Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов" (Смоленская область, г. Рославль ОГРН 1096725000701, ИНН 6725015051) - Герасимова В.Е. (доверенность от 04.07.2016 N 8), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046700006902, ИНН 6725010984) - Киселевой А.Л. (доверенность от 28.03.2016 N 03-07/03072), Трушкиной Н.В. (доверенность от 22.01.2016 N 03-07/00535), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области на решении Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2016 по делу N А62-9617/2015 (судья Печорина В.А.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов" (далее - общество, заявитель, ОАО "720 РЗ СОП") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.08.2015 N 510, от 26.08.2015 N 511, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2011 и 2012 годы в размере 3 656 534 рубля.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, заявитель жалобы указывает на то, что общество не включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р. Кроме того, факт включения ОАО "720 РЗ СОП" в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России не свидетельствует о его статусе как стратегического предприятия.
Также налоговый орган указывает на то, что наличие у заявителя в 2011-2012 годах государственных контрактов в рамках гособоронзаказа само по себе не является основанием для исключения земельных участков их объектов налогообложения по земельному налогу.
Инспекция выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что земельные участки фактически находятся в полном правообладании государства в силу владения Российской Федерацией 100% акций, поскольку именно за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок.
Также налоговый орган считает, что правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий не предусмотрено исключений в части объема прав созданного в рамках такой процедуры общества в отношении приватизированного имущества, а также в части объема прав Российской Федерации как акционера такого общества на его имущество, соответственно, по общему правилу, ОАО "Авиаремонт" являясь акционером общества не имеет каких-либо вещных прав в отношении имущества общества, поскольку обладает лишь обязательственными правами в отношении общества, удостоверенными акциями.
ОАО "720 РЗ СОП" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, обществом представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011, 2012 год, в соответствии с которыми к уменьшению заявлен земельный налог в общем размере 3 656 534 рубля в связи с исключением из объекта налогообложения земельного участка с кадастровым номером 67:15:0320321:4.
По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций налоговым органом приняты решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - решение от 26.08.2015 N 510, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3 949 рублей; указанным решением обществу также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 828 267 рублей, пени в размере 20 058 рублей 13 копеек;
- - решение от 26.08.2015 N 511, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 23 360 рублей; указанным решением обществу также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 828 267 рублей, пени в размере 4 524 рублей 97 копеек.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области от 13.10.2015 N 129, N 130 апелляционные жалобы общества оставлены без удовлетворения.
Общество, полагая, что решения налогового органа противоречат положениям налогового законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты обложения земельным налогом. На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, также не признаются объектом обложения земельным налогом (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой статьи.
В силу положений статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом ограничение таких земельных участков в обороте и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связано с целевым назначением и фактическим использованием этих участков.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3 Приказа Росимущества от 31.10.2008 N 340 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" утвержден Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, находящиеся в федеральной собственности, 100 процентов акций минус одна акция каждого из которых вносятся в уставный капитал открытых акционерных обществ "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг", "Красная звезда", "Славянка".
Из подпункта 5.1.3. Приказа Росимущества от 31.10.2008 N 340 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" следует, что осуществление полномочий собственника в сфере управления имуществом федеральных государственных унитарных предприятий согласно Перечню N 1, в отношении управления организаций обороны и правоохранительных органов выполняет структурное подразделение Росимущества, ответственное за выполнение установленных мероприятий. В указанный Перечень включено общество под п/п N 213.
Согласно абзацу 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" преобразовать федеральные государственные унитарные предприятия по перечню согласно Приложению N 1 в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, и учредить открытое акционерное общество "Авиаремонт" (г. Москва), 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, с внесением в качестве вклада Российской Федерации в его уставный капитал находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус 1 акция каждого из открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования этих федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус 1 акция каждого из открытых акционерных обществ по перечню согласно Приложению N 2. В Перечень N 1 включено общество под п/п N 4.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с подпунктом 1.1 раздела 1 Устава общество создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Устава учредителем общества является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера общества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Устава общество осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и другими правовыми актами Российской Федерации.
Согласно реестру акционеров 1 акцией общества владеет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, 1436 201 акций заявителя принадлежит ОАО "Авиаремонт".
Согласно пункту 1 Изменений и дополнений в Устав ОАО "720 РЗ СОП" общество является дочерним по отношению к ОАО "Авиаремонт". Основное общество имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания и определять принимаемые им решения в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Согласно пункту 5.4. раздела 5 устава ОАО "Авиаремонт" все акции общества на момент его создания находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, передача Российской Федерации в собственность акционерному обществу имущества, перевод имущества в акции и принятие 100% акций обратно в собственность Российской Федерации не свидетельствует о переходе имущества в собственность акционерного общества и утрате Российской Федерации права собственности и управления над обществом, поскольку в указанных правоотношениях выступает одновременно в качестве продавца и покупателя государственного (федерального) имущества (подпункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), общество приватизировано в порядке пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Указанный способ первоначально предполагает лишь юридическое изменение формы собственности в отношении имущественного комплекса преобразуемого юридического лица с государственной или муниципальной собственности на частную, 100% акций преобразованного юридического лица остаются в собственности публичного образования (статья 37 Закона N 178-ФЗ), в последующем происходит приватизация акций преобразованного юридического лица путем передачи стороннему юридическому лицу.
