Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Костина В.Ю., Малышевой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива имени Крупской Миякинского района Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2017 по делу N А07-26740/2016 (судья Хафизова С.Я.).
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - Шафикова Л.У. (доверенность от 13.03.2017 N 05-18/0032).
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Крупской Миякинского района Республики Башкортостан (далее - заявитель, кооператив, СПК имени Крупской) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.05.2015 N 7010 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС России по Республике Башкортостан).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано.
СПК имени Крупской, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы кооператив ссылается на то, что положения налогового законодательства в силу ст. 8 Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
УФНС России по Республике Башкортостан и инспекцией представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых отклонены ее доводы со ссылкой на то, что реструктуризация по своей правовой природе является разновидностью рассрочки по уплате налоговой задолженности, в связи с чем к ней применимы положения ст. 68 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились. Заявителем направлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с обращением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которое отклонено апелляционным судом как необоснованное. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СПК имени Крупской включен в программу финансового оздоровления с отсрочкой по основному долгу на 6 лет и рассрочкой на 5 лет на основании заявления от 01.03.2004, поданному в межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей с просьбой предоставить право на реструктуризацию долгов по налогам (сборам) на 01.03.2004 (т. 1, л.д. 100).
В соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон о финансовом оздоровлении) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан и СПК имени Крупской заключили соглашение от 07.03.2004 о реструктуризации долгов, график погашения долгов и соглашение о списании сумм пеней и штрафов.
В связи с неисполнением базовых условий реструктуризации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (п. 3 ст. 27) вынесено решение о приостановлении права на реструктуризацию, о чем свидетельствует выписка из протокола от 30.03.2015 N 1.
Если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов кооператив ликвидирует задолженность по текущим платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется в соответствии с п. 11 базовых условий реструктуризации долгов. В случае невыполнения условия с 01.01.2015 кооператив теряет право на реструктуризацию.
По решению Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 30.06.2015 право кооператива на реструктуризацию отменено в связи с нарушением Закона о финансовом оздоровлении.
В связи с чем, налоговым органом в адрес кооператива выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 28.07.2015 N 7269, в которое включена задолженность по налогам (ранее включенная в реструктуризацию) в размере 1 786 553,52 рублей, задолженность по пени (ранее включенная в реструктуризацию) в размере 871 917,82 рублей, пени, начисленные на недоимку после отмены реструктуризации в размере 61 018,02 рублей, задолженность по штрафам (ранее включенная в реструктуризацию) в размере 130 рублей, именно:
- - прочие налоги и сборы, недоимка: 1 513 руб.;
- - прочие налоги и сборы, пени: 68,03 руб.;
- - налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный бюджет, недоимка: 27408,06 руб.;
- - налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный бюджет, пени: 11164,93 руб.;
- - налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный бюджет, пени: 1232,27 руб.;
- - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, недоимка: 72026 руб.;
- - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, пени: 29336,59 руб.;
- - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, пени: 3238,47 руб.;
- - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, недоимка: 551034,40 руб.;
- - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, пени: 243447,81 руб.;
- - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, пени: 16517,26 руб.;
- - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории, недоимка: 437134,89 руб.;
- - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории, пени: 95925,11 руб.;
- - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории, пени: 14639,79 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, штрафы: 130,00 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, недоимка: 362,90 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пени: 1046,64 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пени: 11,76 руб.;
- - налог на реализацию ГСМ, недоимка: 2958,14 руб.;
- - налог на реализацию ГСМ, пени: 5090,87 руб.;
- - налог на реализацию ГСМ, пени: 132,94 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения, недоимка: 47382,36 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, пени: 117516,76 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, пени: 2130,39 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ, недоимка: 407106,39 руб.;
- - недоимка, пени, иные финансовые санкции, пени: 195409,58 руб.;
- - недоимка, пени, иные финансовые санкции, пени: 12203,04 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ, недоимка: 37319,22 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ, пени: 38417,07 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ, пени: 1677,92 руб.;
- - земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г.) на территориях сельских поселений, недоимка: 71942 руб.;
- - земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г.) на территориях сельских поселений, пени: 13518,57 руб.;
- - земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г.) на территориях сельских поселений, пени: 3234,63 руб.;
- - целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, недоимка: 4533,46 руб.;
- - целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, пени: 428,70 руб.;
- - целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, пени: 135,89 руб.;
- - прочие местные налоги и сборы, недоимка: 16648,24 руб.; - прочие местные налоги и сборы, пени: 43617,30 руб.;
- - прочие местные налоги и сборы, пени: 748,51 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, недоимка: 57460,95 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, пени: 39737,30 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, пени: 2721,60 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС, недоимка: 51722,96 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС, пени: 37260,59 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС, пени: 2325,52 руб.
