Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494) - Черноусов М.В., паспорт, доверенность от 19.04.2016;
- от Правительства Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444) - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июня 2016 года
по делу N А60-13079/2016,
принятое судьей Коликовым В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант"
к Правительству Свердловской области
о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения прав,
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области (далее также - ответчик, Правительство) с требованием о признании незаконным с 27.11.2015 бездействия Правительства Свердловской области, выраженного в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП (далее - Перечень) и обязать Правительство включить указанное административное здание, а также помещения в нем в Перечень, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и разместить его на официальном сайте Правительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также заявитель просит признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в непредоставлении ответа на письмо ООО "Инвест-Гарант" от 26.11.2015 N 27, и обязать заинтересованное лицо дать заявителю письменный ответ по существу направленного обращения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в несовершении действий по включению административного здания и помещений в нем в Перечень; на Правительство возложена обязанность включить указанное административное здание, а также помещения в нем в Перечень, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что объект не соответствует условиям отнесения к административно-деловому центру, установленным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Судом необоснованно принят в качестве доказательства кадастровый паспорт земельного участка от 01.06.2016 N 66/301/16-407247 с измененным видом разрешенного использования; сведения изменены 18.05.2016, то есть в период рассмотрения дела в арбитражном суде. Также указывает, что кадастровый паспорт назначение помещений общей площадью не менее 20% для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не подтверждает. Считает вывод суда о незаконном бездействии Правительства, а также нарушении прав и законных интересов заявителя недоказанным. Указывает на то, что включение в Перечень отдельных помещений, расположенных в зданиях, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, действующим законодательством не предусмотрена.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявил также о приобщении к материалам дела копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 28.06.2016.
На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) документ приобщен к материалам дела, как представленный для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы.
Правительство Свердловской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвест-Гарант" является собственником следующих нежилых помещений, расположенных в административном здании (литера А) по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, д. 50-б:
- общей площадью 11668,3 кв. м, этаж: подвал, подвал (-1 уровень), подвал (-2 уровень), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, антресоль 1 этажа, кровля, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:56 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 500324 от 22.05.2014);
- общей площадью 266,4 кв. м, этаж: 6, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:49 (свидетельство о государственной регистрации 66 АЖ 409500 от 19.02.2014);
- общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) - помещения N 2, 14, подвал (-2 уровень) - помещения N 12-13, кадастровый (или условный) номер 66-66-01/307/2012-111 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ N 480004).
Указанные выше объекты недвижимости расположены в здании на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601005:54, имеющим согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.06.2016 N 66/301/16-407247 разрешенное использование: административные и офисные здания.
С 01.01.2015 в связи со вступлением в законную силу Закона Свердловской области N 100-ОЗ от 24.11.2014 "О внесении изменений в закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и статью 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", на территории Свердловской области стали применяться положения статьи 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении объектов недвижимости, являющихся административно-торговыми центрами.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
Правительством Свердловской области принято Постановление от 30.12.2014 N 1265-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", однако административное здание (литер А), расположенное по пр. Ленина, д. 50-б, принадлежащее ООО "Инвест-Гарант", в этот перечень не включено.
Поскольку, по мнению общества, указанный объект недвижимости соответствует критериям, которые установлены статьей 378.2, общество 26.11.2015 обратилось в Правительство Свердловской области с требованиями о совершении действий, направленных на включение указанного здания в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Письмом от 13.01.2016 N 17-0182/128 Министерство по управлению государственным имуществом разъяснило, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год определен Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП, которым продлено на 2016 год действие перечня объектов, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 г. N 1265-ПП.
Полагая, что Правительство неправомерно не совершило действий по включению принадлежащего обществу объекта в Перечень, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил, что рассматриваемое соответствует критериям, установленным пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ, следовательно, должно было быть включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, в связи с чем пришел к выводу о доказанности факта противоправного бездействия Правительства Свердловской области.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее также - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ).
Согласно ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Свердловской области налог установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ в Закон N 35-ОЗ введена статья 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. метров, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется министерством в соответствии с Постановлением Правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
Согласно подп. 7-3 ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на определение Перечня, является Правительство.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство Постановлением от 30.12.2014 N 1265-ПП определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. Перечень объектов на 2015 год определен в количестве 41 объекта, в числе которых спорного объекта нет.
Общество 26.11.2015 обратилось с заявлением в Правительство Свердловской области с требованием о совершении действий, направленных на включение принадлежащего ему на праве собственности административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем, в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Однако 28.12.2015 Правительство приняло Постановление N 1217-ПП от 28.12.2015 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", которым продлено на 2016 год действие прежнего перечня объектов, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП на 2015 год.
Установив, что спорный объект соответствует критериям, предусмотренным п. 3 ст. 378.2 НК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что Правительство неправомерно уклонилось от включения в Перечень принадлежащего обществу здания.
