Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налогоплательщиком допущена просрочка уплаты спорных налогов, судебный приказ о взыскании налогов и пеней отменен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Димитрова Т.В.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Старкова М.В., Шабалдиной Н.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области к С. о взыскании транспортного и земельного налогов, налога на имущество и пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика С. на решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее по тексту межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области) обратилась с исковым заявлением к С. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пени на общую сумму 275045 рублей 09 копеек.
В обоснование указала, что административный ответчик С. в 2011 году являлся собственником транспортного средства Лексус RX-300, государственный регистрационный номер N собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>; в 2009 - 2011 года на праве собственности владел: квартирой, расположенной по адресу: <...>, прочим строением, расположенным по адресу: <...>; гаражным боксом, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, территория ГСК "Зенит", 4, бокс; квартирой, расположенной по адресу: <...>. Налоговое уведомление N 453220 на уплату транспортного налога за 2011 год в сумме 12301 рубль 20 копеек, земельного налога за 2011 год сумме 229468 рублей 28 копейки и налога на имущество физических лиц за 2009 - 2011 года в сумме 2685 рублей 82 копейки направлено налогоплательщику заказным письмом. Административный ответчик в установленный законом срок налоги не уплатил, в связи с чем в его адрес направлено требование N 22897 об уплате вышеуказанных налогов в срок до 26 декабря 2012 года. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов, административный истец обратился к мировому судье судебного участка N 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа. На основании указанного заявления, мировым судьей 22 июля 2013 года был вынесен судебный приказ, который 29 апреля 2015 года был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.
Определением суда от 20 августа 2015 года по ходатайству административного ответчика производство по делу было приостановлено до рассмотрения по существу гражданского дела N 2-1650/2015 по иску межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области к С. о взыскании земельного налога.
22 декабря 2015 года определением суда производство по делу возобновлено, в связи с вынесением решения по гражданскому делу по иску межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области к С. о взыскании земельного налога.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель административного истца межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, административный ответчик С. не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом своевременно извещенные.
Решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области административное исковое заявление межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области удовлетворено: с С. в доход соответствующего бюджета взысканы задолженность по транспортному налогу за 2011 год в сумме 12301 рубль 20 копеек, пени за неуплату транспортного налога в сумме 71 рубль 30 копеек; задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 229468 рублей 28 копеек и пени по земельному налогу в сумме 30596 рублей 12 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009 год в сумме 805 рублей 23 копейки, за 2010 год в сумме 805 рублей 23 копейки, за 2011 год в сумме 988 рублей 12 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 09 рублей 61 копейка, а также государственная пошлина в доход местного бюджета муниципального образования "Нижний Тагил" в сумме 5 950 рублей 46 копеек.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик С. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование указал, что направление ему уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за 2009 год нельзя признать соответствующим положениям налогового законодательства, поскольку оно направлено по истечении установленного срока, в связи с чем требование налогового органа об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2009 год является необоснованным.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, административный ответчик С. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу положений пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным Законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как видно из материалов дела, административный ответчик С. в 2011 году являлся собственником транспортного средства Лексус RX-300, государственный регистрационный номер N; собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>; в 2009 - 2011 года на праве собственности владел: квартирой, расположенной по адресу: <...>, прочим строением, расположенным по адресу: <...>; гаражным боксом, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, территория ГСК "Зенит", 4, бокс; квартирой, расположенной по адресу: <...>.
06 июня 2012 года С. направлено налоговое уведомление N 453220 об уплате транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц в общей сумме 244 455 рублей 30 копеек.
В установленный срок налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не исполнена в связи с чем, 16 ноября 2012 года в адрес С. было направлено требование об уплате налогов и пени N 22897 от 14 ноября 2012 года, установлен срок уплаты 26 декабря 2012 года.
Данное требование в добровольном порядке административным ответчиком не было исполнено, что послужило основанием для обращения межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области к мировому судье судебного участка N 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
22 июля 2013 года мировым судьей судебного участка N 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области вынесен судебный приказ, который определением от 29 апреля 2015 года отменен в связи с поступившими от административного ответчика С. возражениями.
