Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Завод им. А.М. Тарасова" - Елисеева М.В. (доверенность от 09.06.2015 г. N 45юр), Исаева Л.В. (доверенность от 09.06.2015 г. N 33юр);
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары,
- - Попова А.Г. (доверенность от 18.09.2015 г. N 04-04/15612);
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам открытого акционерного общества "Завод им. А.М. Тарасова" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2016 года по делу N А55-26994/2015 (судья Бойко С.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Завод им. А.М. Тарасова", (ОГРН 1026301696794), г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары,
г. Самара,
о признании незаконным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Завод им.А.М. Тарасова" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЗиТ") обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Промышленному району г. Самары (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 29.06.2015 N 11-25/25100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 179 930 руб., доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 899 648 руб., а также начисления пени в сумме 14 349 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары от 29.06.2015 N 11-25/25100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ОАО "ЗиТ" к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 164 456 руб., доначисления земельного налога в размере 822 281 руб. и соответствующей суммы пени.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ОАО "ЗиТ" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЗиТ".
В апелляционной жалобе указывает, что заново рассчитанная кадастровая стоимость указанных земельных участков, использованная налоговым органом (63:01:0711001:1545-6 701 444, 82 руб., 63:01: 0711001:1546-3 899 580, 72 руб.), по мнению заявителя, в силу нормы п. 1 ст. 391 НК РФ, не должна была применяться при определении налоговой базы по земельному налогу в налоговом периоде 2014 года.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требований общества, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт в оспариваемой части об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, доводы апелляционных жалоб поддержали.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары на основании уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год в отношении ОАО "ЗиТ" была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт N 1128/3987 от 12.05.2015 и вынесено решение от 29.06.2015 N 11-25/25100, котором завод был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 179 930 руб., ему доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 899 648 руб., а также пени в сумме 14 349 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 06.08.2015 N 03-15/19750@ заводу отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2015 N 11-25/25100 оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Заявитель не согласен с выводами Инспекции о занижении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0711001:946, 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 при исчислении земельного налога.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546, были приобретены Заводом на основании договоров купли-продажи N 171-2013/к от 30.09.2013 и N 169-2013/к от 26.09.2013, постановлены на кадастровый учет - 04.04.2013 с разрешенным использованием "Стрит. База (промышленность)".
На момент покупки земельных участков их кадастровая стоимость составляла:
- - 63:01:0711001:1545-2 981 102, 94 руб., что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 24 июля 2013 г. N 63-00-102/13-356677;
- - 63:01:0711001:1546-1 734 708, 24 руб., что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 24 июля 2013 г. N 63-00-102/13-356739.
Данные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:918 в период проведения государственной кадастровой оценки 2013 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", а потому не вошли в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена вышеназванным постановлением.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 являются вновь образованными в отношении проводимой государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014.
В соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
После вступления в силу постановления N 610 и согласно п. 2.4 Методических указаний N 222, определена кадастровая стоимость земельных участков исходя из 9-ого вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок" и составила:
- -по участку 63:01:0711001:1545-6 701 444,82 руб.;
- -по участку 63:01:0711001:1546-3 899 580,72 руб.
Данные сведения получены Инспекцией от Филиала ФГБУ Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (от 29.04.2015 г. N 1/3048) и Управления Росреестра по Самарской области письмом (от 07.05.2015 N 11-4556-1), в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 по состоянию на 01.01.2014 составляла 6 701 444,82 руб. и 3 899 580,72 руб. соответственно.
Суд правомерно счел ошибочным довод заявителя о том, что поскольку спорные земельные участки не вошли в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, то при определении налогооблагаемой базы следует применять кадастровую стоимость, указанную в вышеназванных кадастровых паспортах.
На основании пункта 1.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случаях образования нового земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2. Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа -подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (п. 1.3. Методических указаний).
