Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бубновой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" на решение арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 по делу N А08-7140/2015 (судья Линченко И.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (ИНН 3127013912, ОГРН 1153127000102) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области о признании недействительным решения о приостановлении операций по счетам,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект": Кандаурова Н.А., представителя по доверенности от 3.09.2015; Дружинина А.П., представителя по доверенности N 03/22 от 22.03.2016;
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области: Гончарова В.А., представителя по доверенности N 0310/000121 от 16.01.2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (далее - общество "Стройкомплект", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решения от 11.08.2015 N 1098 "О приостановлении операций по счетам" и действий инспекции по приостановлению операций по счету общества (с учетом уточнений от 08.02.2016).
Решением арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 в удовлетворении заявленных требований обществу "Стройкомплект" отказано.
Налогоплательщик, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого с нарушением норм материального права и с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества "Стройкомплект".
В своей апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу налогоплательщик ссылается на необоснованное приостановление налоговым органом операций по его расчетному счету в связи с непредставлением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, так как он не является налогоплательщиком названного налога в силу того, что им применяется упрощенная система налогообложения.
Право на применение упрощенной системы налогообложения общество "Стройкомплект" обосновывает тем, что оно создано в результате реорганизации закрытого акционерного общества "Стройкомплект", которое применяло упрощенную систему налогообложения с объектом обложения доходы с 01.01.2004.
Полагая, что в силу универсальности правопреемства, возникающего в результате реорганизации юридического лица, общество по-прежнему имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, применявшейся его правопредшественником, и, ссылаясь на то, что им совершены действия по извещению налогового органа о своем намерении продолжать применение данной системы налогообложения, а именно, произведена уплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1 квартал 2015 года платежным поручением от 20.04.2015 N 66 и за 2 квартал 2015 года платежным поручением от 20.07.2015 N 115, общество указывает, что суд области необоснованно не принял во внимание данное обстоятельство при рассмотрении настоящего дела, проигнорировав сложившуюся судебную практику, отраженную, в частности, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15.06.2010 N 563/10 и определении Высшего Арбитражного Суда от 30.04.2014 N ВАС-1687/14, постановлениях арбитражных судов округ от 07.07.2012 по делу N А50-25231/2010, от 18.12.2012 по делу N А40-46740/2012, от 21.07.2014 по делу N А40-172242/2013.
Налоговый орган в представленном отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества "Стройкомплект" без удовлетворения.
Как указывает инспекция, ссылаясь на положения статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Закон 129-ФЗ) и статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект", созданное в результате реорганизации закрытого акционерного общества "Стройкомплект", является вновь созданным юридическим лицом, которому присвоены новый идентификационный номер налогоплательщика и новый регистрационный номер.
В указанной связи, как считает инспекция, будучи вновь созданным, общество должно было уведомить налоговый орган о своем намерении применять упрощенную системы налогообложения в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекс, не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса.
Поскольку, как указывает налоговый орган, после реорганизации обществом "Стройкомплект" в установленном порядке в налоговый орган не было представлено уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, то оно, в силу положений подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12, не вправе применять названную систему налогообложения и обязано было в 2015 году исчислять и уплачивать налоги по общей системе налогообложения, включая налог на добавленную стоимость, а, следовательно, представлять налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость.
В связи с тем, что соответствующие налоговые декларации в установленный законодательством срок налогоплательщиком представлены не были, то, как считает налоговый орган, он правомерно на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 31 и пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса приостановил операции по расчетным счетам налогоплательщика в качестве обеспечительной меры, примененной в целях своевременного исполнения им возложенной на него обязанности по представлению налоговых деклараций.
После исполнения обществом 26.08.2015 указанной обязанности налоговым органом 27.08.2015 решение о приостановлении операций по счетам отменено. Соответствующая информация направлена в банк, который в тот же день отменил приостановку расходных операций по расчетному счету общества.
