Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2009 N 11АП-9150/2008 ПО ДЕЛУ N А72-4695/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2009 г. по делу N А72-4695/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представителей Дарьиной О.В. (доверенность от 11.12.2008 N 03-3223), Багдасарова А.А. (доверенность от 18.09.2008 N АЛ-2711), Никитина Д.В. (доверенность от 11.12.2008 N 03-3224), Гайнуллина Ю.Ф. (доверенность от 11.01.2009 N АЛ-02),
от ответчика - представителей Калмыкова Д.А. (доверенность от 31.12.2008 N 16-03-20/9064), Солдатовой Л.Я. (доверенность от 11.01.2008 N 16-03-20/5), Филимоновой М.С. (доверенность от 11.01.2008 N 16-03-20/6),
после перерыва:
от заявителя - представителей Дарьиной О.В. (доверенность от 11.12.2008 N 03-3223), Багдасарова А.А. (доверенность от 18.09.2008 N АЛ-2711), Никитина Д.В. (доверенность от 11.12.2008 N 03-3224),
от ответчика - представителей Калмыкова Д.А. (доверенность от 31.12.2008 N 16-03-20/9064), Солдатовой Л.Я. (доверенность от 11.01.2008 N 16-03-20/5), Филимоновой М.С. (доверенность от 11.01.2008 N 16-03-20/6),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 октября 2008 г. по делу N А72-4695/2008 (судья Малкина О.К.), рассмотренному по заявлению ОАО "Ульяновскнефть", Ульяновская область, р.п. Новоспасское,
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании недействительным решения,
установил:

Открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - ОАО "Ульяновскнефть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - МИФНС РФ по КНП по Ульяновской области, налоговый орган) от 06.03.2008 N 84.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2008 г. заявленные ОАО "Ульяновскнефть" требования удовлетворены. Решение МИФНС РФ по КНП по Ульяновской области от 06.03.2008 N 84 признано недействительным.
МИФНС РФ по КНП по Ульяновской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.10.2008 г., принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители Общества в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу и разъяснениях на дополнения к апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 12.01.2009 г. до 14.01.2009 г. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 19.10.2007 г. общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 г., количество добытого полезного ископаемого составило 28 401,86 тонн, в части нормативных потерь 187,14 тонн. НДПИ исчислен в размере 75 309 171 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 496 212 руб.
Посчитав, что ОАО "Ульяновскнефть" неправомерно уменьшило налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 г. в сумме 496 212 руб., вследствие применения нормативов технологических потерь при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого на 187,14 тонн, налоговый орган решением N 84 от 06.03.08 г. отказал в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислил НДПИ в сумме 496 212 руб. (т. 1 л.д. 9-14).
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 336 НК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании лицензий на добычу нефти и геологическое изучение недр ОАО "Ульяновскнефть" осуществляет добычу нефти на 24 месторождениях, которые подразделяются на Северную группу (Западное, Бирлинское, Вишенское, Правдинское, Безымянное, Восточное, Овражное, Радужное, Западно-Радужное, Восточно-Бирлинское, Филипповское, Юго-Филипповское, Южно-Вишенское, Кудряшовское, Зимницкое, Северо-Зимницкое, Лабитовское, Восточно-Филлиповское) и Южную группу - (Барановское, Варваровское, Голодяевское, Новоспасское, Репьевское, Володарское).
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях главы 26 ("Налог на добычу полезных ископаемых") НК РФ указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Согласно пункту 3 статьи 339 НК РФ при применении налогоплательщиком прямого метода, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Порядок определения количества фактических потерь полезного ископаемого также установлен пунктом 3 статьи 339 НК РФ, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 рублей при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Обществом представлены выписка из Протокола Министерства Промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) N 09 от 04.04.2007 года, Письмо Минпромэнерго России "О нормативах технологических потерь" N 07-157 от 16.01.2008 года с Приложением "Нормативов технологических потерь на 2007 год углеводородного сырья при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений" (т. 4 л.д. 32-37).
