Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Административные истцы указывают, что несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает их права, как плательщиков налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-802/2015 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Гагаринское", Общества с ограниченной ответственностью "Гагаринское Вест" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, зданий равной их рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество "Гагаринское", Общество с ограниченной ответственностью "Гагаринское Вест" 26 ноября 2014 года (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 08 июля 2014 года) обратились в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просили об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, сособственниками которых они являются, равной их рыночной стоимости, определенной в размере * рублей, * рублей, 328 211 012 рублей, * рублей, * рублей соответственно. Свои требования административные истцы мотивируют тем, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от их кадастровой стоимости. При этом права административных истцов, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов.
Представитель административных истцов ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" (по доверенности) Н. поддержал заявленное требование.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Л., представляющий также на основании доверенности интересы административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы, требования административных истцов не признал, считал, что административными истцами не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали их требования, указав, что выводы эксперта, содержащиеся в заключении, выполненном на основании определения суда, не могут быть признаны обоснованными.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, административных ответчиков, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требование административных истцов подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Гагаринское Вест" на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, 689/1000 долей нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, ЗАО "Гагаринское" - 311/1000 долей нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, *, нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, *, нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента такого введения в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса (статья 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года был введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой (которая действовала на налоговый период 2014 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; в строках 1437, 1438, 1439 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, поименованы здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1080, расположенное по адресу: г. Москва, дер. Толстопальцево, *, с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, расположенное по адресу: г. Москва, *, с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, расположенное по адресу: г. Москва, *.
Постановлением Правительства Москвы 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2013 года), в частности, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов капитального строительства - здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083 по состоянию на 01 января 2013 года составила * рублей, здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098 * рублей.
Поскольку нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, *, поставлены на кадастровый учет 26 декабря 2013 года, то их кадастровая стоимость определена на эту дату в размере * рубля, * рубля, * рублей соответственно.
Такие сведения о кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, зданий просят пересмотреть административные истцы, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, датой, по состоянию на которую устанавливается рыночная стоимость, для зданий будет являться 01 января 2013 года, для нежилых помещений - 26 декабря 2013 года, поскольку до этого дня как объекты гражданских прав нежилые помещения не существовали.
Тот факт, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки признается рекомендуемой для целей совершения сделки, никакая сделка, предметом которой бы являлись спорные помещения, здания в настоящем случае не заключается, а целью установления кадастровой стоимости объектов недвижимости является регулирование вопросов налогообложения, не свидетельствует о невозможности установления судом кадастровой стоимости помещений, зданий, равной их рыночной стоимости.
Кроме того, суд учитывает, что приведенное в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона; кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует; от определения и установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном случае напрямую зависит объем налоговых обязательств их собственников; помимо прочего, положения статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года прямо допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости (пересмотр результатов определения кадастровой стоимости).
В связи с изложенным, несмотря на то, что настоящее административное исковое заявление не направлено на заключение договора купли-продажи или реализацию иных правомочий собственников по распоряжению объектами недвижимости, суд полагает, что у административных истцов имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих им помещений, зданий для целей пересмотра утвержденной в отношении них кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении таких объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственников как плательщиков соответствующего налога.
Оспаривая кадастровую стоимость, ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" представили отчеты об оценке от 20 июня 2014 года N 01-29-14 (далее отчет N 01-29-14), от 10 июня 2015 года N 10-15 (далее отчет N 10-15), выполненные ООО "*" по заказу административных истцов, в которых рыночная стоимость нежилого здания, с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере * рублей, нежилого здания, с кадастровым номером 77:07:0017003:1098 - в размере * рублей, нежилых помещений, с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года - * рублей и * рубль соответственно, нежилых помещений, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года - * рубль и * рублей соответственно, нежилых помещений, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года - * рубль и * рублей соответственно.
Согласно положительным заключениям от 22 июля 2014 года N 2633/2014-1, от 15 июня 2015 года N 2899/2015, подготовленным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчеты N 01-29-14, 10-15 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2014 года отклонено заявление ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены замечания на отчеты об оценке N 01-29-14, 10-15.
Как усматривается из материалов дела, при оценке спорных объектов недвижимости оценщик применил затратный, сравнительный и доходный подходы.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке N 01-29-14, 10-15, от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 16 ноября 2015 года, по ходатайству представителя ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью "*" (далее - ООО "*").
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 520-15 от 18 декабря 2015 года, составленному ООО "*":
- отчет об оценке N 01-29-14, выполненный ООО "*", в части оценки рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 01 января 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 01-29-14, выполненный ООО "*", в части оценки рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 01 января 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 10-15, выполненный ООО "Центральное юридическое агентство", в части оценки рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 26 декабря 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 10-15, выполненный ООО "Центральное юридическое агентство", в части оценки рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 26 декабря 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 10-15, выполненный ООО "*", в части оценки рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 26 декабря 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Не доверять выводам эксперта ООО "*" Б. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Б. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (13 лет), составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", КАС РФ.
