Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2016 N 16АП-2098/2015 ПО ДЕЛУ N А15-4349/2014

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу N А15-4349/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года,
полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Победа" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18 марта 2015 года по делу N А15-4349/2014,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Победа" (ИНН 2636050681, ОГРН 1072635000338),
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы (ИНН 0572000015, ОГРН 1110570004192),
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан,
о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.05.2014 N 09-08/1226-р, (судья Батыраев Ш.М.),
при участии в судебном заседании:
- общества с ограниченной ответственностью "Победа" - генеральный директор Джамирзаев К.Д. (лично, предъявлен паспорт), Цема О.Л. по доверенности от 06.08.2014 N 26 АА1785576;
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы - Шахбанов Р.Б. по доверенности от 03.11.2015 N 02-7018;
- Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан - Сорокин Ю.Л. по доверенности N 02-23/503 от 25.06.2016;

- установил:

ООО "Победа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Махачкалы (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 15.05.2014 N 09-08/1226-р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислено 20 047 307 рублей налога на прибыль, 25 836 231 рубль НДС, 9 828 рублей НДФЛ, соответствующие пени, штрафы за неуплату налогов, а также штраф за непредставление затребованных документов на основании статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне инспекции привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление).
Решением суда от 18.03.2015 признано недействительным решение инспекции от 15.05.2014 N 09-08/1226-р в части начисления 12 362 024 рублей налога на прибыль, 9 828 рублей налога на доходы физических лиц, соответствующих сумм пеней и штрафов. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Решение мотивированно тем, что общество при исчислении налога на прибыль занизило доходы и не подтвердило расходы, по НДС общество не подтвердило применение ставки 0%, а также не подтвердило право на налоговые вычеты, по требованию инспекции не представило документы на проверку. Суд пришел к выводу об отсутствии существенных нарушений процедуры принятия решения.
Постановлением от 03.08.2015 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 18.03.2015 в части отказа в признании недействительным решения инспекции о назначении 4 400 рублей штрафа по части 1 статьи 126 Кодекса. В остальной части решение суда от 18.03.2015 оставлено без изменения. Суд пришел к выводу о том, что инспекция имела в своем распоряжении часть истребуемых документов, поэтому начисление штрафа по статье 126 Кодекса в сумме 4 400 рублей является не обоснованным. Привлечение общества к ответственности по статье 126 Кодекса в виде 1200 рублей штрафа является правомерным. Апелляционный суд подтвердил выводы суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений процедуры и отсутствии оснований для признания недействительным решения налоговой инспекции. Апелляционный суд указал на то, что решение налоговой инспекции о начислении начисления налоговой инспекцией налога на прибыль и НДС по существу не оспаривается.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.11.2015 N Ф08-7907/2015 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу N А15-4349/2014 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы от 15.05.2014 N 09-08/1226-р в части начисления 7 685 282 рублей 60 копеек налога на прибыль, 25 836 231 рубля НДС, соответствующих сумм пеней и штрафов и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, в полном объеме исследовать позиции лиц, участвующих в деле, в том числе доводы общества о нарушении инспекцией срока давности привлечения к ответственности по статье 113 Кодекса, представленные доказательства, дать им надлежащую оценку с учетом норм действующего законодательства, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении налогоплательщик просил признать недействительным решение инспекции полностью, ссылаясь на то, что инспекция неправильно определила величину доходов и расходов по налогу на прибыль; начисление НДС неправомерно.
Налоговая инспекция и управление настаивают на законности решения суда.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в части, направленной на новое рассмотрение, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене частично.
Из материалов дела усматривается.
Инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу правильности исчисления, полноты удержания и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, по результатам которой составила акт проверки от 21.02.2014 N 09-08/1226-А и приняла решение от 15.05.2014 N 09-08/1226-р о начислении обществу 20 047 307 рублей налога на прибыль, 25 836 231 рубля НДС, 11 800 114 рублей пени, штрафы по части 1 статьи 122, по статье 123 и по пункту 1 статьи 126 Кодекса. Обществу предложено перечислить 9 828 рублей удержанного налога на доходы физических лиц.
Не согласившись с решением инспекции, общество в соответствии с главой 19 Кодекса, обратилось с апелляционной жалобой в управление.
Решением от 10.10.2014 управление оставило решение инспекции от 15.05.2014 N 09-08/1226-р без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Налог на прибыль 7 685 282 рублей 60 копеек, соответственно пени, штраф.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях настоящей главы признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 249 Кодекса определено, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Согласно пункту 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
Глава 25 Кодекса, определяя порядок признания доходов и расходов, закрепляет в статьях 271 - 273 Кодекса два метода - начисления и кассовый. При этом согласно пункту 1 статьи 273 Кодекса налогоплательщик вправе выбрать кассовый метод при условии соответствия его требованиям, указанным в этой норме.
Поскольку обществом выручка от реализации согласно налоговым декларациям за 9 месяцев 2010 года и за 2010 год превышает сумму выручки, предусмотренную пунктом 1 статьи 273 Кодекса, инспекция правомерно приняла порядок признания доходов и расходов общества за проверяемый налоговый период по методу начисления.
Вывод налоговой инспекции о необходимости применения метода начисления, а не кассового метода является правильным.
Общество согласилось с тем, что неправомерно применяло кассовый метод при исчислении налога на прибыль.
Общество оспаривает начисление налога на прибыль 7 685 282 рублей 60 копеек.
Поясняет, что выручка должна определяться на основании первичных документов и ходатайствует о приобщении. Указывает, что в декларации ими допущена ошибка, учтены не все доходы, подтвержденные первичными документами; поясняет, что все первичные документы у налоговой инспекции имеются, поскольку представлялись с промежуточной отчетностью.
Судом проверены сопроводительные письма общества о представлении первичных документов и установлено, что документы представлялись инспекции по перечням, указанным в письмах и эти документы имелись у налоговой инспекции во время проверки. Налоговая инспекция это обстоятельство подтвердила.
Налоговая инспекция возражает против приобщения первичных документов по налогу на прибыль за 2010-2011 год, ссылаясь на то, что суд первой инстанции эти документы не принимал, у апелляции отсутствуют основания для принятия дополнительных документов.
Апелляционный суд отклоняет возражения налоговой инспекции, поскольку налогоплательщиком оспаривается полнота определения доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль по первичным документам, имеющимся у налоговой инспекции во время проведения налоговой проверки; имеется разница между данными налоговой инспекции и данными налогоплательщика. В целях проверки законности определения доходов апелляционный суд приобщает первичные документы, представленные налогоплательщиком (том 12-16).
Налог на прибыль за 2010 год.
- По решению налоговой инспекции доход за 2010 год составила 65 740 398 рублей;
- Общество оспаривает величину выручки, установленной налоговой инспекцией, считает, что доход за 2010 год составила 65 740 453 рублей, то есть больше, чем определено налоговой инспекцией.
Апелляционный суд принимает доход в сумме 65 740 398 рублей, поскольку эта сумма подтверждена первичными документами и налогоплательщиком. Доход, превышающий эту сумму, не учитывается, суд осуществляет судебный контроль за законностью решения налоговой инспекции и не является органом, исчисляющим налог; принятие выручки в большей сумме, чем определено налоговым органом, означало бы увеличение налоговой обязанности по сравнению с той, которая установлена налоговой инспекцией.