Судом первой инстанции правомерно признан обоснованным и документально подтвержденным представленный Обществом расчет фактических потерь в размере 240,788 тонн.
То обстоятельство, что в налоговой декларации ОАО "Ульяновскнефть" в сентябре 2007 года отразило нормативные потери в меньшем размере - 187,14 тонн, не влияет на обоснованность вышеназванного расчета фактических технологических потерь нефти при сборе и подготовке.
В соответствии с главой 26 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется по завершении полного технологического цикла на основании произведенных измерений нефти, соответствующей государственному стандарту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.7 Учетной политики ОАО "Ульяновскнефть" на 2007 год для целей бухгалтерского и налогового учета именно количество добытого полезного ископаемого определяется косвенным методом (расчетно, по показателям содержания добытого полезного ископаемого - нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная) в извлекаемом из недр минеральном сырье после завершения комплекса технологических процессов при выдаче паспорта качества нефти химической лабораторией. Перевод добытой нефти из кубов переводится в тонны следующим образом: объем нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в кубах умножается на ее удельный вес (в гр./см куб.), определенный (замеренный) перед ее передачей.
Представителем ОАО "Ульяновскнефть" указывалось на то, что в данном пункте имеется в виду косвенный метод измерения добытой нефти, а не метод учета количества добытой нефти.
Согласно ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 07.12.2004 г. N 99-ст) существует 5 способов измерения нефти: косвенный метод динамических измерений, косвенный метод статических измерений, прямой метод динамических измерений, прямой метод статических измерений, косвенный метод, основанный на гидростатическом принципе. ГОСТ Р 8.595-2004 обязателен для применения при разработке методик выполнения измерений массы продукта, транспортируемого по трубопроводам, в мерах вместимости и мерах полной вместимости.
По сведениям ОАО "Ульяновскнефть", им применяется три вида измерений нефти (а не учета нефти): косвенный метод динамических измерений, косвенный метод статических измерений, прямой метод динамических измерений. Все указанные методы предполагают наличие измерительных средств и устройств (приемные тарированные резервуары, турбинные массомеры, турбинные объемомеры). Косвенный метод измерения отличается от прямого только тем, что при косвенном методе измеряется объем нефти, а при прямом методе измеряется ее масса.
Из материалов дела следует, что в ОАО "Ульяновскнефть" используются тарированные резервуары, турбинные объемомеры и турбинные массомеры. Согласно Порядку (Положению) по учету и движению добываемого углеводородного сырья, согласованному зам. руководителя Управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Саратовской области Тарасовым В.А., все добываемое углеводородное сырье со сборных пунктов месторождений (тарированные резервуары, расходомеры) доставляется либо по нефтепроводам, либо автотранспортом на установки подготовки и переработки нефти, где собирается в тарированные резервуары, откуда поступает на турбинные объемомеры и массомеры. Кроме того, прием товарной нефти на ПСП "Клин" и ее прокачка в ОАО "АК Транснефть" осуществляется через СИКН N 620 RU.E.29.006.A (система измерений количества и показателей качества нефти N 620, с помощью которой осуществляется коммерческий учет товарной нефти). На этапах, когда нефть по своему качеству соответствует ГОСТу (УПН "Северная", УППН "Южная"), она проходит через турбинные объемомеры и турбинные массомеры.
Материалами дела подтверждается использование ОАО "Ульяновскнефть" измерительных приборов: тарированные резервуары (свидетельство N 6537/08538), рулетки, метрштоки (свидетельство N 21250/750, свидетельство N 21432/932, свидетельство N 21431/931, руководство по эксплуатации метрштока)), расходомеры жидкостные (свидетельства N 0148438 и N 0000869), массомеры (свидетельство N 0139107), системы измерений количества и показателей качества нефти (сертификаты N 25302 и N 11302).
