Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.10.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-2006/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. по делу N 3а-2006/2017


Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре К.Е.В.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2006/2017 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "М" к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 19611, 19777, 19849 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП,
установил:

Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Пунктом 19611 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание трансформаторной подстанции N 14644 площадью 37,8 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.
Пунктом 19777 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание трансформаторной подстанции N 14651 площадью 31,2 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.
Пунктом 19849 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание трансформаторной подстанции N 14661 площадью 44,1 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>.
Публичное акционерное общество "М" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 19611, 19777, 19849 приложения N 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных зданий трансформаторных подстанций и считает незаконным их включение в оспариваемые пункты приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, поскольку трансформаторные подстанции не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здания трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, предназначены для размещения энергоустановок и служат исключительно для осуществления административным истцом своей производственной деятельности по преобразованию и распределению электроэнергии. Доступ в здания трансформаторных подстанций ограничен и может осуществляться на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н, и внутренними документами Публичного акционерного общества "М". Вследствие этого здания трансформаторных подстанций не могут использоваться и фактически не используются в качестве зданий административно-коммерческого назначения. Здания трансформаторных подстанций N 14644, N 14661 расположены на земельных участках, которые предоставлены административному истцу в пользование на условиях договоров аренды, с видом разрешенного использования: "участки для размещения технических устройств, трансформаторных подстанций". Здание трансформаторной подстанций N 14651 расположено на земельном участке, в отношении которого право пользования административного истца не оформлено. Вместе с тем, само по себе размещение зданий трансформаторных подстанций на земельных участках, одним из видов разрешенного использования которых предусмотрено размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, не является достаточным основанием для включения зданий трансформаторных подстанций в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца Публичного акционерного общества "М" - С.А.В., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Б.К.И., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Заинтересованное лицо Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежаще извещено. При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя указанного заинтересованного лица не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- - соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- - соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2017 год определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, Публичное акционерное общество "М" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (до 2017 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- - здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- - здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- - здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела:
- - включенное в пункт 19611 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП здание трансформаторной подстанции N 14644 площадью 37,8 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 31). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N 14644 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д. 32-33). Указанное здание расположено на земельном участке площадью 64 кв. м с кадастровым номером <...> по адресному ориентиру: <...>. Данный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование по договору аренды от 10 июля 2015 г. <...> для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции. По сведениям кадастрового паспорта от 13 января 2015 г. указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.13)" (л.д. 111-122). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14644 с кадастровым номером <...> частично расположено в пределах другого земельного участка площадью 780 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации выставки-продажи садовых домиков и хозблоков";
- - включенное в пункт 19777 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП здание трансформаторной подстанции N 14651 площадью 31,2 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 29). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N 14651 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д. 36-37). В отношении земельного участка, на котором фактически расположено здание трансформаторной подстанции, не оформлено право пользования административного истца. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14651 с кадастровым номером <...> фактически располагается в пределах земельного участка площадью 21630 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3, 12.9, 1.2.17)";
- - включенное в пункт 19849 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП здание трансформаторной подстанции N 14661 площадью 44,1 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности административному истцу, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 39). По сведениям технического паспорта здание трансформаторной подстанции N 14661 предназначено: "для установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии" (л.д. 40-41). Указанное здание расположено на земельном участке площадью 58 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>. Данный земельный участок предоставлен административному истцу в пользование по договору аренды от 5 октября 2015 г. <...> для целей эксплуатации здания трансформаторной подстанции. По сведениям кадастрового паспорта от 18 июня 2015 г. указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.13)" (л.д. 123-136). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 6 октября 2017 г. здание трансформаторной подстанции N 14661 с кадастровым номером <...> частично расположено в пределах другого земельного участка площадью 4000 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административного здания".
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорные здания трансформаторных подстанций включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором они фактически расположены.