При определении расходов апелляционный суд учитывает следующее.
При определении расходов в целях исчисления налога на прибыль, налоговая инспекция приняла за основу величину расходов, указанную в налоговых декларациях по налогу на прибыль.
При этом налоговая инспекция не приняла расходы по оплате шерсти, приобретенной обществом по сделкам с ООО "Гранул" и ООО "Казбек".
Налоговая инспекция пришла к выводу о завышении обществом расходов, уменьшающих доходы, за 2010 год на сумму 39 660 074 рублей и за 2011 год - на сумму 22 150 052 рублей в результате определения инспекцией цен на основании статьи 40 НК РФ и соответственно уменьшении налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Исследовав доказательства, суд первой инстанции решением от 18.03.2015 признал необоснованными выводы инспекции о необоснованности определения цен на основании статьи 40 НК РФ и занижении расходов по операциям по приобретению шерсти; суд пришел к выводу, что цены обществом применены правильно; оспариваемое решение в части доначисления соответствующих сумм налога на прибыль суд признал недействительным. Решение суда в этой части не обжаловалось.
За 2010 год на основании первичных документов и с учетом решения суда о правильности применения налогоплательщиком цен, величина расходов, подтверждена налоговой инспекцией, согласно приложению N 3 к акту проверки (том 2 л.д. л.д. 91-92).
С учетом первичных документов и оставленного в силе решения суда первой инстанции по указанному эпизоду, с учетом соглашения сторон, подписанного обеими сторонами, апелляционный суд пришел к выводу, что общество правильно исчислило налог на прибыль за 2010 год в сумме 134 491 рубль и оплатило его; оснований для начисления налога на прибыль не имеется. Соответственно, не имеется оснований для начисления пеней и штрафа по налогу на прибыль за 2010 год.
Стороны подтвердили правильность расчета (том 18 л.д. 146).
Налог на прибыль за 2011 год.
При изучении первичных документов апелляционным судом установлено, что инспекция и налогоплательщик при подсчете дохода за 2011 год основывались на одних и тех же первичных документах.
При этом за 2011 год доход по подсчету инспекции составил 110 636 478 рублей; по подсчету налогоплательщика 108 834 724 рублей, разница составила 1 801 754 рублей.
Разница 1 801 754 рублей образовалась в результате арифметического подсчета выручки, полученной в иностранной валюте при переводе ее в рубли.
Налоговая инспекция рассчитала выручку, исходя из курса валют на дату отгрузки товара на экспорт, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются независимо от даты поступления денежных средств.
Налогоплательщик считает, что в данном случае от иностранного контрагента поступили авансы в иностранной валюте, поэтому на основании пункта 8 статьи 271 НК РФ перерасчет в рубли производится на дату поступления денежных средств.
При определении подлежащей применению нормы права апелляционной суд руководствуется следующим.
В налоговый период 2011 год статья 271 НК РФ действовала в следующей редакции:
1. В целях настоящей главы доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ пункт 8 статьи 271 НК РФ дополнен новым абзацем, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ пункт 8 статьи 271 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:
"В случае получения аванса, задатка доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату получения аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).
Данное дополнение вступило в силу с момента официального опубликования - 30.12.2010.
В рассматриваемом случае применению подлежит специальное правило, установленное пунктом 8 статьи 172 НК РФ относительно авансов в иностранной валюте.
Как следует из материалов дела, поставщик ООО "Победа" (Россия) и иностранный контрагент - покупатель ТОО "NAZAR GLOBAL TRADE" (Республика Казахстан) заключили между собой: контракт на закупку N 1-03-27-03-11-П от 27.03.2011 г.; контракт на закупку N 1-04-27-03-11-П от 30.04.2011 г.; контракт на закупку N 1-05-27-03-11-П от 30.04.2011 г., в которых, стоимость товара определена в иностранной валюте (доллар США); в контрактах предусмотрена предоплата 100%, эти же сведения отражены в паспортах сделок; заявления и перерасчеты представлены в суд первой инстанции (том 5 листы 135-162). Предоплата 100% поступила по уведомлению N 121 от 05.05.2011 г. на сумму 565 896,00 долларов США, курс доллара (по курсу ЦБ РФ) на момент зачисления (05.05.2011 г.) валютных средств на транзитный валютный счет ООО "Победа" - 27, 3675 рублей; по уведомлению N 161 от 08.06.2011 на сумму 563 975 долларов США; курс 27,7814 рублей. Отгрузки товаров произведены позднее, что подтверждено налоговой проверкой.
Расчеты выручки в рублях с применением курса на момент зачисления авансов приведены налогоплательщиком в таблицах (том 17); замечаний по правильности арифметического подсчета от налоговой инспекции не поступило.
Расчеты признаны апелляционным судом правильными.
Довод общества о том, что налоговым органом ошибочно завышены доходы на сумму 1 801 754 рублей в результате арифметического подсчета выручки, полученной в иностранной валюте при переводе ее в рубли, подтвердился.
Доход в целях исчисления налога на прибыль за 2011 год составляет 108 834 724 рублей.
При проверке правильности исчисления величины расходов апелляционный суд установил следующее.
Налогоплательщик настаивает, что налоговой инспекцией учтены не все расходы, подтвержденные первичными документами, так, не учтены расходы на приобретение товаров у лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения, и подтвержденные актами. Считает, что с учетом всех расходов, у общества образуется убыток, что исключает начисление налога на прибыль. Величина расхода, указанная налогоплательщиком, в своих уточнениях постоянно менялась (например, в возражении на пояснения исх. N 11/07/16/П от 07.07.2016 - 115 452 704 рублей; от 01.08.2016 - 117 709 620 рублей), но в любом случае общество настаивает, что величина расходов превышает величину доходов.
Апелляционный суд учитывает, что точная величина превышения не влияет на существо спора, поскольку суд проверяет правильность исчисления налоговой инспекцией налога на прибыль к уплате; определение величины убытка не входит в предмет судебного разбирательства.
С учетом первичных документов, имеющихся в деле, отражения их в отчетности, материалов налоговой проверки, с учетом мнения сторон, апелляционный суд пришел к выводу, что расходы за 2011 год составляют 94 746 724 рубля.
Расчет налога на прибыль за 2011 год: доходы 108 834 724 рубля - расходы 94 746 724 рубля = налогооблагаемая прибыль за 2011 год - 14 087 820 рублей; при ставке налога на прибыль 20% сумма налога на прибыль составляет 2 817 564 рубля.
Данный расчет проверен сторонами и скреплен их подписями (том 18 л.д. 145).
Решение налоговой инспекции о начислении налога на прибыль в сумме 2 817 564 рубля, соответственно пеней, штрафа является правомерным; в части начисления налога на прибыль 4 867 719 рублей, соответственно пеней, штрафа - недействительным, не соответствующим требованиям НК РФ.
