Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2016 N 09АП-23332/2016 ПО ДЕЛУ N А40-248024/15

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2016 г. N 09АП-23332/2016

Дело N А40-248024/15

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Парк Пресня"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2016 по делу N А40-248024/15, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (шифр судьи 140-2026)
по заявлению ООО "Парк Пресня"
к ИФНС N 19
о признании недействительным решение (в части),
при участии:
- от заявителя: Панова Н.Е. по дов. от 20.04.2016;
- от заинтересованного лица: Сулейманова Т.В. по дов. от 17.03.2016;

- установил:

ООО "Парк Пресня" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) от 07.07.2014 N 14940 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий), в виде штрафа в размере 1 157 945,60 руб., а также доначисления земельного налога для уплаты в бюджет в размере 5 789 728,00 руб. и пени в размере 43 950,00 руб.
Решением суда от 28.03.2016 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета) "Налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год ООО "Парк Пресня" 07.07.2015 должностным лицом инспекции ФНС N 19 по г. Москве был составлен Акт N 22478 камеральной налоговой проверки от 13.05.2015, на основании которого (с учетом принятых от Общества письменных возражений на Акт) принято Решение N 14940 от 07.07.2015 о привлечении ООО "Парк Пресня" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением ООО "Парк Пресня" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в размере 1 157 945,60 руб., а также доначислен земельный налог для уплаты в бюджет в размере 5 789 728 рублей. и пени в размере 43 950,00 руб.
ООО "Парк Пресня" не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой от 04.09.2015 г. в вышестоящий налоговый органа (УФНС России по г. Москве) на вынесенное решение в соответствии со ст. 101.2 и 139.1 НК РФ.
Решением УФНС России по г. Москве от 05.11.2015 N 21-19/118036 оспариваемое Решение ИФНС России N 19 по г. Москве от 07.07.2015 N 14940 оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением.
ООО "Парк Пресня" в 2014 году является налогоплательщиком по земельному налогу в отношении следующих земельных участков:
- Земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:25 по адресу: г. Москва, пр. Измайловский, вл. 5А, вл. 11, зарегистрированный Свидетельством о государственной регистрации права N 77-77-14/005/2012-668 от 06.03.2012, выданным на основании Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 27.12.2011 N 3529-03 ДЗР, договора купли-продажи земельного участка от 17.01.2012 N М-030СО1160. Вид права - собственность. Категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - эксплуатация спортивного комплекса. Площадь земельного участка - 35 010 кв. м. Дата регистрации прекращения прав на земельный участок - 20.08.2014;
- Земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:9741 по адресу: г. Москва, проезд Измайловский, зарегистрированный в ЕГРП за N 77-77-03/014/2014-314 от 20.08.2014, на основании Договора купли-продажи от 17.01.2012 г. N М-03-С01160 и решения ООО "Парк Пресня" от 15.04.3014 N 5-06/14 о разделе земельного участка. Вид права - собственность. Категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - эксплуатация спортивного комплекса. Площадь земельного участка -910 кв. м;
- Земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:9742 по адресу: г. Москва, проезд Измайловский, зарегистрированный в ЕГРП за N 77-77-03/014/2014-315 от 20.08.2014 г., на основании договора купли-продажи от 17.01.2012 г. N М-03-С01160 и решения ООО "Парк Пресня" от 15.04.3014 г. N 5-06/14 о разделе земельного участка. Вид права - собственность. Категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования - эксплуатация спортивного комплекса. Площадь земельного участка - 34 100 кв. м 27.01.2015 Заявителем представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год.
В результате проведенной камеральной налоговой проверки указанной декларации по земельному налогу за 2014 год, Инспекцией составлен акт от 13.05.2015 г. N 22478, согласно которому выявлено применение заниженной ставки по земельному налогу, а также занижение Заявителем кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельных участков), что повлекло неполную уплату суммы земельного налога.
19.06.2015 Заявителем в Инспекцию представлены письменные возражения.
07.07.2015 по результатам рассмотрения акта и возражений по акту проверки в присутствии представителя Заявителя, Инспекцией вынесено оспариваемое Решение от 07.07.2014 N 14940 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Заявителю доначислен земельный налог в размере 5 789 728,00 руб., ООО "Парк Пресня" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ за несвоевременную уплату налога, в виде штрафа в размере 1 157 945,60 руб. по состоянию на 07.07.2015 начислены пени в размере 43 950,93 руб. (решение 07.07.2014 вручено уполномоченному представителю Заявителя).
