Судебные решения, арбитраж
Акцизы; Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "СибКонтинент" Кузнецовой С.Е. (доверенность от 25.01.2016 года), Иркутской таможни Кудряшевой Н.Г. (доверенность от 12.09.2016 года), Федеральной таможенной службы Российской Федерации Татауровой Т.П. (доверенность от 05.07.2016 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибКонтинент" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2016 года по делу N А19-2537/2016 (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СибКонтинент" (ИНН 3811177445, ОГРН 1143850010171, место нахождения: 664050, г. Иркутск, ул. Байкальская, 295/13, далее - истец, ООО "СибКонтинент") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской таможне (ИНН 3800000703, ОГРН 1023801543908, место нахождения: 664046, г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78, далее - ответчик, таможня) о признании недействительными решений Иркутского таможенного поста (ЦЭД) и таможенного поста аэропорт Иркутск Иркутской таможни об отказе в регистрации таможенного документа выраженных листами отказа N 10607120/041215/0010907 и N 10607010/031215/0000748, о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы убытков в размере 11276 руб. 18 коп., компенсации репутационного вреда в размере 100 000 руб., взыскании судебных расходов.
Определением от 23.06.2016 требования ООО "СибКонтинент" к Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы о взыскании убытков в размере 11276,18 руб. и компенсации репутационного вреда в размере 100 000 руб., взыскании судебных расходов, выделены в отдельное производство с присвоением делу N А19-10107/2016.
Предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования заявителя об оспаривании отказов таможни в регистрации таможенного документа, выраженных листами отказа N 10607120/041215/0010907 и N 10607010/031215/0000748.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Федеральной таможенной службы (ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703, место нахождения: 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2016 года по делу N А19-2537/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СибКонтинент" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам, изложенным в жалобе.
Иркутская таможня и ФТС России с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.08.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.12.2015 и 04.12.2015 ООО "СибКонтинент" в Иркутскую таможню были поданы декларации N 10607010/031215/000748 (на таможенный пост Аэропорт Иркутск), N 10607120/041215/0010907 (на Иркутский таможенный пост Иркутской таможни (центр электронного декларирования)) на товар: значки нагрудные, материал изготовления - металл, не имеют деталей и гальванического покрытия из драгоценных металлов, крепление значка - гвоздик, на значках имеются надписи: "Ветеран Иркутской энергосистемы", размеры 3,9*5,5*0,2 см, всего 303 штуки. Код товара ТН ВЭД 7117190000.
Должностным лицом таможенного органа приняты 03.12.2015 и 04.12.2015 соответствующие решения об отказе в регистрации деклараций, оформленные листами отказа в регистрации таможенного документа N 10607010/031215/0000748 и N 10607120/041215/0010907.
Как следует из содержания указанных отказов, основанием для них послужило несоблюдение подпункта 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а именно таможенные декларации поданы таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации. В примечании отражено: "В отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа (телетайпограмма N ТФ-845 от 16.11.2015).
ООО "СибКонтинент", полагая, что отказы таможни не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав.
В обоснование заявленных требований ООО "СибКонтинент" указало, что у таможенных постов Иркутской таможни отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации таможенных документов, поскольку представленный к таможенному оформлению товар не является изделием из драгоценных металлов, является значком, что подпадает под исключения, установленные в Приложении N 1 к Приказу ФТС России от 12.05.2011 N 971. Заявитель жалобы также считает неправомерной ссылку в оспариваемых отказах на телетайпограмму ФТС России, поскольку она не является нормативным правовым актом.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном ТК ТС и законодательством государств - участников Таможенного союза.
Статьей 174 ТК ТС установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных указанным Кодексом. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС (пункт 1 статьи 179 указанного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2, 3 статьи 179 ТК ТС).
Приказом ФТС РФ от 22.04.2011 N 845 утвержден Порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования (далее по тексту - Порядок). Указанный Порядок определяет особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".
Применение Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, осуществляется, в том числе, на таможенных постах (центрах электронного декларирования) (Письмо ФТС России от 28.03.2012 N 01-11/14513 "О применении технологии удаленного выпуска товаров").
Согласно пункту 3 статьи 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 указанного Кодекса;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с указанным Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (пункт 6 статьи 190 ТК ТС).
Согласно части 1 статьи 204 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.
В силу части 1 статьи 205 Закона N 311-ФЗ декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.
Основанием для отказов в регистрации деклараций послужила телетайпограмма ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845.
Приказом ФТС России от 12.05.2011 N 971 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций" (зарегистрирован Минюстом России 20.06.2011 N 2015) (далее - Приказ N 971), изданным в соответствии с полномочиями, установленными частью 2 статьи 205 ТК ТС, Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809, определены таможенные органы, наделенные компетенцией по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.
