Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 09АП-20341/2017 ПО ДЕЛУ N А40-215812/16

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. N 09АП-20341/2017

Дело N А40-215812/16

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АВТОТЕХИНМАШ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2017 г. по делу N А40-215812/16,
принятое судьей А.Б. Поляковой,
по заявлению ООО "АВТОТЕХИНМАШ"
к Федеральной таможенной службе Российской Федерации
третье лицо: Центральная акцизная таможня,
об оспаривании бездействия,
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Емшанова О.В. по дов. от 23.01.2017;
- от третьего лица: Романова Д.С. по дов. от 05.10.2016;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АВТОТЕХИНМАШ" (далее - ООО "АВТОТЕХИНМАШ", Заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Федеральной таможенной службе о признании незаконным бездействия, выражающегося в длительном невнесении Смоленского акцизного поста Центральной акцизной таможни в содержащийся в приложении к письму ФТС России от 09.10.2015 N 01-18/49927 "О применении технологии удаленного выпуска" Перечень таможенных постов, в которых осуществляется декларирование товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в оставлении без рассмотрения заявления от 17.06.2016 г. вх. ФТС России от 17.06.2016 N 26397 и непредставлении ответа на указанное обращение.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Центральная акцизная таможня.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2016 г. в удовлетворении заявления ООО "АВТОТЕХИНМАШ" отказано.
ООО "АВТОТЕХИНМАШ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Представители Заинтересованного лица и Третьего лица в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, представил суду ходатайство об отложении судебного заседания, которое судом было отклонено ввиду непредставления доказательств указанных в нем причин для отложения судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей Заинтересованного лица и Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что адрес ООО "АВТОТЕХИНМАШ" 19.05.2016 г. из республики Литва прибыл груз "Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75473" код ЕТН ВЭД 8704101022, по контракту N 2202КС от 12.04.2016, проформе инвойсу N 1-18/04/2016 от 18.04.2016, ж/ж накладной N 0668095 от 11.05.2016 г. железнодорожным транспортом на ст. Смоленск в зону действия Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни. Процедура доставки указанного транспортного средства завершена Заднепровским таможенным постом Смоленской таможни 19.05.2016 г. Поскольку указанное транспортное средство является подакцизным, совершение таможенных операций с ним относится к компетенции Центральной акцизной таможни.
На Смоленский акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни поступило обращение ООО "АВТОТЕХИНМАШ" от 19.05.2016 г. б/н о декларировании на таможенном посту транспортного средства, находящегося в зоне таможенного контроля Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни, с учетом компетенции Смоленского акцизного таможенного поста.
Центральной акцизной таможней 25.05.2016 г. в целях реализации применения в ЦАТ Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного приказом ФТС России от 22.04.2011 г. N 845, учитывая подпункт 8 пункта 2 приказа ФТС России от 09.02.2015 г. N 205 "О совершении таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров", письмо ФТС России от 12.12.2011 г. N 01-11/60642 "О совершении таможенных операций в пунктах пропуска в отношении подакцизных товаров", в Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России направлено письмо N 08-11/09124 относительно рассмотрения возможности внесения изменений в приложение к письму ФТС России от 09.10.2015 г. N 01-18/49927 "О применении технологии удаленного выпуска", дополнив его согласно приложению к данному письму. В приложении ЦАТ указала таможенный пост, на котором осуществляется декларирование товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (Смоленский акцизный таможенный пост ЦАТ), в регионе деятельности которого размещаются товары (Заднепровский таможенный пост Смоленской таможни Центрального таможенного управления).
Заявитель 30.05.2016 г. обратился на Смоленский акцизный таможенный пост ЦАТ (вх. таможенного поста N 4403 от 30.05.2016 г.) с заявлением относительно разъяснения причин невозможности декларирования рассматриваемого товара на таможенном посту.
В ответ на обращения Заявителя от 19.05.2016 г. б/н и 30.05.2016 г. б/н Смоленским акцизным таможенным постом направлено письмо ООО "АВТОТЕХИНМАШ" от 30.05.2016 г. N 46-12/0347, в котором указано, что для таможенного декларирования карьерного самосвала БЕЛАЗ-75473 необходимо подать на таможенный пост декларацию на товары. Также указанный товар может быть помещен под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза.