При этом суд верно исходил из того, что согласно техническому паспорту рассматриваемое здание на пр. Ленина, д. 50-б является по своему назначению и использованию административным; общая площадь помещений, принадлежащих заявителю, составляет 17224,9 кв. м, из которых, согласно представленным в материалы дела договорам аренды, фактически используется как офисные помещения общей площадью 4165,7 кв. м, что составляет более 24%. При этом помещения общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) помещения N 2, 14 и подвал (-2 уровень) помещения N 12-13 - относятся к объектам сопутствующей офисной инфраструктуры (паркинг). Следовательно, данное здание соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ, как предназначенное и фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения.
С учетом изложенного со стороны ответчика, действительно, имело место незаконное бездействие по невключения спорного объекта в Перечень, что нарушило права и законные интересы заявителя, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на имущества.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы Правительство не доказало законности своего бездействия по невключению спорного здания в Перечень на 2016 год.
Доводы жалобы о том, что данный Перечень является нормативным актом и не предусматривает внесение изменений в течение налогового периода, отклоняются судом апелляционной инстанции. Данный Перечень по содержанию не отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку пункты данного Перечень относятся к различным правообладателям объектов недвижимости и не касаются прав и обязанностей неопределенного круга хозяйствующих субъектов, в силу чего оспариваемый Перечень рассчитан на однократное применение.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2016 года по делу N А60-13079/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2016 N 17АП-11577/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-13079/2016
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. N 17АП-11577/2016-АК
Дело N А60-13079/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант" (ИНН 6672271980, ОГРН 1086672014494) - Черноусов М.В., паспорт, доверенность от 19.04.2016;
- от Правительства Свердловской области (ИНН 6658021579, ОГРН 1036602648444) - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 июня 2016 года
по делу N А60-13079/2016,
принятое судьей Коликовым В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант"
к Правительству Свердловской области
о признании незаконным бездействия органа государственной власти и обязании устранить допущенные нарушения прав,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест-Гарант" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области (далее также - ответчик, Правительство) с требованием о признании незаконным с 27.11.2015 бездействия Правительства Свердловской области, выраженного в несовершении действий по включению административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем с кадастровыми (или условными) номерами 66:41:0601005:56, 66:41:0601005:49, 66-66-01/307/2012-111 (66:41:0601005:47) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП (далее - Перечень) и обязать Правительство включить указанное административное здание, а также помещения в нем в Перечень, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и разместить его на официальном сайте Правительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Также заявитель просит признать незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в непредоставлении ответа на письмо ООО "Инвест-Гарант" от 26.11.2015 N 27, и обязать заинтересованное лицо дать заявителю письменный ответ по существу направленного обращения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Правительства Свердловской области, выраженное в несовершении действий по включению административного здания и помещений в нем в Перечень; на Правительство возложена обязанность включить указанное административное здание, а также помещения в нем в Перечень, направить измененный Перечень в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской и разместить его на официальном сайте Правительства Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что объект не соответствует условиям отнесения к административно-деловому центру, установленным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). Судом необоснованно принят в качестве доказательства кадастровый паспорт земельного участка от 01.06.2016 N 66/301/16-407247 с измененным видом разрешенного использования; сведения изменены 18.05.2016, то есть в период рассмотрения дела в арбитражном суде. Также указывает, что кадастровый паспорт назначение помещений общей площадью не менее 20% для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не подтверждает. Считает вывод суда о незаконном бездействии Правительства, а также нарушении прав и законных интересов заявителя недоказанным. Указывает на то, что включение в Перечень отдельных помещений, расположенных в зданиях, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, действующим законодательством не предусмотрена.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявил также о приобщении к материалам дела копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 28.06.2016.
На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) документ приобщен к материалам дела, как представленный для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы.
Правительство Свердловской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвест-Гарант" является собственником следующих нежилых помещений, расположенных в административном здании (литера А) по адресу: Екатеринбург, пр. Ленина, д. 50-б:
- общей площадью 11668,3 кв. м, этаж: подвал, подвал (-1 уровень), подвал (-2 уровень), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, антресоль 1 этажа, кровля, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:56 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЖ 500324 от 22.05.2014);
- общей площадью 266,4 кв. м, этаж: 6, кадастровый (или условный) номер 66:41:0601005:49 (свидетельство о государственной регистрации 66 АЖ 409500 от 19.02.2014);
- общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) - помещения N 2, 14, подвал (-2 уровень) - помещения N 12-13, кадастровый (или условный) номер 66-66-01/307/2012-111 (свидетельство о государственной регистрации права 66 АЕ N 480004).
Указанные выше объекты недвижимости расположены в здании на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601005:54, имеющим согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01.06.2016 N 66/301/16-407247 разрешенное использование: административные и офисные здания.