Вместе с тем, из приведенных выше обстоятельств усматривается, что нежилое здание трансформаторной подстанции N 14644 с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, (включенное в пункт 19611 приложения N 1) фактически расположено в границах земельного участка с кадастровым номером <...> с видом разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.13)". При этом не имеет правового значения факт частичного расположения данного нежилого здания трансформаторной подстанции N 14644 в пределах смежного земельного участка с кадастровым номером <...>, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости оба земельных участка поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости и каждому земельному участку установлен свой вид фактического использования. Необходимо отметить, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> соответствует и назначению использования расположенного на нем здания трансформаторной подстанции N 14644. С учетом изложенного являются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что здание трансформаторной подстанции N 14644 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: "для эксплуатации выставки-продажи садовых домиков и хозблоков".
Нежилое здание трансформаторной подстанции N 14661 с кадастровым номером <...> по адресу: <...> (включенное в пункт 19849 приложения N 1) фактически расположено в границах земельного участка с кадастровым номером <...> с видом разрешенного использования: "участки размещения жилищно-коммунальных объектов; объекты размещения помещений и технических устройств трансформаторной подстанции (1.2.13)". При этом не имеет правового значения факт частичного расположения данного нежилого здания трансформаторной подстанции N 14661 в пределах смежного земельного участка с кадастровым номером <...>, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости оба земельных участка поставлены на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости и каждому земельному участку установлен свой вид фактического использования. Необходимо отметить, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> соответствует и назначению использования расположенного на нем здания трансформаторной подстанции N 14661. С учетом изложенного являются несостоятельными доводы административного ответчика о том, что здание трансформаторной подстанции N 14661 расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: "для эксплуатации административного здания".
Действительно, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что нежилое здание трансформаторной подстанции N 14651 площадью 31,2 кв. м с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, (включенное в пункт 19777 приложения N 1) фактически располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером <...> с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3, 12.9, 1.2.17)". Однако по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и Публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером <...> расположено не только здание трансформаторной подстанции. В границах данного земельного участка расположены несколько зданий общественно-делового и производственного назначения. Следовательно, вид разрешенного использования данного земельного участка установлен исходя из расположенных на нем зданий общественно-делового и производственного назначения. Тогда как факт наличия здания трансформаторной подстанции и его использование в целях установки и укрытия оборудования по преобразованию и распределению электрической энергии оставлен без внимания. При таких обстоятельствах вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> однозначно не свидетельствует о том, что спорное здание трансформаторной подстанции N 14651 относится к административно-деловым центрам.
Кроме того, размещение в здании трансформаторной подстанции офисов, объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания, прямо запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно ГОСТу 24291-90 "Электрическая часть электростанций и электрической сети. Термины и определения" трансформаторная подстанция (электрическая подстанция) это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств.
Объекты трансформаторных подстанций являются объектами электросетевого хозяйства и источниками повышенной опасности, доступ в которые ограничен и может быть обеспечен исключительно на основании специальных разрешений (допусков), которые выдаются в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 328н.
Пунктом 3.12 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок предусмотрено, что двери помещений электроустановок, камер, щитов и сборок, кроме тех, в которых проводятся работы, должны быть закрыты на замок.
В силу пункта 3.1 названных Правил оперативное обслуживание и осмотр электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), уполномоченные субъектом электроэнергетики (потребителем электрической энергии) на осуществление в установленном порядке действий по изменению технологического режима работы и эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики при осуществлении оперативно-технологического управления, в том числе с использованием средств дистанционного управления, на принадлежащих такому субъекту электроэнергетики (потребителю электрической энергии) на праве собственности или ином законном основании объектах электроэнергетики (энергопринимающих установках), либо в установленных законодательством случаях - на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках, принадлежащих третьим лицам, а также координацию указанных действий (далее - оперативный персонал), или работники из числа ремонтного персонала с правом непосредственного воздействия на органы управления оборудования и устройств релейной защиты и автоматики, осуществляющие оперативное обслуживание закрепленных за ними электроустановок.
В Публичном акционерном обществе "М" действует Регламент допуска персонала организаций для выполнения работ на объектах ПАО "М", утвержденный приказом ПАО "М" от 29 марта 2016 г. <...>, которым установлены обязательные требования получения допуска на энергообъекты ПАО "М", без соблюдения которых допуск в здание энергообъектов, в том числе трансформаторных подстанций, запрещается.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что здания трансформаторных подстанций не относятся к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку данные объекты недвижимости не подпадают под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
При таких обстоятельствах оспариваемые пункты 19611, 19777, 19849 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" не соответствуют положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими пунктов 19611, 19777, 19849 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что постановление Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП вступает в силу с 1 января 2017 года. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими пункты 19611, 19777, 19849 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с 1 января 2017 года.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

Удовлетворить административное исковое заявление Публичного акционерного общества "М".
Признать недействующими пункты 19611, 19777, 19849 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с 1 января 2017 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Публичного акционерного общества "М" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда
Н.Ю. Севастьянова




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)