Применение указанного способа приватизации в силу положений вышеуказанных правовых актов, не повлекло утрату права собственности Российской Федерации, поскольку не лишает Российскую Федерацию права в полной мере распоряжаться имуществом ввиду владения акциями общества.
Таким образом, преобразование общества осуществлялось на основе специальных, индивидуальных правовых актов, единственным учредителем заявителя выступила Российская Федерация в лице федерального органа, который наделил общество имуществом, передав его в собственность, а руководство и контроль передал своему представителю - Министерству обороны напрямую и через подконтрольное ему акционерное общество ОАО "Авиаремонт".
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 27.04.2009 N 259 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "720 РЗ СОП" Министерства обороны Российской Федерации" ФГУП "720 РЗ СОП" преобразовано в ОАО "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов". ОАО "720 РЗ СОП" является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "720 РЗ СОП" по всем правам и обязательствам.
Форма собственности, согласно справке Федеральной службы государственной статистики от 12.11.2013: код 12 - Федеральная собственность (ОКФС).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несмотря на регистрацию права собственности на спорный земельный участок за обществом, он получен им от собственника - Российской Федерации, которая на основании вышеуказанных правовых актов осуществляет руководство обществом, в том числе, распоряжается спорным земельным участком.
Общество является организацией оборонно-промышленного комплекса (подпункт 17.244 пункта 17 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы", приказ Минпромторга России от 17.04.2012 N 438дсп "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса").
Общество на основании заключенных государственных контрактов выполняет работы, связанные с выполнением государственного оборонного заказа, имеет соответствующие лицензии (лицензия на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники от 19.12.2012 N АС 010266).
Таким образом, суд первой инстанции справедливо указал на то, что обществом представлены доказательства того, что оно входит в систему Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18260/10 по делу N А60-60572/2009, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте и исключению их из объектов обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.07.2015 по делу N А54-4089/2011, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2015 N 305-КГ15-1734, от 22.01.2016 N 310-КГ15-14531.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что земельный участок общества соответствуют критериям, перечисленным в подпункте 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный земельный участок не признается объектом обложения земельным налогом, в связи с чем, оснований для доначисления земельного налога у инспекции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2016 по делу N А62-9617/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2016 N 20АП-3330/2016 ПО ДЕЛУ N А62-9617/2015
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. по делу N А62-9617/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов" (Смоленская область, г. Рославль ОГРН 1096725000701, ИНН 6725015051) - Герасимова В.Е. (доверенность от 04.07.2016 N 8), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046700006902, ИНН 6725010984) - Киселевой А.Л. (доверенность от 28.03.2016 N 03-07/03072), Трушкиной Н.В. (доверенность от 22.01.2016 N 03-07/00535), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области на решении Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2016 по делу N А62-9617/2015 (судья Печорина В.А.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов" (далее - общество, заявитель, ОАО "720 РЗ СОП") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Смоленской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.08.2015 N 510, от 26.08.2015 N 511, обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2011 и 2012 годы в размере 3 656 534 рубля.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, заявитель жалобы указывает на то, что общество не включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р. Кроме того, факт включения ОАО "720 РЗ СОП" в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России не свидетельствует о его статусе как стратегического предприятия.
Также налоговый орган указывает на то, что наличие у заявителя в 2011-2012 годах государственных контрактов в рамках гособоронзаказа само по себе не является основанием для исключения земельных участков их объектов налогообложения по земельному налогу.
Инспекция выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что земельные участки фактически находятся в полном правообладании государства в силу владения Российской Федерацией 100% акций, поскольку именно за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок.
Также налоговый орган считает, что правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий не предусмотрено исключений в части объема прав созданного в рамках такой процедуры общества в отношении приватизированного имущества, а также в части объема прав Российской Федерации как акционера такого общества на его имущество, соответственно, по общему правилу, ОАО "Авиаремонт" являясь акционером общества не имеет каких-либо вещных прав в отношении имущества общества, поскольку обладает лишь обязательственными правами в отношении общества, удостоверенными акциями.
ОАО "720 РЗ СОП" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, обществом представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011, 2012 год, в соответствии с которыми к уменьшению заявлен земельный налог в общем размере 3 656 534 рубля в связи с исключением из объекта налогообложения земельного участка с кадастровым номером 67:15:0320321:4.
По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций налоговым органом приняты решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - решение от 26.08.2015 N 510, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3 949 рублей; указанным решением обществу также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 828 267 рублей, пени в размере 20 058 рублей 13 копеек;
- - решение от 26.08.2015 N 511, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 23 360 рублей; указанным решением обществу также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1 828 267 рублей, пени в размере 4 524 рублей 97 копеек.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы России по Смоленской области от 13.10.2015 N 129, N 130 апелляционные жалобы общества оставлены без удовлетворения.
Общество, полагая, что решения налогового органа противоречат положениям налогового законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты обложения земельным налогом. На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, также не признаются объектом обложения земельным налогом (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой статьи.
