Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" на решение Кемеровского областного суда от 24 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пункта 97 Видов фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, определенных постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 508, а также пункта 184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определенного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 509.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителей общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" Асеевой И.В. и Баханова Д.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 508 определены Виды фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно пункту 97 которых вид фактического использования здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, Кирова проспект, 34, - "в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания".
Это же здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определенный на 2017 год постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 509, под пунктом 184.
Названные выше постановления коллегии администрации Кемеровской области с приложениями размещены 19 декабря 2016 года в издании "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" zakon.kemobl.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что принадлежащее ему на праве собственности здание с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 признаками объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как кадастровая стоимость, не обладает, так как площадь этого здания, занятая объектами торговли и общественного питания, составляет менее 20% общей площади здания. Мероприятия по определению вида фактического использования данного здания проведены, по мнению административного истца, с нарушением Порядка установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 в составе Положения о реализации Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 года N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области", что вызывает у административного истца сомнения в объективности указанных мероприятий.
Решением Кемеровского областного суда от 24 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы коллегией администрации Кемеровской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Разрешая заявленные требования, суд, признав установленным факт использования более 20% общей площади здания (400 кв. м из 1761,6 кв. м) в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания, пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является достаточным основанием для установления вида фактического использования здания "в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания", а также включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, установив, что на момент издания постановления коллегии администрации Кемеровской области "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" здание было расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", суд посчитал, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" на основании главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Кемеровской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты.
Согласно абзацам первому и второму пункта 1 статьи 5.2 указанного закона Кемеровской области налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 5.2 названного закона Кемеровской области объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый коллегией администрации Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 509 на 2017 год определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, согласно пункту 184 которого в отношении здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
По данным кадастрового учета, сведения о которых содержатся в материалах настоящего административного дела, собственником нежилого здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 площадью 1761,6 кв. м является общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа".
Указанное здание расположено по адресу: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, Кирова проспект, 34 на земельном участке с кадастровым номером 42:26:0201001:3213, имеющим на момент определения оспариваемого Перечня объектов недвижимого имущества вид разрешенного использования "размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Классификация видов разрешенного использования земельных участков приведена в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае по настоящему административному делу вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:3213 полностью соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли и общественного питания, пришел к правильному выводу о закономерности включения указанного здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
При этом не могут быть признаны состоятельными доводы административного истца относительно того, что указанный объект недвижимого имущества включен в оспариваемый Перечень исключительно на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с постановлением коллегии администрации Кемеровской области "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", поскольку ссылки на данный правовой акт постановление коллегии администрации Кемеровской области "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" не содержит.
Из преамбулы постановления коллегии администрации Кемеровской области "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" следует, что это постановление издано в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" и постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226.
В свою очередь утвержденное постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 Положение о реализации Закона Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" предусматривает формирование и определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, в котором учитываются как здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен в соответствии с постановлением коллегии администрации Кемеровской области об определении вида фактического использования, так и результаты рассмотрения сведений государственного кадастра недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества и иных документов, полученных в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области в целях определения вида разрешенного использования земельных участков и размещения на указанных земельных участках офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 3.2 названного Положения).
При этом создание отдельного Перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в этот перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка, вышеназванным Положением не предусмотрено.
Доводы административного истца относительно допущенной реестровой ошибки в отношении вида разрешенного использования земельного участка, действовавшего на момент определения оспариваемого Перечня объектов недвижимого имущества, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не нашедшие своего подтверждения в рамках рассматриваемого административного дела.
В свою очередь, как обоснованно указал суд первой инстанции в своем решении, изменение вида разрешенного использования земельного участка с 3 апреля 2017 года признание Перечня объектов недвижимого имущества недействующим в оспариваемой части не влечет, поскольку в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять лишь на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Правомерным следует признать и вывод суда о законности постановления коллегии администрации Кемеровской области "Об определении вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений" в оспариваемой части, поскольку сам по себе данный правовой акт требованиям действующего законодательства не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Как сказано выше, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Утвержденное постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 Положение определяет порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, порядок формирования и определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и порядок взаимодействия при установлении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и формировании перечня (пункт 1.1 этого Положения).
