Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Кондратьевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-13497/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Гаина Степана Алексеевича (ИНН 663602080998, ОГРН 308664628800018)
к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510)
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
о признании незаконным требования N 075S01160385147 от 14.10.2016 года,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Щеткин С.В., представитель по доверенности от 10.06.2017;
- от заинтересованного лица: Ганеева В.Б., представитель по доверенности от 17.01.2017 N 34/639-01;
- от третьего лица: представитель не явился, отсутствуют сведения о надлежащем извещении;
- Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ИП Гаин С.А. обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области с требованием о признании незаконным требования N 075S01160385147 от 14.10.2016 года и взыскании с УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области сумму незаконно списанных средств в размере 58 120 руб. 36 коп., расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на уплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
От заинтересованного лица поступил отзыв и материалы по делу, в удовлетворении требований просит отказать.
Определением от 22 мая 2017 года Арбитражный суд привлек в качестве третьего лица Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775, юридический адрес: 620085, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Титова, 3.), для исследования доказательств о размере доходов и расходов.
От Инспекции N 25 поступило ходатайство о приобщении налоговой декларации ИП Гаина С.А. за 2015 год.
07 августа 2017 года в связи с болезнью судьи Л.В. Колосовой, Арбитражный суд Свердловской области вынес определение о замене судьи, автоматизированной информационной системой распределения дел назначен судья И.В. Хачева.
В судебном заседании от заявителя поступило ходатайство об уточнении требований, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания от 08.08.2017: отказывается от заявления в части признания требования N 075S01160385147 от 14.10.2016 года недействительным, с учетом изложенного просит взыскать с УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области сумму незаконно списанных средств в размере 58 120 руб. 36 коп., расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на уплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Ходатайство судом удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Согласно Выписке из государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 25.06.2016 N 24, Гаин Степан Алексеевич 18.06.2015 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту именуемый Закон от 24.07.2009), Гаин Степан Алексеевич как индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со ст. 14 Закон от 24.07.2009, плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 с. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч. 1.1, п. 1, ст. 14 Закон от 24.07.2009 размер страховых взносов (фиксированного платежа) в 2015 году составил 18 610,80 рублей. Обязанность по уплате страховых взносов (фиксированного платежа) исполнена индивидуальным предпринимателем Гаиным С.А. 10.04.2015 в сумме 4 652,70 рублей, 31.12.2015 в сумме 13 958,10 рублей.
По представленным сведениям межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области сумма доходов по налогу на доходы физических лиц у Гаина С.А. составила за 2014 год 5 734 954,00 рубля.
14.10.2016 территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 1.1, п. 2 ст. 14 Закон от 24.07.2009 выявлена по ИП Гаину С.А. за 2015 год недоимка по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. На основании части 5 статьи 22 Закона от 24.07.2009, ИП Гаину С.А. направлено требование от 14.10.2016 N 075S01160385147 об уплате до 01.11.2016 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 58 120,36 рублей (5 734 942,00 - 300 000,00 x 1% = 54 349,42 - недоимка на страховую часть пенсии, 3 770,4 - пени на недоимку на страховую часть пенсии), которое не было исполнено.
Расчет недоимки по страховым взносам был произведен уполномоченным органом исходя из общей суммы дохода Заявителя без учета произведенных расходов.
Инкассовым поручением N 505948 от 24.11.2016 и N 505946 от 24.11.2016 с Заявителя была списана недоимка по страховым взносам в размере 54 349 руб. 42 коп. и пени на сумму недоимки в размере 3 770 руб. 94 коп.
28.12.2016 г. заявитель обратился с письменным заявлением в УПФР по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с просьбой произвести перерасчет сумм страховых взносов за 2015 г. на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации" в котором установлено, что вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (копия заявления прилагается).
28.02.2017 г. заинтересованное лицо отправило ответ на обращение N 34/3494-05 и сообщило, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П не содержится никаких оговорок, предусматривающий особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл п. 1 части 8 ст. 14 Федерального закона, в силу ст. 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть со 02.12.2016 г.
