довода, в виду нижеследующего.
Из подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, следует, что министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Подпунктом 61 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации определено, что в его полномочия входит разработка и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, учреждение является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Данное учреждение создано в целях организации лечения и отдыха военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации; имущество учреждения находится в федеральной собственности и принадлежит заявителю на праве оперативного управления.
Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления учреждению земельного налога и пени, а также для привлечения к налоговой ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2015 по делу N А32-42102/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2016 N 15АП-20652/2015 ПО ДЕЛУ N А32-42102/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. N 15АП-20652/2015
Дело N А32-42102/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Д.В. Николаева, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю: представитель Гуляева С.А. по доверенности от 11.01.2016,
представитель Кайщян К.Р. по доверенности от 11.01.2016,
от Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации г. Сочи: представитель Смирнова М.Е. по доверенности от 31.12.2015, представитель Дриго О.С. по доверенности от 31.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2015 по делу N А32-42102/2014
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации г. Сочи
к заинтересованному лицу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 8 по г. Сочи (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 11.07.2014 N 13-12/69209 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 55 525 448 руб., штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 11 105 089,60 руб., по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2 776 272,40 руб. и соответствующие пени.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2015 признано недействительным решение налоговой инспекции от 11.07.2014 N 13-12/69209 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 55 525 448 руб., штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 11 105 089,60 руб., по пункту 1 статьи 119 НК РФ в сумме 2 776 272,40 руб. и соответствующих пеней.
С Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю в пользу ФГКУ "СКК "Сочинский" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
ФГКУ "СКК "Сочинский" выдана справка на возврат государственной пошлины в размере 5 000 руб., уплаченной по платежным поручениям N 9166201 от 24.12.2013 и N 9166204 от 24.12.2013.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и пришел к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе инспекция указала, что здания и сооружения, расположенные на спорных земельных участках, к военным объектам не относятся. Целью деятельности учреждения является оказание санаторно-курортного лечения, а не осуществление деятельности, связанной с обороной и безопасностью государства, законодательство Российской Федерации не предусматривает особый статус для имущества санаториев, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации. Указанная деятельность не относится в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и Законом РФ от 28.12.2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" к деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны. Заявитель не относится к предприятиям, имеющим стратегическое значение для нужд обороны. ФГКУ "СКК "Сочинский" МО РФ не представлены документы, подтверждающие фактическую эксплуатацию земель в целях обеспечения обороны и безопасности. Фактически на спорных земельных участках расположены гражданские объекты, используемые для осуществления санаторно-курортной деятельности. Спорные земельные участки не изъяты и не ограничены в обороте, относятся к землям поселений, категория - земли населенных пунктов. В связи с этим инспекция полагает, что в отношении спорных земельных участков подлежит уплате земельный налог.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное казенное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" просит оставить обжалованный судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает выводы суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГКУ "СКК "Сочинский" 12.02.2014 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная ФГКУ "СКК "Сочинский" 12.02.2014, составила 0 рублей.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки данной декларации налоговой инспекцией составлен акт от 26.05.2014 N 13-15/33348.
Налогоплательщиком представлены возражения на акт камеральной проверки.
По результатам рассмотрения акта, возражений и материалов камеральной налоговой проверки, в присутствии налогоплательщика, налоговой инспекцией вынесено Решение от 11.07.2014 N 13-12/69209 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 11 114 352,020 руб.; пунктом 1 статьи 119 Кодекса в виде штрафа в размере 2 778 588,05 руб.; обществу доначислен земельный налог в сумме 55 571 761 руб., а также начислены пени за несвоевременную уплату налога в бюджет в сумме 4 443 309,58 руб.
В порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было обжаловано учреждением в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 22.10.2014 N 21-12-971 решение инспекции изменено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГКУ "СКК "Сочинский" в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании решения налогового органа незаконным.
Суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения проверил соблюдение налоговой инспекцией требований, предусмотренных статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, и не установил процессуальных нарушений принятия оспариваемого решения.
При этом заявителем указанные обстоятельства не оспариваются; учреждение не ссылается на наличие процессуальных нарушений, допущенных налоговым органом при принятии оспариваемого решения, в качестве основания для признания его недействительным.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание нижеследующее.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признаются объектом обложения земельным налогом.
Согласно статье 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Землями обороны и безопасности признаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами (статья 39 Земельного кодекса).
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 N 1802 "О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации" Федеральное государственное казенное учреждение "СКК "Сочинский" является правопреемником имущества и земельных участков следующих организаций:
- - Федерального государственного учреждения "Центральный военный клинический санаторий "Сочи" Министерства обороны Российской Федерации;
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Чемитоквадже" Военно-воздушных сил";
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Аврора" Северного флота;
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Лазурный берег";
- - Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Янтарь"
- Федерального государственного учреждения "Военный санаторий "Адлер" Военно-воздушных сил"
- и филиалов Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Управления по активному отдыху": "Центр активного отдыха "Красная поляна", "Центр активного отдыха "Кудепста", "Центр активного отдыха "Сочи".