В соответствии с пунктом 1.3 указанного Положения фактическим использованием отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 2.1 этого же Положения предусмотрено, что проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым председателем комитета по легализации объектов налогообложения администрации Кемеровской области перечнем зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования.
По результатам проведения мероприятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты его окончания составляется протокол (п. 2.8 Положения).
Результаты проведения мероприятия используются для принятия решения коллегии администрации Кемеровской области об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которое оформляется в виде постановления коллегии администрации Кемеровской области (пункт 1.12 Положения).
Как видно из материалов административного дела, 21 сентября 2016 года председателем комитета по легализации объектов налогообложения администрации Кемеровской области дано поручение на проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно приложению N 1, в которое под N 11 включено и здание культурно-развлекательного центра "Победа".
Протоколом обследования данного здания от 22 сентября 2016 года, составленным вопреки доводам апелляционной жалобы в полном соответствии с Порядком установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226, установлено, что фактически в здании, имеющим общую площадь 1761,6 кв. м, 400 кв. м используются под торговые объекты.
Не оспаривая факт размещения на площади кинотеатра объектов торговли и общественного питания, административный истец, тем не менее, ссылается на неправильное исчисление площади здания, занятой данными объектами, полагая, что бильярд и боулинг к объектам торговли и общественного питания не относятся.
Указанные доводы противоречат материалам административного дела и требованиям действующего законодательства.
По сведениям содержащегося в материалах административного дела технического паспорта здания расположенное на первом этаже помещение N 33 площадью 123,1 кв. м занято под кафе, расположенные на втором этаже помещения N 3 площадью 42,4 кв. м и N 20 площадью 251,1 кв. м заняты под бильярд и боулинг соответственно. Общая площадь занятых указанными объектами помещений составляет 416,6 кв. м.
Согласно показаниям допрошенных в заседании суда первой инстанции свидетелей (членов комиссии, принимавших участие в обследовании объекта), на втором этаже здания в помещении N 20, где расположен боулинг, в момент обследования велась торговля напитками, имелась барная стойка, производился расчет за проданный товар.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Под залом предприятия общественного питания (зал обслуживания) понимается специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.
Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по организации досуга, к числу которых относятся боулинг и бильярд, связанные с одновременным удовлетворением потребностей в продукции общественного питания, являются услугами общественного питания (индустрии питания).
Таким образом, установленный комиссией факт использования более 20% общей площади здания под объекты торговли (общественного питания), куда включены помещения, занятые боулингом и бильярдом, не противоречит данным технического паспорта здания и указывает на обоснованность постановления коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 508 в оспариваемой части.
Представленное в ходе рассмотрения настоящего административного дела представителями общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" заключение кадастрового инженера от 19 апреля 2017 года о меньшей площади торговых объектов и объектов общественного питания приведенные выше обстоятельства не опровергает, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, составлено спустя продолжительное время после проведенного комиссией обследования и объективной информации об использовании площади здания по состоянию на момент проведения обследования не отражает.
В силу пункта 2.11 утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 Положения собственник здания (строения, сооружения) и нежилого помещения имеет право самостоятельно обратиться в комитет по легализации объектов налогообложения администрации Кемеровской области для проведения мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Вместе с тем материалы административного дела сведений о реализации обществом с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" предоставленного ему права не содержат.
При таких обстоятельствах изданное по результатам проведения указанного выше мероприятия постановление коллегии администрации Кемеровской области "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", которым установлен вид фактического использования здания "в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания", является законным.
С учетом изложенных обстоятельств обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.08.2017 N 81-АПГ17-14
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2017 г. N 81-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" на решение Кемеровского областного суда от 24 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пункта 97 Видов фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, определенных постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 508, а также пункта 184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, определенного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 509.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителей общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" Асеевой И.В. и Баханова Д.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 508 определены Виды фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно пункту 97 которых вид фактического использования здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, Кирова проспект, 34, - "в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания".