В связи с неисполнением требования в установленный срок, налоговой инспекцией 20.08.2015 принято решение N 7010 о взыскании налога, сбора, пени, штрафов и процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, которым решено произвести взыскание задолженности СПК имени Крупской за счет денежных средств, находящихся на счетах кооператива в банках, в пределах сумм, указанных в требовании от 28.07.2015 N 7269.
Решением УФНС России по Республике Башкортостан от 14.09.2016 N 414/17 в удовлетворении жалобы СПК имени Крупской о признании незаконным решения N 7010 от 20.08.2015 отказано.
Полагая решение инспекции от 20.08.2015 N 7010 о взыскании налога, сбора, пени, штрафов и процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках недействительным, заявитель обратился в суд с требованием по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства установлены Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
В соответствии со статьей 2 Закона о финансовом оздоровлении, под реструктуризацией долгов понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов (статья 20 Закона о финансовом оздоровлении).
Со дня подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долгов приостанавливается начисление пеней и штрафов за несвоевременное погашение должником обязательств, по которым осуществляется реструктуризация (пункт 1 статьи 25 Закона о финансовом оздоровлении).
Статьей 27 Закона о финансовом оздоровлении предусмотрено, что основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются, в том числе:
- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о финансовом оздоровлении расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника.
В силу статьи 29 Закона о финансовом оздоровлении при расторжении соглашения о реструктуризации все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
При этом судом апелляционной инстанции отклоняются доводы кооператива о том, что положения налогового законодательства не применяются к отношениям, регулируемым Законом о финансовом оздоровлении как основанные на неверном толковании норм материального права.
Как уже указывалось, Законом о финансовом оздоровлении урегулированы лишь правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Указанный закон не регулирует отношения, связанные со взысканием налогов, пеней и штрафов, после утраты сельскохозяйственным товаропроизводителем права на реструктуризацию налоговой задолженности, которая в таком случае осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством.
Согласно ст. 64 и 68 НК РФ и по смыслу содержащихся в них норм, выявленному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьи 68 НК РФ. Этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
В соответствии со статьей 44 НК РФ, а также статьей 29 Закона о финансовом оздоровлении решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате в бюджет оставшейся задолженности по налоговым платежам.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 68 НК РФ, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ).
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (п. 1). Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. (п. 2). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3).
С учетом указанных нормативных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прекращение действия соглашения о реструктуризации задолженности является основанием для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате обязательных платежей и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате таких платежей в порядке, установленном НК РФ.
При этом, установленный статьей 69 НК РФ срок для направления требования начинает течь с момента получения налогоплательщиком решения о прекращении действия соглашения о реструктуризации.
Неисполнение такого требования в установленный срок является основанием для принятия налоговым органом в порядке статьи 46 НК РФ решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на счетах в банке.
Материалами дела подтверждено, что действие соглашения о реструктуризации задолженности от 07.03.2004 прекращено решением Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 30.06.2015. Это решение в установленном порядке заявителем не оспорено.
Сроки выставления требования о добровольной уплате ранее реструктурированных обязательных платежей, а также порядок принятия оспоренного решения об обращении взыскания задолженности на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на счетах в банке налоговым органом соблюдены.
Фактическое наличие указанной в требовании и решении задолженности заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону у суда апелляционной инстанции не имеется.
Законность и обоснованность решения налогового органа от 28.05.2015 N 7010 исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании этого решения недействительным.
Таким образом, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2017 по делу N А07-26740/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива имени Крупской Миякинского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2017 N 18АП-6656/2017 ПО ДЕЛУ N А07-26740/2016
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2017 г. N 18АП-6656/2017
Дело N А07-26740/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Костина В.Ю., Малышевой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива имени Крупской Миякинского района Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2017 по делу N А07-26740/2016 (судья Хафизова С.Я.).