По мнению налогового органа, суд области, оценив изложенные обстоятельства, обоснованно отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменных пояснениях по делу и отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей инспекции и налогоплательщика, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество "Стройкомлект" создано путем реорганизации в форме преобразования из закрытого акционерного общества "Стройкомлект", зарегистрировано 13.03.2015 и включено в единый государственный реестр за основным государственным регистрационным номером 1153127000102, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридических лиц серии 31 N 002484979 (л.д. 36).
Правопредшественник общества - закрытое акционерное общество "Стройкомплект" на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 19.11.2003 N 3 с 01.01.2004 применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы (л.д. 73).
После преобразования общество "Стройкомплект" обратилось в инспекцию с письмом от 14.09.2015 в котором сообщило, что общество является универсальным правопреемником закрытого акционерного общества "Стройкомплект", применявшего упрощенную систему налогообложения, следовательно, к нему наряду с другими правами перешло право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения. При этом обществом уплачен налог по упрощенной системе налогообложения за 1 и 2 кварталы 2015 платежными поручениями от 20.04.2015 N 66 и от 20.07.2015 N 11 (л.д. 20).
В своем ответе от 22.09.2015 инспекция со ссылкой на пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса разъяснила налогоплательщику, что в связи с непредставлением им уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в течение 30 дней с даты постановки на учет 13.03.2015 оно не вправе применять данную систему налогообложения и обязано исчислять и уплачивать налоги в порядке, установленном для организаций, применяющих общий режим налогообложения (л.д. 21).
Поскольку налогоплательщиком в налоговый орган декларации по общей системе налогообложения, в том числе, декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года в установленный законодательством срок представлена не была, инспекцией 11.08.2015 было принято решение N 1098 о приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика N 40702810707000075675, открытому в отделении 8592 Сбербанка России.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области, которое решением от 29.10.2015 N 175 оставило решение инспекции без изменения, а жалобу общества без удовлетворения (л.д. 49).
Полагая, что действия инспекции по приостановлению операций по счету и решение от 11.08.2015 N 1098 о приостановлении операций являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Стройкомплект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из того, что общество, не представившее в установленный законодательством срок уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, обязано было применять общую систему налогообложения и представлять соответствующие налоговые декларации, а поскольку обязанность по представлению таких деклараций им не исполнялась, в частности, не была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, то налоговый орган правомерно приостановил операции по его счету решением от 11.08.2015 N 10989.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда области исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы налоговые декларации установлена статьей 80 Налогового кодекса.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 80 Кодекса предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В частности, на основании пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, под которым статьей 163 Кодекса понимается квартал.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость статьей 143 Налогового кодекса признаются организации и индивидуальные предприниматели.
В силу указанных норм налогового законодательства общество "Стройкомплект" является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость и обязано представлять налоговому органу налоговые декларации по названному налогу в установленные статьей 174 Налогового кодекса сроки.
Так как такая обязанность за 2 квартал 2015 года обществом исполнена не была, что им не отрицается, то налоговый орган обоснованно, исходя из положений пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса, направленных на обеспечение исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговых деклараций, приостановил расходные операции по его расчетному счету решением от 11.08.2015 N 10989.
Данное решение принято налоговым органом в пределах своей компетенции, соответствует по своему содержанию и форме требованиям, установленным налоговым законодательством и не нарушает, с учетом направленности его действия на обеспечение исполнения налогоплательщиком не исполненной им в установленный срок обязанности по представлению налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, прав налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
Довод налогоплательщика об отсутствии у него обязанности по представлению налоговым органам налоговых деклараций по налогам, предусмотренным общей системой налогообложения, обосновываемый тем, что им как универсальным правопреемником закрытого акционерного общества "Стройкомплект" с момента реорганизации продолжает применяться упрощенная система налогообложения, не может быть принят апелляционной коллегией, так как он основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение данной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налогов, предусмотренных общей системой налогообложения, в частности, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 названного Кодекса.
Налогоплательщиками налога по упрощенной системе налогообложения признаются, как это следует из пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном названной главой Налогового кодекса.
