Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представитель Маркарян А.А. по доверенности
от 19.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 по делу N А32-28655/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" (ИНН 2310125155, ОГРН 1072310007703) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодару о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действие,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" (далее - ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, налоговая инспекция, налоговый орган), Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодару (далее - ИФНС России N 5 по Краснодару) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету общества согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, за март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в уточненных декларациях.
Кроме того, общество просило обязать ИФНС России N 5 по Краснодару устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 29.10.2015 признано незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, выразившееся в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету общества согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, за март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в уточненных декларациях. Суд обязал ИФНС России N 5 по городу Краснодару устранить допущенные нарушения.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 29.10.2015 полностью, в иске обществу отказать полностью.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что инспекция правомерно не произвела отражение в карточке "Расчеты с бюджетом" ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" сумм налога на прибыль организаций к уменьшению по уточненным налоговым декларациям за периоды, по которым истек срок исковой давности.
От Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю поступили дополнительные пояснения по делу, которые приобщены судом к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
От ИФНС России N 5 по Краснодару и ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" через канцелярию суда поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей, которые удовлетворены протокольным определением.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю поддержал доводы жалобы и дополнительных пояснений к ней.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.08.2013 и 13.08.2013 ООО "ЛОНМАДИ Сочи" (правопредшественник общества) в связи с внесением исправлений в декларации по налогу на прибыль (в строку 210 листа 02 "Суммы начисленных авансовых платежей") представлены в налоговую инспекцию уточненные (корректирующие) декларации по налогу на прибыль организаций за 2008 год, март, сентябрь, октябрь ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года.
Налоговая инспекция в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации провела камеральные налоговые проверки указанных уточненных налоговых деклараций общества.
Корректирующие налоговые декларации по налогу на прибыль приняты налоговым органом, зарегистрированы. По результатам проведения камеральных проверок нарушений не установлено.
Налоговой инспекцией установлено, что указанные уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций представлены налогоплательщиком к уменьшению ранее исчисленной суммы налога на общую сумму 682 953 руб., в том числе: за 2008 год - 555 503 руб., за март 2009 года - 39 313 руб., за сентябрь 2009 года - 2 630 руб., за октябрь 2009 года - 37 328 руб., за ноябрь 2009 года - 0 руб., за декабрь 2009 года - 43 090 руб., за март 2010 года - 257 руб., за апрель 2010 года - 4 660 руб., за июнь 2010 года - 172 руб.
Отражение в карточке лицевого счета "Расчеты с бюджетом" ООО "ЛОНМАДИ Сочи" суммы налога на прибыль организаций к уменьшению по вышеуказанным уточненным декларациям налоговым органом не произведены со ссылкой на пропуск обществом, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ трехлетнего срока подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога и разъяснений, данных в письме ФНС РФ от 12.12.2006 г. N ЧД-6-25/1192@.
Считая, что налоговый орган неправомерно не вносит корректирующие суммы по лицевому счету заявителя согласно поданных деклараций по налогу на прибыль и не отражает в карточке расчетов с бюджетом изменения и дополнения, изложенные в уточненных декларациях, что является бездействием со стороны налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции установил, что налоговым законодательством РФ не установлен срок давности для представления уточненных налоговых деклараций. Уточненные данные о корректировке налога на прибыль организаций налоговым органом приняты, проверены и подлежали корректировке.
Вместе с тем налоговый орган не отразил в карточке лицевого счета налогоплательщика сведений по результатам проведенной камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за период, что нарушает права и законные интересы заявителя ввиду того, что в карточке лицевого счета подлежат отражению действительные налоговые обязательства заявителя и на основании данных, содержащихся в карточке лицевого счета, составляется акт сверки и определяется состояние расчетов, в соответствии с которыми должна определяться сумма налога к переплате.
Учитывая обязанность налогового органа по отражению в карточке лицевого счета сведений о действительных налоговых обязательствах налогоплательщика, суд первой инстанции сделал вывод о том, что налоговый орган допустил неправомерное бездействие по невнесению в карточку лицевого счета налогоплательщика сведений по результатам проведения камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, повлекшее для общества нарушение его прав и законных интересов.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 100 НК РФ установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки налогоплательщику не сообщается.