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - Шафикова Л.У. (доверенность от 13.03.2017 N 05-18/0032).
Сельскохозяйственный производственный кооператив имени Крупской Миякинского района Республики Башкортостан (далее - заявитель, кооператив, СПК имени Крупской) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.05.2015 N 7010 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС России по Республике Башкортостан).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано.
СПК имени Крупской, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы кооператив ссылается на то, что положения налогового законодательства в силу ст. 8 Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
УФНС России по Республике Башкортостан и инспекцией представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых отклонены ее доводы со ссылкой на то, что реструктуризация по своей правовой природе является разновидностью рассрочки по уплате налоговой задолженности, в связи с чем к ней применимы положения ст. 68 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились. Заявителем направлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с обращением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которое отклонено апелляционным судом как необоснованное. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СПК имени Крупской включен в программу финансового оздоровления с отсрочкой по основному долгу на 6 лет и рассрочкой на 5 лет на основании заявления от 01.03.2004, поданному в межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей с просьбой предоставить право на реструктуризацию долгов по налогам (сборам) на 01.03.2004 (т. 1, л.д. 100).
В соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон о финансовом оздоровлении) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан и СПК имени Крупской заключили соглашение от 07.03.2004 о реструктуризации долгов, график погашения долгов и соглашение о списании сумм пеней и штрафов.
В связи с неисполнением базовых условий реструктуризации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (п. 3 ст. 27) вынесено решение о приостановлении права на реструктуризацию, о чем свидетельствует выписка из протокола от 30.03.2015 N 1.
Если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов кооператив ликвидирует задолженность по текущим платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется в соответствии с п. 11 базовых условий реструктуризации долгов. В случае невыполнения условия с 01.01.2015 кооператив теряет право на реструктуризацию.
По решению Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 30.06.2015 право кооператива на реструктуризацию отменено в связи с нарушением Закона о финансовом оздоровлении.
В связи с чем, налоговым органом в адрес кооператива выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 28.07.2015 N 7269, в которое включена задолженность по налогам (ранее включенная в реструктуризацию) в размере 1 786 553,52 рублей, задолженность по пени (ранее включенная в реструктуризацию) в размере 871 917,82 рублей, пени, начисленные на недоимку после отмены реструктуризации в размере 61 018,02 рублей, задолженность по штрафам (ранее включенная в реструктуризацию) в размере 130 рублей, именно:
- - прочие налоги и сборы, недоимка: 1 513 руб.;
- - прочие налоги и сборы, пени: 68,03 руб.;
- - налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный бюджет, недоимка: 27408,06 руб.;
- - налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный бюджет, пени: 11164,93 руб.;
- - налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный бюджет, пени: 1232,27 руб.;
- - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, недоимка: 72026 руб.;
- - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, пени: 29336,59 руб.;
- - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, пени: 3238,47 руб.;
- - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, недоимка: 551034,40 руб.;
- - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, пени: 243447,81 руб.;
- - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, пени: 16517,26 руб.;
- - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории, недоимка: 437134,89 руб.;
- - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории, пени: 95925,11 руб.;
- - налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории, пени: 14639,79 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, штрафы: 130,00 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, недоимка: 362,90 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пени: 1046,64 руб.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пени: 11,76 руб.;
- - налог на реализацию ГСМ, недоимка: 2958,14 руб.;
- - налог на реализацию ГСМ, пени: 5090,87 руб.;
- - налог на реализацию ГСМ, пени: 132,94 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения, недоимка: 47382,36 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, пени: 117516,76 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, пени: 2130,39 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ, недоимка: 407106,39 руб.;
- - недоимка, пени, иные финансовые санкции, пени: 195409,58 руб.;
- - недоимка, пени, иные финансовые санкции, пени: 12203,04 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ, недоимка: 37319,22 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ, пени: 38417,07 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ, пени: 1677,92 руб.;
- - земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г.) на территориях сельских поселений, недоимка: 71942 руб.;
- - земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г.) на территориях сельских поселений, пени: 13518,57 руб.;
- - земельный налог (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г.) на территориях сельских поселений, пени: 3234,63 руб.;
- - целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, недоимка: 4533,46 руб.;
- - целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, пени: 428,70 руб.;
- - целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, пени: 135,89 руб.;
- - прочие местные налоги и сборы, недоимка: 16648,24 руб.; - прочие местные налоги и сборы, пени: 43617,30 руб.;
- - прочие местные налоги и сборы, пени: 748,51 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, недоимка: 57460,95 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, пени: 39737,30 руб.;
- - ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, пени: 2721,60 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС, недоимка: 51722,96 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС, пени: 37260,59 руб.;
- - недоимка, пени и штрафы по взносам в ФФОМС, пени: 2325,52 руб.