В частности, в силу пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса, регламентирующей порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, когда юридическое лицо одного вида путем изменения организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другого вида и к нему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса).
Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
При этом согласно пункту 5 статьи 84 Налогового кодекса при прекращении деятельности российской организации в результате реорганизации осуществляется снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре.
Таким образом, в результате реорганизации в форме преобразования правопредшественник прекращает свое существование путем исключения его из единого государственного реестра юридических лиц, а вновь образованное юридическое лицо, являющееся его правопреемником, считается созданным с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о его создании путем реорганизации в форме преобразования.
Согласно части 5 статьи 58 Гражданского кодекса при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Статьей 50 Налогового кодекса, регулирующей порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридических лиц, установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (пункт 9).
Вместе с тем, данные нормы не указывают на возможность правопреемства в части выбора системы налогообложения.
Напротив, пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ, действующей с 01.01.2013, обязывает вновь созданную организацию уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет, а подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса в той же редакции предусматривает последствие неисполнения этой обязанности, заключающееся в невозможности применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, не уведомившими налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Кодекса.
Иных правил применения данного режима налогообложения действующее законодательство не предусматривает. Применение упрощенной системы налогообложения не ставится в зависимость от способа создания юридического лица.
В связи с изложенным, вновь созданная после 01.01.2013 организация вне зависимости от способа ее создания вправе применять упрощенную систему налогообложения только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса, то есть после представления соответствующего уведомления в налоговый орган.
При непредставлении в налоговый орган соответствующего уведомления в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса организация обязана применять общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на добавленную стоимость и представление налоговому органу налоговых деклараций по этому налогу.
Материалами дела подтверждается, что общество образовано 13.03.2015, в связи с чем заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик должен был представить в налоговый орган не позднее 13.04.2015 (тридцатый календарный день приходится на 12.04.2015 - воскресенье). Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения в инспекцию представлено не было.
Поскольку уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения обществом не подавалось, инспекция правомерно пришла к выводу об отсутствии у него права на применение указанного режима налогообложения, а, следовательно, и о наличии у него обязанности представлять отчетность по общей системе налогообложения.
Тот факт, что обществом производилась уплата налога по упрощенной системе налогообложения, сам по себе не свидетельствует о наличии у него права на применение специального налогового режима, поскольку в силу правового регулирования, действующего с 01.01.2013, право на его применение предоставляется при выполнении налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Кодекса и не ставится в зависимость от способа создания организации, на что обоснованно указал суд области.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области о доказанности налоговым органом как факта наличия у налогоплательщика обязанности представить декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года со сроком представления 27.07.2015, так и факта непредставления им указанной декларации в установленной срок.
Ссылки общества "Стройкомплект" на правовые позиции, сформулированные в соответствующих судебных актах Высшим Арбитражным Судом и судами округов отклоняется судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном понимании и толковании этих правовых позиций, сформулированных применительно к правовому регулированию порядка и условий начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, действовавшему до 01.01.2013.
Учитывая, что обязанность по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость при применении общей системы налогообложения в установленный законом срок налогоплательщиком не выполнена, нарушение срока составило более 10 дней, вывод суда о правомерности вынесения инспекцией решения от 11.08.2015 N 1098 о приостановлении операцией по счетам в банке в порядке пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса и совершении действий по приостановлению операций является верным.
Налогоплательщик не доказал ни несоответствие действий налогового органа и принятого им решения нормам налогового законодательства, ни нарушение этими действиями и решением своих прав.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 по делу N А08-7140/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества "Стройкомплект" без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество "Стройкомплект".
