Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2016 N 10АП-620/2016 ПО ДЕЛУ N А41-75180/14

Разделы:
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу N А41-75180/14


Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Коновалова С.А.,
судей: Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области: Николаева Т.С., по доверенности от 10.12.2015; Лячмаева О.В., по доверенности от 15.07.2015; от Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Костриков Б.Ю., по доверенности от 30.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2015 года по делу N А41-75180/14, принятое судьей Соловьевым А.А., по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" к Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта в части,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области от 28.05.2014 N 11/5256 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить земельный налог в размере 2 296 782 руб. (пункт 3) и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2015 года по делу N А41-75180/14 требования ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против указанных доводов возражал.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в силу Постановления Главы Администрации Подольского района от 16.04.1993 N 519 заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:26 площадью 263,76 га. для размещения производственного комплекса Радиоцентра N 6 Постановлением Главы Подольского района от 13.06.2001 N 746 право пользования Радиоцентром N 6 на земельный участок площадью 20 га. (из ранее выделенных 263,76 га.) было прекращено в связи с передачей его в постоянное (бессрочное) пользование иному субъекту.
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030703:26, он расположен по адресу: Московская область, Подольский район, Лаговское с/п, вблизи п. Радиоцентра "Романцево", имеет категорию земли "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование "Для размещения антенных сооружений и производственной деятельности".
Согласно Положению об Отделении Филиала "РТРС" "Московский региональный центр" - Радиоцентр N 6" Радиоцентр является обособленным структурным подразделением Филиала "РТРС" "Московский региональный центр".
Налогоплательщик 28.01.2011 представил в Инспекцию первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, согласно которой сумма земельного налога к уплате в бюджет составила 2 296 782 руб.
Заявителем 26.12.2013 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой из состава объектов обложения земельным налогом на основании п. п. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ исключен земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:26, занятый Отделением Филиала "РТРС" "Московский региональный центр" - Радиоцентром N 6, в связи с чем на 2 296 782 руб. была уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной уточненной налоговой декларации налоговым органом был составлен акт камеральной налоговой проверки от 09.04.2014 N 11/43205 и вынесено решение от 28.05.2014 N 11/5256 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ФГУП "РТРС" предложено уплатить земельный налог за 2010 год в сумме 2 296 782 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением УФНС России по Московской области от 03.09.2014 N 07-12/46196 апелляционная жалоба ФГУП "РТРС" на решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области оставлена без удовлетворения.
Полагая, что указанное решение Инспекции не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами (пункт 1 статьи 93 ЗК РФ).
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
- - строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
- - разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
- - создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом предоставление земельных участков для обеспечения обороны в границах населенных пунктов не влечет необходимости перевода земель в категорию земель обороны. Такие земельные участки в соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ относятся к территориальным зонам военных объектов в составе земель населенных пунктов.
Одним из способов определения земельного участка, предоставленного для обеспечения обороны, являются разъяснения Минэкономразвития России (письмо от 13.03.2007 N Д08-840 "О принципах исключения земельных участков из объектов налогообложения по земельному налогу"), как органа федеральной власти имеющему специальные полномочия давать разъяснения по вопросам применения норм земельного законодательства.
Согласно указанным разъяснениям Минэкономразвития России в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд указаны особые условия: разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности. В связи с тем, что деятельность в области обороны, безопасности и таможенного дела может осуществляться только строго определенным указанными законами кругом лиц, важным элементом является принадлежность земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Все имущество, принадлежащее предприятию, отнесенному к предприятиям связи, телевизионным и радиопередающим центрам в силу раздела IV Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относится исключительно к федеральной собственности.
ФГУП "РТРС" создано Указом Президента Российской Федерации от 13.08.2001 N 1031 "О создании федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в целях совершенствования функционирования сети распространения телерадиопрограмм в Российской Федерации и формирования единого производственно-технологического комплекса на базе государственных телевизионных и радиовещательных сетей. Производственные мощности закреплены за ФГУП "РТРС" на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с позицией Минэкономразвития России, изложенной в письме от 11.11.2009 N Д23-3707, ввиду того, что законодательством не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте, в отсутствие такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями, подтверждающими фактическое использование земельного участка для целей обороны, безопасности и таможенных нужд.
Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18260/10, при разрешении вопроса об исключении земельных участков из объектов обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обороны. При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленное налоговым органом письмо Минэкономразвития России от 06.06.2014 N Д23и-1999, не может быть рассмотрено судом как доказательство того, что рассматриваемый земельный участок не ограничен в обороте, поскольку оно содержит лишь выводы применительно к ситуации, когда у Министерства отсутствуют данные о фактическом использовании земельного участка в целях обеспечения обороны и безопасности.
Таким образом, довод налогового органа о том, что земельные участки налогоплательщика не зарегистрированы как ограниченные в обороте не основан на положениях Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 05.02.2014 N Ф05-17629/2013 по делу N А41-10449/13.