На основании сведений Государственного кадастра недвижимости заявитель является правообладателем земельных участков со следующими кадастровыми номерами, видами разрешенного использования и кадастровой стоимостью на 01.01.2013:
- 1. 23:49:302028:15 - Для размещения и эксплуатации жилого дома со встроенными помещениями детского сада-яслей по ул. Ворошиловской, 11-240 816 740,00 рублей;
- 2. 23:49:0302024:6 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений хозяйственной зоны по ул. Возрождения на Бытхе Хостинского района г. Сочи - 301 960 143,94 рубля;
- 3. 23:49:0000000:91 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория, летнего кинотеатра, фуникулера, спортивных площадок и пляжной полосы - 3 339 699 222,77 рубля;
- 4. 23:49:0000000:16 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория - 732 668 967,00 рублей;
- 5. 23:49:0402013:13 - Для размещения зданий и сооружений санатория на 500 мест и пляжной полосы - 870 145 850,00 рублей;
- 6. 23:49:0402045:3 - Земельный участок для других объектов оздоровительного и рекреационного назначения - 252 375 151,00 рубль;
- 7. 23:49:0304024:69 - Для строительства хоздвора - 135 157 300,00 рублей;
- 8. 23:49:0800001:1001 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений приюта 289 520 868,00 рублей;
- 9. 23:49:0512001:8 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений центра туризма и отдыха "Красная поляна" - 40 833 000,00 рублей;
- 10.23:49:0420016:18 - Для размещения и эксплуатации здании и сооружений/очистных сооружений, прачечной и гаража (хоззона) -362 863 116,00 рублей;
- 11.23:49:0420016:19 - Для размещения и эксплуатации очистных сооружений, прачечной и гаража (хоздвор) - 414 177 092,00 рубля;
- 12.23:49:0118003:1006 - Фактически занимаемый зданиями и сооружениями военного санатория "Лазурный берег" - 34 661 019,84;
- 13. 23:49:0118003:1002 - Фактически занимаемый зданиями и сооружениями военного санатория "Лазурный берег" - 81 129 978,45;
- 14. 23:49:0118003:1007 - Занимаемый зданиями и сооружениями военного санатория "Лазурный берег" - 1 862 812 921, 86 рубль;
- 15. 23:49:0302006:2 - Для размещения и эксплуатации здании и сооружений турбазы - 299 150 886,00 рублей;
- 16. 23:49:0401002:1 - Для строительства базы отдыха с организацией подсобного хозяйства - 92 874 059,00 рублей;
- 17. 23:49:0304006:112 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория - 2 576 278 073,00 рубля;
- 18. 23:49:0112003:1001 - Для эксплуатации и размещения зданий и сооружений санатория и жилого фонда санатория "Чемитоквадже; - 69 763 124,20 рубля;
- 19. 23:49:0112003:1002 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория и жилого фонда санатория "Чемитоквадже" - 836 169 546,00 рублей;
- 20. 23:49:0112003:1003 - Для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санатория и жилого фонда санатория "Чемитоквадже" - 5 150 194 575,50;
- 21. 23:49:0113004:41 - Для организации санаторно-курортного лечения военнослужащих - 48 491 907,45 рублей;
- 22. 23:49:0109001:1 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 356 607 329,76 рублей;
- 23. 23:49:0109001:1007 - Для размещения объектов гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций - 17 508 100,00 рублей;
- 24. 23:49:0109001:7 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 2 920 181,69 рубль;
- 25. 23:49:0503001:720 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 21 046 422,42 рубля;
- 26. 23:49:0503001:721 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 11 714 980,32;
- 27. 23:49:0503001:722 - Для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и пляжных сооружений дома отдыха "Янтарь" - 6 901 122,99 рубля;
- 28. 23:49:0000000:1174 - Для размещения объектов гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций - 15 569 268,00 рублей.
По смыслу статей 71, 76, 77, 78, 110 и 112 Конституции Российской Федерации в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структуру федеральных органов исполнительной власти образуют конкретные органы, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1 силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки. В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, руководит Президент Российской Федерации, который утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, устанавливающее структуру Министерства обороны Российской Федерации (органов исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иным установленным федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе правомочия в отношении земель, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Исходя из совокупности положений Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ, в Тыл ВС РФ. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и органов, входящих в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны Российской Федерации, а его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные силы Российской Федерации представляют собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Организация обороны включает в себя, в том числе, другие мероприятия в области обороны (пункт 16 статьи 2 Закона). Согласно части 4 статьи 16 N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и члены семей военнослужащих-граждан, имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 423 "Об обеспечении санаторно-курортным лечением отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности" (далее Правила).