В связи с неисполнением требования в установленный срок, налоговой инспекцией 20.08.2015 принято решение N 7010 о взыскании налога, сбора, пени, штрафов и процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, которым решено произвести взыскание задолженности СПК имени Крупской за счет денежных средств, находящихся на счетах кооператива в банках, в пределах сумм, указанных в требовании от 28.07.2015 N 7269.
Решением УФНС России по Республике Башкортостан от 14.09.2016 N 414/17 в удовлетворении жалобы СПК имени Крупской о признании незаконным решения N 7010 от 20.08.2015 отказано.
Полагая решение инспекции от 20.08.2015 N 7010 о взыскании налога, сбора, пени, штрафов и процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках недействительным, заявитель обратился в суд с требованием по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства установлены Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
В соответствии со статьей 2 Закона о финансовом оздоровлении, под реструктуризацией долгов понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов (статья 20 Закона о финансовом оздоровлении).
Со дня подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долгов приостанавливается начисление пеней и штрафов за несвоевременное погашение должником обязательств, по которым осуществляется реструктуризация (пункт 1 статьи 25 Закона о финансовом оздоровлении).
Статьей 27 Закона о финансовом оздоровлении предусмотрено, что основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются, в том числе:
- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
- неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о финансовом оздоровлении расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника.
В силу статьи 29 Закона о финансовом оздоровлении при расторжении соглашения о реструктуризации все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
При этом судом апелляционной инстанции отклоняются доводы кооператива о том, что положения налогового законодательства не применяются к отношениям, регулируемым Законом о финансовом оздоровлении как основанные на неверном толковании норм материального права.
Как уже указывалось, Законом о финансовом оздоровлении урегулированы лишь правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Указанный закон не регулирует отношения, связанные со взысканием налогов, пеней и штрафов, после утраты сельскохозяйственным товаропроизводителем права на реструктуризацию налоговой задолженности, которая в таком случае осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством.
Согласно ст. 64 и 68 НК РФ и по смыслу содержащихся в них норм, выявленному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьи 68 НК РФ. Этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
В соответствии со статьей 44 НК РФ, а также статьей 29 Закона о финансовом оздоровлении решение о прекращении реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате в бюджет оставшейся задолженности по налоговым платежам.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 68 НК РФ, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ).
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (п. 1). Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. (п. 2). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3).
С учетом указанных нормативных положений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что прекращение действия соглашения о реструктуризации задолженности является основанием для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате обязательных платежей и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате таких платежей в порядке, установленном НК РФ.
При этом, установленный статьей 69 НК РФ срок для направления требования начинает течь с момента получения налогоплательщиком решения о прекращении действия соглашения о реструктуризации.
Неисполнение такого требования в установленный срок является основанием для принятия налоговым органом в порядке статьи 46 НК РФ решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на счетах в банке.
Материалами дела подтверждено, что действие соглашения о реструктуризации задолженности от 07.03.2004 прекращено решением Межведомственной республиканской комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 30.06.2015. Это решение в установленном порядке заявителем не оспорено.
Сроки выставления требования о добровольной уплате ранее реструктурированных обязательных платежей, а также порядок принятия оспоренного решения об обращении взыскания задолженности на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на счетах в банке налоговым органом соблюдены.
Фактическое наличие указанной в требовании и решении задолженности заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону у суда апелляционной инстанции не имеется.
Законность и обоснованность решения налогового органа от 28.05.2015 N 7010 исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании этого решения недействительным.
Таким образом, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2017 по делу N А07-26740/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива имени Крупской Миякинского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
В.Ю.КОСТИН
И.А.МАЛЫШЕВА
В.Ю.КОСТИН
И.А.МАЛЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)