Кроме того, согласно данным кадастровой выписки по спорному земельному участку, он относится к категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", что уже само по себе предполагает возможность его использования для целей обороны и безопасности.
Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" ФГУП "РТРС" включено в Перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (п. 398).
Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р "Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации" заявитель включен в данный перечень (пункт 343).
Кроме того, производственные мощности Филиала РТРС "Московский региональный центр" включены в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.03.2006 N 411-РС перечень критически важных объектов, то есть, объектов, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени", что подтверждается соответствующей справкой.
Таким образом, заявителем надлежащими доказательствами подтвержден статус ФГУП "РТРС" в области обеспечения обороны и безопасности как стратегического предприятия, функционирование производственных мощностей филиала "Московский региональный центр" является критически важным для безопасности жизнедеятельности населения соответствующей территории.
Аналогичный подход относительно значимости статуса предприятия при квалификации земельных участков как используемых для нужд обороны и безопасности следует из сложившейся судебной практики по делам со схожими фактическими обстоятельствами, в частности в постановлениях ФАС Московского округа от 05.02.2014 по делу N А41-10449/13, от 16.01.2014 по делу N А41-10448/13, от 02.12.2014 по делу N А40-39985/14.
Согласно Уставу ФГУП "РТРС", в цели и предмет его деятельности входит, в том числе, обеспечение устойчивого функционирования систем централизованного оповещения и связи в условиях чрезвычайных ситуаций и на особый период, обеспечение защиты сведений, составляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную тайну, обязанностью РТРС является осуществление мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В соответствии с Положением об Отделении Филиала "РТРС" "Московский региональный центр" - Радиоцентр N 6" непосредственно Радиоцентр также осуществляет обеспечение устойчивого функционирования систем централизованного оповещения и связи в условиях чрезвычайных ситуаций и на особый период.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Устав заявителя утвержден Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2001 N 1516-р, то есть органом публичной государственной власти, который в силу Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в целом осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и, в частности, осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, руководит гражданской обороной.
При таких обстоятельствах, суд не может не принять во внимание положения Устава заявителя, исходя из которого предприятие создано в том числе для решения отдельных задач в области обороны и безопасности в особый период, то есть в промежуток времени, в течение которого в целях отражения готовящегося вооруженного нападения противника особенно интенсивно осуществляется непосредственная подготовка страны, ее Вооруженных Сил и органов государственной безопасности к войне.
В связи с изложенным, не могут быть признаны обоснованными доводы налогового органа о том, что Устав предприятия как внутренний организационный документ не подтверждает позицию заявителя.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы).
ФГУП "РТРС" является организацией, задействованной в мобилизационной подготовке. Как следует из письма Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 15.04.2014 N 67/4-22-4792/67-3495дсп, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям подтверждает наличие мобилизационного задания ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Наличие соответствующего мобилизационного задания налоговым органом не оспаривается.
Согласно справке от 26.11.2014 N 23дсп о наличии мобилизационного задания филиала РТРС "Московский региональный центр", мобилизационное задание филиала "РТРС" "Московский региональный центр" является составной частью мобилизационного задания Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", доведенного на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2003. Задачами филиала РТРС "Московский региональный центр", согласно мобилизационному заданию являются: осуществление в особый период эфирного теле и радиовещания. представление каналов и средств связи для министерств и ведомств Российской Федерации, оповещение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечение информационной безопасности.
Из справки от 26.11.2014 N 30дсп, филиала РТРС "Московский региональный центр" задействован в выполнении мероприятий по схеме "Волна", по паролю "УЗОР" и системе 1861 в особый период, в мирное время проводятся тренировки (учения) по схеме "Волна" по паролю "УЗОР" и системе 1861.
В силу Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и принятому в его исполнение Указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", сведения о мобилизационных мощностях относятся к государственной тайне. На территории радиоцентров введены режимные ограничения, работы по мобилизационной подготовке осуществляются РТРС на основании лицензии осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Заявителем в материалы дела представлены расписания и отчеты филиала РТРС "Московский региональный центр", из которых следует, что заявителем проводятся регулярные тренировки магистральных радиосвязей схемы "Волна" и по паролю "Узор", а также проводятся совместные учения в интересах системы 1861. Тренировки в московском регионе проводятся с задействованием Радиоцентров Московского региона, к которым относится Радиоцентр N 6, расположенный на спорном земельном участке, иного налоговым органом не доказано.
О фактическом использовании инфраструктуры филиала РТРС "Московский региональный центр" в целях обороны и безопасности свидетельствует письмо от 21.04.2010 N 351/6/1495 Управления войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Перечень земельных участков, непосредственно занятых имуществом мобилизационного назначения на 2010 год, согласованный Федеральным агентством о печати и массовым коммуникациям, содержит указание на спорный земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:0026, занятый имуществом, Радиоцентра N 6.
