Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 08.06.2017 ПО ДЕЛУ N 3Г-546/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. по делу N 3г-546/2017


Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Кулясовой Р.Я.,
при секретаре И.Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агидель" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта N... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 N 2007, в части включения в Перечень объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес,

установил:

29 декабря 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з издало приказ N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год" (далее - Перечень к Приказу от 29.12.2016).
Приказ опубликован 30 декабря 2016 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
В пункт N... Перечня к Приказу N 2007 от 29.12.2016 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, включено нежилое здание с кадастровым номером N..., расположенное по адресу: адрес.
Общество с ограниченной ответственностью "Агидель" (далее - ООО "Агидель"), являясь собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N... Перечня к Приказу N 2007 от 29.12.2016 полагая, что принадлежащее ему здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенным законоположениям и нарушает права ООО "Агидель", так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представители ООО "Агидель" Б.И.А. в судебном заседании требования поддержал, указал, что арендатором первого этажа площадью... кв.м является..., указанный объект находится на охраняемой территории, не доступной для другого населения. Территория огорожена, доступ посторонних лиц к объекту воспрещен. Объекты не используются, официально не законсервированы.... никакой деятельности не ведет.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Ш.С.Ф. требования не признала.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан указано на то, что спорный объект недвижимого имущества является зданием административно-бытового корпуса N... базы механизации. Комиссией Минземимущества РБ осуществлен выезд на спорный объект с целью установления вида фактического использования. По результатам обследования установлено, что 21 % от общей площади спорного объекта недвижимого имущества используется для размещения объектов торгового назначения и объектов общественного питания, в связи с чем подпадает под признаки, оговоренные в п. 1 ст. 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" (л.д. 204-207).
Представитель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ - Х.О.А. административные исковые требования не признала, пояснила, что площадь в размере... кв.м. предназначена для ведения административной деятельности. На первом этаже оборудована комната для приема пищи.... кв.м. заняты объектами общественного питания, туда включена площадь комнаты для приема пищи. Размещаются офисные помещения: кабинет директора, главного бухгалтера, приемная, архив. На третьем этаже кабинет директора, директор какого предприятия, им неизвестен. Часть помещений не используется, часть используется. Предприятия действующие. На территории размещена обслуживающая предприятие транспортная организация. Предприятие размещено не только на первом этаже, но на и втором и третьем.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Кулясовой Р.Я., полагавшего, что исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость").
В силу пункта 2 вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РБ от 17.11.2015 N 483, от 03.11.2016 N 472, вступивших соответственно в силу с 17.11.2015 г. и с 3 ноября 2016 года, пункт 3.94 является пунктом 3.95. и в соответствии с вновь введенным п.3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оно не позднее 1-го числа очередного периода по налогу определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с ч. 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 годы, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок его опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ 30 декабря 2016 года (до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций).
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, содержащихся в указанном пункте. В частности, к таким условиям относится предназначение для использования или фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с названными положениями Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с п. 2.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России (далее - реестр недвижимого имущества), Министерство:
а) проводит обработку реестра недвижимого имущества в разрезе наименований объектов;
б) в срок до 1 сентября текущего года формирует предварительный Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;
в) в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей (далее - заявители) по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов:
- формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства;
- направляет утвержденный на очередной налоговый период Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан;
г) в целях актуализации Перечня в течение налогового периода на основании обращений заявителей о внесении изменений в Перечень проводит мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с Методикой.
Спорный объект недвижимости с кадастровым номером N..., площадью... кв.м. (л.д.59-60), расположен на земельном участке с кадастровым номером N..., по адресу: адрес, разрешенное использование: для размещения базы ОВОН (л.д.61-63).
Согласно договору кули-продажи от дата вышеуказанные здание административно-бытового корпуса N... базы механизации и земельный участок принадлежат на праве собственности ООО "Агидель" (л.д.44-51).
Из технического паспорта, составленного Благовещенским городским филиалом ГУП Бюро технической инвентаризации РБ, по состоянию на 19 августа 2008 года общая площадь нежилого здания с кадастровым номером N... составляет... кв.м. (л.д. 19-33).
Представитель ООО "Агидель" Б.И.А. в обоснование своей позиции о необходимости исключения спорного объекта из Перечня указал, что в соответствии с договором аренды нежилое помещение площадью... кв.м. сдано в аренду...". Спорное здание находится на охраняемой территории, не доступной для другого населения.
Суду предоставлен договор аренды N... от дата, в соответствии с которым... арендует у ООО "Агидель" нежилые помещения площадью... кв.м.
Из сведений из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на дата следует, что основным видом деятельности... является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта.
В обоснование своих доводов истцом представлен договор возмездного оказания услуг N... от дата на оказание охранных услуг от дата и дополнительные соглашения к нему, а также положение о пропускном и внутриобъектовом режимах на территории и объектах ООО "Агидель" (л.д.103-133).
Представитель ООО "Агидель" Б.И.А. также указывал, что в здании с кадастровым номером N..., расположена комната для приема пищи персонала площадью... кв.м.
Из акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером N... от дата следует, что 21% объекта недвижимого имущества - трехэтажного здания административно-бытового корпуса N... базы механизации фактически используется в целях административного, офисного назначения, размещения объектов общественного питания (л.д.103-203).
Изучив представленные доказательства в их совокупности, суд не может принять указанный акт обследования в качестве допустимого доказательства в связи со следующим.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 1.2.7 приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с разрешенным использованием для размещения базы ОВОН(объектов вспомогательно-обеспечительного назначения).
На основании договора аренды ООО "..." арендует у ООО "Агидель" нежилое помещение площадью... кв.м. Площадь спорного объекта -... кв.м, то есть используется около 17,17% площади помещения.
По мнению суда, комнаты приема пищи необоснованно включены по акту обследования к помещениям, предназначенным для размещения предприятий общественного питания.
Под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания (п. 3.1 ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования").
Необоснованно также включено в число административных помещений: кабинет заместителя директора по эксплуатации, диспетчерская, кабинеты директора, главного бухгалтера, отдел кадров.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества является производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий, производство общестроительных работ, разработка каменных карьеров и т.д. (л.д.76)
В спорном здании расположены кабинеты руководства организации, бухгалтерии, комната приема пищи и т.д. На территории производственной базы действует пропускной и внутриобъектовый режим, направленный на обеспечение режима секретности и предполагающий ограничение свободного доступа посетителей.
Таким образом, здание с кадастровым номером N... составляет инфраструктуру промышленного предприятия, включающего в себя также здание производственного и складского назначения, комнату для приема пищи функционально неотделимо от единого производственного комплекса и является объектом обслуживающего назначения, обеспечивающее производственный процесс на территории производственной базы.
Исходя из указанных обстоятельств, суд полагает, что указанный объект недвижимого имущества не отвечает признакам административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 2.1 Закона N 43-з.
Какие-либо доказательства, опровергающие представленные административным истцом доказательства, со стороны органа, принявшего оспариваемый приказ - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, не представлены.
Поскольку судом установлено, что включение в оспариваемый Перечень объекта недвижимого имущества, указанного в пункте..., противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, и не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, суд признает его недействующим, поскольку оспариваемое положение не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Агидель" удовлетворить.
Признать недействующим пункт... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год", в части включения в Перечень объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Н.В.КОЗЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)