С 01.01.2015 в связи со вступлением в законную силу Закона Свердловской области N 100-ОЗ от 24.11.2014 "О внесении изменений в закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и статью 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в статью 3 Закона Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", на территории Свердловской области стали применяться положения статьи 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении объектов недвижимости, являющихся административно-торговыми центрами.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с подп. 7-3 статьи 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" Правительство Свердловской области определяет перечень указанных в федеральном законе объектов недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законом Свердловской области налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, обеспечивает направление этого перечня в электронной форме в территориальный орган Федеральной налоговой службы по Свердловской области и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также до установления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного федеральным законом, устанавливает такой порядок.
Правительством Свердловской области принято Постановление от 30.12.2014 N 1265-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год", однако административное здание (литер А), расположенное по пр. Ленина, д. 50-б, принадлежащее ООО "Инвест-Гарант", в этот перечень не включено.
Поскольку, по мнению общества, указанный объект недвижимости соответствует критериям, которые установлены статьей 378.2, общество 26.11.2015 обратилось в Правительство Свердловской области с требованиями о совершении действий, направленных на включение указанного здания в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Письмом от 13.01.2016 N 17-0182/128 Министерство по управлению государственным имуществом разъяснило, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год определен Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 N 1217-ПП, которым продлено на 2016 год действие перечня объектов, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 г. N 1265-ПП.
Полагая, что Правительство неправомерно не совершило действий по включению принадлежащего обществу объекта в Перечень, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил, что рассматриваемое соответствует критериям, установленным пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ, следовательно, должно было быть включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, в связи с чем пришел к выводу о доказанности факта противоправного бездействия Правительства Свердловской области.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций (далее также - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 373 НК РФ).
Согласно ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан включить в перечень на очередной налоговый период все выявленные объекты недвижимого имущества, отвечающие критериям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, и не включенные в этот перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором они были выявлены (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
На территории Свердловской области налог установлен Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ).
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ в Закон N 35-ОЗ введена статья 1-1 "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", в соответствии с которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности: административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. метров, и помещения в них.
Функция по формированию Перечня объектов осуществляется министерством в соответствии с Постановлением Правительства от 10.12.2014 N 1139-ПП "О реализации статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Свердловской области".
Согласно подп. 7-3 ст. 13 Областного закона от 04.11.1995 N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на определение Перечня, является Правительство.
В целях реализации на территории Свердловской области ст. 378.2 НК РФ Правительство Постановлением от 30.12.2014 N 1265-ПП определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. Перечень объектов на 2015 год определен в количестве 41 объекта, в числе которых спорного объекта нет.
Общество 26.11.2015 обратилось с заявлением в Правительство Свердловской области с требованием о совершении действий, направленных на включение принадлежащего ему на праве собственности административного здания с кадастровым номером 66:41:06010005:45, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 50-б, а также помещений в нем, в перечень имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
Однако 28.12.2015 Правительство приняло Постановление N 1217-ПП от 28.12.2015 "О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год", которым продлено на 2016 год действие прежнего перечня объектов, установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1265-ПП на 2015 год.
Установив, что спорный объект соответствует критериям, предусмотренным п. 3 ст. 378.2 НК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что Правительство неправомерно уклонилось от включения в Перечень принадлежащего обществу здания.
При этом суд верно исходил из того, что согласно техническому паспорту рассматриваемое здание на пр. Ленина, д. 50-б является по своему назначению и использованию административным; общая площадь помещений, принадлежащих заявителю, составляет 17224,9 кв. м, из которых, согласно представленным в материалы дела договорам аренды, фактически используется как офисные помещения общей площадью 4165,7 кв. м, что составляет более 24%. При этом помещения общей площадью 5290,2 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал (-1 уровень) помещения N 2, 14 и подвал (-2 уровень) помещения N 12-13 - относятся к объектам сопутствующей офисной инфраструктуры (паркинг). Следовательно, данное здание соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ, как предназначенное и фактически используемое в целях делового, административного или коммерческого назначения.
С учетом изложенного со стороны ответчика, действительно, имело место незаконное бездействие по невключения спорного объекта в Перечень, что нарушило права и законные интересы заявителя, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на имущества.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы Правительство не доказало законности своего бездействия по невключению спорного здания в Перечень на 2016 год.
Доводы жалобы о том, что данный Перечень является нормативным актом и не предусматривает внесение изменений в течение налогового периода, отклоняются судом апелляционной инстанции. Данный Перечень по содержанию не отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку пункты данного Перечень относятся к различным правообладателям объектов недвижимости и не касаются прав и обязанностей неопределенного круга хозяйствующих субъектов, в силу чего оспариваемый Перечень рассчитан на однократное применение.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2016 года по делу N А60-13079/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)