Согласно Приказу N 971 таможенные органы Сибирского таможенного управления (далее - СТУ), в том числе таможенные посты Иркутской таможни до 23.11.2015 обладали полномочиями по совершению таможенных операций в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 7117 ТН ВЭД ЕАЭС (бижутерия), в частности, брелоков и значков, не имеющих деталей или гальванического покрытия из драгоценных металлов.
В соответствии с телетайпограммой от 16.11.2015 N ТФ-845, подписанной руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым, устанавливающей порядок применения Приказа N 971, с 23.11.2015 таможенные органы, за исключением специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) центральной акцизной таможни и Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении изделий из полудрагоценных камней (за исключением нефрита помещаемого под таможенную процедуру экспорта), жемчуга культивированного, поименованных в приложении N 1 к Приказу N 971, а также бижутерии (позиция 7117 ТН ВЭД ЕАЭС).
Приказом ФТС России от 09.07.2014 N 1331 утверждена типовая инструкция по делопроизводству и работе архивов в таможенных органах РФ. Пунктом 3.2. Инструкции установлено, что таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни, а также таможенные посты со статусом юридического лица) издают правовые акты ненормативного характера (приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции), а также иные документы в соответствии с установленной компетенцией. Использование телеграмм, телетайпограмм, факсограмм, телефонограмм допускается указанной Инструкцией только в случае необходимости принятия безотлагательных мер и при условии обязательного последующего издания соответствующих актов по данному вопросу.
Поскольку ФТС России уполномочена определять компетенцию конкретных таможенных органов, то телетайпограмма ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845 вынесена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации полномочиями.
Телетайпограммой ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845 определена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций: специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни и Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни в отношении товаров в том числе бижутерии (позиция 7117 ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии с Положением о Центральной акцизной таможне, утвержденным Приказом ФТС России от 08.12.2006 N 1286, Центральная акцизная таможня является специализированным таможенным органом, обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни. Регион деятельности которой устанавливает ФТС России.
Таможня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля: - подакцизных и иных товаров, перечень которых определяется ФТС России, в соответствии с порядком, определяемым нормативными и иными правовыми актами ФТС России; - драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и бриллиантов, часов (с корпусом, изготовленным из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, или со вставками из драгоценных камней), корпусов для часов и их частей (из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, или со вставками из драгоценных камней), денежных знаков в виде банкнот или казначейских билетов, ценных бумаг, монет и товаров, классифицируемых в товарной группе 71 ТН ВЭД России.
Таким образом, требования телетайпограммы ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845 связаны с необходимостью наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний для совершения таможенных операций в отношении таких товаров, как бижутерия.
Товар заявлен ООО "СибКонтинент" в подсубпозиции 7117 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС самостоятельно.
В соответствии с терминами в примечаниях N N 9 и 11 к группе 71 ТН ВЭД ЕАЭС вышеуказанный товар является бижутерией и классифицируется в подсубпозиции 7117 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Поскольку решение, содержащееся в телетайпограмме, подписанная руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым, является обязательным для всех должностных лиц таможенных органов, суд приходит к выводу о том, что решения об отказе в регистрации декларации, оформленные листами отказа в регистрации, осуществленные во исполнение телетайпограммы от 16.11.2015 N ТФ-845, являются правомерными, соответствуют подпункту 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС.
Судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что оспариваемые решения таможенного органа нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отсутствовали какие-либо препятствия для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и подачи ООО "СибКонтинет" декларации на товары в таможенные органы, указанные в телетайпограмме.