Согласно пункту 1 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются санаторно-курортным лечением федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Часть 2.1 статьи 16 ФЗ-76 устанавливает, что военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации имеют право на санаторно-курортное лечение продолжительностью до 30 суток. Медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.
Согласно пункту 19 Устава ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации и осуществления санаторно-курортного и оздоровительного лечения и медицинской реабилитации в Вооруженных Силах Российской Федерации и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Учредителем ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация согласно пункту 5 Устава.
Финансирование учреждения осуществляется по главе 0200 "Национальная оборона" (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов") Приложение N 2,3). Расходование денежных средств осуществляется по смете утвержденных расходов, доведенной на каждый финансовый год. Финансирование осуществляется за счет федерального бюджета Российской Федерации.
На основании изложенного, с учетом функций и специфики деятельности учреждения, а также учитывая прямое подчинение учреждения Министру обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации является государственным учреждением, созданным в целях реализации поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации задач и входит в единую систему органов и учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Земельные участки учреждения являются федеральной собственностью и закреплены за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Недвижимое имущество (здания, строения и сооружения), расположенные на всех земельных участках, закреплены за учреждением на праве оперативного управления согласно ранее возникшему праву (на основании распорядительных актов Министра обороны РФ и органов местного самоуправления) и внесены в реестр федерального имущества, что отвечает положениям подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ.
Согласно письму Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу" характеристика земельного участка, как изъятого из оборота, определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ, исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне подпунктов 1 - 10 указанного пункта.
Таким образом, в данном случае не имеет значение категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объекта налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов и их принадлежность Российской Федерации на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 приказа Министра обороны РФ N 1802 от 15.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны РФ" ФГУ "ЦВКС "Сочи", "Военный санаторий "Чемитоквадже" ВВС, Военный санаторий "Аврора" СФ, "Военный санаторий "Лазурный берег", Военный санаторий "Янтарь" Министерства обороны Российской Федерации были реорганизованы путем присоединения к ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 2 приказа центры активного отдыха (Военная турбаза отдыха "Красная поляна" и база отдыха "Кудепста") были ликвидированы с передачей имущества ФГКУ "СКК "Сочинский". Земельные участки, предоставленные ранее вышеперечисленным юридическим лицам, которые впоследствии вошли путем присоединения к ФГКУ "СКК "Сочинский", принадлежат Российской Федерации и находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования у учреждения. Отнесение данных участков к государственной собственности подтверждает соответствие этих объектов положениям статьи 27 ЗК РФ.
Суд первой инстанции применительно к конкретным фактическим обстоятельствам дела пришел к обоснованному выводу о том, что закрепленные за учреждением земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования относится к земельным участкам, изъятым из оборота, поскольку учреждение входит в систему органов Министерства обороны Российской Федерации, имущество (здания, строения, сооружения), принадлежит ему на праве оперативного управления, все имущество и земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, а спорные земельные участки используются в целях обороны страны.
Отнесение спорных участков к землям поселений в рассматриваемом случае не изменяет его фактического использования и не исключает права на применение налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса, так как эта норма такого ограничения не содержит.
Вывод суда первой инстанции о фактическом использовании учреждением спорных земельных участков в целях обороны сделан при правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам, соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение не является плательщиком земельного налога на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно удовлетворил требование ФГКУ "СКК "Сочинский" о признании недействительным решения налоговой инспекции от 11.07.2014 N 13-12/69209.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы о том, что деятельность, осуществляемая учреждением в соответствии с Уставом, а именно: деятельность по организации и реализации санаторно-курортного, оздоровительного лечения и медицинской реабилитации в Вооруженных силах РФ, не относится в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" и Законом РФ от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" к деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны; ФГКУ "СКК "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации не представлены документы, подтверждающие фактическую эксплуатацию земель в целях обеспечения обороны и безопасности.
Судебная коллегия пришла к выводу о несостоятельности указанного довода, в виду нижеследующего.
Из подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, следует, что министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Подпунктом 61 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации определено, что в его полномочия входит разработка и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, учреждение является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Данное учреждение создано в целях организации лечения и отдыха военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации; имущество учреждения находится в федеральной собственности и принадлежит заявителю на праве оперативного управления.
Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления учреждению земельного налога и пени, а также для привлечения к налоговой ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2015 по делу N А32-42102/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.СУЛИМЕНКО
Судьи
Д.В.НИКОЛАЕВ
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)