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. по платежному поручению от 25.03.2016 N 48, в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 по делу N А08-7140/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" справку на возврат государственной пошлины в размере 1 500 руб., излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2016 N 19АП-2033/2016 ПО ДЕЛУ N А08-7140/2015
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу N А08-7140/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бубновой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" на решение арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 по делу N А08-7140/2015 (судья Линченко И.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (ИНН 3127013912, ОГРН 1153127000102) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области о признании недействительным решения о приостановлении операций по счетам,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект": Кандаурова Н.А., представителя по доверенности от 3.09.2015; Дружинина А.П., представителя по доверенности N 03/22 от 22.03.2016;
- от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области: Гончарова В.А., представителя по доверенности N 0310/000121 от 16.01.2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" (далее - общество "Стройкомплект", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Белгородской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решения от 11.08.2015 N 1098 "О приостановлении операций по счетам" и действий инспекции по приостановлению операций по счету общества (с учетом уточнений от 08.02.2016).
Решением арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 в удовлетворении заявленных требований обществу "Стройкомплект" отказано.
Налогоплательщик, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого с нарушением норм материального права и с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества "Стройкомплект".
В своей апелляционной жалобе и письменных пояснениях по делу налогоплательщик ссылается на необоснованное приостановление налоговым органом операций по его расчетному счету в связи с непредставлением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, так как он не является налогоплательщиком названного налога в силу того, что им применяется упрощенная система налогообложения.
Право на применение упрощенной системы налогообложения общество "Стройкомплект" обосновывает тем, что оно создано в результате реорганизации закрытого акционерного общества "Стройкомплект", которое применяло упрощенную систему налогообложения с объектом обложения доходы с 01.01.2004.
Полагая, что в силу универсальности правопреемства, возникающего в результате реорганизации юридического лица, общество по-прежнему имеет право на применение упрощенной системы налогообложения, применявшейся его правопредшественником, и, ссылаясь на то, что им совершены действия по извещению налогового органа о своем намерении продолжать применение данной системы налогообложения, а именно, произведена уплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1 квартал 2015 года платежным поручением от 20.04.2015 N 66 и за 2 квартал 2015 года платежным поручением от 20.07.2015 N 115, общество указывает, что суд области необоснованно не принял во внимание данное обстоятельство при рассмотрении настоящего дела, проигнорировав сложившуюся судебную практику, отраженную, в частности, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15.06.2010 N 563/10 и определении Высшего Арбитражного Суда от 30.04.2014 N ВАС-1687/14, постановлениях арбитражных судов округ от 07.07.2012 по делу N А50-25231/2010, от 18.12.2012 по делу N А40-46740/2012, от 21.07.2014 по делу N А40-172242/2013.
Налоговый орган в представленном отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества "Стройкомплект" без удовлетворения.
Как указывает инспекция, ссылаясь на положения статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Закон 129-ФЗ) и статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплект", созданное в результате реорганизации закрытого акционерного общества "Стройкомплект", является вновь созданным юридическим лицом, которому присвоены новый идентификационный номер налогоплательщика и новый регистрационный номер.
В указанной связи, как считает инспекция, будучи вновь созданным, общество должно было уведомить налоговый орган о своем намерении применять упрощенную системы налогообложения в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекс, не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса.
Поскольку, как указывает налоговый орган, после реорганизации обществом "Стройкомплект" в установленном порядке в налоговый орган не было представлено уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, то оно, в силу положений подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12, не вправе применять названную систему налогообложения и обязано было в 2015 году исчислять и уплачивать налоги по общей системе налогообложения, включая налог на добавленную стоимость, а, следовательно, представлять налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость.
В связи с тем, что соответствующие налоговые декларации в установленный законодательством срок налогоплательщиком представлены не были, то, как считает налоговый орган, он правомерно на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 31 и пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса приостановил операции по расчетным счетам налогоплательщика в качестве обеспечительной меры, примененной в целях своевременного исполнения им возложенной на него обязанности по представлению налоговых деклараций.
После исполнения обществом 26.08.2015 указанной обязанности налоговым органом 27.08.2015 решение о приостановлении операций по счетам отменено. Соответствующая информация направлена в банк, который в тот же день отменил приостановку расходных операций по расчетному счету общества.