Это же здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, определенный на 2017 год постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 509, под пунктом 184.
Названные выше постановления коллегии администрации Кемеровской области с приложениями размещены 19 декабря 2016 года в издании "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" zakon.kemobl.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что принадлежащее ему на праве собственности здание с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 признаками объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как кадастровая стоимость, не обладает, так как площадь этого здания, занятая объектами торговли и общественного питания, составляет менее 20% общей площади здания. Мероприятия по определению вида фактического использования данного здания проведены, по мнению административного истца, с нарушением Порядка установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 в составе Положения о реализации Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 года N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области", что вызывает у административного истца сомнения в объективности указанных мероприятий.
Решением Кемеровского областного суда от 24 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы коллегией администрации Кемеровской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Разрешая заявленные требования, суд, признав установленным факт использования более 20% общей площади здания (400 кв. м из 1761,6 кв. м) в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания, пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является достаточным основанием для установления вида фактического использования здания "в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания", а также включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, установив, что на момент издания постановления коллегии администрации Кемеровской области "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" здание было расположено на земельном участке с видом разрешенного использования "размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", суд посчитал, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" на основании главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Кемеровской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты.
Согласно абзацам первому и второму пункта 1 статьи 5.2 указанного закона Кемеровской области налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 5.2 названного закона Кемеровской области объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый коллегией администрации Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 509 на 2017 год определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, согласно пункту 184 которого в отношении здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
По данным кадастрового учета, сведения о которых содержатся в материалах настоящего административного дела, собственником нежилого здания с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 площадью 1761,6 кв. м является общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа".
Указанное здание расположено по адресу: Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий, Кирова проспект, 34 на земельном участке с кадастровым номером 42:26:0201001:3213, имеющим на момент определения оспариваемого Перечня объектов недвижимого имущества вид разрешенного использования "размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Классификация видов разрешенного использования земельных участков приведена в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае по настоящему административному делу вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:26:0201001:3213 полностью соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что принадлежащее административному истцу здание с кадастровым номером 42:26:0201002:2812 расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов торговли и общественного питания, пришел к правильному выводу о закономерности включения указанного здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
При этом не могут быть признаны состоятельными доводы административного истца относительно того, что указанный объект недвижимого имущества включен в оспариваемый Перечень исключительно на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с постановлением коллегии администрации Кемеровской области "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", поскольку ссылки на данный правовой акт постановление коллегии администрации Кемеровской области "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" не содержит.
Из преамбулы постановления коллегии администрации Кемеровской области "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" следует, что это постановление издано в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" и постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226.
В свою очередь утвержденное постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 Положение о реализации Закона Кемеровской области "О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области" предусматривает формирование и определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, в котором учитываются как здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен в соответствии с постановлением коллегии администрации Кемеровской области об определении вида фактического использования, так и результаты рассмотрения сведений государственного кадастра недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества и иных документов, полученных в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области в целях определения вида разрешенного использования земельных участков и размещения на указанных земельных участках офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 3.2 названного Положения).
При этом создание отдельного Перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в этот перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка, вышеназванным Положением не предусмотрено.
Доводы административного истца относительно допущенной реестровой ошибки в отношении вида разрешенного использования земельного участка, действовавшего на момент определения оспариваемого Перечня объектов недвижимого имущества, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не нашедшие своего подтверждения в рамках рассматриваемого административного дела.