Согласно пункту 2 статьи 18 ТК ТС РФ таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Авиаперевозчики ПАО АК "Сибирь" (S7), ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ОАО АК "Уральские авиалинии", являясь таможенными перевозчиками, обязаны были принять к перевозке товары ООО "Сибконтинент", так как согласно статьи 66 Федерального закона N 311-ФЗ отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого таможенного перевозчика возможности осуществить перевозку товара, не допускается, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие отправителя товаров или экспедитора являются противоправными и могут повлечь уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания решений об отказе в регистрации таможенного документа, выраженных листами отказа N 10607120/041215/0010907 и N 10607010/031215/0000748, недействительными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2016 года по делу N А19-2537/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2016 N 04АП-4632/2016 ПО ДЕЛУ N А19-2537/2016
Разделы:Акцизы; Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу N А19-2537/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "СибКонтинент" Кузнецовой С.Е. (доверенность от 25.01.2016 года), Иркутской таможни Кудряшевой Н.Г. (доверенность от 12.09.2016 года), Федеральной таможенной службы Российской Федерации Татауровой Т.П. (доверенность от 05.07.2016 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибКонтинент" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2016 года по делу N А19-2537/2016 (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СибКонтинент" (ИНН 3811177445, ОГРН 1143850010171, место нахождения: 664050, г. Иркутск, ул. Байкальская, 295/13, далее - истец, ООО "СибКонтинент") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской таможне (ИНН 3800000703, ОГРН 1023801543908, место нахождения: 664046, г. Иркутск, ул. Александра Невского, 78, далее - ответчик, таможня) о признании недействительными решений Иркутского таможенного поста (ЦЭД) и таможенного поста аэропорт Иркутск Иркутской таможни об отказе в регистрации таможенного документа выраженных листами отказа N 10607120/041215/0010907 и N 10607010/031215/0000748, о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы убытков в размере 11276 руб. 18 коп., компенсации репутационного вреда в размере 100 000 руб., взыскании судебных расходов.
Определением от 23.06.2016 требования ООО "СибКонтинент" к Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы о взыскании убытков в размере 11276,18 руб. и компенсации репутационного вреда в размере 100 000 руб., взыскании судебных расходов, выделены в отдельное производство с присвоением делу N А19-10107/2016.
Предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования заявителя об оспаривании отказов таможни в регистрации таможенного документа, выраженных листами отказа N 10607120/041215/0010907 и N 10607010/031215/0000748.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Федеральной таможенной службы (ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703, место нахождения: 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2016 года по делу N А19-2537/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СибКонтинент" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам, изложенным в жалобе.
Иркутская таможня и ФТС России с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.08.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.12.2015 и 04.12.2015 ООО "СибКонтинент" в Иркутскую таможню были поданы декларации N 10607010/031215/000748 (на таможенный пост Аэропорт Иркутск), N 10607120/041215/0010907 (на Иркутский таможенный пост Иркутской таможни (центр электронного декларирования)) на товар: значки нагрудные, материал изготовления - металл, не имеют деталей и гальванического покрытия из драгоценных металлов, крепление значка - гвоздик, на значках имеются надписи: "Ветеран Иркутской энергосистемы", размеры 3,9*5,5*0,2 см, всего 303 штуки. Код товара ТН ВЭД 7117190000.
Должностным лицом таможенного органа приняты 03.12.2015 и 04.12.2015 соответствующие решения об отказе в регистрации деклараций, оформленные листами отказа в регистрации таможенного документа N 10607010/031215/0000748 и N 10607120/041215/0010907.
Как следует из содержания указанных отказов, основанием для них послужило несоблюдение подпункта 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а именно таможенные декларации поданы таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации. В примечании отражено: "В отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа (телетайпограмма N ТФ-845 от 16.11.2015).
ООО "СибКонтинент", полагая, что отказы таможни не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав.
В обоснование заявленных требований ООО "СибКонтинент" указало, что у таможенных постов Иркутской таможни отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации таможенных документов, поскольку представленный к таможенному оформлению товар не является изделием из драгоценных металлов, является значком, что подпадает под исключения, установленные в Приложении N 1 к Приказу ФТС России от 12.05.2011 N 971. Заявитель жалобы также считает неправомерной ссылку в оспариваемых отказах на телетайпограмму ФТС России, поскольку она не является нормативным правовым актом.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном ТК ТС и законодательством государств - участников Таможенного союза.
Статьей 174 ТК ТС установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных указанным Кодексом. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС (пункт 1 статьи 179 указанного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2, 3 статьи 179 ТК ТС).
Приказом ФТС РФ от 22.04.2011 N 845 утвержден Порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования (далее по тексту - Порядок). Указанный Порядок определяет особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".
Применение Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, осуществляется, в том числе, на таможенных постах (центрах электронного декларирования) (Письмо ФТС России от 28.03.2012 N 01-11/14513 "О применении технологии удаленного выпуска товаров").
Согласно пункту 3 статьи 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 указанного Кодекса;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с указанным Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (пункт 6 статьи 190 ТК ТС).
Согласно части 1 статьи 204 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.
В силу части 1 статьи 205 Закона N 311-ФЗ декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.
Основанием для отказов в регистрации деклараций послужила телетайпограмма ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845.
Приказом ФТС России от 12.05.2011 N 971 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций" (зарегистрирован Минюстом России 20.06.2011 N 2015) (далее - Приказ N 971), изданным в соответствии с полномочиями, установленными частью 2 статьи 205 ТК ТС, Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809, определены таможенные органы, наделенные компетенцией по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней.