Поскольку, в данном случае земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 не вошли в перечень оцененных земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, их кадастровая стоимость правомерно была определена в соответствии с пунктами 2.1., 2.5. Методических указаний, исходя из среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного указанным постановлением.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что выводы Инспекции о доначислении налога за 2014 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 являются обоснованными и основания для признания незаконным оспариваемого решения в указанной части отсутствуют.
Относительно доначислений по земельному участку с кадастровым номером 63:01:0711001:946, суд правомерно исходил из следующего.
Завод, определяя налогооблагаемую базу по указанному земельному участку, исходил из государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 равна 189 586 250, 51 руб.
Инспекция, доказывая законность произведенных доначислений, ссылается на то, что кадастровая оценка вышеназванного земельного участка в размере 189 586 250, 51 руб. ошибочно утверждена исходя из вида разрешенного использования "под завод", без учета изменения вида разрешенного использования на "многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города". По мнению Инспекции, исходя из нового вида разрешенного использования земельного участка, соответствии с п. 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, его кадастровая стоимость составляет 600 727 018,57 руб., и именно эта кадастровая стоимость должна была использоваться для определения налоговой базы по земельному налогу в налоговом периоде 2014 года. В обоснование своих доводов Инспекция ссылается на письмо Управления Росреестра по Самарской области от 07.05.2015 N 11-4556-1 (л.д. 60).
Право собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0711001:946 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2009 серии 63-АД N 226611, из которого следует, что вид разрешенного использования указанного земельного участка - "под завод".
Как следует из сообщения Управления Росреестра по Самарской области от 07.05.2015 N 11-4556-1 (л.д. 61-65), по заявлению N 63-0-1-22/3201 203-1690 от 13.02.2013 в ГКН были внесены изменения в части указания вида разрешенного использования указанного земельного участка - "многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города". Однако данные изменения не были учтены при проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, в ходе которых кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 определена в размере 189 586 250, 51 руб. исходя из прежнего вида разрешенного использования "под завод". Данная кадастровая стоимость была утверждена постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
На основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 была утверждена постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в размере 189 586 250, 51 руб. (пункт 144066 приложения "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области").
Для целей налогообложения постановление Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 вступило в силу с 1 января 2014 года.
Судом правомерно отклонена ссылка Инспекции на то, что при определении вышеназванной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 была допущена ошибка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Суд правильно указал в решении, что поскольку ошибка при определении кадастровой стоимости воспроизведена в постановлении Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610, т.е. в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, такая ошибка является кадастровой ошибкой.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о кадастре, если иное не предусмотрено указанной статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению:
- в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре);
- в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);
- на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Закона о кадастре).
Таким образом, Законом о кадастре предусмотрен определенный порядок исправления кадастровой ошибки.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2014 N 769 в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, в том числе, в раздел "Городской округ Самара", содержащий кадастровую стоимость спорного земельного участка. При этом его кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 осталась не измененной.
Инспекцией не представлены доказательства, что кадастровая ошибка в отношении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка была устранена в порядке, определенном Законом о кадастре. Следовательно, актуальной кадастровой стоимостью в рассматриваемом случае является стоимость, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610.
Судом верно отмечено в решении, что возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотрена только при исправлении технических, а не кадастровых ошибок, что следует из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная правовая позиция подтверждается правоприменительной практикой (в частности - определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 N 46-АПГ15-51).
