Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 по делу N А47-6820/2016 (судья Дмитриенко Т.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Кучаева Э.М. (доверенность N 268 от 04.08.2017).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 в рамках дела N А47-6820/2016 в отношении Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1025600753970, ИНН 5632001664) (далее - ФГУСП "Ильинское" ФСИН России, должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должника утвержден Подкопаев Олег Игоревич (далее - временный управляющий Подкопаев О.И.).
03.04.2017 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об установлении задолженности в размере 5081781,37 руб. и включении ее в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 (резолютивная часть определения объявлена 15.06.2017) заявленные ФНС России требования удовлетворены частично, признана обоснованной сумма кредиторской задолженности в размере 4568050,22 руб., на временного управляющего Подкопаева О.И. возложена обязанность включить требования ФНС России в указанной сумме в третий раздел реестра требований кредиторов должника. В части требований на сумму 513731,15 руб. производство прекращено.
ФНС России не согласилась с этим определением Арбитражного суда Оренбургской области в части обязания временного управляющего включить в третий раздел реестра требований кредиторов должника задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. и обжаловала определение в этой части в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение суда первой инстанции в обжалованной части отменить и включить спорную кредиторскую задолженность во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
В обоснование жалобы ФНС России ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что задолженность по удержанному должником до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленному в бюджет налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб., входящая в сумму кредиторской задолженности, признанную судом обоснованной, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, поскольку доходы физических лиц в виде оплаты труда, выходных пособий и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абз. 3 п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами (со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).
Представитель ФНС России в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Поскольку определение суда первой инстанции обжалуется ФНС России только в части обязания временного управляющего включить в третий раздел реестра требований кредиторов должника задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. и со стороны иных участвующих в деле лиц возражений против пересмотра этого судебного акта лишь в указанной части не поступило, в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение проверяется на предмет законности и обоснованности исключительно в указанной обжалованной части.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает определение суда первой инстанции в обжалованной части подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 в отношении ФГУСП "Ильинское" ФСИН России введена процедура банкротства - наблюдение. Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" 04.03.2017.
03.04.2017 ФНС России лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об установлении задолженности в размере 5081781,37 руб. и включении ее в реестр требований кредиторов должника. В заявленную сумму требований включены суммы налоговых санкций по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (на основании принятых налоговым органом решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.10.2016 N 09-06/1712 и от 30.11.2016 N 2063), а также суммы налога на прибыль организаций за 2013 год, налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, налога на доходы физических лиц за 2013-2014 годы, суммы пеней и штрафов за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2013 год, налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, налога на доходы физических лиц за 2013-2014 годы (на основании принятого налоговым органом по итогам выездной налоговой проверки решения от 30.11.2015 N 12-08/35, а также на основании налоговых деклараций за 2016 год, включая налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц от 04.05.2016 - по состоянию на 31.03.2016 и от 29.07.2016 - по состоянию на 01.07.2016).
Временный управляющий должника, должник, кредиторы должника письменные отзывы (возражения) на требования кредитора в материалы дела не представили.
Рассмотрев требования уполномоченного органа, суд первой инстанции признал их обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника в части суммы кредиторской задолженности в размере 4568050,22 руб. (3839461,7 руб. - налоги, 645035,72 руб. - пени, 83552,8 руб. штрафы). Требования уполномоченного органа в указанной сумме признаны судом подлежащими включению в полном объеме в третий раздел реестра требований кредиторов должника. Требования уполномоченного органа за 3 квартал 2016 года в сумме 513731,15 руб. (507310 руб. - налоги, 6421,15 руб. - пени) признаны судом первой инстанции текущими (так как заявление о признании должника банкротом принято судом к производству 13.07.2016), в связи с чем производство по рассмотрению этих требований судом прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение суда первой инстанции в части выводов об обоснованности требований уполномоченного органа в сумме 4568050,22 руб. и о необходимости прекращения производства по рассмотрению требований в сумме 513731,15 руб. участвующими в деле лицами не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется.
Податель апелляционной жалобы полагает необоснованным определение суда первой инстанции в части обязания временного управляющего включить требования уполномоченного органа по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов ФГУСП "Ильинское" ФСИН России. По мнению уполномоченного органа, его требование в этой части подлежит включению во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
Оценив обоснованность определения суда первой инстанции в указанной части и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со ст. 16 Закона N 127-ФЗ, реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (п. 1). Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено этим пунктом (п. 6). В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов (п. 7).
Статьей 71 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п. 1). Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано (п. 5).
В силу ст. 100 Закона N 127-ФЗ кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п. 1). Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (п. 5).