Заключение эксперта ООО "*", как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам КАС РФ.
Правильность заключения эксперта ООО "*", отвечающего требованиям статей 77, 79 - 82 КАС РФ, административными ответчиками не опровергнута; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем им дана соответствующая подписка; доводы административных ответчиков о том, что экспертное заключение не может достоверно подтвердить рыночную стоимость нежилых помещений, зданий, основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения ООО "*" N 520-15 от 18 декабря 2015 года и подтвержденной в нем рыночной стоимости спорных объектов, административными ответчиками Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы не заявлено.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение ООО "*" N 520-15 от 18 декабря 2015 года является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений, зданий, установлении кадастровой стоимости помещений, зданий, равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению; кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, нежилых зданий с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, с кадастровым номером 77:07:0017003:1098 должна быть установлена равной их рыночной стоимости, подтвержденной ООО "*" в заключении N 520-15 от 18 декабря 2015 года по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года, в размере * рублей, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно, поскольку такая рыночная стоимость нежилых помещений, зданий подтверждена надлежащими доказательствами.
Поскольку требования ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в Комиссию 08 июля 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этих объектов, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Доводы административных ответчиков о том, что оспариваемая административными истцами кадастровая стоимость нежилых зданий, помещений в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки нежилых зданий, помещений по состоянию на 1 января 2014 года, правового значения не имеют и на вывод о пересмотре результатов определения предыдущей кадастровой стоимости не влияют.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Как уже указывалось выше, заявление подано в Комиссию 08 июля 2014 года и в нем ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" просили пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, то есть заявление подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
При таких данных, сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий, помещений, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений объектов недвижимости возможен на основании решения суда.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере * (*) рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере * (*) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости следует считать 08 июля 2014 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
А.С.ЛОПАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.12.2015 ПО ДЕЛУ N 3А-802/2015
Требование: Об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, зданий равной их рыночной стоимости.Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Административные истцы указывают, что несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает их права, как плательщиков налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N 3а-802/2015
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-802/2015 по административному исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Гагаринское", Общества с ограниченной ответственностью "Гагаринское Вест" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, зданий равной их рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество "Гагаринское", Общество с ограниченной ответственностью "Гагаринское Вест" 26 ноября 2014 года (обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости имело место 08 июля 2014 года) обратились в Московский городской суд с указанным административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просили об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, сособственниками которых они являются, равной их рыночной стоимости, определенной в размере * рублей, * рублей, 328 211 012 рублей, * рублей, * рублей соответственно. Свои требования административные истцы мотивируют тем, что несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от их кадастровой стоимости. При этом права административных истцов, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов.
Представитель административных истцов ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" (по доверенности) Н. поддержал заявленное требование.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Л., представляющий также на основании доверенности интересы административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы, требования административных истцов не признал, считал, что административными истцами не представлено достоверных доказательств, которые бы подтверждали их требования, указав, что выводы эксперта, содержащиеся в заключении, выполненном на основании определения суда, не могут быть признаны обоснованными.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, административных ответчиков, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требование административных истцов подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Гагаринское Вест" на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, 689/1000 долей нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, ЗАО "Гагаринское" - 311/1000 долей нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, *, нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, *, нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента такого введения в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса (статья 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке; закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года был введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой (которая действовала на налоговый период 2014 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; в строках 1437, 1438, 1439 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, поименованы здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1080, расположенное по адресу: г. Москва, дер. Толстопальцево, *, с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, расположенное по адресу: г. Москва, *, с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, расположенное по адресу: г. Москва, *.
Постановлением Правительства Москвы 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2013 года), в частности, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов капитального строительства - здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083 по состоянию на 01 января 2013 года составила * рублей, здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098 * рублей.
Поскольку нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, *, поставлены на кадастровый учет 26 декабря 2013 года, то их кадастровая стоимость определена на эту дату в размере * рубля, * рубля, * рублей соответственно.
Такие сведения о кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, зданий просят пересмотреть административные истцы, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, датой, по состоянию на которую устанавливается рыночная стоимость, для зданий будет являться 01 января 2013 года, для нежилых помещений - 26 декабря 2013 года, поскольку до этого дня как объекты гражданских прав нежилые помещения не существовали.
Тот факт, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки признается рекомендуемой для целей совершения сделки, никакая сделка, предметом которой бы являлись спорные помещения, здания в настоящем случае не заключается, а целью установления кадастровой стоимости объектов недвижимости является регулирование вопросов налогообложения, не свидетельствует о невозможности установления судом кадастровой стоимости помещений, зданий, равной их рыночной стоимости.
Кроме того, суд учитывает, что приведенное в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона; кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует; от определения и установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном случае напрямую зависит объем налоговых обязательств их собственников; помимо прочего, положения статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года прямо допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости (пересмотр результатов определения кадастровой стоимости).