Не согласившись с мнением государственного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, в том числе индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
В части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
С учетом изложенного, обоснованным является довод индивидуального предпринимателя о неправомерности исчисления страховых взносов для рассматриваемой категории лиц исходя из всей суммы доходов предпринимателя за спорный период без учета произведенных в связи с осуществлением хозяйственной деятельности расходов, поскольку такое исчисление приводит к возложению на предпринимателя бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерного результатам его экономической деятельности.
Данные о размере доходов и расходов предпринимателя подтверждены налоговым органом на основании представленной налоговой декларации за 2015 год.
Довод заинтересованного лица о том, что к спорным правоотношениям положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не применимы, что изложенную правовую позицию следует применять только к правоотношениям, возникшим после 30.11.2016, отклоняется судом как основанный на неверном толковании законодательства.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что факт наличия переплаты в спорной сумме заинтересованное лицо не отрицает, требования заявителя следует удовлетворить, обязать возвратить заинтересованное лицо заявителю излишне уплаченные суммы взносов и пеней.
Требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежит удовлетворению в сумме 25000 рублей. Доказательства понесения судебных расходов договор на оказание юридических услуг N 25/2017 от 15.03.2017, платежное поручение N 21 от 16.03.2017 и платежное поручение N 32 от 25.04.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области осуществить возврат индивидуальному предпринимателю Гаину Степану Алексеевичу излишне уплаченных страховых взносов за 2015 годы в размере 54 349 (пятьдесят четыре тысячи триста сорок девять) рублей 42 копейки и пени на сумму недоимки в размере 3 770 (три тысячи семьсот семьдесят) рублей 94 копейки.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510) в пользу индивидуального предпринимателя Гаину Степану Алексеевичу (ИНН 663602080998, ОГРН 308664628800018) 300 (триста) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510) в пользу индивидуального предпринимателя Гаину Степану Алексеевичу (ИНН 663602080998, ОГРН 308664628800018) расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-13497/2017
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N А60-13497/2017
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Кондратьевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-13497/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Гаина Степана Алексеевича (ИНН 663602080998, ОГРН 308664628800018)
к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510)
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
о признании незаконным требования N 075S01160385147 от 14.10.2016 года,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Щеткин С.В., представитель по доверенности от 10.06.2017;
- от заинтересованного лица: Ганеева В.Б., представитель по доверенности от 17.01.2017 N 34/639-01;
- от третьего лица: представитель не явился, отсутствуют сведения о надлежащем извещении;
- Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
ИП Гаин С.А. обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области с требованием о признании незаконным требования N 075S01160385147 от 14.10.2016 года и взыскании с УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области сумму незаконно списанных средств в размере 58 120 руб. 36 коп., расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на уплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
От заинтересованного лица поступил отзыв и материалы по делу, в удовлетворении требований просит отказать.
Определением от 22 мая 2017 года Арбитражный суд привлек в качестве третьего лица Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775, юридический адрес: 620085, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Титова, 3.), для исследования доказательств о размере доходов и расходов.
От Инспекции N 25 поступило ходатайство о приобщении налоговой декларации ИП Гаина С.А. за 2015 год.
07 августа 2017 года в связи с болезнью судьи Л.В. Колосовой, Арбитражный суд Свердловской области вынес определение о замене судьи, автоматизированной информационной системой распределения дел назначен судья И.В. Хачева.
В судебном заседании от заявителя поступило ходатайство об уточнении требований, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания от 08.08.2017: отказывается от заявления в части признания требования N 075S01160385147 от 14.10.2016 года недействительным, с учетом изложенного просит взыскать с УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области сумму незаконно списанных средств в размере 58 120 руб. 36 коп., расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на уплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Ходатайство судом удовлетворено.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Согласно Выписке из государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 25.06.2016 N 24, Гаин Степан Алексеевич 18.06.2015 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту именуемый Закон от 24.07.2009), Гаин Степан Алексеевич как индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со ст. 14 Закон от 24.07.2009, плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 с. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч. 1.1, п. 1, ст. 14 Закон от 24.07.2009 размер страховых взносов (фиксированного платежа) в 2015 году составил 18 610,80 рублей. Обязанность по уплате страховых взносов (фиксированного платежа) исполнена индивидуальным предпринимателем Гаиным С.А. 10.04.2015 в сумме 4 652,70 рублей, 31.12.2015 в сумме 13 958,10 рублей.
