Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.11.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-39/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2017 г. по делу N 3а-39/2017


Кировский областной суд в составе:
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре Ш.,
с участием прокурора Наймушина А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к министерству государственного имущества Кировской области о признании недействующим пункта 58 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость,
установил:

распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 23 декабря 2016 г. N 06-1338 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Данный Перечень 23 декабря 2016 г. опубликован на официальном сайте министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru), который является единственным источником официального опубликования на основании пункта 1.3 Положения о порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 6 мая 2016 г. N 01-452.
Согласно Перечню в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении объекта, указанного в пункте 58, расположенного по адресу: Кировская область, Зуевский район, станция Зуевка, кадастровый номер N.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО РЖД) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 58 Перечня, указав, что внесенное в данный Перечень здание представляет собой административно-производственное здание, относящееся к инфраструктуре транспортной организации, функционально неотделимое от единого производственного комплекса и предназначенное для обслуживания нужд ОАО РЖД. Включение здания административно-бытового корпуса в Перечень наряду с административно-деловыми и торговыми центрами нарушает права административного истца, поскольку неправомерно возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций в завышенном размере, исходя из кадастровой стоимости здания.
В судебном заседании представитель административного истца Ч. на удовлетворении заявленных административных требований настаивал.
Представитель министерства государственного имущества Кировской области С. возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего необходимым заявленное требование удовлетворить, поскольку административным ответчиком не доказан факт соответствия рассматриваемого здания критериям, перечисленным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов административного дела, здание по адресу: Кировская область, Зуевский район, станция Зуевка, кадастровый номер N, принадлежащее на праве собственности ОАО РЖД, включено в оспариваемый Перечень как административно-деловой центр на основании подпункта 1 пункта 1, абзаца 2 подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению административного ответчика, указанное здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что такими объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент утверждения Перечня) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Кировской области от 27 июля 2016 г. N 692-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области" на территории Кировской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций.
Абзац 6 статьи 3 данного Закона устанавливает, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области от 24 октября 2016 г. N 22/126 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения (далее - Порядок определения вида фактического использования зданий), вступивший в силу с 6 ноября 2016 г., которым обязанность по подготовке и утверждению перечня возложена на министерство государственного имущества Кировской области.
Представитель административного ответчика С. пояснила, что данные технического паспорта от 2007 г. в достаточной мере подтверждают правильность отнесения здания к объектам, перечисленным в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Обследование здания комиссией не проводилось по причине установления предназначения здания для использования в целях административного назначения. 25,5% в здании занято основными и вспомогательными административными помещениями.
Соответственно, документом технического учета, на основании которого административно-производственное здание по адресу: Кировская область, Зуевский район, станция Зуевка, включено в оспариваемый Перечень, является технический паспорт, оформленный по состоянию на 6 сентября 2007 г.
В экспликации к поэтажному плану технического паспорта произведена классификация площадей здания по фактическому использованию. Выделены группы площадей: "производственная", "административная", "бытовая", "лестничная клетка" - и перечислены назначения конкретных помещений, входящих в данные группы.
Наименования данных групп, по мнению представителя административного ответчика, достаточно для определения предназначения здания.
Тем не менее, как следует из смысла пунктов 20, 21 письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 9 марта 1977 г. N 15-1-103, в технических паспортах указываются виды зданий по своему назначению (административное, торговое, общественного питания и т.п.), классификация площадей здания (торговая, промышленная, общественное питание и т.п.), фактическое назначение помещений, площадь которых в свою очередь делится на основную и вспомогательную.
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации привел необходимое фактическое назначение помещений для признания здания использующимся в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В данном здании, по мнению законодателя, должны размещаться офисы и сопутствующая офисная инфраструктура (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Экспликация к поэтажному плану административно-производственного здания, расположенного на станции Зуевка, не объединяет площади здания в группу "офисная" площадь, не содержит наименование фактического назначения какого-либо помещения как "офис". Более того, "офисные" площади являются лишь составляющей такого вида классификации площадей здания, как "административные" площади.