Таким образом, довод налогового органа о том, что обществом не проводились измерения добытого полезного ископаемого на УПН "Северная" и УППН "Южная" является безосновательным.
Как уже указано, согласно пункту 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.
Таким образом, НК РФ, в отличие от ГОСТ Р 8.595-2004, не предусматривает разделение прямого или косвенного метода по принципу измерения либо массы, либо объема.
ОАО "Ульяновскнефть" ведет учет и измерение количества нефти именно посредством применения измерительных средств и устройств (приемные тарированные резервуары, турбинные массомеры, турбинные объемомеры), а это подтверждает использование для целей налогообложения прямого метода учета.
Довод инспекции о том, что фактические потери нефти подлежат измерению по каждому месторождению, противоречат требованиям п. 3 ст. 339 НК РФ.
Ввиду того, что ОАО "Ульяновскнефть" не определяется налоговая база по каждому лицензионному участку (участку недр), коэффициент Кв принимается налогоплательщиком равным 1, налоговая ставка НДПИ по нефти рассчитывается с помощью коэффициента Кв равного 1 и применяется к налоговой базе, определенной по нефти, добытой на всех лицензионных участках ОАО "Ульяновскнефть".
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельной ссылку налогового органа в апелляционной жалобе на постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.08.2007 г. по делу N А29-6683/2006А, поскольку обстоятельства указанного дела, в котором установлено отсутствие у ОАО "УПК "Недра" возможности определять количество добытого полезного ископаемого прямым методом ввиду отсутствия у последнего необходимого оборудования по приведению нефти к государственному стандарту и измерительных средств и устройств, существенно отличаются от обстоятельств рассматриваемого дела.
В апелляционной жалобе не содержится доводов и доказательств, опровергающих довод общества о том, что комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь) завершается не на УПН "Северная" и УППН "Южная", а на ПСП "Клин". Как следует из материалов дела, именно на ПСП "Клин" завершается полный комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь) и нефть по своему качеству становится соответствующей ГОСТу. Данное обстоятельство подтверждается нормативами технологических потерь за 2005 год, утвержденных Минпромэнерго России, в состав которых входят технологические потери, связанные с транспортировкой нефти от УППН "Южная" до ПСП "Клин".
Ссылка налогового органа на данные исполнительного баланса, в соответствии с которым ОАО "Ульяновскнефть" выполняло работы по подготовке нефтяной жидкости, принадлежащей на праве собственности ЗАО СП "Нафта-Ульяновск", ОАО "РМНТК-Нефтеотдача" и ОАО "Нефтеразведка", является безосновательной.
Как видно из материалов дела, указанные сторонние организации в рамках договорных отношений сдавали ОАО "Ульяновскнефть" сырую нефть для ее подготовки и дальнейшей транспортировки в АК "Транснефть". При этом учет количества подготовленной нефти и фактических потерь вышеуказанных организаций осуществлялся раздельно, что подтверждается исполнительным балансом (графы 6.1-6.4, 8.1-8.4).
Принимая во внимание вышеизложенное, в сентябре 2007 г. ОАО "Ульяновскнефть" в полном соответствии с правилом подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ осуществляло налогообложение по налоговой ставке 0 рублей при добыче полезных ископаемых в части фактических потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах утвержденных нормативов.
Данный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой по подобным делам (например, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.02.2008 г. по делу N Ф09-499/08-СЗ и от 26.02.2008 г. по делу N Ф09-592/08-СЗ, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2008 г. N Ф04-8151/2007 (6432-А75-15) по делу N А75-3178/2007, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано Определением от 03.10.2008 г. N 12943/08).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А72-3068/2008, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле, были удовлетворены требования ОАО "Ульяновскнефть" о признании недействительным решения налогового органа, принятого при аналогичных обстоятельствах в результате камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по НДПИ за август 2007 г.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и не влияют на законность принятого судебного акта.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы - налоговый орган.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 октября 2008 г. по делу N А72-4695/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)