Налогоплательщик считает, что в сумму расходов по реализации помимо суммы 94 746 724 рубля должны быть включены также расходы в сумме 20 705 800 рублей, не принятой налоговой инспекцией, и о которой ничего не сказано в решении о привлечении к ответственности и в акте налоговой проверки; приобретенный товар сдан под реализацию, поэтому должен быть учтен при исчислении налога на прибыль.
Налоговая инспекция возражает, так как товар на эту сумму остался на складе, не является расходом в целях исчисления налога на прибыль.
В соответствии с частью 2 статьи 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается:
- дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
- дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.
Из приложений N 4 "расшифровка приобретения товаров (работ, услуг) ООО "Победа" для исчисления налога на прибыль за 2011 год (том 3 л.д. 132-134) и приложения N 2 "расшифровка реализации товаров (работ, услуг) ООО "Победа" для исчисления налога на прибыль за 2011 год" (том 3 л.д. 126-129) к решению налоговой инспекции следует, что не подлежат включению в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации т. к. не были реализованы в налоговом периоде (п. 2 ст. 272 НК РФ): следующие товары, приобретенные для перепродажи на внутреннем рынке: приобретенные у ООО "Архар" по счету N 1 от 01.01.2011 гг. картофель 154667 кг на сумму 2247187 руб., подсолнечник 133067 кг на сумму 598801 руб., пшеница 2177140 кг на сумму 6531420 руб.; по счету N 3 от 04.05.11 г. у ООО "Азал" корма для КРС 5012050 кг на сумму 1659137 руб., картофеля 225255 кг на сумму 3072478 руб. и счету N 4 от 10.05.2011 г. кукуруза 636863 кг на сумму 3869665 руб., счету N 9 от 02.11.2011 г. кукуруза фуражная 500000 кг на сумму 2727272 руб. итого на сумму 20 705 800 рублей.
Данные выводы сделаны на основании первичных документов и анализа счетов реализации.
Довод общества о том, что товары были реализованы, не подтвердился. Поскольку в материалы дела обществом представлены все первичные документы по налогу на прибыль, судом изучены первичные документы. Установлено, что документов о передаче в производство (реализацию) упомянутых товаров не имеется; документов, подтверждающих доход от их реализации, также не имеется.
Это обстоятельства подтверждены представителем общества в судебном заседании и представителями налоговой инспекции.
Довод о том, что факт непринятия расходов не отражен в акте и в решении, отклоняется, так как приложения являются неотъемлемой частью решения налоговой инспекции; приложения представляют собой детализацию расходов, итоговые цифры отражены в решении.
Довод общества о том, что налоговая инспекция не истребовала у указанных контрагентов договоры, товарно-сопроводительные документы, а потому исключение этой суммы из числа расходов неправомерно, отклоняется. Общество самостоятельно включило расходы в сумме 20 705 800 рублей в декларацию по налогу на прибыль; настаивая на правомерности своих действий общество должно доказать выполнение условий признания расходов при исчислении налога на прибыль. Таких доказательств не представлено.
Оснований для признания названных расходов в целях исчисления налога на прибыль не имеется.
Факт превышения расходов над доходами не подтвердился.
Суд первой инстанции не дал надлежащую оценку всем доказательствам по налогу на прибыль, сделал неправильные выводы, поэтому решение суда в части отказа в признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении налога на прибыль 4 867 719 рублей, соответственно пени, штрафа подлежит отмене.
НДС в сумме 25 836 231 рубль, соответственно пени, штраф.
Налоговой проверкой установлено, что всего за проверяемый период в связи с не подтверждением применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, а также по причине не исчисления налога с товаров, реализованных на внутреннем рынке, обществу следовало уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 25 836 231 рублей, в том числе:
- 2 квартал 2010 г. - 631 341 рублей;
- 3 квартал 2010 г. - 2 658 652 рублей;
- 4 квартал 2010 г. - 8 164 030 рублей;
- 1 квартал 2011 г. - 1 328 327 рублей;
- 2 квартал 2011 г. - 1 114 545 рублей;
- 3 квартал 2011 г. - 4 850 006 рублей;
- 4 квартал 2011 г. - 7 089 330 рублей.
Итоговые цифры отражены в приложение N 5 к решению "Расчет доначисленных сумм налога на добавленную стоимость".
В ходе налоговой проверки установлено, что общество допустило ошибки при исчислении НДС в связи с документальным не подтверждением экспорта и по внутреннему рынку и ошибочно не исчислило к уплате в бюджет за 2010-2011 годы НДС в сумме 48 370 рублей (пункт 2 решения), в том числе:
3 квартал 2010 год.
Согласно уточненной N 2 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 г., представленной 01.08.2011 г. по коммуникационным каналам связи, налоговая база (раздел 6 декларации суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена") составляет - 20 141 400 рублей.
Сумма НДС, исчисленная с указанной ставки по п. 3 ст. 164 НК РФ составляет 3 625 452 рублей (20 141 400 x 18%). Общество ошибочно исчислило НДС в сумме 3 623 002 рублей. Разница 2 450 рублей подлежит уплате в бюджет.
4 квартал 2010 год.
Согласно уточненной N 2 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2010 г., представленной 01.08.2011 г. налоговая база (раздел 6 декларации) составляет - 41 501 292 рублей. Сумма НДС, исчисленная с указанной базы по налоговой ставке, предусмотренной ст. 164 НК РФ составляет 7 470 233 рублей (41 501 292 x 18%).
Обществом ошибочно указана сумма НДС 7 466 682 рублей.
Разница в сумме 3 551 рублей (7 470 233-7 466 682) подлежит уплате в бюджет.
1 квартал 2011 год.
Согласно уточненной N 2 налоговой декларации по НДС налоговая база (раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ" по реализации на внутреннем рынке РФ составляет 11 100 966 рублей. Сумма НДС исчисленная с указанной базы 1 998 174 рублей (11 100 966 x 18%).
Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету по внутреннему рынку в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ - 1 996 914 руб.
Итого, сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по разделу 3 (внутренний рынок) декларации 1 260 рублей (1 998 174-1 996 914).
Налоговая база согласно разделу 6 декларации составляет - 7 974 461 рублей. Сумма НДС, исчисленная с указанной базы по налоговой ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ составляет 1 435 403 рублей (7 974 461 x 18%).
Суммы налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена согласно разделу 6 декларации обществом показана в сумме 1 434 380 рублей.
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по разделу 6 декларации (в связи с документальным не подтверждением экспорта) показана 1 023 рублей (1 435 403-1 434 380).
Итого сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по итогам раздела 3 и раздела 6 декларации составляет всего - 2 283 рублей (1 260+1 023).
2 квартал 2011 г.
Согласно уточненной N 2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2011 г. представленной 17.07.2012 г. по телекоммуникационным каналам связи, налоговая база согласно разделу 6 декларации "Расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена" составляет -5 844 762 |рублей. Сумма НДС, исчисленная с указанной базы по налоговой ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ составляет 1 052 057 рублей (5 844 764 x 18%).
Суммы налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена, согласно разделу 6 декларации обществом показана в сумме 1 031 934 рублей.
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, по разделу 6 декларации (в связи с документальным не подтверждением экспорта) показана 20 123 рублей (1 052 057-1 031 934).
3 квартал 2011 г.