Обязанность по уплате налогов до настоящего времени административным ответчиком не исполнена, что явилось основанием для обращения межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области в суд с исковым заявлением о взыскании с С. транспортного и земельного налогов, налога на имущество и пени.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера налогов, пени, и пришел к обоснованному выводу о взыскании с С. задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, административным ответчиком решение суда в части взыскания транспортного налога, налога на землю, а также налога на имущество физических лиц за 2010 и 2011 годы не оспаривалось.
В свою очередь, с доводом апелляционной жалобы административного ответчика С. об отсутствии оснований для взыскания налога на имущество за 2009 год, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц" (далее по тексту - Закон Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц"), действующему в спорный период, плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц", объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Согласно пункту 2 статьи 5 вышеуказанного Закона, налог на имущество физических лиц исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в 2011 году на территории муниципального образования "город Нижний Тагил", были установлены Решением Нижнетагильской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 76 (с изменениями от 28 октября 2010 года N 45).
Согласно части 10 статьи 5 Федерального Закона от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (пункт 11 статьи 5 указанного Закона).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, у административного ответчика обязанность по уплате налога возникает с момента получения уведомления.
Ссылка административного ответчика, что налоговое уведомление должно было быть направлено в период не позднее 15 августа 2009 года, является несостоятельной и не опровергает правильных выводов суда о законности направления административным истцом налогового уведомления за три предшествующих периода.
Сведений о том, что административным ответчиком исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2009 год, материалы дела не содержат, доказательств уплата налога административным ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, вопреки ошибочным суждениям административного ответчика, указанным в апелляционной жалобе, межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области в 2012 году имела право и должна была (при наличии недоимки) направлять налогоплательщику налоговое уведомление по налогу на имущество физических лиц не более чем, за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, то есть, за 2009, 2010 и 2011 года.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, в связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА
Судьи
М.В.СТАРКОВ
Н.В.ШАБАЛДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-7219/2016
Требование: О взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пеней.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налогоплательщиком допущена просрочка уплаты спорных налогов, судебный приказ о взыскании налогов и пеней отменен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу N 33а-7219/2016
Судья Димитрова Т.В.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Старкова М.В., Шабалдиной Н.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области к С. о взыскании транспортного и земельного налогов, налога на имущество и пени,
по апелляционной жалобе административного ответчика С. на решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее по тексту межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области) обратилась с исковым заявлением к С. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пени на общую сумму 275045 рублей 09 копеек.
В обоснование указала, что административный ответчик С. в 2011 году являлся собственником транспортного средства Лексус RX-300, государственный регистрационный номер N собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>; в 2009 - 2011 года на праве собственности владел: квартирой, расположенной по адресу: <...>, прочим строением, расположенным по адресу: <...>; гаражным боксом, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, территория ГСК "Зенит", 4, бокс; квартирой, расположенной по адресу: <...>. Налоговое уведомление N 453220 на уплату транспортного налога за 2011 год в сумме 12301 рубль 20 копеек, земельного налога за 2011 год сумме 229468 рублей 28 копейки и налога на имущество физических лиц за 2009 - 2011 года в сумме 2685 рублей 82 копейки направлено налогоплательщику заказным письмом. Административный ответчик в установленный законом срок налоги не уплатил, в связи с чем в его адрес направлено требование N 22897 об уплате вышеуказанных налогов в срок до 26 декабря 2012 года. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов, административный истец обратился к мировому судье судебного участка N 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа. На основании указанного заявления, мировым судьей 22 июля 2013 года был вынесен судебный приказ, который 29 апреля 2015 года был отменен, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.
Определением суда от 20 августа 2015 года по ходатайству административного ответчика производство по делу было приостановлено до рассмотрения по существу гражданского дела N 2-1650/2015 по иску межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области к С. о взыскании земельного налога.
22 декабря 2015 года определением суда производство по делу возобновлено, в связи с вынесением решения по гражданскому делу по иску межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области к С. о взыскании земельного налога.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель административного истца межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, административный ответчик С. не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом своевременно извещенные.
Решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области административное исковое заявление межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области удовлетворено: с С. в доход соответствующего бюджета взысканы задолженность по транспортному налогу за 2011 год в сумме 12301 рубль 20 копеек, пени за неуплату транспортного налога в сумме 71 рубль 30 копеек; задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 229468 рублей 28 копеек и пени по земельному налогу в сумме 30596 рублей 12 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009 год в сумме 805 рублей 23 копейки, за 2010 год в сумме 805 рублей 23 копейки, за 2011 год в сумме 988 рублей 12 копеек и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 09 рублей 61 копейка, а также государственная пошлина в доход местного бюджета муниципального образования "Нижний Тагил" в сумме 5 950 рублей 46 копеек.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик С. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение. В обоснование указал, что направление ему уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за 2009 год нельзя признать соответствующим положениям налогового законодательства, поскольку оно направлено по истечении установленного срока, в связи с чем требование налогового органа об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2009 год является необоснованным.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, административный ответчик С. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу положений пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным Законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как видно из материалов дела, административный ответчик С. в 2011 году являлся собственником транспортного средства Лексус RX-300, государственный регистрационный номер N; собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>; в 2009 - 2011 года на праве собственности владел: квартирой, расположенной по адресу: <...>, прочим строением, расположенным по адресу: <...>; гаражным боксом, расположенным по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, территория ГСК "Зенит", 4, бокс; квартирой, расположенной по адресу: <...>.
06 июня 2012 года С. направлено налоговое уведомление N 453220 об уплате транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц в общей сумме 244 455 рублей 30 копеек.
В установленный срок налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не исполнена в связи с чем, 16 ноября 2012 года в адрес С. было направлено требование об уплате налогов и пени N 22897 от 14 ноября 2012 года, установлен срок уплаты 26 декабря 2012 года.
Данное требование в добровольном порядке административным ответчиком не было исполнено, что послужило основанием для обращения межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области к мировому судье судебного участка N 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
22 июля 2013 года мировым судьей судебного участка N 2 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил Свердловской области вынесен судебный приказ, который определением от 29 апреля 2015 года отменен в связи с поступившими от административного ответчика С. возражениями.
Обязанность по уплате налогов до настоящего времени административным ответчиком не исполнена, что явилось основанием для обращения межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области в суд с исковым заявлением о взыскании с С. транспортного и земельного налогов, налога на имущество и пени.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера налогов, пени, и пришел к обоснованному выводу о взыскании с С. задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, административным ответчиком решение суда в части взыскания транспортного налога, налога на землю, а также налога на имущество физических лиц за 2010 и 2011 годы не оспаривалось.
В свою очередь, с доводом апелляционной жалобы административного ответчика С. об отсутствии оснований для взыскания налога на имущество за 2009 год, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц" (далее по тексту - Закон Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц"), действующему в спорный период, плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество физических лиц", объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Согласно пункту 2 статьи 5 вышеуказанного Закона, налог на имущество физических лиц исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в 2011 году на территории муниципального образования "город Нижний Тагил", были установлены Решением Нижнетагильской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 76 (с изменениями от 28 октября 2010 года N 45).
Согласно части 10 статьи 5 Федерального Закона от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога (пункт 11 статьи 5 указанного Закона).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, у административного ответчика обязанность по уплате налога возникает с момента получения уведомления.
Ссылка административного ответчика, что налоговое уведомление должно было быть направлено в период не позднее 15 августа 2009 года, является несостоятельной и не опровергает правильных выводов суда о законности направления административным истцом налогового уведомления за три предшествующих периода.
Сведений о том, что административным ответчиком исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2009 год, материалы дела не содержат, доказательств уплата налога административным ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, вопреки ошибочным суждениям административного ответчика, указанным в апелляционной жалобе, межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области в 2012 году имела право и должна была (при наличии недоимки) направлять налогоплательщику налоговое уведомление по налогу на имущество физических лиц не более чем, за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, то есть, за 2009, 2010 и 2011 года.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, в связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г.ШУРЫГИНА
Судьи
М.В.СТАРКОВ
Н.В.ШАБАЛДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)