Очередность удовлетворения требований кредиторов должника определяется в соответствии со ст. 134 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с п. 4 которой требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом заявлено требование об установлении и включении в реестр требований кредиторов ФГУСП "Ильинское" ФСИН России в том числе задолженности по уплате налога на доходы физических лиц по налоговым декларациям от 04.05.2016 (срок уплату налога - 31.03.2016) и от 29.07.2016 (срок уплаты налога 01.07.2016), удержанного должником в качестве налогового агента, но не перечисленного в бюджет, в сумме 885051,82 руб. (требования об уплате от 13.05.2016 N 1529, от 17.06.2016 N 2079 и от 04.08.2016 N 2745).
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов. Эта обязанность, в силу п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).
Как разъяснено в п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению. Будучи в силу названных положений Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком. При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения. Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона N 127-ФЗ).
Рассматриваемая сумма налога на доходы физических лиц не относится к текущим платежам, что подтверждено материалами дела, и установлено в том числе судом первой инстанции и участвующими в деле лицами не оспаривается.
В этой связи, как обоснованно отмечено подателем апелляционной жалобы, с учетом положений абз. 3 п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ и приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, указанная сумма относится ко второй очереди расчетов с кредиторами. Оснований для возложения на временного управляющего должника обязанности включить указанную сумму налога на доходы физических лиц в третий раздел реестра требований кредиторов должника у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, определение суда первой инстанции подлежит изменению в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части обязания временного управляющего Подкопаева О.И. включить требование ФНС России в сумме 885051,82 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов. Требования ФНС России в указанной сумме подлежат включению во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
Оснований для изменения определения суда в части признания обоснованными и подлежащими включению в третий раздел реестра требований кредиторов должника требований ФНС России в сумме 3682998,4 руб. (4568050,22 руб. - 885051,82 руб.) у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 по делу N А47-6820/2016 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк Оренбургской области) удовлетворить частично, признать обоснованной сумму кредиторской задолженности в размере 4568050 руб. 22 коп.
Временному управляющему должника - Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" Федеральной службы исполнения наказаний (с. Ильинка Кувандыкского района Оренбургской области) (ИНН 5632001664, ОГРН 1025600753970) Подкопаеву О.И. включить требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк Оренбургской области) в сумме 3682998,4 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов должника и в сумме 885051,82 руб. - во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
В части требования на сумму 513731 руб. 15 коп. производство прекратить.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2017 N 18АП-9838/2017 ПО ДЕЛУ N А47-6820/2016
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. N 18АП-9838/2017
Дело N А47-6820/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 по делу N А47-6820/2016 (судья Дмитриенко Т.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Кучаева Э.М. (доверенность N 268 от 04.08.2017).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 в рамках дела N А47-6820/2016 в отношении Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1025600753970, ИНН 5632001664) (далее - ФГУСП "Ильинское" ФСИН России, должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должника утвержден Подкопаев Олег Игоревич (далее - временный управляющий Подкопаев О.И.).
03.04.2017 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об установлении задолженности в размере 5081781,37 руб. и включении ее в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 (резолютивная часть определения объявлена 15.06.2017) заявленные ФНС России требования удовлетворены частично, признана обоснованной сумма кредиторской задолженности в размере 4568050,22 руб., на временного управляющего Подкопаева О.И. возложена обязанность включить требования ФНС России в указанной сумме в третий раздел реестра требований кредиторов должника. В части требований на сумму 513731,15 руб. производство прекращено.
ФНС России не согласилась с этим определением Арбитражного суда Оренбургской области в части обязания временного управляющего включить в третий раздел реестра требований кредиторов должника задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. и обжаловала определение в этой части в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение суда первой инстанции в обжалованной части отменить и включить спорную кредиторскую задолженность во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
В обоснование жалобы ФНС России ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что задолженность по удержанному должником до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленному в бюджет налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб., входящая в сумму кредиторской задолженности, признанную судом обоснованной, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, поскольку доходы физических лиц в виде оплаты труда, выходных пособий и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абз. 3 п. 4 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами (со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).
Представитель ФНС России в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Поскольку определение суда первой инстанции обжалуется ФНС России только в части обязания временного управляющего включить в третий раздел реестра требований кредиторов должника задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. и со стороны иных участвующих в деле лиц возражений против пересмотра этого судебного акта лишь в указанной части не поступило, в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение проверяется на предмет законности и обоснованности исключительно в указанной обжалованной части.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает определение суда первой инстанции в обжалованной части подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 в отношении ФГУСП "Ильинское" ФСИН России введена процедура банкротства - наблюдение. Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" 04.03.2017.