Поскольку в ходе камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций налоговым органом не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, инспекция в силу пункта 1 статьи 100 НК РФ акты камеральных налоговых проверок правомерно не составляла.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Кодекс не ограничивает сроки подачи уточненной налоговой декларации, следовательно, подать ее можно в любой момент даже при истечении срока давности. В связи с этим, арбитражный суд Краснодарского края решением от 18.06.14 по делу А32-3607/2014 обязал МИ ФНС N 8 по Краснодарскому краю провести камеральную налоговую проверку налоговых деклараций общества по налогу на прибыль за 2008 год, за март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года.
Вместе с тем, несмотря на то что налоговой орган не вправе отказать в приеме уточненной налоговой декларации, учесть данные по переплате в карточке расчетов с бюджетом налоговый орган может только по декларации, поданной в течение трехлетнего срока с момента уплаты излишнего налога, что следует из положений статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации и письма ФНС РФ от 12.12.06 N ЧД-6-25/1192@.
При изложенных обстоятельствах, в контексте заявленного по настоящему делу предмета заявления, необходимо установить факт пропуска обществом трехлетнего срока подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль.
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 286 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В соответствии со статьей 287 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.
Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, то в соответствии со ст. ст. 55, 58, 286 и 287 НК РФ трехлетний срок, установленный на возврат излишне уплаченных налогов, в случае излишней уплаты авансовых платежей может быть исчислен только с момента представления итоговой декларации по налогу на прибыль, поскольку переплата налога может быть установлена только по итогам года согласно налоговой декларации, в которой будет указана сумма налога, подлежащая уплате и сумма фактически уплаченных за весь период авансовых платежей. Срок представления декларации по налогу на прибыль - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Исходя из вышеизложенного, предусмотренный пунктом 8 статьи 78 НК РФ трехлетний срок по уточненным налоговым декларациям по налогу на прибыль за 2008 год истек 28.03.12, за 2009 год - 28.03.13, за 2010 год - 28.03.14.
Поскольку спорные уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль обществом были представлены налоговому органу 08.08.2013, то только уточненные налоговые декларации за 2010 года надлежит считать поданными в течение трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 НК РФ и только в отношении них налоговый орган обязан был провести корректировку сумм налога по лицевому счету и отразить соответствующие изменения и дополнения в карточке расчетов с бюджетом.
Действия же инспекции по не отражению в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, связанных с представлением обществом уточненных налоговых деклараций за 2008-2009 гг., в силу названных апелляционным судом выше положений и обоснований, следует признать соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.
Налоговая инспекция в апелляционной жалобе ссылается на то, что общество снято с учета в Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю 21.05.2015, КРСБ налогоплательщика по налогу на прибыль закрыты 01.06.2015.
Данный довод на существо спора не влияет. Уточненные налоговые декларации представлены обществом в 2013 году. Тогда же налоговым органом были совершены обжалуемые действия.
Суд первой инстанции учел приведенное налоговым органом обстоятельство (смену места налогового учета) и в связи с этим определением от 21.09.15 привлек Межрайонную ИФНС России N 5 по г. Краснодару к участию в деле в качестве ответчика, что соответствует разъяснениям данным в пункте 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, согласно которым суд после установления факта изменения места учета налогоплательщика, учитывая, что по итогам судебного разбирательства может возникнуть необходимость возложения обязанности совершить определенные действия на налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика, на основании части 6 статьи 46 АПК РФ по собственной инициативе рассматривает вопрос о привлечении такого органа в качестве соответчика.
Поскольку неправомерное бездействие по уточненным налоговым декларациям по налогу на прибыль за 2010 год допущено со стороны Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю и в настоящее время общество состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 5 по г. Краснодару, суд первой инстанции правомерно обязал последнюю устранить допущенные нарушения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, выразившееся в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, март, сентябрь - декабрь 2009 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в данных уточненных декларациях, ввиду неправильного применения норм материального права, надлежит отменить, в отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 по делу N А32-28655/2015 в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, выразившееся в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету ООО "Лонмади Кубань" согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, март, сентябрь - декабрь 2009 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в данных уточненных декларациях, отменить.
В отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 по делу N А32-28655/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2016 N 15АП-22428/2015 ПО ДЕЛУ N А32-28655/2015
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. N 15АП-22428/2015
Дело N А32-28655/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представитель Маркарян А.А. по доверенности
от 19.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 по делу N А32-28655/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" (ИНН 2310125155, ОГРН 1072310007703) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю, Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодару о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действие,
принятое в составе судьи Хмелевцевой А.С.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" (далее - ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, налоговая инспекция, налоговый орган), Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодару (далее - ИФНС России N 5 по Краснодару) о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету общества согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, за март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в уточненных декларациях.