Согласно уточненной N 1 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2011 г. представленной 17.07.2012 г. по телекоммуникационным каналам связи, налоговая база согласно разделу 6 декларации "Расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена" составляет -32 625 066 рублей. Сумма НДС, исчисленная с указанной базы по налоговой ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ составляет 5 872 512 рублей (32 625 066 х 18%).
Суммы налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена, согласно разделу 6 декларации обществом показана в сумме 5 860 009 рублей.
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, по разделу 6 декларации (в связи с документальным не подтверждением экспорта) показана 12 503 рублей (5 872 512-5 860 009).
4 квартал 2011 г.
Согласно уточненной N 2 налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2011 г., представленной 17.07.2012 г. по телекоммуникационным каналам связи, налоговая база (раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 164 НК РФ") составляет 3 296 182 рублей. Сумма НДС исчисленная с указанной базы 329 618 рублей (3 296 182 x 10%).
Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ - 328 408 руб.
Итого, сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по разделу 3 декларации (внутренний рынок) 1 210 рублей (329 618-328 408).
Налоговая база согласно разделу 6 декларации "Расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена" составляет - 20 678 826 рублей. Сумма НДС, исчисленная с указанной базы по налоговой ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ составляет 3 722 189 рублей (20 678 826 х 18%).
Суммы налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена, согласно разделу 6 декларации, Обществом Сказана в сумме 3 715 939 рублей.
Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по разделу 6 декларации (в связи с документальным не подтверждением экспорта! показана 6 250 рублей (3 722 189-3 715 939).
Итого сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по итогам раздела 3 и раздела 6 декларации составляет всего - 7 460 рублей (1 210+6 250).
На основании вышеизложенного, сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за проверяемый период, как по внутреннему рынку, так и в связи с документальным не подтверждением экспорта по данным ООО "Победа" составляет - 48 370 руб.
Допущенные налогоплательщиком ошибки при исчислении НДС подтверждены материалами проверки.
Решение налоговой инспекции по данному эпизоду о начислении НДС 48 370 руб. является правомерным.
Ошибки налогоплательщика при определении налоговой базы (пункт 2.1 решения, пункт 2.2.1 акта проверки).
Установлено, что в указанный период обществом были осуществлены операции по реализации овечьей шерсти в Китайскую Народную Республику покупателю "ALATAW PASS FRIENDSHIP СО Ltd" и в Республику Казахстан покупателям ТОО "Дос-Маден" и ТОО "NAZAR GLOBAL TRADE".
Пунктом 1 статьи 164 НК РФ установлено, что налогообложение товаров, ввезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта); выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации (данный пункт действовал до 1 октября 2011 года, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ с 1 октября 2011 года утратил силу); таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с положением пункта 9 статьи 165 НК РФ указанные документы (их копии), представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты, помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил данные документы, операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 64 НК РФ.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 НК РФ.
При этом согласно пункту 10 ст. 165 НК РФ документы, указанные в данной статье, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Порядок применения НДС при экспорте и импорте товаров в страны Таможенного союза регулируется Соглашением от 25.01.2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" и принятым в соответствии с ним протоколом от 11.12.2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе".
Обществом были заявлены первичные декларации по НДС с заявленными к возмещению суммами, а в последующем, в связи с не подтверждением применения налоговой ставки 0 центов, представлены уточненные декларации, в которых операции по реализации товара на экспорт, совершенные в 2010-2011 гг. отражены в разделе 6 декларации "Расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг) обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена" и экспортные операции обложены по налоговой ставке 18 процентов, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ и применены налоговые вычеты, приходящиеся на приобретенные товары и оказанные услуги.
В ходе налоговой проверки установлено, что общество при не подтверждении ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в нарушение пункта 1 статьи 154, пункта 9 статьи 165 и пунктов 1 и 9 статьи 167 НК РФ не исчислило в полном объеме НДС с реализованных на экспорт товаров, в том числе:
В 2 квартале 2010:
Согласно контракту N 0911-CHR от 03.02.2010 г. заключенному с "ALATAW PASS FRIENDSHIP СО Ltd" по ГТД 10316020/300410/0000786 реализована на экспорт шерсть в количестве 35 488 кг на сумму 4 635 762 рублей.
В связи с не подтверждением применения ставки 0 процентов, указанную стоимость следовало включить в налогооблагаемую базу 2 квартала 2010 г. и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ исчислить налог в сумме 834 438 рублей (4 635762 * 18%), а также в срок 26 октября 2010 г. представить декларацию за 2 квартал 2010 г., что обществом не сделано.
В 3-м квартале 2010 г.
Согласно контракту N 0911-CHR от 03.02.2010 г. заключенному с "ALATAW PASS FRIENDSHIP СО Ltd" реализована на экспорт шерсть по ГТД N 10316090/280710/0001257 в количестве 65 710 кг на сумму 8 623 61 616 рублей; по ГТД N 10316090/310710/0001309 в количестве 55000 кг на сумму 6 882 008 рублей. Всего в реализовано на экспорт 120 710 кг (65 710 + 55 000) на сумму 15 505 624 рублей (8 623 616+6 882 008).
В связи с не подтверждением применения ставки 0 процентов, указанную стоимость следовало включить в налогооблагаемую налогом на добавленную стоимость базу 3 квартала 2010 г. и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ исчислить налог в сумме 2 791 013 рублей (15 505 624 * 18%), а также в срок 26 января 2011 г. представить налоговую декларацию за 3 квартал 2010 г.
Фактически обществом уточненная N 2 декларация представлена 01.08.2011 г., в которой налоговая база (раздел 6 декларации "Расчет суммы налога по "операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена") показана - 20 141 400 рублей, исчислен налог 3 625 452 рублей, применены вычеты 3 623 002 рублей и налог к уплате определен в сумме 2 450 рублей.
В 4 квартале 2010 г.
- Согласно контракту N 0911-CHR от 03.02.2010 г. заключенному с "ALATAW PASS FRIENDSHIP СО Ltd" реализована на экспорт шерсть по ГТД N 10316090/291010/0002830 в количестве 69 787 кг на сумму 6 326 756 рублей; ГТД N 10316090/101110/0002974 в количестве 33 844 кг на сумму 4 348 505 рублей; по ГТД N 10316090/111110/0002997 в количестве 29 537 кг на сумму 4 804 791 рублей; по ГТД N 10316090/261110/0003269 в количестве 101 780 кг на сумму 12 512 079 рублей; по ГТД N 10316090/301110/0003309 в количестве 30 181 кг на сумму 5 139 981 рублей; по ГТД N 10316090/101210/0003502 в количестве 39 905 кг на сумму 6 218 585 рублей;
- Согласно договору купли продажи N 27/10/10 от 27.10.2010 г., заключенному с ТОО "Дос-Маден" Казахстан реализована на экспорт шерсть по: счету-фактуре N 15 от 21.12.2010 г. в количестве 34 424 кг на сумму 2 065 44 рублей; по счету-фактуре N 16 от 22.12.2010 г. в количестве 33 872 кг на сумму 2 032 320 рублей.