По мнению налогового органа, суд области, оценив изложенные обстоятельства, обоснованно отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, письменных пояснениях по делу и отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей инспекции и налогоплательщика, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество "Стройкомлект" создано путем реорганизации в форме преобразования из закрытого акционерного общества "Стройкомлект", зарегистрировано 13.03.2015 и включено в единый государственный реестр за основным государственным регистрационным номером 1153127000102, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридических лиц серии 31 N 002484979 (л.д. 36).
Правопредшественник общества - закрытое акционерное общество "Стройкомплект" на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 19.11.2003 N 3 с 01.01.2004 применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы (л.д. 73).
После преобразования общество "Стройкомплект" обратилось в инспекцию с письмом от 14.09.2015 в котором сообщило, что общество является универсальным правопреемником закрытого акционерного общества "Стройкомплект", применявшего упрощенную систему налогообложения, следовательно, к нему наряду с другими правами перешло право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения. При этом обществом уплачен налог по упрощенной системе налогообложения за 1 и 2 кварталы 2015 платежными поручениями от 20.04.2015 N 66 и от 20.07.2015 N 11 (л.д. 20).
В своем ответе от 22.09.2015 инспекция со ссылкой на пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса разъяснила налогоплательщику, что в связи с непредставлением им уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в течение 30 дней с даты постановки на учет 13.03.2015 оно не вправе применять данную систему налогообложения и обязано исчислять и уплачивать налоги в порядке, установленном для организаций, применяющих общий режим налогообложения (л.д. 21).
Поскольку налогоплательщиком в налоговый орган декларации по общей системе налогообложения, в том числе, декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года в установленный законодательством срок представлена не была, инспекцией 11.08.2015 было принято решение N 1098 о приостановлении расходных операций по счету налогоплательщика N 40702810707000075675, открытому в отделении 8592 Сбербанка России.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в управление Федеральной налоговой службы по Белгородской области, которое решением от 29.10.2015 N 175 оставило решение инспекции без изменения, а жалобу общества без удовлетворения (л.д. 49).
Полагая, что действия инспекции по приостановлению операций по счету и решение от 11.08.2015 N 1098 о приостановлении операций являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Стройкомплект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из того, что общество, не представившее в установленный законодательством срок уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, обязано было применять общую систему налогообложения и представлять соответствующие налоговые декларации, а поскольку обязанность по представлению таких деклараций им не исполнялась, в частности, не была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, то налоговый орган правомерно приостановил операции по его счету решением от 11.08.2015 N 10989.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом суда области исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы налоговые декларации установлена статьей 80 Налогового кодекса.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 80 Кодекса предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В частности, на основании пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, под которым статьей 163 Кодекса понимается квартал.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость статьей 143 Налогового кодекса признаются организации и индивидуальные предприниматели.
В силу указанных норм налогового законодательства общество "Стройкомплект" является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость и обязано представлять налоговому органу налоговые декларации по названному налогу в установленные статьей 174 Налогового кодекса сроки.
Так как такая обязанность за 2 квартал 2015 года обществом исполнена не была, что им не отрицается, то налоговый орган обоснованно, исходя из положений пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса, направленных на обеспечение исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговых деклараций, приостановил расходные операции по его расчетному счету решением от 11.08.2015 N 10989.
Данное решение принято налоговым органом в пределах своей компетенции, соответствует по своему содержанию и форме требованиям, установленным налоговым законодательством и не нарушает, с учетом направленности его действия на обеспечение исполнения налогоплательщиком не исполненной им в установленный срок обязанности по представлению налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года, прав налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
Довод налогоплательщика об отсутствии у него обязанности по представлению налоговым органам налоговых деклараций по налогам, предусмотренным общей системой налогообложения, обосновываемый тем, что им как универсальным правопреемником закрытого акционерного общества "Стройкомплект" с момента реорганизации продолжает применяться упрощенная система налогообложения, не может быть принят апелляционной коллегией, так как он основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение данной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налогов, предусмотренных общей системой налогообложения, в частности, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 названного Кодекса.