В связи с изложенным, несмотря на то, что настоящее административное исковое заявление не направлено на заключение договора купли-продажи или реализацию иных правомочий собственников по распоряжению объектами недвижимости, суд полагает, что у административных истцов имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих им помещений, зданий для целей пересмотра утвержденной в отношении них кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении таких объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственников как плательщиков соответствующего налога.
Оспаривая кадастровую стоимость, ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" представили отчеты об оценке от 20 июня 2014 года N 01-29-14 (далее отчет N 01-29-14), от 10 июня 2015 года N 10-15 (далее отчет N 10-15), выполненные ООО "*" по заказу административных истцов, в которых рыночная стоимость нежилого здания, с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере * рублей, нежилого здания, с кадастровым номером 77:07:0017003:1098 - в размере * рублей, нежилых помещений, с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года - * рублей и * рубль соответственно, нежилых помещений, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года - * рубль и * рублей соответственно, нежилых помещений, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года - * рубль и * рублей соответственно.
Согласно положительным заключениям от 22 июля 2014 года N 2633/2014-1, от 15 июня 2015 года N 2899/2015, подготовленным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", отчеты N 01-29-14, 10-15 соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 июля 2014 года отклонено заявление ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены замечания на отчеты об оценке N 01-29-14, 10-15.
Как усматривается из материалов дела, при оценке спорных объектов недвижимости оценщик применил затратный, сравнительный и доходный подходы.
В связи с глубокими противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке N 01-29-14, 10-15, от кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 16 ноября 2015 года, по ходатайству представителя ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью "*" (далее - ООО "*").
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 520-15 от 18 декабря 2015 года, составленному ООО "*":
- отчет об оценке N 01-29-14, выполненный ООО "*", в части оценки рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 01 января 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 01-29-14, выполненный ООО "*", в части оценки рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 01 января 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 10-15, выполненный ООО "Центральное юридическое агентство", в части оценки рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 26 декабря 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 10-15, выполненный ООО "Центральное юридическое агентство", в части оценки рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 26 декабря 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете;
- отчет об оценке N 10-15, выполненный ООО "*", в части оценки рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
- рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, по состоянию на 26 декабря 2013 года соответствует величине стоимости объекта, определенной оценщиком в названном отчете.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 КАС РФ.
Не доверять выводам эксперта ООО "*" Б. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Б. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности (13 лет), составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.
Под оценочной деятельностью согласно ст. 3 указанного Закона понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
В силу ст. 4 этого Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Однако эти требования не исключают возможность производства судебной экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний, и которые поставлены перед экспертом судом, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в том числе с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Деятельность по организации и производству судебной экспертизы регулируется специальным законодательством: Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", КАС РФ.
Заключение эксперта ООО "*", как уже отмечалось выше, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, в том числе его статьям 8, 25, и нормам КАС РФ.
Правильность заключения эксперта ООО "*", отвечающего требованиям статей 77, 79 - 82 КАС РФ, административными ответчиками не опровергнута; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем им дана соответствующая подписка; доводы административных ответчиков о том, что экспертное заключение не может достоверно подтвердить рыночную стоимость нежилых помещений, зданий, основаны на предположениях, не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами.
Во всяком случае, ходатайств о повторной экспертизе, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения ООО "*" N 520-15 от 18 декабря 2015 года и подтвержденной в нем рыночной стоимости спорных объектов, административными ответчиками Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы не заявлено.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение ООО "*" N 520-15 от 18 декабря 2015 года является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещений, зданий, установлении кадастровой стоимости помещений, зданий, равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению; кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, нежилых зданий с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, с кадастровым номером 77:07:0017003:1098 должна быть установлена равной их рыночной стоимости, подтвержденной ООО "*" в заключении N 520-15 от 18 декабря 2015 года по состоянию на 01 января 2013 года и 26 декабря 2013 года, в размере * рублей, * рублей, * рублей, * рублей, * рублей соответственно, поскольку такая рыночная стоимость нежилых помещений, зданий подтверждена надлежащими доказательствами.
Поскольку требования ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в Комиссию 08 июля 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этих объектов, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Доводы административных ответчиков о том, что оспариваемая административными истцами кадастровая стоимость нежилых зданий, помещений в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки нежилых зданий, помещений по состоянию на 1 января 2014 года, правового значения не имеют и на вывод о пересмотре результатов определения предыдущей кадастровой стоимости не влияют.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Как уже указывалось выше, заявление подано в Комиссию 08 июля 2014 года и в нем ЗАО "Гагаринское", ООО "Гагаринское Вест" просили пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, то есть заявление подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
При таких данных, сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий, помещений, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учет изменений объектов недвижимости возможен на основании решения суда.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере * (*) рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере * (*) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 декабря 2013 года в размере * (*) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0017003:1493, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1494, площадью * кв. м, с кадастровым номером 77:07:0017003:1495, площадью * кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1083, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0017003:1098, площадью * кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости следует считать 08 июля 2014 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
А.С.ЛОПАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)