Всего в четвертом квартале 2010 г. шерсть на экспорт реализована в количестве 397 449 кг на сумму 45 599 012 рублей.
В связи с не подтверждением применения ставки 0 процентов, указанную стоимость следовало включить в налогооблагаемую базу 4 квартала 2010 г. и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ исчислить налог в сумме 8 207 822 рублей (45 599 012*18%), а также в срок 22 апреля 2011 г. представить налоговую декларацию за 4 квартал 2010 г.
Фактически, обществом уточненная N 2 декларация представлена 01.08.2011 г., согласно которой налоговая база (раздел 6 декларации) показана 41 501 292 рублей, исчислен налог 7 470 233 рублей, применен вычет 7 466 682 рублей и налог к уплате определен в сумме 551 рублей.
В 1 квартале 2011 г.
- Согласно контракту N 0911-CHR от 03.02.2010 г. заключенному с "ALATAW PASS FRIENDSHIP CO Ltd" Китай реализована на экспорт шерсть по: ГТД N 10316090/170311/0001046 в количестве 27 252 кг на сумму 2 069 609 рублей; ГТД N 10316090/240311/0001195 в количестве 25 047 кг на сумму 1 876 393 рублей;
- Согласно договору купли продажи N 1 от 03.02.2011 г. заключенному с ТОО "Дос-Маден" Казахстан реализована на экспорт шерсть по счету-фактуре N 1 от 10.03.2011 г. в количестве 25 639 кг на сумму 512 780 рублей; счету-фактуре N 2 от 11.03.2011 г. в количестве 25 700 кг на сумму 514 000 рублей; N 3 от 14.03.2011 г. в количестве 30 635 кг на сумму 512 700 рублей; N 5 от 16.03.2011 г. в количестве 25 830 кг на сумму 516 600 рублей; N 6 от 22.03.2011 г. в количестве 25 700 кг на сумму 514 000 рублей; фактуре N 8 от 24.03.2011 г. в количестве 67 917 кг на сумму 1 358 140 рублей;
- Всего в первом квартале 2011 г. шерсть на экспорт реализована в количестве 720 кг на сумму 7 974 222 рублей, связи с не подтверждением применения ставки 0 процентов, указанную стоимость следовало включить в налогооблагаемую базу 1 квартала 2011 г. и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, исчислить налог в сумме 1 435 360 рублей (7 974 222*18%), а также в срок 22 сентября 2011 г. представить налоговую декларацию за 1 квартал 2011 г.
Фактически, обществом уточненная N 2 декларация представлена 17.07.2012 г., в которой налоговая база (раздел 6 декларации) показана 7 974 222 рублей, исчислен налог 1 435 360 рублей, применены вычеты 1 434 380 рублей и налог к уплате определен 1 023 965 рублей.
Кроме того, Обществом на внутреннем рынке реализованы ООО "Азал" сельхозудобрения и дизельное топливо на сумму 100 965 рублей, указанная сумма, налогоплательщиком включена в налоговую базу и исчислен НДС в сумме 1 998 174 рублей (наименование товара и перечень документов подтверждающих реализацию, приведены в приложении N 2 к настоящему Решению).
Во 2 квартале 2011 г.
- Согласно контракту N 0911-CHR от 03.02.2010 г. заключенному с "ALATAW PASS FRIENDSHIP СО Ltd" Китай, реализована на экспорт шерсть по ГТД N 16090/080411/0001533 в количестве 24029 кг на сумму 797 508 рублей;
- Согласно договору купли продажи N 1 от 03.02.2011 г. заключенному с ТОО "Дос-Маден" Казахстан реализована на экспорт шерсть по счету-фактуре N 9 от 31.03.2011 г. в количестве 21 239 кг на сумму 424 780 5 рублей; N 11 от 19.04.2011 г. в количестве 25 439 кг на сумму 508 780 рублей; N 12 от 28.04.2011 г. в количестве 25 439 кг на сумму 508 780 рублей; N 13 от 05.05.2011 г. в количестве 25 439 кг на сумму 508 780 рублей; N 14 от 23.05.2011 г. в количестве 25 439 кг на сумму 508 780 рублей.
По контракту N 1-03-27-03-11-П от 27.03.2011 г., заключенному с ТОО "NAZAR GLOBAL TRADE" Казахстан реализована на экспорт шерсть по счету-фактуре N 1/П от 19.05.2011 г. в количестве 19 973 кг на сумму 1 618 906 рублей.
Всего во втором квартале 2011 г. шерсть на экспорт реализована в количестве 166 997 кг на сумму 5 876 314 рублей.
В связи с не подтверждением применения ставки 0 процентов, указанную сумму следовало включить в налогооблагаемую базу и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, исчислить налог в 1 057 736 рублей (5 876 314*18%), а также представить в срок 17 декабря 2011 представить налоговую декларацию за 2 квартал 2011 г. Фактически уточненная N 2 декларация представлена 17.07.2012 г., по которой налоговая база (раздел 6 декларации "Расчет суммы налога по операциям и товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по не подтверждена") показана - 5 844 762 рублей, исчислен налог 1 052 057 й, применены вычеты 1 031 934 рублей и налог к уплате определен 20 123 рублей.
Кроме того, обществом на внутреннем рынке реализованы покупателю ООО "Архар" сельхозудобрения и дизтопливо на сумму 12 021 189 рублей. Указанная сумма налогоплательщиком не включена в налоговую базу и НДС в сумме 2 163 814 рублей не исчислен (наименование товара, и перечень документов, подтверждающих реализацию, приведены в приложении N 2 к решению).
В 3 квартале 2011 года.
По контракту N 0911-CHR от 03.02.2010 г., заключенному с ALATAW FRIENDSHIP СО Ltd Китай, реализована на экспорт шерсть по ГТД N 10316090/270711/0004112 в количестве 23 326 кг на сумму 1 856 931 рублей; по ГТД N 10316090/120811/0004524 в количестве 23 072 кг на сумму 1 961 467 рублей; по ГТД N 10316090/160811/0004595 в количестве 23 087 кг на сумму 1 925 408 рублей.
- По контракту N 1-03-27-03-11-П от 27.03.2011 г. заключенному с ТОО "NAZAR GLOBAL TRADE" Казахстан реализована на экспорт шерсть по счету-фактуре N 1 от 11.07.2011 г. в количестве 19 858 кг на сумму 3 201 514 рублей; N 7 от 08.08.2011 г. в количестве 15 224 кг на сумму 3 136 585 рублей; N 5 от 08.08.2011 г. в количестве 26 361 кг на сумму 5 430 846 рублей; N 6 от 08.08.2011 г. в количестве 13 526 кг на сумму 2 786 665 рублей; N 4 от 08.08.2011 г. в количестве 31 684 кг на сумму 6 527 477 рублей;
- По договору купли продажи N. 1 от 03.02.2011 г. заключенному с ТОО "Дос-Маден" Казахстан реализована на экспорт шерсть по счету-фактуре N 1 от 20.07.2011 г. в количестве 25 439 кг на сумму 508 780 рублей; N 13 от 29.07.2011 г. в количестве 25 439 кг на сумму 508 780 рублей; N 10 от 18.08.2011 г. в количестве 25 439 кг на сумму 508 780 рублей.