Кроме того, общество просило обязать ИФНС России N 5 по Краснодару устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 29.10.2015 признано незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, выразившееся в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету общества согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, за март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в уточненных декларациях. Суд обязал ИФНС России N 5 по городу Краснодару устранить допущенные нарушения.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 29.10.2015 полностью, в иске обществу отказать полностью.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что инспекция правомерно не произвела отражение в карточке "Расчеты с бюджетом" ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" сумм налога на прибыль организаций к уменьшению по уточненным налоговым декларациям за периоды, по которым истек срок исковой давности.
От Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю поступили дополнительные пояснения по делу, которые приобщены судом к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
От ИФНС России N 5 по Краснодару и ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" через канцелярию суда поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей, которые удовлетворены протокольным определением.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю поддержал доводы жалобы и дополнительных пояснений к ней.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.08.2013 и 13.08.2013 ООО "ЛОНМАДИ Сочи" (правопредшественник общества) в связи с внесением исправлений в декларации по налогу на прибыль (в строку 210 листа 02 "Суммы начисленных авансовых платежей") представлены в налоговую инспекцию уточненные (корректирующие) декларации по налогу на прибыль организаций за 2008 год, март, сентябрь, октябрь ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года.
Налоговая инспекция в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации провела камеральные налоговые проверки указанных уточненных налоговых деклараций общества.
Корректирующие налоговые декларации по налогу на прибыль приняты налоговым органом, зарегистрированы. По результатам проведения камеральных проверок нарушений не установлено.
Налоговой инспекцией установлено, что указанные уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций представлены налогоплательщиком к уменьшению ранее исчисленной суммы налога на общую сумму 682 953 руб., в том числе: за 2008 год - 555 503 руб., за март 2009 года - 39 313 руб., за сентябрь 2009 года - 2 630 руб., за октябрь 2009 года - 37 328 руб., за ноябрь 2009 года - 0 руб., за декабрь 2009 года - 43 090 руб., за март 2010 года - 257 руб., за апрель 2010 года - 4 660 руб., за июнь 2010 года - 172 руб.
Отражение в карточке лицевого счета "Расчеты с бюджетом" ООО "ЛОНМАДИ Сочи" суммы налога на прибыль организаций к уменьшению по вышеуказанным уточненным декларациям налоговым органом не произведены со ссылкой на пропуск обществом, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ трехлетнего срока подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога и разъяснений, данных в письме ФНС РФ от 12.12.2006 г. N ЧД-6-25/1192@.
Считая, что налоговый орган неправомерно не вносит корректирующие суммы по лицевому счету заявителя согласно поданных деклараций по налогу на прибыль и не отражает в карточке расчетов с бюджетом изменения и дополнения, изложенные в уточненных декларациях, что является бездействием со стороны налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции установил, что налоговым законодательством РФ не установлен срок давности для представления уточненных налоговых деклараций. Уточненные данные о корректировке налога на прибыль организаций налоговым органом приняты, проверены и подлежали корректировке.
Вместе с тем налоговый орган не отразил в карточке лицевого счета налогоплательщика сведений по результатам проведенной камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за период, что нарушает права и законные интересы заявителя ввиду того, что в карточке лицевого счета подлежат отражению действительные налоговые обязательства заявителя и на основании данных, содержащихся в карточке лицевого счета, составляется акт сверки и определяется состояние расчетов, в соответствии с которыми должна определяться сумма налога к переплате.
Учитывая обязанность налогового органа по отражению в карточке лицевого счета сведений о действительных налоговых обязательствах налогоплательщика, суд первой инстанции сделал вывод о том, что налоговый орган допустил неправомерное бездействие по невнесению в карточку лицевого счета налогоплательщика сведений по результатам проведения камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, повлекшее для общества нарушение его прав и законных интересов.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 100 НК РФ установлено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки налогоплательщику не сообщается.