Изложенное также подтверждается и ответом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 18.03.2015 N 26/4-18-3162/К-293 на запрос суда, содержащийся в определении от 19.02.2015 по настоящему делу, из которого прямо следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:0026 задействован в выполнении мобилизационного задания РТРС, на нем расположено недвижимое имущество мобилизационного назначения, задействованное в обеспечении обороны.
Доводы налогового органа о том, что указанный выше Перечень не может быть принят в качестве доказательства, так как не учитывался в Минэкономразвития, как на то указано в Положении "О порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики", утвержденном Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 02.12.2002 N ГГ-181, Министерством финансов Российской Федерации от 02.12.2002 N 13-6-5/9564, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 02.12.2002 N БГ-18-01/03, не могут быть приняты судом, поскольку согласно письму Минэкономразвития России от 23.07.2004 N Д16-665 в связи с изменением правовых условий предоставления налоговых льгот в Минэкономразвития Российской Федерации учет документов, подтверждающих право организаций на указанные льготы в 2004 году, до внесения необходимых изменений в порядке их оформления не ведется.
Согласно пункту 3.2 Положения для документального подтверждения права на льготу по земельному налогу организации подготавливают перечень земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов) (форма N 3).
Из буквального толкования пункта 3.5 Положения следует, что форма N 3 подлежит утверждению (согласованию) лишь тем федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который утвердил для организации соответствующий мобилизационный план.
Указанный вывод также содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2006 N 9714/05.
Кроме того, заявитель является организацией, подведомственной Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям предприятием, и именно у данного органа имеется информация о фактическом использовании земельного участка, поскольку именно это федеральное агентство уполномочено доводить мобилизационное задание до ФГУП "РТРС".
При таких обстоятельствах, Перечень земельных участков, непосредственно занятых имуществом мобилизационного назначения на 2010 год, согласованный Федеральным агентством о печати и массовым коммуникациям, является допустимым и относимым доказательством по настоящему делу и свидетельствует о том, что земельный участок 50:27:0030703:26 занят имуществом мобилизационного назначения.
В этой связи, в отсутствие у отдельных органов государственной власти информации о фактическом использовании земельного участка, сделать вывод о его ограниченности в обороте не представляется возможным, что фактически следует из письма Минэкономразвития России N Д23и-1999 от 06.06.2014, адресованного Департаменту налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, и из письма ТУ Росимущества в Московской области от 19.03.2015 N МФ/11-1965, адресованного суду. В частности, общий смысл указанных писем сводится к тому, что поскольку фактическое использование земельного участка определить нельзя - следует руководствоваться видом разрешенного использования, а поскольку последний не связан с целями, указанными, п. 2 ст. 93 ЗК РФ, участок в обороте не ограничен.
Однако, данные письма не могут подтверждать позицию налогового органа, поскольку не учитывают фактическое использование земельного участка.
В ходе рассмотрения настоящего дела налоговым органом, а также судом были направлены запросы в Министерство обороны Российской Федерации с вопросом о том, были ли задействованы производственные мощности ФГУП "РТРС" и (или) его филиалов, а также принадлежащие им земельные участки в обеспечении деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе в подготовке и поддержании боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации в 2010 - 2011 годах; а также относятся ли земельные участки с кадастровыми номерами: 50:13:060147:35, 50:01:0020140:4, 50:14:0051002:16, 50:27:0030703:26, 50:24:60833:3, 50:16:701020:10, предоставленные ФГУП "РТРС" и (или) его филиалам к землям, предназначенным для нужд обороны, безопасности Российской Федерации в 2010 - 2011 годах.
Ответ Министерства обороны Российской Федерации от 19.08.2015 N 141/29722, подготовленный Департаментом имущественных отношений на запрос ФНС России, содержит сведения о том, что инфраструктура ФГУП "РТРС" и его филиалов в целях организации связи в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации в настоящее время не используется, и не использовалась ранее. При этом, в ответе указано, что представление корректно сформулированной юридической позиции Минобороны России возможно только после направления в адрес Департамента копий правоустанавливающих документов на указанные в обращение земельные участки.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями. Основными задачами Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации являются:
- - реализация полномочий Министерства обороны РФ по управлению имуществом Вооруженных Сил РФ, имуществом подведомственных Министерству обороны РФ организаций, находящимся на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил РФ;
- - реализация полномочий Министерства обороны РФ в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием;
- - осуществление технической, плановой и экономической политики в области управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ (кроме вооружения и боеприпасов) на внутреннем и внешнем рынках.
ФГУП "РТРС" не является подведомственной Минобороны организацией, спорный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования Вооруженным Силам РФ не принадлежат.