Всего в третьем квартале 2011 г. шерсть на экспорт реализована в количестве 252 455 кг на сумму 28 353 233 рублей.
В связи с не подтверждением применения ставки 0 процентов, указанную стоимость следовало включить в налогооблагаемую базу 3 квартала 2011 г. и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ исчислить НДС в сумме 5 103 582 рублей (28 353 233 *18%), а также в срок 15 февраля 2012 г. представить налоговую декларацию за 3 квартал 2011 г.
Фактически обществом уточненная N 2 декларация представлена 17.07.2012 г., в которой налоговая база (раздел 6 декларации "Расчет суммы налога по операциям m товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по ч не подтверждена") показана - 32"6.25 006 рублей, исчислен налог 5 872 шей, применены вычеты 5 860 009 рублей и налог к уплате определен в 12 503 рублей.
4 квартал 2011 года.
- По контракту N 0911-CHR от 03.02.2010 г., заключенному ALATAW FRIENDSHIP СО Ltd Китай, реализована на экспорт шерсть по ГТД N 10316090/211011/0006434 в количестве 23 742 кг на сумму 2 153 025 рублей по ГТД N 10316090/281011/0006601 в количестве 56 661 кг на сумму 8 861 631 рублей;
- Согласно контракту N 1-03-27-03-11-П от 27.03.2011 г. ТОО "NAZAR GLOBAL TRADE" Казахстан реализована на экспорт шерсть по счету-фактуре N 11 от 29.09.2011 г. в количестве 24 238 кг на сумму 5 606 650 рублей; N 8П от 22.11.2011 г. в количестве 24 935 кг на сумму 5 612 473 рублей.
- Согласно договору купли продажи N 1 от 03.02.2011 г. заключенному с ТОО Дос-Маден" Казахстан реализована на экспорт шерсть по счету-фактуре N 2П от 27.10.2011 г. в количестве 4 524 кг на сумму 90 488 рублей; N 2П от 27.10.2011 г. в количестве 19 775 кг на сумму 1 186 535 рублей; N 5П от 01.11.2011 г. в количестве 24 300 кг на сумму 486 000 рублей; N 6П от 14.11.2011 г. в количестве 24 300 кг на сумму 1 458 000 рублей; N 7П от 21.11.2011 г. в количестве 24 300 кг на сумму 1 458 000 рублей;
- Всего в 4 квартале на экспорт реализована шерсть в количестве 226 775 кг на сумму 26 912 802 рублей.
В связи с не подтверждением применения ставки 0 процентов, указанную стоимость следовало включить в налогооблагаемую базу 4 квартала 2011 г. и согласно п. 3 ст. 164 НК РФ исчислить налог в сумме 4 844 308 рублей (26 912 820*18%), а также в срок 21 мая 2011 г. представить налоговую декларацию за 4 квартал 2011 г.
Фактически обществом уточненная N 2 декларация представлена 17.07.2012), в которой налоговая база (раздел 6 декларации) показана - 20 678 826 рублей, исчислен налог 3 722 189 1 рублей, применены вычеты 3 715 939 рублей и налог к уплате определен в сумме 6 250 рублей.
Кроме того, обществом реализованы ООО "Архар" сельхозудобрения на сумму 11 103 390 рублей, облагаемые поставке 18% и ООО "Агроресурс" зернопродукты на сумму 7 294 363 рублей, облагаемые по ставке 10%. Фактически в налоговую базу включена сумма 3 296 182 рублей, облагаемая по 10% и исчислен НДС в сумме 329 618 рублей (наименование товара и перечень документов, подтверждающих реализацию приведены в приложении N 2 к решению).
Реализация товаров на экспорт и на внутреннем рынке, нарушение сроков подтверждения ставки 0 процентов, нарушения в определении налогооблагаемой базы и неправильное исчисление НДС подтверждены первичными документами, материалами налоговой проверки.
Выводы, содержащиеся в решении налоговой инспекции по данному эпизоду, являются правильными.
НДС в связи с необоснованным применением налоговых вычетов (пункт 2.2 решения, пункт 2.2.2. акта проверки) Налоговой инспекцией отказано в применении налоговых вычетов по операциям с контрагентами ООО "Гранул" и ООО "Казбек" в связи с отсутствием реальности хозяйственных операций и направленности действий на получение необоснованной налоговой выгоды.
На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, а также для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, условиями, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для обоснования права на налоговый вычет, являются: принятие товара (работ, услуг) к учету при наличии соответствующих первичных документов; приобретение товаров (работ, услуг) для операций, подпадающих под обложение налогом на добавленную стоимость, или для перепродажи; предъявление счета-фактуры, оформленного в соответствии с положениями пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
При этом документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
В пунктах 1, 3 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
По данным книг покупок ООО "Победа", а также согласно налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных ООО "Победа", в налоговый орган за проверяемый период в состав налоговых вычетов были включены суммы НДС, которые были отражены в счетах-фактурах основных контрагентов-поставщиков шерсти овечьей мытой, дизтоплива, зерна и сельхозминудобрений (ядохимикатов) ООО "Гранул" и шерсти мытой ООО "Казбек".
Сопоставлением налоговых вычетов отраженных в уточненных актуальных налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 г. - 4 квартал 2011 г. с налоговыми вычетами, регистрированными в книге покупок, представленных в составе пакета документов к налоговой декларации по НДС 1 квартала 2012 г., установлены расхождения, и в том числе, принятие к налоговому вычету сумм НДС предъявленные поставщиками (продавцами) ООО "Гранул" и ООО "Казбек".
При сопоставлении сведений, указанных в декларации (НДС к вычету) и данными книги покупок установлено расхождение в суммах НДС.
В ходе проверки сведений о поставщиках налоговой инспекцией получено решение ИФНС по Кировскому району г. Махачкалы N 09-07/36-36 от 19.11.2013 о привлечении ООО "Гранул" к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 6 л.д. 57-100) и решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 г. Избербаш N 05-07 от 02.08.2013 о привлечении ООО "Казбек" к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 6 л.д. 102-129).
Из указанных решений следует, что ООО "Гранул" и ООО "Казбек" в ходе выездной налоговой проверки не представили расходные документы, подтверждающие приобретение ими товаров: шерсти, дизельного топлива, зерна и сельхозудобрений (ядохимикатов), в последующем реализованных ООО "Победа" и их оприходование.
Согласно представленным ООО "Победа" платежным документам (расходные кассовые ордера и авансовые отчеты подотчетных лиц), и приходным кассовым ордерам, представленным ООО "Гранул" и ООО "Казбек", расчеты за поставленный шерсть расчеты между ними произведены наличными денежными средствами.
Выездными налоговыми проверками ООО "Гранул" и ООО "Казбек", проведенными Инспекциями ФНС России по Кировскому району г. Махачкалы и МРИ ФНС России N 6 по РД подтверждено, что наличные денежные средства, полученные от ООО "Победа" в качестве оплаты за товар, из кассы выданы в подотчет. При этом на требования указанных инспекций о представлении авансовых отчетов расходования подотчетных средств ООО "Гранул" и ООО "Казбек" указанные документы также не представлены.