По представленным сведениям межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области сумма доходов по налогу на доходы физических лиц у Гаина С.А. составила за 2014 год 5 734 954,00 рубля.
14.10.2016 территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 1.1, п. 2 ст. 14 Закон от 24.07.2009 выявлена по ИП Гаину С.А. за 2015 год недоимка по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. На основании части 5 статьи 22 Закона от 24.07.2009, ИП Гаину С.А. направлено требование от 14.10.2016 N 075S01160385147 об уплате до 01.11.2016 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 58 120,36 рублей (5 734 942,00 - 300 000,00 x 1% = 54 349,42 - недоимка на страховую часть пенсии, 3 770,4 - пени на недоимку на страховую часть пенсии), которое не было исполнено.
Расчет недоимки по страховым взносам был произведен уполномоченным органом исходя из общей суммы дохода Заявителя без учета произведенных расходов.
Инкассовым поручением N 505948 от 24.11.2016 и N 505946 от 24.11.2016 с Заявителя была списана недоимка по страховым взносам в размере 54 349 руб. 42 коп. и пени на сумму недоимки в размере 3 770 руб. 94 коп.
28.12.2016 г. заявитель обратился с письменным заявлением в УПФР по Чкаловскому району г. Екатеринбурга с просьбой произвести перерасчет сумм страховых взносов за 2015 г. на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации" в котором установлено, что вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (копия заявления прилагается).
28.02.2017 г. заинтересованное лицо отправило ответ на обращение N 34/3494-05 и сообщило, что в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П не содержится никаких оговорок, предусматривающий особый порядок его исполнения, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл п. 1 части 8 ст. 14 Федерального закона, в силу ст. 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и части пятой ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами со дня его официального опубликования, то есть со 02.12.2016 г.
Не согласившись с мнением государственного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
В силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, в том числе индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
В части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
С учетом изложенного, обоснованным является довод индивидуального предпринимателя о неправомерности исчисления страховых взносов для рассматриваемой категории лиц исходя из всей суммы доходов предпринимателя за спорный период без учета произведенных в связи с осуществлением хозяйственной деятельности расходов, поскольку такое исчисление приводит к возложению на предпринимателя бремени уплаты обязательных публичных платежей, несоразмерного результатам его экономической деятельности.
Данные о размере доходов и расходов предпринимателя подтверждены налоговым органом на основании представленной налоговой декларации за 2015 год.
Довод заинтересованного лица о том, что к спорным правоотношениям положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не применимы, что изложенную правовую позицию следует применять только к правоотношениям, возникшим после 30.11.2016, отклоняется судом как основанный на неверном толковании законодательства.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что факт наличия переплаты в спорной сумме заинтересованное лицо не отрицает, требования заявителя следует удовлетворить, обязать возвратить заинтересованное лицо заявителю излишне уплаченные суммы взносов и пеней.
Требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежит удовлетворению в сумме 25000 рублей. Доказательства понесения судебных расходов договор на оказание юридических услуг N 25/2017 от 15.03.2017, платежное поручение N 21 от 16.03.2017 и платежное поручение N 32 от 25.04.2017.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области осуществить возврат индивидуальному предпринимателю Гаину Степану Алексеевичу излишне уплаченных страховых взносов за 2015 годы в размере 54 349 (пятьдесят четыре тысячи триста сорок девять) рублей 42 копейки и пени на сумму недоимки в размере 3 770 (три тысячи семьсот семьдесят) рублей 94 копейки.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510) в пользу индивидуального предпринимателя Гаину Степану Алексеевичу (ИНН 663602080998, ОГРН 308664628800018) 300 (триста) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510) в пользу индивидуального предпринимателя Гаину Степану Алексеевичу (ИНН 663602080998, ОГРН 308664628800018) расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
И.В.ХАЧЕВ
И.В.ХАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)