В ответ на запрос суда по настоящему делу, Министерством обороны Российской Федерации представлен ответ от 12.11.2015 г. N 212/1/1561, подготовленный Департаментом претензионной и судебно-правовой работы, к которому приложена копия сопроводительного письма Начальника войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации. Из указанного письма следует, что производственные мощности филиалов ФГУП "РТРС" в 2010-2011 годах участвовали в выполнении мобилизационного задания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В том числе, для этих целей были задействованы объекты филиала ФГУП "РТРС" "Московский региональный центр" - радиоцентр N 6, радиоцентр N 3 и радиоцентр N 7. При этом, указано, что сведений об участии в указанных мероприятиях земельных участков с кадастровыми номерами: 50:13:060147:35, 50:01:0020140:4, 50:14:0051002:16, 50:27:0030703:26, 50:24:60833:3, 50:16:701020:10 не имеется.
Управление начальника войск радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации предназначено для руководства строительством и подготовкой войск РЭБ, планированием и организацией РЭБ в Вооруженных Силах, а также для выполнения функций центрального довольствующего органа техники РЭБ межвидового применения и главного радиочастотного органа Минобороны России.
Основными задачами Управления являются:
- - подготовка предложений по формированию приоритетных направлений и основных задач политики Российской Федерации в области развития системы РЭБ в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
- организация и планирование радиоэлектронной борьбы, а также поддержание боеготовности соединений и воинских частей РЭБ ВС РФ;
- - организация и проведение мероприятий по строительству и совершенствованию системы и войск РЭБ, а также мероприятий повседневной деятельности войск РЭБ по специальным вопросам;
- - проведение единой военно-технической политики по вопросам развития вооружения, военной и специальной техники (в том числе и техники РЭБ межвидового применения), средств снижения заметности, а также планирование и организация технического обеспечения войск РЭБ;
- - организация в Вооруженных Силах Российской Федерации противодействия техническим средствам разведки;
- - организация радиоэлектронной защиты радиоэлектронных средств военного назначения, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и международно-правовая защита радиоэлектронных средств военного назначения.
Ответ начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 14.10.2015 N 316/6/3011дсп на запрос ФГУП "РТРС" само по себе не содержит значимых для рассмотрения настоящего дела сведений, в частности, из письма следует, что ГОМУ Генерального штаба в целом поддерживает необходимость сохранения объектов задействованных в особый период, а также указано, что мобилизационной подготовкой организаций, которые находятся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, руководят такие федеральные органы исполнительной власти. В целом позиция, изложенная в данном ответе, соответствует изложенной выше позиции о том, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которому подведомственно ФГУП "РТРС", доводит до него мобилизационное задание, имеет сведения о мощностях, задействованных в выполнении мобилизационного задания, а также сведения о фактическом использовании в том числе спорного земельного участка.
В материалы дела представлен разбивочный чертеж антенных сооружений радиоцентра N 6, датированный 1963 годом, а также информационная справка к нему, из которых следует, что фактически весь земельный участок, за исключением 20 га. под СНТ (Постановлением главы Подольского района от 13.06.2001 г. N 746 право пользования Радиоцентром N 6 прекращено) занимают производственные мощности Радиоцентра N 6: 121 га. - антенно-фидерные сооружения; 119,45 га. - охранная зона; 2,5 га. - ГШ МО управления РЭБ; 0,16 га. - убежище ГО. Об использовании всего земельного участка под производственные мощности радиоцентра N 6 свидетельствуют и представленные фотоматериалы.
Таким образом, земельный участок входит в единый комплекс имущества, составляющего производственные мощности и инфраструктуру филиала ФГУП "РТРС" "Московский региональный центр" - радиоцентр N 6.
При таких обстоятельствах фактическое использование ФГУП "РТРС" спорного земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030703:26 в 2010 году для обеспечения деятельности в области обороны (для целей, указанных в п. 2 ст. 93 ЗК РФ).
С учетом изложенного, заявитель является собственностью государства и стратегическим предприятием, несущим определенные обязанности в области обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляет деятельность, направленную на обеспечение нужд обороны и безопасности Российской Федерации, а также фактическое использование предоставленного ему на праве хозяйственного ведения земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030703:26 для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель правомерно исключил указанный земельный участок из числа объектов обложения земельным налогом, а решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Московской области, содержащее обратные выводы, подлежит признанию недействительным как несоответствующее НК РФ.
Кроме того, заявителем на основании первоначальной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год был фактически уплачен земельный налог в общей сумме 2 296 782 руб., что подтверждается представленными в материалы дела декларацией, платежными поручениями и не оспаривается налоговым органом.
Соответственно, у налогового органа в любом случае отсутствовали правовые основания для указания в оспариваемом решении на предложение уплатить земельный налог за 2010 год в сумме 2 296 782 руб.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в отзыве Инспекции на заявление, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2015 года по делу N А41-75180/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)