Исходя из положений п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
На основании положений п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено п. 1 ст. 388 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ.
Исходя из положений п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать следующие нормы:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищном фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за использованием доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 2 Закона города Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее - Закон г. Москвы N 74) налоговые ставки, за исключением налоговых ставок, устанавливаются, в том числе, в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений.
ООО "Парк Пресня" основывает свою позицию по спору на том, что налоговый орган не уполномочен определять вид разрешенного использования земельного участка при проверке правильности исчисления земельного налога и не наделен полномочиями по изменению целевого назначения земельных участков с учетом их фактического использования. Кроме того, как следует из положений Закона г. Москвы N 74, устанавливающих ставку земельного налога, законодатель не ограничивал условия применения рассматриваемой налоговой ставки в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта. Также данная норма не содержит указания, что в случае использовании земельного участка для эксплуатации иных объектов (наряду с объектами спорта), налогоплательщик утрачивает право на применение пониженной налоговой ставки в целом по всему земельному участку или в какой-либо его части. Таким образом, доводы Инспекции об использовании земельных участков для целей, не связанных с эксплуатацией объекта спорта, по мнению Заявителя не имеют правового значения для целей применения рассматриваемой пониженной налоговой ставки.
Вместе с тем, ООО "Парк Пресня" земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:25 по адресу: Москва, проезд Измайловский, 5 А, вл. 11, площадью 35 010 кв. м, был приобретен на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.01.2012 N М-03-С01160 у организации "Городской межотраслевой физкультурно-спортивный клуб профсоюзов "Здоровье".
Решением от 15.04.2014 N 5-06/14 земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:25 по адресу: Москва, проезд Измайловский, 5 А, вл. 11, разделен ООО "Парк Пресня" на два земельных участка:
- - земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:9741 общей площадью 910 кв. м;
- - земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:9742 общей площадью 34 100 кв. м.
В правоустанавливающих документах на указанные земельные участки указан вид разрешенного использования - эксплуатация спортивного комплекса.
27.01.2015 Заявителем в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год. В представленной декларации Заявителем исчислен земельной налог по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений в размере 1 321 720 руб.
Инспекцией в адрес Заявителя выставлено Требование от 23.03.2015 N 5476 о предоставлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговой льготы.
В подтверждение факта использования земельных участков ООО "Парк Пресня" представлены следующие договоры.
Договор аренды N 27/14 от 01.09.2014 с НОЧУ ДПО "Автошкола Юность" на часть дороги площадью 30 кв. м по адресу: г. Москва, Измайловский пр., д. 11, соор. 6.
В соответствии с п. 2.1 Устава НОЧУ ДПО "Автошкола "Юность", целью деятельности Учреждения является организация дополнительного профессионального образования путем реализации образовательных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
- Договор аренды N 11/14 от 01.06.2014 с НОЧУ ДПО "Автошкола "На Щербаковке" на часть дороги площадью 30 кв. м по адресу: г. Москва, Измайловский пр., д. 11, соор. 6;
- Договор аренды N 01/14 от 01.02.2014 с Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Национальный центр образования" на нежилое помещение, цоколь ком. N 1 (112, 5 кв. м) и этаж 2, ком. N 15 (35 кв. м).
Пунктом 3.2.2.3 договора от 01.02.2014 N 01/14 установлено, что арендатор имеет право использовать арендуемые помещения для размещения офиса и склада.
В соответствии с Уставом ООО "Парк Пресня" осуществляет виды деятельности не связанные с эксплуатацией использованием объектов спорта и спортсооружений: предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, капиталовложения в ценные бумаги, консультирование по вопросам коммерческой деятельности, сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества, рекламная деятельность и др.