Следовательно, наименование спорного здания как административного, наличие в нем кабинетов недостаточно для отнесения его к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. В этой связи технический паспорт сам по себе подтверждать принадлежность данного здания к административно-деловому центру не может.
Фактическое использование спорного здания административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не проверялось.
Из материалов дела следует, что здание по адресу: Кировская область, Зуевский район, станция Зуевка, с кадастровым номером N, 1977 года постройки состоит из двух этажей и относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку обеспечивает функционирование технологического комплекса ОАО РЖД, занято его подразделениями (статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Общая площадь здания составляет 2117,4 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 3 июля 2004 г. земельный участок, в границах которого расположено административно-производственное здание ОАО РЖД, имеет вид разрешенного использования "для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации и блокировки, электроснабжения, технологической связи, предназначенной для производственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте, железнодорожных станций и железнодорожных вокзалов)", не предусматривающий размещение зданий административно-деловых центров и торговых центров.
На основании договоров аренды часть помещений в здании передана индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (34 кв. м, фактически два помещения: 9,7 кв. м и 21,4 кв. м) и ООО "<данные изъяты>" (15,9 кв. м).
Помещения на 1 этаже здания площадью 187,7 кв. м (фактически 192,5 кв. м и кладовая хоздвора 143,3 кв. м), помещения на 2 этаже площадью 189,8 кв. м переданы 17 декабря 2012 г. ОАО РЖД по договору ссуды (безвозмездного пользования) Кировскому линейному отделу МВД России на транспорте для размещения сотрудников линейного отдела.
Обязанность передачи на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном транспорте, служебных и подсобных помещений, оборудования, средств и услуг связи субъектами транспортной инфраструктуры прямо предусмотрена частью 6 статьи 48 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Данная обязанность согласуется с обязанностью обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, возложенной на субъекты транспортной инфраструктуры и федеральные органы исполнительной власти статьей 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
По смыслу предписаний пунктов 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Размещение в принадлежащем ОАО РЖД административно-производственном здании подразделений этого юридического лица, Кировского линейного отдела МВД России на транспорте обеспечивает эксплуатацию железнодорожного транспорта и безопасность движения, поэтому доводы представителя административного ответчика об использовании более 20% помещений здания в целях делового, административного или коммерческого назначения в том понимании, которое заложил в норму статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель, неверно.
Арендуемые ИП Ф.И.О. и ООО "<данные изъяты>" помещения занимают менее 20% от общей площади здания.
Министерство государственного имущества Кировской области процессуальную обязанность не выполнило, доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным статьей 378.2 НК РФ и необходимым для определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, не представило.
Таким образом, здание по адресу: Кировская область, Зуевский район, станция Зуевка, с кадастровым номером <данные изъяты> не может быть признано административно-деловым центром, поскольку отсутствует необходимое условие, а именно: использование более 20% его площадей в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Следовательно, указанное здание не могло быть включено в Перечень.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году, оспариваемый нормативный акт вступил в силу после официального опубликования 23 декабря 2016 г. и имеет ограниченный срок действия (на 2017 г.).
При таких обстоятельствах в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ОАО РЖД пункт 58 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия нормативного акта.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктами 2 и 3 распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 23 декабря 2016 г. N 06-1338 предписано разместить Перечень на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направить в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению на официальном сайте министерства государственного имущества Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также направлению в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ОАО РЖД уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от 20 сентября 2017 г. N 89630.
Данные судебные расходы подлежат взысканию с министерства государственного имущества Кировской области в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

административное исковое заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 58 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 23 декабря 2016 г. N 06-1338.
Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области, а также размещению на официальном сайте министерства государственного имущества Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Взыскать с министерства государственного имущества Кировской области в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
СМЕТАНИНА О.Н.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)