03.04.2017 ФНС России лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об установлении задолженности в размере 5081781,37 руб. и включении ее в реестр требований кредиторов должника. В заявленную сумму требований включены суммы налоговых санкций по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (на основании принятых налоговым органом решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.10.2016 N 09-06/1712 и от 30.11.2016 N 2063), а также суммы налога на прибыль организаций за 2013 год, налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, налога на доходы физических лиц за 2013-2014 годы, суммы пеней и штрафов за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2013 год, налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, налога на доходы физических лиц за 2013-2014 годы (на основании принятого налоговым органом по итогам выездной налоговой проверки решения от 30.11.2015 N 12-08/35, а также на основании налоговых деклараций за 2016 год, включая налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц от 04.05.2016 - по состоянию на 31.03.2016 и от 29.07.2016 - по состоянию на 01.07.2016).
Временный управляющий должника, должник, кредиторы должника письменные отзывы (возражения) на требования кредитора в материалы дела не представили.
Рассмотрев требования уполномоченного органа, суд первой инстанции признал их обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника в части суммы кредиторской задолженности в размере 4568050,22 руб. (3839461,7 руб. - налоги, 645035,72 руб. - пени, 83552,8 руб. штрафы). Требования уполномоченного органа в указанной сумме признаны судом подлежащими включению в полном объеме в третий раздел реестра требований кредиторов должника. Требования уполномоченного органа за 3 квартал 2016 года в сумме 513731,15 руб. (507310 руб. - налоги, 6421,15 руб. - пени) признаны судом первой инстанции текущими (так как заявление о признании должника банкротом принято судом к производству 13.07.2016), в связи с чем производство по рассмотрению этих требований судом прекращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение суда первой инстанции в части выводов об обоснованности требований уполномоченного органа в сумме 4568050,22 руб. и о необходимости прекращения производства по рассмотрению требований в сумме 513731,15 руб. участвующими в деле лицами не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется.
Податель апелляционной жалобы полагает необоснованным определение суда первой инстанции в части обязания временного управляющего включить требования уполномоченного органа по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов ФГУСП "Ильинское" ФСИН России. По мнению уполномоченного органа, его требование в этой части подлежит включению во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
Оценив обоснованность определения суда первой инстанции в указанной части и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со ст. 16 Закона N 127-ФЗ, реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (п. 1). Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено этим пунктом (п. 6). В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов (п. 7).
Статьей 71 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п. 1). Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано (п. 5).
В силу ст. 100 Закона N 127-ФЗ кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п. 1). Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (п. 5).
Очередность удовлетворения требований кредиторов должника определяется в соответствии со ст. 134 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с п. 4 которой требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом заявлено требование об установлении и включении в реестр требований кредиторов ФГУСП "Ильинское" ФСИН России в том числе задолженности по уплате налога на доходы физических лиц по налоговым декларациям от 04.05.2016 (срок уплату налога - 31.03.2016) и от 29.07.2016 (срок уплаты налога 01.07.2016), удержанного должником в качестве налогового агента, но не перечисленного в бюджет, в сумме 885051,82 руб. (требования об уплате от 13.05.2016 N 1529, от 17.06.2016 N 2079 и от 04.08.2016 N 2745).
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов. Эта обязанность, в силу п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).
Как разъяснено в п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению. Будучи в силу названных положений Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком. При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения. Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона N 127-ФЗ).
Рассматриваемая сумма налога на доходы физических лиц не относится к текущим платежам, что подтверждено материалами дела, и установлено в том числе судом первой инстанции и участвующими в деле лицами не оспаривается.
В этой связи, как обоснованно отмечено подателем апелляционной жалобы, с учетом положений абз. 3 п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ и приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, указанная сумма относится ко второй очереди расчетов с кредиторами. Оснований для возложения на временного управляющего должника обязанности включить указанную сумму налога на доходы физических лиц в третий раздел реестра требований кредиторов должника у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, определение суда первой инстанции подлежит изменению в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части обязания временного управляющего Подкопаева О.И. включить требование ФНС России в сумме 885051,82 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов. Требования ФНС России в указанной сумме подлежат включению во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
Оснований для изменения определения суда в части признания обоснованными и подлежащими включению в третий раздел реестра требований кредиторов должника требований ФНС России в сумме 3682998,4 руб. (4568050,22 руб. - 885051,82 руб.) у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 по делу N А47-6820/2016 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк Оренбургской области) удовлетворить частично, признать обоснованной сумму кредиторской задолженности в размере 4568050 руб. 22 коп.
Временному управляющему должника - Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" Федеральной службы исполнения наказаний (с. Ильинка Кувандыкского района Оренбургской области) (ИНН 5632001664, ОГРН 1025600753970) Подкопаеву О.И. включить требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк Оренбургской области) в сумме 3682998,4 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов должника и в сумме 885051,82 руб. - во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
В части требования на сумму 513731 руб. 15 коп. производство прекратить.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)