Инспекциями ФНС России по Кировскому району г. Махачкалы и МРИ ФНС России N 6 по РД сделаны выводы, что применяя в налоговых декларациях налоговые вычеты, почти в пределах налога исчисленного при реализации, "якобы" предъявленные "поставщиками" и не представляя при этом каких либо документов, подтверждающих понесенные расходы, целями ООО "Гранул" и ООО "Казбек" были придание легитимности проведенным операциям путем (как вытекает из Постановления N 53 Высшего Арбитражного Суда РФ), представления якобы всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, при наличии при этом неполных, недостоверных и (или) противоречивых сведений, содержащихся в этих документах.
Решением ИФНС по Кировскому району г. Махачкалы N 09-07/36-36 от 19.11.2013 о привлечении ООО "Гранул" к ответственности за совершение налогового правонарушения и решением Межрайонной инспекции ФНС России N 6 г. Избербаш N 05-07 от 02.08.2013 о привлечении ООО "Казбек" к ответственности за совершение налогового правонарушения не признаны факты реализации этими организациями товаров ООО "Победа"; не признаны расходы, уменьшающие доходы для налога на прибыль и соответственно не признаны суммы НДС исчисленные от реализации и налоговые вычеты по НДС; сделки совершенные ими с ООО "Победа" признаны не реальными.
Оспариваемым решением налоговой инспекции установлено, что ООО "Победа", ООО "Гранул" расположены (регистрированы) по одному юридическому адресу, 367014, Россия, г. Махачкала, ул. Абрикосовая, 9; учредитель и руководитель ООО "Победа" Джамирзаев К.Д. является учредителем ООО "Гранул", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (том 19 л.д. 76-81).
При отсутствии доказательств реальности операций между ООО "Победа", ООО "Гранул" и ООО "Казбек", создании видимости документооборота, оснований для применения налогового вычета ООО "Победа" по этим операциям не имеется.
Налоговой инспекцией правомерно не приняты следующие вычеты:
- в 3 квартале 2010 г. 3 483 032 рублей, в том числе по счетам-фактурам: N 1 от 30.06.2010 г. ООО "Казбек" - 622 522 рублей; N 2 от 11.08.2010 г. ООО "Казбек" - 581 083 рублей; N 2 от 31.08.2010 г. ООО "Гранул" -1 380 152 рублей; N 3 от 12.09.2010 г. ООО "Гранул" - 179 730 рублей; N 4 от 30.09.2010 г. ООО "Гранул" - 719 615 рублей;
- в 4 квартале 2010 г. 6 547 239 рублей, в том числе по счетам-фактурам: N 1 от 26.10.2010 г. ООО "Казбек" - 44 338 рублей; N 2 от 27.10.2010 г. ООО "Казбек" - 456 626 рублей; N 1 от 01.11.2010 г. ООО "Казбек" -13 8 180 рублей N 1 от 26.10.2010 г. ООО "Казбек" - 444 388 рублей; N 2 от 02.11.2010 г. ООО "Казбек" - 337 862 рублей; N 3 от 25.11.2010 г. ООО "Казбек" - 609 559 рублей; N 1 от 08.12.2010 г. ООО "Казбек" - 420 102 рублей; N 1 от 05.11.2010 г. ООО "Гранул" - 287 050 рублей; N 2 от 09.11.2010 г. ООО "Гранул" -725 409 рублей; N 3 от 19.11.2010 г. ООО "Гранул" - 799 713 рублей; N 4 от 26.11.2010 г. ООО "Гранул" - 755 036 рублей; N 1 от 07.12.2010 г. ООО "Гранул" - 647 695 рублей; N 2 от 08.12.2010 г. ООО "Гранул" - 925 619 рублей;
- в 1 квартале 2011 г. вычеты по приобретенному шерсти, сельхозудобрениям (ядохимикатам) и дизтопливу составили 4 751747 рублей, в том числе по счетам-фактурам выставленным ООО "Гранул": N 1 от 01.03.2011 г. - 1 913 368 рублей (сельхозудобрения, дизтопливо); N 2 от 21.03.2011 г. - 31 607 рублей (шерсть); N 4 от 28.03.2011 г. - 2 806 772 рублей (шерсть). В связи с тем, что в налоговой декларации 1 квартала 2011 г. налоговые вычеты показаны в сумме 3 431 294 рублей, т.е. в меньшем размере, то решение касается только заявленных в декларации вычетов.
Во 2 квартале 2011 г. в связи с приобретением разного рода сельхозсырья у поставщиков ООО "Архар" и ООО "Азал" вычеты составляют 1 942 597 рублей, вычеты по услугам разного рода 144 285 рублей, всего 2 086 882 рублей (приложению N 4 к настоящему акту). В разделе 6 декларации "Расчет суммы налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена" вычеты составляют 1 031 934 рублей.
В связи с тем, что в налоговой декларации 2 квартала 2011 г. налоговые вычеты показаны в сумме 1 031 934 рублей, т.е. в меньшем размере, чем вычеты от фактического приобретения, и в ходе выездной налоговой проверки Обществом не была предоставлена книга покупок 2 квартала 2011 г. учтены налоговые вычеты, показанные в налоговой декларации.
В 3 квартале 2011 г. вычеты по приобретенному шерсти, сельхозудобрениям (ядохимикатам) и зерну составили 2 312 888 рублей, в том числе по счетам-фактурам выставленным ООО "Гранул": N 1/1/1 от 01.09.2011 г. - 1 938 059 рублей (сельхозудобрения); N 2/1/1 от 01.09.2011 г. - 374 829 рублей (ячмень).
В 4 квартале 2011 г. вычеты по приобретенной шерсти, составили 2 787 464 рублей, по счету-фактуре N 1 от 17.10.2011 г. выставленному ООО "Гранул".
При отсутствии реальности операций и создании фиктивного документооборота решением налоговой инспекции правомерно отказано в применении налоговых вычетов по счетам-фактурам с контрагентами ООО "Гранул" и ООО "Казбек".
Довод общества о том, что решение является в этой части неправомерным, поскольку инспекция самостоятельно не проводила никаких контрольных мероприятий в отношении ООО "Гранул" и ООО "Казбек", а использовала только решения налоговых инспекций в отношении этих контрагентов, отклоняется.
В соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Полученные в порядке взаимодействия и взаимного информирования решение ИФНС по Кировскому району г. Махачкалы N 09-07/36-36 от 19.11.2013 о привлечении ООО "Гранул" к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 6 л.д. 57-100) и решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 г. Избербаш N 05-07 от 02.08.2013 о привлечении ООО "Казбек" к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 6 л.д. 102-129) вступили в законную силу.
Решениями УФНС России по Республике Дагестан от 19.11.2013 N 16-08 и от 23.09.2014 N 16-08/08/058с отклонена апелляционная жалоба ООО "Казбек" (том 19 л.д. 40-53), решение налоговой инспекции признано законным.
Решением УФНС России по Республике Дагестан от 01.04.2014 N 16-08/023 отклонена апелляционная жалоба ООО "Гранул" (том 19 л.д. 54-69), решение инспекции признано правомерным.
