Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 по делу N А76-22951/2014 (судья Трапезникова Н.Г.),
В заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Челябоблтоппром" - Никитина Лидия Андреевна (паспорт, доверенность N 4 от 17.02.2015);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - Корепанова Татьяна Николаевна (паспорт, доверенность N 03-11/08236 от 18.09.2015).
Открытое акционерное общество "Челябоблтоппром" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС N 15, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.03.2014 N 14916 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 (резолютивная часть решения объявлена 03.09.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Указывает, что за проверяемый налоговый период земельный налог по первоначальной налоговой декларации уплачен в полном объеме и в установленные сроки.
Считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для привлечения налогоплательщика в ответственности в сумме 680 руб. 60 коп., начислении пени. Указывает, что при расчете земельного налога налогоплательщик руководствовался разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации в письмах 2012-2013 гг.
До начала судебного заседания налоговый орган представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.11.2015 объявлен перерыв до 15 часов 15 минут 24.11.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 15.12.2015.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:35:1300003:3 общей площадью 11398 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Челябинская, 55, с видом разрешенного использования - "для производственного назначения" принадлежит ОАО "Челябоблтоппром" на праве собственности с 30.01.2009.
Согласно ответу Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области от 13.12.2014 N 12034 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:35:1300003:3 на 01.01.2010 составляла 3684745 руб., сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 16.03.2007 в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области".
В установленные сроки обществом был исчислен земельный налог за 2010 год, исходя из указанной кадастровой стоимости 3684745 руб., представлена налоговая декларация за 2010 год, в которой отражен земельный налог в сумме 55271 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 N А76-4651/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка, площадью 37820 кв. м с кадастровым номером 74:35:1300003:3, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Челябинская, 55, в размере рыночной стоимости 2 777 000 руб.
03.09.2013 обществом в инспекцию по ТКС представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:35:1300003:3, согласно которой налоговая база по земельному налогу отражена в размере 2 777 000 руб., исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет указана в сумме 41 655 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной уточненной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что заявителем занижен земельный налог за 2010 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:35:1300003:3, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Челябинская, 55, поскольку по данным Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляла 3684745 руб.
По факту выявленного нарушения инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 16.12.2013 N 11114 и вынесено решение от 14.03.2014 N 14916 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2010 год в размере 3 403 руб., начислены пени в сумме 567,02 руб., штраф в сумме 680,60 руб. (л.д. 90-95, т. 2).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 11.06.2014 N 16-07/001842 решение Межрайонной ИФНС России N 15 по Челябинской области от 14.03.2014 N 14916 было утверждено, а апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 по делу N А76-4651/2013, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного за 2010 год, наличие вины заявителя в совершении вменяемого налогового правонарушения подтверждается материалами дела.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен ст. 396 НК РФ: при этом сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Согласно п. 9 - 10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с подпунктом 11 п. 2. ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Исходя из данных норм, при расчете размера земельного налога за налоговый период подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая зафиксирована в государственном земельном кадастре.
Действительно, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом, как разъяснено Определением Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-0-0, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 N А76-4651/2013, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2010 год.
Следовательно, при расчете налогоплательщиком земельного налога за период 2010 года, в отношении спорного земельного участка подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области".
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительным решения инспекции в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в оспариваемой сумме 3 403 руб., соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Кроме того, коллегия судей признает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности доначисления налоговым органом пени и штрафа в оспариваемом решении.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в силу статьи 122 Налогового кодекса занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 Налогового кодекса, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.
Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
- на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части (пункт 20).
Факт наличия у налогоплательщика переплаты по земельному налогу за 2010 год подтверждается материалами дела, а также признается налоговым органом в том числе и в отзыве на апелляционную жалобу.
В ходе судебного заседания 15.12.2015 судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство налогового органа о приобщении к материалам дела решения МИФНС N 15 N 2782 от 08.11.2013, постановления МИФНС N 15 N 2010 от 06.12.2013, требования N 119 от 07.02.2013, требования N 6503 от 11.10.2013.
Из представленных налоговым органом решения МИФНС N 15 N 2782 от 08.11.2013, постановления МИФНС N 15 N 2010 от 06.12.2013, требования N 119 от 07.02.2013, требования N 6503 от 11.10.2013 следует, что сумма переплаты по земельному налогу за 2010 год была зачтена в счет погашения задолженности по уплате земельного налога за 2012 год, указанное обстоятельство подтверждается также пояснениями инспекции, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу.
Пунктом 8 ст. 75 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти.
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно подп. 3, 4 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает обстоятельств, исключающими вину ОАО "Челябоблтоппром" в совершении налогового правонарушения.
Ссылка подателя жалобы на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации в письмах 2012-2013 гг., которыми налогоплательщик руководствовался при расчете земельного налога отклоняется, поскольку указанные письма Минфина РФ носят рекомендательный характер, в них изложено мнение данного органа относительно порядка применения тех или иных норм права, а к источникам права указанные письма не относятся и обязательными для применения арбитражным судом не являются.
На основании изложенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что общество "Челябоблтоппром" подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа, ввиду наличия его вины в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, решение МИФНС N 15 является правомерным и обоснованным, соответствует требованиям действующего законодательства.
Совокупность условий для признания решения налогового органа недействительным (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности) отсутствует.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 по делу N А76-22951/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2015 N 18АП-12899/2015 ПО ДЕЛУ N А76-22951/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. N 18АП-12899/2015
Дело N А76-22951/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 по делу N А76-22951/2014 (судья Трапезникова Н.Г.),
В заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Челябоблтоппром" - Никитина Лидия Андреевна (паспорт, доверенность N 4 от 17.02.2015);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - Корепанова Татьяна Николаевна (паспорт, доверенность N 03-11/08236 от 18.09.2015).
