Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 05.04.2016 ПО ДЕЛУ N А26-11781/2015

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. по делу N А26-11781/2015


Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Богданова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Играковой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия
к открытому акционерному обществу "Агрофирма "Видлица"
о взыскании 3 994 769 руб. 00 коп.
при участии представителей:
истца, - не явился
- ответчика, - Вишнякова А.С., внешнего управляющего на основании определения от 20.11.2014 по делу А26-2343/2014;

- установил:

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8, (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Агрофирма "Видлица", место нахождения: РК, Олонецкий район, с.Видлица, (далее - ответчик, Общество) о взыскании 3 994 769 руб. 00 коп. полученных субсидий в рамках заключенных соглашений от 18.06.2014 N 18нп, от 17.06.2014 N 15ж, от 14.08.2014 N 11/и от 14.07.2014 N 10зс, от 17.06.2014 N 7пж.
В обоснование иска истец ссылается на постановления Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П, от 20.02.2014 N 42-П, статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, указав, что сумма задолженности по НДФЛ оплачена. Пояснил, что приняли попытку к урегулирования спора, направив истцу предложение о заключении мирового соглашения, однако Министерство не отреагировало. Не возражал, что спорная задолженность относится к текущим платежам.
Дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Судом установлено, что определением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.04.2014 по делу N А26-2343/2014 в отношении ОАО "Агрофирма "Видлица" возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом). Определением от 26 мая 2014 года в отношении должника введена процедура наблюдения; определением от 20.11.2014 введено внешнее управление сроком до 13.05.2016.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Следовательно, сумма взыскиваемых субсидий, предоставленных по соглашениям от 18.06.2014 N 18нп, от 17.06.2014 N 15ж, от 14.08.2014 N 11/и от 14.07.2014 N 10зс, от 17.06.2014 N 7пж, относится к текущим платежам и подлежит рассмотрению в общем порядке.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Республике Карелия Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П (далее - Постановление N 24-П).
В соответствии с пунктом 4 Целей и условий предоставления субсидий юридическим лицам, утвержденных вышеназванным постановлением, при предоставлении субсидий могут применяться иные условия, устанавливаемые нормативными правовыми актами Республики Карелия.
В 2014 году условия предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия определялись постановлением Правительства Республики Карелия от 20.02.2014 N 42-П "Об условиях предоставления в 2014 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия" (далее - Постановление N 42-П).
Согласно пункту 2.1 приложения N 2 Постановления N 24-П (в редакции, действовавшей в период заключения соглашений) субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие у юридического лица (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуального предпринимателя - производителя товаров, работ, услуг неисполненной обязанности по уплате налогов и сборов (в том числе по налогу на доходы физических лиц) в бюджет Республики Карелия по состоянию на дату направления обращения о предоставлении субсидии;
2) уплата юридическим лицом (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальным предпринимателем - производителем товаров, работ, услуг в полном объеме текущих платежей по налогу на доходы физических лиц;
3) выплата юридическим лицом (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальным предпринимателем - производителем товаров, работ, услуг заработной платы работникам не ниже установленной Правительством Республики Карелия величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Республики Карелия за квартал, предшествующий обращению о предоставлении субсидии.
На основании обращений ответчика и представленных им документов, включая справки об отсутствии задолженности по уплате НДФЛ Министерство заключило с Обществом соглашения от 18.06.2014 N 18нп, от 17.06.2014 N 15ж, от 14.08.2014 N 11/и, от 14.07.2014 N 10зс, от 17.06.2014 N 7пж.
В рамках указанных соглашений Министерство выплатило Обществу субсидии, в том числе по соглашению от 18.06.2014 N 18нп - 637 341 руб., по соглашению от 17.06.2014 N 15ж - 5143293 руб., по соглашению от 14.08.2014 N 11/и - 738798 руб., по соглашению от 14.07.2014 N 10зс - 91849 руб., по соглашению от 17.06.2014 N 7пж - 90774 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с приказом Министерства от 22.06.2015 N 174 Министерством проведена внеплановая проверка выполнения Обществом условий предоставления средств бюджета Республики Карелия в 2014 году.
В ходе проверки Министерством установлено нарушение Обществом пункта 2.1 приложения N 2 к постановлению от 05.02.2008 N 24-П, а именно неисполнение Обществом обязанности по уплате НДФЛ по состоянию на дату обращения о предоставлении субсидии, что зафиксировано в акте проверки от 30.07.2015. Сумма необоснованно полученных средств субсидий составила 3 994 769 руб.
По результатам контрольного мероприятия Министерство направило в адрес Общества письмо от 15.09.2015 о принятии мер по возврату необоснованно полученных бюджетных средств в течение 10-ти дней с момента получения письма.
Поскольку сумма субсидий не возвращена ответчиком добровольно, Министерство обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно пункту 8 приложения N 3 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П (в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 10.06.2014 N 187-П) в случае установления главным распорядителем факта нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели и физические лица - производители товаров, работ, услуг возвращают в бюджет Республики Карелия по коду доходов 1 16 32 000 02 0000 140 субсидии в полном объеме в течение 10 дней с момента получения акта проверки главного распорядителя.
Аналогичные положения содержаться в заключенных сторонами соглашениях.
Поскольку рассматриваемые соглашения были заключены сторонами после вступления в силу постановления Правительства Республики Карелия от 10.06.2014 N 187-П, факт нарушения условий предоставления субсидий, выявленный в ходе проверки, имел место быть, и данное обстоятельство не отрицалось ответчиком при рассмотрении настоящего дела, то в силу пункта 8 приложения N 3 к постановлению Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 10.06.2014 N 187-П, названные субсидии подлежат возврату истцу ответчиком, в связи с чем суд удовлетворяет требование истца.
При этом суд отклоняет довод ответчика о том, что задолженность по НДФЛ Обществом была оплачена 25.06.2015, поскольку такие изъятия в названных нормативных актах отсутствуют, возврат субсидий предусмотрен в случае выявления наличия нарушения условий предоставления субсидий.
Расходы по государственной пошлине суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика, однако, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, учитывая финансовые положение ответчика, находящегося в процедуре банкрота, суд считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины до 4000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Иск удовлетворить полностью.
2. Взыскать с открытого акционерного общества "Агрофирма "Видлица" (ОГРН: 1071035028668, ИНН: 1014010794) в пользу Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (ОГРН: 1041000031930, ИНН: 1001048092) 3 994 769 руб. полученных субсидий.
3. Взыскать с открытого акционерного общества "Агрофирма "Видлица" (ОГРН: 1071035028668, ИНН: 1014010794) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4 000 руб.
4. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

О.В.БОГДАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)