Поскольку в ходе камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций налоговым органом не было выявлено нарушений законодательства о налогах и сборах, инспекция в силу пункта 1 статьи 100 НК РФ акты камеральных налоговых проверок правомерно не составляла.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Кодекс не ограничивает сроки подачи уточненной налоговой декларации, следовательно, подать ее можно в любой момент даже при истечении срока давности. В связи с этим, арбитражный суд Краснодарского края решением от 18.06.14 по делу А32-3607/2014 обязал МИ ФНС N 8 по Краснодарскому краю провести камеральную налоговую проверку налоговых деклараций общества по налогу на прибыль за 2008 год, за март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 года, март, апрель, июнь 2010 года.
Вместе с тем, несмотря на то что налоговой орган не вправе отказать в приеме уточненной налоговой декларации, учесть данные по переплате в карточке расчетов с бюджетом налоговый орган может только по декларации, поданной в течение трехлетнего срока с момента уплаты излишнего налога, что следует из положений статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации и письма ФНС РФ от 12.12.06 N ЧД-6-25/1192@.
При изложенных обстоятельствах, в контексте заявленного по настоящему делу предмета заявления, необходимо установить факт пропуска обществом трехлетнего срока подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль.
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 286 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В соответствии со статьей 287 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.
Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, то в соответствии со ст. ст. 55, 58, 286 и 287 НК РФ трехлетний срок, установленный на возврат излишне уплаченных налогов, в случае излишней уплаты авансовых платежей может быть исчислен только с момента представления итоговой декларации по налогу на прибыль, поскольку переплата налога может быть установлена только по итогам года согласно налоговой декларации, в которой будет указана сумма налога, подлежащая уплате и сумма фактически уплаченных за весь период авансовых платежей. Срок представления декларации по налогу на прибыль - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Исходя из вышеизложенного, предусмотренный пунктом 8 статьи 78 НК РФ трехлетний срок по уточненным налоговым декларациям по налогу на прибыль за 2008 год истек 28.03.12, за 2009 год - 28.03.13, за 2010 год - 28.03.14.
Поскольку спорные уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль обществом были представлены налоговому органу 08.08.2013, то только уточненные налоговые декларации за 2010 года надлежит считать поданными в течение трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 НК РФ и только в отношении них налоговый орган обязан был провести корректировку сумм налога по лицевому счету и отразить соответствующие изменения и дополнения в карточке расчетов с бюджетом.
Действия же инспекции по не отражению в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, связанных с представлением обществом уточненных налоговых деклараций за 2008-2009 гг., в силу названных апелляционным судом выше положений и обоснований, следует признать соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации.
Налоговая инспекция в апелляционной жалобе ссылается на то, что общество снято с учета в Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю 21.05.2015, КРСБ налогоплательщика по налогу на прибыль закрыты 01.06.2015.
Данный довод на существо спора не влияет. Уточненные налоговые декларации представлены обществом в 2013 году. Тогда же налоговым органом были совершены обжалуемые действия.
Суд первой инстанции учел приведенное налоговым органом обстоятельство (смену места налогового учета) и в связи с этим определением от 21.09.15 привлек Межрайонную ИФНС России N 5 по г. Краснодару к участию в деле в качестве ответчика, что соответствует разъяснениям данным в пункте 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 57, согласно которым суд после установления факта изменения места учета налогоплательщика, учитывая, что по итогам судебного разбирательства может возникнуть необходимость возложения обязанности совершить определенные действия на налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика, на основании части 6 статьи 46 АПК РФ по собственной инициативе рассматривает вопрос о привлечении такого органа в качестве соответчика.
Поскольку неправомерное бездействие по уточненным налоговым декларациям по налогу на прибыль за 2010 год допущено со стороны Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю и в настоящее время общество состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 5 по г. Краснодару, суд первой инстанции правомерно обязал последнюю устранить допущенные нарушения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, выразившееся в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету ООО "ЛОНМАДИ КУБАНЬ" согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, март, сентябрь - декабрь 2009 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в данных уточненных декларациях, ввиду неправильного применения норм материального права, надлежит отменить, в отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 по делу N А32-28655/2015 в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, выразившееся в не проведении корректирующих сумм по лицевому счету ООО "Лонмади Кубань" согласно поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2008 год, март, сентябрь - декабрь 2009 года и в не отражении в карточке расчетов с бюджетом изменений и дополнений, изложенных в данных уточненных декларациях, отменить.
В отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2015 по делу N А32-28655/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
А.Н.СТРЕКАЧЕВ
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Н.В.СУЛИМЕНКО
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)