Открытое акционерное общество "Челябоблтоппром" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС N 15, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.03.2014 N 14916 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 (резолютивная часть решения объявлена 03.09.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы податель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Указывает, что за проверяемый налоговый период земельный налог по первоначальной налоговой декларации уплачен в полном объеме и в установленные сроки.
Считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для привлечения налогоплательщика в ответственности в сумме 680 руб. 60 коп., начислении пени. Указывает, что при расчете земельного налога налогоплательщик руководствовался разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации в письмах 2012-2013 гг.
До начала судебного заседания налоговый орган представил в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.11.2015 объявлен перерыв до 15 часов 15 минут 24.11.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы было отложено на 15.12.2015.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 74:35:1300003:3 общей площадью 11398 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Челябинская, 55, с видом разрешенного использования - "для производственного назначения" принадлежит ОАО "Челябоблтоппром" на праве собственности с 30.01.2009.
Согласно ответу Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области от 13.12.2014 N 12034 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:35:1300003:3 на 01.01.2010 составляла 3684745 руб., сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 16.03.2007 в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области".
В установленные сроки обществом был исчислен земельный налог за 2010 год, исходя из указанной кадастровой стоимости 3684745 руб., представлена налоговая декларация за 2010 год, в которой отражен земельный налог в сумме 55271 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 N А76-4651/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка, площадью 37820 кв. м с кадастровым номером 74:35:1300003:3, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Челябинская, 55, в размере рыночной стоимости 2 777 000 руб.
03.09.2013 обществом в инспекцию по ТКС представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:35:1300003:3, согласно которой налоговая база по земельному налогу отражена в размере 2 777 000 руб., исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет указана в сумме 41 655 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка вышеуказанной уточненной налоговой декларации, в ходе которой установлено, что заявителем занижен земельный налог за 2010 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:35:1300003:3, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Челябинская, 55, поскольку по данным Филиала государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляла 3684745 руб.
По факту выявленного нарушения инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 16.12.2013 N 11114 и вынесено решение от 14.03.2014 N 14916 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2010 год в размере 3 403 руб., начислены пени в сумме 567,02 руб., штраф в сумме 680,60 руб. (л.д. 90-95, т. 2).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 11.06.2014 N 16-07/001842 решение Межрайонной ИФНС России N 15 по Челябинской области от 14.03.2014 N 14916 было утверждено, а апелляционная жалоба общества была оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 по делу N А76-4651/2013, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного за 2010 год, наличие вины заявителя в совершении вменяемого налогового правонарушения подтверждается материалами дела.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен ст. 396 НК РФ: при этом сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании п. 1, 2 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Согласно п. 9 - 10 указанных Правил, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с подпунктом 11 п. 2. ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости включаются в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Исходя из данных норм, при расчете размера земельного налога за налоговый период подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая зафиксирована в государственном земельном кадастре.
Действительно, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом, как разъяснено Определением Конституционного суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-0-0, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установленная решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2013 N А76-4651/2013, не подлежит применению при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2010 год.
Следовательно, при расчете налогоплательщиком земельного налога за период 2010 года, в отношении спорного земельного участка подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.07.2003 N 309 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Челябинской области".
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительным решения инспекции в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в оспариваемой сумме 3 403 руб., соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Кроме того, коллегия судей признает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности доначисления налоговым органом пени и штрафа в оспариваемом решении.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в силу статьи 122 Налогового кодекса занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 Налогового кодекса, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.
Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;
- на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.
Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части (пункт 20).
Факт наличия у налогоплательщика переплаты по земельному налогу за 2010 год подтверждается материалами дела, а также признается налоговым органом в том числе и в отзыве на апелляционную жалобу.
В ходе судебного заседания 15.12.2015 судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство налогового органа о приобщении к материалам дела решения МИФНС N 15 N 2782 от 08.11.2013, постановления МИФНС N 15 N 2010 от 06.12.2013, требования N 119 от 07.02.2013, требования N 6503 от 11.10.2013.
Из представленных налоговым органом решения МИФНС N 15 N 2782 от 08.11.2013, постановления МИФНС N 15 N 2010 от 06.12.2013, требования N 119 от 07.02.2013, требования N 6503 от 11.10.2013 следует, что сумма переплаты по земельному налогу за 2010 год была зачтена в счет погашения задолженности по уплате земельного налога за 2012 год, указанное обстоятельство подтверждается также пояснениями инспекции, изложенными в отзыве на апелляционную жалобу.
Пунктом 8 ст. 75 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти.
Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно подп. 3, 4 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает обстоятельств, исключающими вину ОАО "Челябоблтоппром" в совершении налогового правонарушения.
Ссылка подателя жалобы на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации в письмах 2012-2013 гг., которыми налогоплательщик руководствовался при расчете земельного налога отклоняется, поскольку указанные письма Минфина РФ носят рекомендательный характер, в них изложено мнение данного органа относительно порядка применения тех или иных норм права, а к источникам права указанные письма не относятся и обязательными для применения арбитражным судом не являются.
На основании изложенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о том, что общество "Челябоблтоппром" подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа, ввиду наличия его вины в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, решение МИФНС N 15 является правомерным и обоснованным, соответствует требованиям действующего законодательства.
Совокупность условий для признания решения налогового органа недействительным (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности) отсутствует.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 по делу N А76-22951/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челябоблтоппром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.Ю.КОСТИН
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)