Следовательно, в Уставе Общества напрямую не предусмотрена деятельность, осуществляемая с использованием объектов спорта и сооружений.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что для правомерного применения пониженной ставки налога Обществом не соблюдены необходимые условия, в частности, уставная деятельность организации не связана с эксплуатацией и использованием объектов спорта и сооружений.
Согласно Распоряжению Правительства города Москвы от 05.10.2005 N 1944-РП "О вопросах разъяснения налогового законодательства" Департамент финансов города Москвы наделен полномочиями по письменному разъяснению порядка применения законодательства города Москвы о налогах и сборах.
Согласно разъяснениям Департамента от 08.06.2012 N 90-01-01-17/80 организация, имеющая земельный участок на праве собственности, предоставленный для эксплуатации объектов спорта, вправе применить ставку земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка, предоставленного и используемого для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, при одновременном выполнении следующих условий:
- - в правоустанавливающих документах на участок должен быть определен вид разрешенного использования, указывающий на эксплуатацию спортивного объекта;
- - уставная деятельность организации должна быть связана с эксплуатацией и использованием объектов спорта и спортивных сооружений;
- - документальное подтверждение фактического использования объектов спорта и сооружений по целевому назначению.
Данная позиция Департамента финансов города Москвы согласована с Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
Из имеющихся материалов следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 77:03:0005001:9741 (площадь 910 кв. м) и 77:03:0005001:9742 (площадь 34 100 кв. м), расположены теннисный корт (площадь 34 100 кв. м), расположены теннисный корт (площадь 558, 98 кв. м), баскетбольная площадка (547,00 кв. м), конькобежный роликодром (11 863 кв. м), поле для мини футбола (1 319,1 кв. м), дорога (3745,4 кв. м), двухэтажный спортивный комплекс (1 702,9 кв. м), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2011. В правоустанавливающих документах на указанные земельные участки указан вид разрешенного использования - эксплуатация спортивного комплекса.
Часть указанных земельных участков, принадлежащих Обществу на праве собственности, фактически сдана в аренду. Однако, обществом документального подтверждения фактического использования указанных спортивных объектов по целевому назначению не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготой признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с положениями ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговый базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с изложенным, налогоплательщик обязан иметь документы, обосновывающие правомерность использования применяемой им пониженной ставки налога.
Такие документы не представлены Заявителем.
Кроме того, Инспекцией на основании Постановления N 33 от 03.09.2015, проведен 08.09.2015 осмотр с составлением протокола, территории стадиона по адресу: Москва, проезд Измайловский, 5 А, 11.
В результате осмотра установлено следующее: на территории находится 2-х этажное здание, которое со слов охранника сдается в аренду под складские и офисные помещения. Также на прилегающей к указанному зданию территории при визуальном осмотре установлено нахождение автошколы, кафе, автосервис (расположен в ангарном помещении рядом с основным зданием).
В основном здании находится сауна, о чем свидетельствует рекламная вывеска на дверях у входа в основное здание; на момент проведения осмотра спортивных мероприятий не производилось, то же подтвердил охранник. С его слов расписание спортивных мероприятий отсутствует. При визуальном осмотре не обнаружен теннисный корт, баскетбольная площадка, конькобежный роликодром. Футбольное поле находится в заброшенном, непригодном для использования состоянии. На момент осмотра по площадке вокруг поля двигался автомобиль, принадлежащий автошколе. Дорожное полотно и разметка при визуальном осмотре не пригодно для проведения на данных дорожках соревнований по экстремальным гонкам.
Таким образом, используемый объект не соответствует представленным документам и не используется по назначению "эксплуатация спортивных объектов", на основании чего применение обществом налоговой ставки 0, 3% не может быть признано законным, в связи с чем Обществом с ограниченной ответственностью "Парк Пресня" нарушена норма содержащаяся в п. 1 ст. 122, главы 31 НК РФ и Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2016 по делу N А40-248024/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА

Судьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)