Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Меркулова В.П., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа КБР" об оспаривании в части решения Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2013 г. N 295 "Об утверждении коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Город Гатчина", по апелляционной жалобе Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 16 июня 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей ООО "Группа КБР" Александрова И.А., Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области Березовской Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Группа КБР" (далее - ООО "Группа КБР") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2013 г. N 295 "Об утверждении коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Город Гатчина" в части коэффициента зонирования 1,25.
ООО "Группа КБР" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 47:25:0111007:3, общей площадью 19 305 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, Ленинградское шоссе, д. 10, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
На основании оспариваемого акта в расчетах арендной платы за период с 1 января по 31 декабря 2014 г., с 24 февраля по 31 декабря 2015 г., с 1 января по 31 декабря 2016 г. применяется коэффициент зонирования (Кз) 1,25.
Решением Ленинградского областного суда от 16 июня 2017 г. заявление удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемый нормативный акт.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Представители Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район, Комитета по управлению имуществом муниципального района, прокуратуры Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В отношении земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, Правительством Ленинградской области принято постановление от 28 декабря 2015 г. N 520, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов.
Пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы установлена формула расчета арендной платы за использование земельного участка, составной частью которой является коэффициент территориального зонирования, устанавливаемый в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления городских поселений и городского округа на основании генерального плана и правил землепользования и застройки.
Таким образом, коэффициент зонирования (1,25) являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Между тем, Советом депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области не представлено документов, на основании которых принято решение об утверждении коэффициента зонирования для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так же, как доказательств того, что Совет депутатов при определении размера коэффициента зонирования исходил из указанных выше принципов и критериев.
Как правильно указал суд первой инстанции, экономическое обоснование, приведенное Советом депутатов в письменных возражениях по существу административного искового заявления, является правовой позицией административного ответчика по данному административному делу и не может заменить собой документы, подтверждающие соблюдение принципа экономической обоснованности. Приложенные к возражению, а затем и к апелляционной жалобе документы хотя и описывают некоторые свойства земельного участка, однако, не могут заменить собой мотивированного экономического обоснования и сами по себе таким обоснованием не являются.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Ленинградского областного суда от 16 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 26.10.2017 N 33-АПГ17-9
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. N 33-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Меркулова В.П., Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа КБР" об оспаривании в части решения Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2013 г. N 295 "Об утверждении коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Город Гатчина", по апелляционной жалобе Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 16 июня 2017 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей ООО "Группа КБР" Александрова И.А., Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области Березовской Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Группа КБР" (далее - ООО "Группа КБР") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2013 г. N 295 "Об утверждении коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Город Гатчина" в части коэффициента зонирования 1,25.
ООО "Группа КБР" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 47:25:0111007:3, общей площадью 19 305 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, Ленинградское шоссе, д. 10, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
На основании оспариваемого акта в расчетах арендной платы за период с 1 января по 31 декабря 2014 г., с 24 февраля по 31 декабря 2015 г., с 1 января по 31 декабря 2016 г. применяется коэффициент зонирования (Кз) 1,25.
Решением Ленинградского областного суда от 16 июня 2017 г. заявление удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу оспариваемый нормативный акт.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Совет депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Представители Администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район, Комитета по управлению имуществом муниципального района, прокуратуры Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В отношении земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, Правительством Ленинградской области принято постановление от 28 декабря 2015 г. N 520, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов.
Пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы установлена формула расчета арендной платы за использование земельного участка, составной частью которой является коэффициент территориального зонирования, устанавливаемый в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления городских поселений и городского округа на основании генерального плана и правил землепользования и застройки.
Таким образом, коэффициент зонирования (1,25) являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.
Между тем, Советом депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области не представлено документов, на основании которых принято решение об утверждении коэффициента зонирования для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так же, как доказательств того, что Совет депутатов при определении размера коэффициента зонирования исходил из указанных выше принципов и критериев.
Как правильно указал суд первой инстанции, экономическое обоснование, приведенное Советом депутатов в письменных возражениях по существу административного искового заявления, является правовой позицией административного ответчика по данному административному делу и не может заменить собой документы, подтверждающие соблюдение принципа экономической обоснованности. Приложенные к возражению, а затем и к апелляционной жалобе документы хотя и описывают некоторые свойства земельного участка, однако, не могут заменить собой мотивированного экономического обоснования и сами по себе таким обоснованием не являются.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Ленинградского областного суда от 16 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)