Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 ПО ДЕЛУ N А65-8473/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А65-8473/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Сулейманова Алмаза Рафиковича, ИП Сулеймановой Миляуши Гарефетдиновны, ИП Сулеймановой Таньи Нурмухаметовны, ИП Сулейманова Рафика Файзулловича, общества с ограниченной ответственностью "Барс Синтез", общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом" "Савиново"
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2017 года об отказе в принятии искового заявления по делу N А65-8473/2017 (судья Назырова Н.Б.),
по заявлению ИП Сулейманова Алмаза Рафиковича, ИП Сулеймановой Миляуши Гарефетдиновны, ИП Сулеймановой Таньи Нурмухаметовны, ИП Сулейманова Рафика Файзулловича, общества с ограниченной ответственностью "Барс Синтез", общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом" "Савиново"
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными: Распоряжения N 3413-р от 23.12.2016 "О создании комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружения) и помещений для целей налогообложения"; пункта 1 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), утвержденного Распоряжением N 3524-р от 29.12.2016 "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс)"; - пункта 310 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", утвержденного Распоряжением N 3525-р от 29.12.2016 "О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2016 N 3066-р"; пункта 310 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", утвержденного Распоряжением от 25.11.2016 N 3066-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 года",
установил:

ИП Сулейманов Алмаз Рафикович, ИП Сулейманова Миляуша Гарефетдиновна, ИП Сулейманова Танья Нурмухаметовна, ИП Сулейманов Рафик Файзуллович, общество с ограниченной ответственностью "Барс Синтез", общество с ограниченной ответственностью "Торговый Комплекс" "Савиново" обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с совместным заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, о признании недействительными:
- - Распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 3413-р от 23.12.2016 "О создании комиссии по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружения) и помещений для целей налогообложения";
- - пункта 1 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс), утвержденного Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 3524-р от 29.12.2016 "Об утверждении перечня зданий (строений, сооружений) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр (комплекс)";
- - пункта 310 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", утвержденного Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 3525-р от 29.12.2016 "О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2016 N 3066-р";
- - пункта 310 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", утвержденного Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2016 N 3066-р (в редакции по состоянию на 29.12.2016 г.) "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 года".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2017 года было отказано в принятии заявления в порядке ст. 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявители просят суд апелляционной инстанции отменить определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2017 года об отказе в принятии искового заявления по делу N А65-8473/2017 и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан, указывая на подведомственность спора арбитражному суду, поскольку он носит экономический характер, а оспариваемые распоряжения являются ненормативными правовыми актами.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 127.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 435-ФЗ) установлено, что судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Указанная норма права введена в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 435-ФЗ, который согласно статье 2 этого закона вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть, с 20 декабря 2016 года.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14, 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 1 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 81-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций") налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2016 N 977, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан является исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как следует из материалов дела, заявителям на праве собственности принадлежат помещения, находящиеся в многоэтажном здании гаража-стоянки по адресу: г. Казань, пр. Ямашева, 95 (далее - спорный объект).
Распоряжением от 25.11.2016 N 3066-р Министерство земельных и имущественных отношений РТ (которое опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, и зарегистрировано в Минюсте РТ 30 ноября 2016 г. N 3590) во исполнение статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьи 1.1. Закона Республики Татарстан от 28.11.2013 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", постановления Кабинета Министров РТ от 21.11.2014 N 896 "Об утверждении состава сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению в электронной форме в налоговые органы, и порядка формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня", утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Распоряжением от 29.12.2016 N 3525-р (которое также опубликовано на официальном портале) внесены изменения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2016 N 3066-р.
Пунктом 310 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2017 год включен спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Казань, пр. Ямашева, д. 95 с кадастровым номером 16:50:110605:322.
Распоряжением от 23.12.2016 N 3413-р по исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2016 г. N 977 Министерством земельных и имущественных отношений РТ создана комиссия по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Распоряжением N 3524-р от 29.12.2016 утвержден перечень зданий (строений, сооружения) и помещений, вид фактического использования которых определяется как торговый центр, в котором значится, в том числе, объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Казань, пр. Ямашева, 95 с кадастровым номером 16:50:110605:322.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемые заявителями Распоряжения обладают признаками нормативного правового акта, поскольку регулирует правоотношения в сфере организации работы по включению или не включению соответствующего объекта недвижимого имущества в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Перечень, в который включено принадлежащее заявителям имущество, является неотъемлемой частью указанного нормативного правового акта.
Правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации по отнесению актов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, определяющих перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, к нормативным правовым актам, содержится в определениях от 19.01.2017 N 59-АПГ16-14, от 31.03.2016 N 11-АПГ16-3, от 09.02.2017 N 5-АПГ16-113, от 21.04.2016 N 49-АПГ16-12, от 28.04.2016 N 5-АПГ16-21, от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14.
В силу статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Оспаривание иных нормативных актов осуществляется в суде общей юрисдикции.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии рассматриваемого заявления согласно ст. 127.1 АПК РФ.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы являются ошибочными, не основанными на приведенных нормах права и обстоятельствах настоящего дела.
Апелляционная жалоба заявителей удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2017 года об отказе в принятии искового заявления по делу N А65-8473/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)