В свою очередь, как обоснованно указал суд первой инстанции в своем решении, изменение вида разрешенного использования земельного участка с 3 апреля 2017 года признание Перечня объектов недвижимого имущества недействующим в оспариваемой части не влечет, поскольку в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства изменение в течение налогового периода включенного в Перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в Перечень, может влиять лишь на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Правомерным следует признать и вывод суда о законности постановления коллегии администрации Кемеровской области "Об определении вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений" в оспариваемой части, поскольку сам по себе данный правовой акт требованиям действующего законодательства не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Как сказано выше, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Утвержденное постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 Положение определяет порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, порядок формирования и определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и порядок взаимодействия при установлении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и формировании перечня (пункт 1.1 этого Положения).
В соответствии с пунктом 1.3 указанного Положения фактическим использованием отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 2.1 этого же Положения предусмотрено, что проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым председателем комитета по легализации объектов налогообложения администрации Кемеровской области перечнем зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования.
По результатам проведения мероприятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты его окончания составляется протокол (п. 2.8 Положения).
Результаты проведения мероприятия используются для принятия решения коллегии администрации Кемеровской области об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которое оформляется в виде постановления коллегии администрации Кемеровской области (пункт 1.12 Положения).
Как видно из материалов административного дела, 21 сентября 2016 года председателем комитета по легализации объектов налогообложения администрации Кемеровской области дано поручение на проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно приложению N 1, в которое под N 11 включено и здание культурно-развлекательного центра "Победа".
Протоколом обследования данного здания от 22 сентября 2016 года, составленным вопреки доводам апелляционной жалобы в полном соответствии с Порядком установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226, установлено, что фактически в здании, имеющим общую площадь 1761,6 кв. м, 400 кв. м используются под торговые объекты.
Не оспаривая факт размещения на площади кинотеатра объектов торговли и общественного питания, административный истец, тем не менее, ссылается на неправильное исчисление площади здания, занятой данными объектами, полагая, что бильярд и боулинг к объектам торговли и общественного питания не относятся.
Указанные доводы противоречат материалам административного дела и требованиям действующего законодательства.
По сведениям содержащегося в материалах административного дела технического паспорта здания расположенное на первом этаже помещение N 33 площадью 123,1 кв. м занято под кафе, расположенные на втором этаже помещения N 3 площадью 42,4 кв. м и N 20 площадью 251,1 кв. м заняты под бильярд и боулинг соответственно. Общая площадь занятых указанными объектами помещений составляет 416,6 кв. м.
Согласно показаниям допрошенных в заседании суда первой инстанции свидетелей (членов комиссии, принимавших участие в обследовании объекта), на втором этаже здания в помещении N 20, где расположен боулинг, в момент обследования велась торговля напитками, имелась барная стойка, производился расчет за проданный товар.
Согласно "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Под залом предприятия общественного питания (зал обслуживания) понимается специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него.
Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по организации досуга, к числу которых относятся боулинг и бильярд, связанные с одновременным удовлетворением потребностей в продукции общественного питания, являются услугами общественного питания (индустрии питания).
Таким образом, установленный комиссией факт использования более 20% общей площади здания под объекты торговли (общественного питания), куда включены помещения, занятые боулингом и бильярдом, не противоречит данным технического паспорта здания и указывает на обоснованность постановления коллегии администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года N 508 в оспариваемой части.
Представленное в ходе рассмотрения настоящего административного дела представителями общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" заключение кадастрового инженера от 19 апреля 2017 года о меньшей площади торговых объектов и объектов общественного питания приведенные выше обстоятельства не опровергает, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, составлено спустя продолжительное время после проведенного комиссией обследования и объективной информации об использовании площади здания по состоянию на момент проведения обследования не отражает.
В силу пункта 2.11 утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года N 226 Положения собственник здания (строения, сооружения) и нежилого помещения имеет право самостоятельно обратиться в комитет по легализации объектов налогообложения администрации Кемеровской области для проведения мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Вместе с тем материалы административного дела сведений о реализации обществом с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" предоставленного ему права не содержат.
При таких обстоятельствах изданное по результатам проведения указанного выше мероприятия постановление коллегии администрации Кемеровской области "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", которым установлен вид фактического использования здания "в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания", является законным.
С учетом изложенных обстоятельств обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Победа" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)