Оценивая обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что при определении налогооблагаемой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 в 2014 году, следует руководствоваться его кадастровой стоимостью равной 189 586 250, 51 руб.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует вышеназванным правовым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя в части привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 164 456 руб., доначисления земельного налога в размере 822 281 руб. и соответствующей суммы пени, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания оспариваемого решения в указанной части незаконным и возложения на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2016 года по делу N А55-26994/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2016 N 11АП-6495/2016 ПО ДЕЛУ N А55-26994/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. по делу N А55-26994/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Холодной С.Т., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
- от открытого акционерного общества "Завод им. А.М. Тарасова" - Елисеева М.В. (доверенность от 09.06.2015 г. N 45юр), Исаева Л.В. (доверенность от 09.06.2015 г. N 33юр);
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары,
- - Попова А.Г. (доверенность от 18.09.2015 г. N 04-04/15612);
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам открытого акционерного общества "Завод им. А.М. Тарасова" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2016 года по делу N А55-26994/2015 (судья Бойко С.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Завод им. А.М. Тарасова", (ОГРН 1026301696794), г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары,
г. Самара,
о признании незаконным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Завод им.А.М. Тарасова" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЗиТ") обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Промышленному району г. Самары (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 29.06.2015 N 11-25/25100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 179 930 руб., доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 899 648 руб., а также начисления пени в сумме 14 349 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары от 29.06.2015 N 11-25/25100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ОАО "ЗиТ" к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 164 456 руб., доначисления земельного налога в размере 822 281 руб. и соответствующей суммы пени.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ОАО "ЗиТ" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЗиТ".
В апелляционной жалобе указывает, что заново рассчитанная кадастровая стоимость указанных земельных участков, использованная налоговым органом (63:01:0711001:1545-6 701 444, 82 руб., 63:01: 0711001:1546-3 899 580, 72 руб.), по мнению заявителя, в силу нормы п. 1 ст. 391 НК РФ, не должна была применяться при определении налоговой базы по земельному налогу в налоговом периоде 2014 года.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требований общества, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт в оспариваемой части об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, доводы апелляционных жалоб поддержали.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары на основании уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год в отношении ОАО "ЗиТ" была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт N 1128/3987 от 12.05.2015 и вынесено решение от 29.06.2015 N 11-25/25100, котором завод был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 179 930 руб., ему доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 899 648 руб., а также пени в сумме 14 349 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 06.08.2015 N 03-15/19750@ заводу отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2015 N 11-25/25100 оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Заявитель не согласен с выводами Инспекции о занижении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0711001:946, 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 при исчислении земельного налога.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546, были приобретены Заводом на основании договоров купли-продажи N 171-2013/к от 30.09.2013 и N 169-2013/к от 26.09.2013, постановлены на кадастровый учет - 04.04.2013 с разрешенным использованием "Стрит. База (промышленность)".
На момент покупки земельных участков их кадастровая стоимость составляла:
- - 63:01:0711001:1545-2 981 102, 94 руб., что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 24 июля 2013 г. N 63-00-102/13-356677;
- - 63:01:0711001:1546-1 734 708, 24 руб., что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 24 июля 2013 г. N 63-00-102/13-356739.
Данные земельные участки были образованы из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:918 в период проведения государственной кадастровой оценки 2013 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", а потому не вошли в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена вышеназванным постановлением.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 являются вновь образованными в отношении проводимой государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014.
В соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
После вступления в силу постановления N 610 и согласно п. 2.4 Методических указаний N 222, определена кадастровая стоимость земельных участков исходя из 9-ого вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок" и составила:
- -по участку 63:01:0711001:1545-6 701 444,82 руб.;
- -по участку 63:01:0711001:1546-3 899 580,72 руб.
Данные сведения получены Инспекцией от Филиала ФГБУ Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (от 29.04.2015 г. N 1/3048) и Управления Росреестра по Самарской области письмом (от 07.05.2015 N 11-4556-1), в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 по состоянию на 01.01.2014 составляла 6 701 444,82 руб. и 3 899 580,72 руб. соответственно.
Суд правомерно счел ошибочным довод заявителя о том, что поскольку спорные земельные участки не вошли в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, то при определении налогооблагаемой базы следует применять кадастровую стоимость, указанную в вышеназванных кадастровых паспортах.
На основании пункта 1.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе в случаях образования нового земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2. Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа -подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (п. 1.3. Методических указаний).