Согласно Приказу N 971 таможенные органы Сибирского таможенного управления (далее - СТУ), в том числе таможенные посты Иркутской таможни до 23.11.2015 обладали полномочиями по совершению таможенных операций в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 7117 ТН ВЭД ЕАЭС (бижутерия), в частности, брелоков и значков, не имеющих деталей или гальванического покрытия из драгоценных металлов.
В соответствии с телетайпограммой от 16.11.2015 N ТФ-845, подписанной руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым, устанавливающей порядок применения Приказа N 971, с 23.11.2015 таможенные органы, за исключением специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) центральной акцизной таможни и Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни не обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении изделий из полудрагоценных камней (за исключением нефрита помещаемого под таможенную процедуру экспорта), жемчуга культивированного, поименованных в приложении N 1 к Приказу N 971, а также бижутерии (позиция 7117 ТН ВЭД ЕАЭС).
Приказом ФТС России от 09.07.2014 N 1331 утверждена типовая инструкция по делопроизводству и работе архивов в таможенных органах РФ. Пунктом 3.2. Инструкции установлено, что таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни, а также таможенные посты со статусом юридического лица) издают правовые акты ненормативного характера (приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции), а также иные документы в соответствии с установленной компетенцией. Использование телеграмм, телетайпограмм, факсограмм, телефонограмм допускается указанной Инструкцией только в случае необходимости принятия безотлагательных мер и при условии обязательного последующего издания соответствующих актов по данному вопросу.
Поскольку ФТС России уполномочена определять компетенцию конкретных таможенных органов, то телетайпограмма ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845 вынесена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации полномочиями.
Телетайпограммой ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845 определена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций: специализированного таможенного поста Центральной акцизной таможни, Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни и Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни в отношении товаров в том числе бижутерии (позиция 7117 ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии с Положением о Центральной акцизной таможне, утвержденным Приказом ФТС России от 08.12.2006 N 1286, Центральная акцизная таможня является специализированным таможенным органом, обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни. Регион деятельности которой устанавливает ФТС России.
Таможня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля: - подакцизных и иных товаров, перечень которых определяется ФТС России, в соответствии с порядком, определяемым нормативными и иными правовыми актами ФТС России; - драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и бриллиантов, часов (с корпусом, изготовленным из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, или со вставками из драгоценных камней), корпусов для часов и их частей (из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, или со вставками из драгоценных камней), денежных знаков в виде банкнот или казначейских билетов, ценных бумаг, монет и товаров, классифицируемых в товарной группе 71 ТН ВЭД России.
Таким образом, требования телетайпограммы ФТС России от 16.11.2015 N ТФ-845 связаны с необходимостью наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний для совершения таможенных операций в отношении таких товаров, как бижутерия.
Товар заявлен ООО "СибКонтинент" в подсубпозиции 7117 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС самостоятельно.
В соответствии с терминами в примечаниях N N 9 и 11 к группе 71 ТН ВЭД ЕАЭС вышеуказанный товар является бижутерией и классифицируется в подсубпозиции 7117 19 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Поскольку решение, содержащееся в телетайпограмме, подписанная руководителем ФТС России А.Ю. Бельяниновым, является обязательным для всех должностных лиц таможенных органов, суд приходит к выводу о том, что решения об отказе в регистрации декларации, оформленные листами отказа в регистрации, осуществленные во исполнение телетайпограммы от 16.11.2015 N ТФ-845, являются правомерными, соответствуют подпункту 1 пункта 4 статьи 190 ТК ТС.
Судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что оспариваемые решения таможенного органа нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отсутствовали какие-либо препятствия для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и подачи ООО "СибКонтинет" декларации на товары в таможенные органы, указанные в телетайпограмме.
Согласно пункту 2 статьи 18 ТК ТС РФ таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Авиаперевозчики ПАО АК "Сибирь" (S7), ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ОАО АК "Уральские авиалинии", являясь таможенными перевозчиками, обязаны были принять к перевозке товары ООО "Сибконтинент", так как согласно статьи 66 Федерального закона N 311-ФЗ отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого таможенного перевозчика возможности осуществить перевозку товара, не допускается, за исключением случаев, когда имеются достаточные основания полагать, что действия или бездействие отправителя товаров или экспедитора являются противоправными и могут повлечь уголовную либо административную ответственность в области таможенного дела.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания решений об отказе в регистрации таможенного документа, выраженных листами отказа N 10607120/041215/0010907 и N 10607010/031215/0000748, недействительными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 июля 2016 года по делу N А19-2537/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)