Налогоплательщиками налога по упрощенной системе налогообложения признаются, как это следует из пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном названной главой Налогового кодекса.
В частности, в силу пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса, регламентирующей порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица, когда юридическое лицо одного вида путем изменения организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другого вида и к нему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса).
Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
При этом согласно пункту 5 статьи 84 Налогового кодекса при прекращении деятельности российской организации в результате реорганизации осуществляется снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре.
Таким образом, в результате реорганизации в форме преобразования правопредшественник прекращает свое существование путем исключения его из единого государственного реестра юридических лиц, а вновь образованное юридическое лицо, являющееся его правопреемником, считается созданным с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о его создании путем реорганизации в форме преобразования.
Согласно части 5 статьи 58 Гражданского кодекса при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Статьей 50 Налогового кодекса, регулирующей порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридических лиц, установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (пункт 9).
Вместе с тем, данные нормы не указывают на возможность правопреемства в части выбора системы налогообложения.
Напротив, пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ, действующей с 01.01.2013, обязывает вновь созданную организацию уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет, а подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса в той же редакции предусматривает последствие неисполнения этой обязанности, заключающееся в невозможности применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, не уведомившими налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Кодекса.
Иных правил применения данного режима налогообложения действующее законодательство не предусматривает. Применение упрощенной системы налогообложения не ставится в зависимость от способа создания юридического лица.
В связи с изложенным, вновь созданная после 01.01.2013 организация вне зависимости от способа ее создания вправе применять упрощенную систему налогообложения только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса, то есть после представления соответствующего уведомления в налоговый орган.
При непредставлении в налоговый орган соответствующего уведомления в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса организация обязана применять общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на добавленную стоимость и представление налоговому органу налоговых деклараций по этому налогу.
Материалами дела подтверждается, что общество образовано 13.03.2015, в связи с чем заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик должен был представить в налоговый орган не позднее 13.04.2015 (тридцатый календарный день приходится на 12.04.2015 - воскресенье). Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения в инспекцию представлено не было.
Поскольку уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения обществом не подавалось, инспекция правомерно пришла к выводу об отсутствии у него права на применение указанного режима налогообложения, а, следовательно, и о наличии у него обязанности представлять отчетность по общей системе налогообложения.
Тот факт, что обществом производилась уплата налога по упрощенной системе налогообложения, сам по себе не свидетельствует о наличии у него права на применение специального налогового режима, поскольку в силу правового регулирования, действующего с 01.01.2013, право на его применение предоставляется при выполнении налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Кодекса и не ставится в зависимость от способа создания организации, на что обоснованно указал суд области.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области о доказанности налоговым органом как факта наличия у налогоплательщика обязанности представить декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года со сроком представления 27.07.2015, так и факта непредставления им указанной декларации в установленной срок.
Ссылки общества "Стройкомплект" на правовые позиции, сформулированные в соответствующих судебных актах Высшим Арбитражным Судом и судами округов отклоняется судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном понимании и толковании этих правовых позиций, сформулированных применительно к правовому регулированию порядка и условий начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, действовавшему до 01.01.2013.
Учитывая, что обязанность по представлению декларации по налогу на добавленную стоимость при применении общей системы налогообложения в установленный законом срок налогоплательщиком не выполнена, нарушение срока составило более 10 дней, вывод суда о правомерности вынесения инспекцией решения от 11.08.2015 N 1098 о приостановлении операцией по счетам в банке в порядке пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса и совершении действий по приостановлению операций является верным.
Налогоплательщик не доказал ни несоответствие действий налогового органа и принятого им решения нормам налогового законодательства, ни нарушение этими действиями и решением своих прав.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 по делу N А08-7140/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества "Стройкомплект" без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество "Стройкомплект".
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. по платежному поручению от 25.03.2016 N 48, в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1 500 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 16.03.2016 по делу N А08-7140/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" справку на возврат государственной пошлины в размере 1 500 руб., излишне уплаченной за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
М.Б.ОСИПОВА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)