Поскольку, в данном случае земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 не вошли в перечень оцененных земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, их кадастровая стоимость правомерно была определена в соответствии с пунктами 2.1., 2.5. Методических указаний, исходя из среднего взвешенного по площади значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного указанным постановлением.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что выводы Инспекции о доначислении налога за 2014 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:01:0711001:1545 и 63:01:0711001:1546 являются обоснованными и основания для признания незаконным оспариваемого решения в указанной части отсутствуют.
Относительно доначислений по земельному участку с кадастровым номером 63:01:0711001:946, суд правомерно исходил из следующего.
Завод, определяя налогооблагаемую базу по указанному земельному участку, исходил из государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 равна 189 586 250, 51 руб.
Инспекция, доказывая законность произведенных доначислений, ссылается на то, что кадастровая оценка вышеназванного земельного участка в размере 189 586 250, 51 руб. ошибочно утверждена исходя из вида разрешенного использования "под завод", без учета изменения вида разрешенного использования на "многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города". По мнению Инспекции, исходя из нового вида разрешенного использования земельного участка, соответствии с п. 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, его кадастровая стоимость составляет 600 727 018,57 руб., и именно эта кадастровая стоимость должна была использоваться для определения налоговой базы по земельному налогу в налоговом периоде 2014 года. В обоснование своих доводов Инспекция ссылается на письмо Управления Росреестра по Самарской области от 07.05.2015 N 11-4556-1 (л.д. 60).
Право собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0711001:946 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.09.2009 серии 63-АД N 226611, из которого следует, что вид разрешенного использования указанного земельного участка - "под завод".
Как следует из сообщения Управления Росреестра по Самарской области от 07.05.2015 N 11-4556-1 (л.д. 61-65), по заявлению N 63-0-1-22/3201 203-1690 от 13.02.2013 в ГКН были внесены изменения в части указания вида разрешенного использования указанного земельного участка - "многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города". Однако данные изменения не были учтены при проведении работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, в ходе которых кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 определена в размере 189 586 250, 51 руб. исходя из прежнего вида разрешенного использования "под завод". Данная кадастровая стоимость была утверждена постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
На основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 была утверждена постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в размере 189 586 250, 51 руб. (пункт 144066 приложения "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области").
Для целей налогообложения постановление Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 вступило в силу с 1 января 2014 года.
Судом правомерно отклонена ссылка Инспекции на то, что при определении вышеназванной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 была допущена ошибка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, является кадастровой ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Суд правильно указал в решении, что поскольку ошибка при определении кадастровой стоимости воспроизведена в постановлении Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610, т.е. в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, такая ошибка является кадастровой ошибкой.
Согласно части 4 статьи 28 Закона о кадастре, если иное не предусмотрено указанной статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению:
- в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре);
- в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);
- на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 статьи 28 Закона о кадастре порядке.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Закона о кадастре).
Таким образом, Законом о кадастре предусмотрен определенный порядок исправления кадастровой ошибки.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2014 N 769 в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, в том числе, в раздел "Городской округ Самара", содержащий кадастровую стоимость спорного земельного участка. При этом его кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 осталась не измененной.
Инспекцией не представлены доказательства, что кадастровая ошибка в отношении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка была устранена в порядке, определенном Законом о кадастре. Следовательно, актуальной кадастровой стоимостью в рассматриваемом случае является стоимость, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610.
Судом верно отмечено в решении, что возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотрена только при исправлении технических, а не кадастровых ошибок, что следует из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная правовая позиция подтверждается правоприменительной практикой (в частности - определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015 N 46-АПГ15-51).
Оценивая обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что при определении налогооблагаемой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:946 в 2014 году, следует руководствоваться его кадастровой стоимостью равной 189 586 250, 51 руб.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует вышеназванным правовым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя в части привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 164 456 руб., доначисления земельного налога в размере 822 281 руб. и соответствующей суммы пени, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания оспариваемого решения в указанной части незаконным и возложения на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 марта 2016 года по делу N А55-26994/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
С.Т.ХОЛОДНАЯ
П.В.БАЖАН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)