В силу положений статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным кодексом, федеральными законами.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
При этом ограничение таких земельных участков в обороте и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связано с целевым назначением и фактическим использованием этих участков.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3 Приказа Росимущества от 31.10.2008 N 340 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" утвержден Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, находящиеся в федеральной собственности, 100 процентов акций минус одна акция каждого из которых вносятся в уставный капитал открытых акционерных обществ "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг", "Красная звезда", "Славянка".
Из подпункта 5.1.3. Приказа Росимущества от 31.10.2008 N 340 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" следует, что осуществление полномочий собственника в сфере управления имуществом федеральных государственных унитарных предприятий согласно Перечню N 1, в отношении управления организаций обороны и правоохранительных органов выполняет структурное подразделение Росимущества, ответственное за выполнение установленных мероприятий. В указанный Перечень включено общество под п/п N 213.
Согласно абзацу 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" преобразовать федеральные государственные унитарные предприятия по перечню согласно Приложению N 1 в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, и учредить открытое акционерное общество "Авиаремонт" (г. Москва), 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, с внесением в качестве вклада Российской Федерации в его уставный капитал находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус 1 акция каждого из открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования этих федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус 1 акция каждого из открытых акционерных обществ по перечню согласно Приложению N 2. В Перечень N 1 включено общество под п/п N 4.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с подпунктом 1.1 раздела 1 Устава общество создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Устава учредителем общества является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера общества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Устава общество осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и другими правовыми актами Российской Федерации.
Согласно реестру акционеров 1 акцией общества владеет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, 1436 201 акций заявителя принадлежит ОАО "Авиаремонт".
Согласно пункту 1 Изменений и дополнений в Устав ОАО "720 РЗ СОП" общество является дочерним по отношению к ОАО "Авиаремонт". Основное общество имеет право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания и определять принимаемые им решения в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Согласно пункту 5.4. раздела 5 устава ОАО "Авиаремонт" все акции общества на момент его создания находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, передача Российской Федерации в собственность акционерному обществу имущества, перевод имущества в акции и принятие 100% акций обратно в собственность Российской Федерации не свидетельствует о переходе имущества в собственность акционерного общества и утрате Российской Федерации права собственности и управления над обществом, поскольку в указанных правоотношениях выступает одновременно в качестве продавца и покупателя государственного (федерального) имущества (подпункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"), общество приватизировано в порядке пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Указанный способ первоначально предполагает лишь юридическое изменение формы собственности в отношении имущественного комплекса преобразуемого юридического лица с государственной или муниципальной собственности на частную, 100% акций преобразованного юридического лица остаются в собственности публичного образования (статья 37 Закона N 178-ФЗ), в последующем происходит приватизация акций преобразованного юридического лица путем передачи стороннему юридическому лицу.
Применение указанного способа приватизации в силу положений вышеуказанных правовых актов, не повлекло утрату права собственности Российской Федерации, поскольку не лишает Российскую Федерацию права в полной мере распоряжаться имуществом ввиду владения акциями общества.
Таким образом, преобразование общества осуществлялось на основе специальных, индивидуальных правовых актов, единственным учредителем заявителя выступила Российская Федерация в лице федерального органа, который наделил общество имуществом, передав его в собственность, а руководство и контроль передал своему представителю - Министерству обороны напрямую и через подконтрольное ему акционерное общество ОАО "Авиаремонт".
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 27.04.2009 N 259 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "720 РЗ СОП" Министерства обороны Российской Федерации" ФГУП "720 РЗ СОП" преобразовано в ОАО "720 ремонтный завод средств обеспечения полетов". ОАО "720 РЗ СОП" является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "720 РЗ СОП" по всем правам и обязательствам.
Форма собственности, согласно справке Федеральной службы государственной статистики от 12.11.2013: код 12 - Федеральная собственность (ОКФС).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несмотря на регистрацию права собственности на спорный земельный участок за обществом, он получен им от собственника - Российской Федерации, которая на основании вышеуказанных правовых актов осуществляет руководство обществом, в том числе, распоряжается спорным земельным участком.
Общество является организацией оборонно-промышленного комплекса (подпункт 17.244 пункта 17 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы", приказ Минпромторга России от 17.04.2012 N 438дсп "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса").
Общество на основании заключенных государственных контрактов выполняет работы, связанные с выполнением государственного оборонного заказа, имеет соответствующие лицензии (лицензия на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники от 19.12.2012 N АС 010266).
Таким образом, суд первой инстанции справедливо указал на то, что обществом представлены доказательства того, что оно входит в систему Министерства обороны Российской Федерации и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 18260/10 по делу N А60-60572/2009, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте и исключению их из объектов обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.07.2015 по делу N А54-4089/2011, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2015 N 305-КГ15-1734, от 22.01.2016 N 310-КГ15-14531.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что земельный участок общества соответствуют критериям, перечисленным в подпункте 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный земельный участок не признается объектом обложения земельным налогом, в связи с чем, оснований для доначисления земельного налога у инспекции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.03.2016 по делу N А62-9617/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)