В судебном порядке названные решения инспекций не проверялись. Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.10.2014 по делу А15-2277/2014 заявление ООО "Гранул" о признании недействительным решения ИФНС по Кировскому району г. Махачкалы N 09-07/36-36 от 19.11.2013 о привлечении ООО "Гранул" к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без рассмотрения.
Решение ИФНС по Кировскому району г. Махачкалы N 09-07/36-36 от 19.11.2013 о привлечении ООО "Гранул" к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 6 л.д. 57-100) и решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 г. Избербаш N 05-07 от 02.08.2013 о привлечении ООО "Казбек" к ответственности за совершение налогового правонарушения являются надлежащими письменными доказательствами, отвечающими признакам относимости, допустимости и достоверности, выводы, изложенные в решениях, по взаимоотношениям ООО "Гранул", ООО "Казбек" с ООО "Победа" правомерно использованы налоговой инспекцией при проверке обоснованности применения налоговых вычетов ООО "Победа".
Довод общества о том, что данные решения незаконны, неполноценны, отклоняется, поскольку решения в установленном порядке вступили в законную силу; данные решения не являются предметом исковых требований, проверка их законности в настоящем деле не осуществляется.
Апелляционный суд отказал в приобщении дополнительных доказательств (протоколы допроса свидетелей, сопроводительных писем, квитанций, уведомлений), относящихся к выездным проверкам ООО "Гранул" и ООО "Казбек", как не имеющих отношения к предмету спора. Копия приказа N 3 от 01.06.2010 представлена повторно, так как в деле уже имеется такая копия (том 19 л.д. 98).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с учетом изложенных обстоятельств налоговая инспекция правомерно пришла к выводу о том, что сделки общества по приобретению товаров у ООО "Гранул" и ООО "Казбек" фактически не осуществлялись и принятые налоговые вычеты по НДС, отраженные в счетах фактурах и товарных накладных являются результатом искусственного документооборота с целью придания легитимности фиктивным сделкам.
Суд первой инстанции правильно установил, что в результате создания данными участниками взаимоотношений искусственного документооборота, имевшего целью подтверждение ООО "Победа" применения налоговых вычетов НДС по товарам, якобы приобретенным у ООО "Гранул" и ООО "Казбек" необоснованно принято к вычету НДС в 3 квартале 2010 года в сумме 3 483 032 рублей (по счетам - фактурам ООО "Казбек" от 30.06.2010 N 1, от 11.08.2010 N 2, по счетам - фактурам ООО "Гранул" от 31.08.2010 N 2, от 12.09.2010 N 3, от 30.09.2010 N 4), в 4 квартале 2010 года в сумме 6 547 239 рублей (по счетам - фактурам ООО "Казбек" от 26.10.2010 N 1, от 27.10.2010 N 2, от 01.11.2010 N 1, от 02.11.2010 N 2, от 25.11.2010 N 3, от 08.12.2010 N 1, по счетам - фактурам ООО "Гранул" от 05.11.2010 N 1, от 09.11.2010 N 2, от 19.11.2010 N 3, от 26.11.2010 N 4, от 07.12.2010 N 1, от 08.12.2010 N 2, в 3 квартале 2011 года в сумме 2 312 888 рублей (по счетам - фактурам ООО "Гранул" от 01.09.2011 N 1/1/1, от 01.09.2011 N 2/1/1, в 4 квартале 2011 года в сумме 2 787 464 рублей (по счету - фактуре ООО "Гранул" от 17.10.2011 N 1).
Суд правомерно установил, что в связи занижением налогооблагаемой базы по товарам, реализованным на внутреннем рынке и не подтверждением применения налоговой ставки 0 процентов, а также необоснованным применением налоговых вычетов неуплата (неполная) уплата НДС в бюджет составила 25 836 231 рубль, в том числе за 2 квартал 2010 года - 361 341 рубль, за 3 квартал 2010 года - 2 658 652 рубля. за 4 квартал 2010 года - 8 164 030 рублей, за 1 квартал 2011 года - 1 328 327 рублей, за 2 квартал 2011 года - 1 114 545 рублей, за 3 квартал 2011 года - 4 850 006 рублей, за 4 квартал 2011 года - 7 089 330 рублей и признал оспариваемое решение инспекции в этой части законным.
В решении суда первой инстанции не описаны подробно эпизоды относительно ошибок в налоговых декларациях при не подтверждении ставки 0 процентов и исчислении налоговой базы, но это не повлияло на правильность выводов суда, поскольку ошибки имели место, налогоплательщик никаких возражений по этим эпизодам не представлял, в апелляционной жалобе об этом не заявлял.
Доводы общества относительно нарушений при проведении выездной налоговой проверки были отклонены судом первой и апелляционной инстанции при первом рассмотрении, существенных нарушений процедуры, влекущих недействительность решения налоговой инспекции, не установлено и постановлением кассационной инстанции эти выводы признаны обоснованными.
Решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении НДС, соответственно пеней и штрафов является правомерным и подлежит оставлению без изменения, за исключением штрафа, взысканного за пределами срока давности в сумме 2 556 469 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Решение о привлечении к ответственности принято 15 мая 2014 года. К этому моменту истекли сроки привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС за 2 квартал 2010 года - 126 268 рублей, 3 квартал 2010-531 730 рублей, 4 квартал 2010 года - 1 632 806 рублей, 1 квартал 2011 года - 265 665 рублей, всего 2 556 469 рублей.
Штраф за периоды 2 квартал 2011 года - 222 909 рублей, 3 квартал 2011 года - 970 001 рублей, 4 квартал 2011 года - 1 417 866 рублей, всего 2 610 776 рублей начислен правомерно в пределах срока давности.
Доводы апелляционной жалобы частично подтвердились.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18 марта 2015 года по делу N А15-4349/2014 следует отменить в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы N 09-08/1226 от 15 мая 2014 года в части доначисления налога на прибыль в сумме 4 867 719 руб., соответственно пеней, штрафа; штрафа по НДС 2 556 469 рублей.
В этой части следует принять новый судебный акт, признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы N 09-08/1226 от 15 мая 2014 года в части доначисления налога на прибыль в сумме 4 867 719 руб., соответственно пеней, штрафа; штрафа по НДС 2 556 469 рублей.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18 марта 2015 года в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы о начислении НДС в сумме 25 836 231 руб. соответственно пеней и штрафа в сумме 2 610 776 рублей подлежит оставлению без изменения.
Поскольку обществом не была оплачена госпошлина при подаче апелляционной жалобы и фактически предоставлялась отсрочка от ее уплаты, жалоба удовлетворена; налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины в силу статьи 333.21 НК РФ, то госпошлина с налоговой инспекции не взыскивается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18 марта 2015 года по делу N А15-4349/2014 отменить в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы в части доначисления налога на прибыль в сумме 4 867 719 руб., соответственно пеней, штрафа; штрафа по НДС - 2 556 469 руб.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы в части доначисления налога на прибыль в сумме 4 867 719 руб., соответственно пеней, штрафа; штрафа по НДС - 2 556 469 руб.
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18 марта 2015 года в части отказа в признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы о начислении НДС в сумме 25 836 231 руб. соответственно пеней и штрафа 2 610 776 руб. - оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)