Помимо этого, Заявитель обратился с аналогичным заявлением от 01.06.2016 г. б/н в Центральную акцизную таможню (вх. ЦАТ N 16349 от 10.06.2016 г.).
ЦАТ письмом от 04.07.2016 г. N 08-14/11520 сообщила Заявителю, что конкретный перечень таможенных постов, в которых осуществляется декларирование товаров и таможенных постов, в регионе деятельности которых указанные товары размещаются, приведен в приложении к письму ФТС России от 09.10.2015 г. N 01-18/49927. Вместе с тем, в целях включения в указанный перечень Заднепровского таможенного поста Смоленской таможни и Смоленского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможней в ФТС России направлены соответствующие предложения.
Результатом рассмотрения вышеуказанных предложений ЦАТ ФТС России, направленных письмом ЦАТ от 25.05.2016 г. N 08-11/09124, является телетайпограмма ФТС России от 12.07.2016 г. N ТФ-496.
Выпуск товара произведен Смоленским акцизным таможенным постом ЦАТ 20.07.2016 г. по ДТ N 10009230/190716/0004270.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "АВТОТЕХИНМАШ", суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Подразделения Центральной акцизной таможни являются специализированными таможенными органами, созданными с целью контроля за перемещением подакцизных товаров. Компетенция данных подразделений определяется не по территориальному принципу, а по полномочиям совершать таможенные операции в отношении определенной номенклатуры товаров. Деятельность и компетенция по совершению таможенных операций специализированных таможенных органов определена положениями приказа ФТС России от 9 февраля 2015 г. N 205 (в редакции приказа ФТС России от 2 ноября 2015 г. N 2202) "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" (зарег. Минюстом России 17 марта 2015 г., рег. N 36464). Вне зависимости от того, каким видом транспорта были доставлены такие товары на территорию Российской Федерации, совершение таможенных операций в отношении них производится соответствующими подразделениями Центральной акцизной таможни, о чем Общество было осведомлено.
Ответственность за соблюдение таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле лежит на самом участнике внешнеэкономической деятельности и в процессе заключения внешнеторгового контракта и планирования поставки товаров Общество должно было проанализировать логистику поставок и прогнозировать все риски, которые могут возникнуть.
Таким образом, при ввозе товаров отдельной категории (в рассматриваемом случае подакцизных товаров) Обществу необходимо было произвести последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на территорию Евразийского экономического союза и перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в регион деятельности уполномоченного таможенного поста Центральной акцизной таможни.
Пунктом 2 статьи 173 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в зависимости от вида товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие), а также категории лиц, перемещающих товары, устанавливаются таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, определен приказом ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845 (зарег. Минюстом России 20 мая 2011 г., рег. N 20823).
В соответствии с пунктом 28 Порядка информационное взаимодействие осуществляется в электронном виде в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме.
В случае отсутствия такого информационного взаимодействия, подача электронной декларации на товары и совершение таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме и таможенном контроле товаров, помещаемых под таможенные процедуры, допускающие их ввоз/вывоз, осуществляется в порядке, утвержденном приказом ФТС России от 17 сентября 2013 г. N 1761 "Об утверждении порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля" (зарег. Минюстом России 28 февраля 2014 г., рег. N 31465).
В связи с этим, довод Общества о нарушении его прав на предоставление в соответствии с ТК ТС документов и сведений в виде электронных документов при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций со ссылкой на пункт 5 статьи 187 ТК ТС является неправомерным.
26 мая 2016 г. в ФТС России поступило письмо Центральной акцизной таможни от 25 мая 2016 г. N 08-11/09124 об организации информационного взаимодействия в соответствии с Порядком между Смоленским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни и Заднепровским таможенным постом Смоленской таможни Центрального таможенного управления.



























































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)