Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2017 N 20АП-3951/2017 ПО ДЕЛУ N А09-18249/2016

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2017 г. N 20АП-3951/2017

Дело N А09-18249/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года. Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2017 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Григорьевой М.А., судей Волкова Ю.А. и Сентюриной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котовской К.В.,
при участии:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Овстуг" - представителя Кизеевой Т.В. (доверенность от 24.08.2017) и Ушаковой Р.Д. (доверенность от 23.08.2017),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2017 по делу N А09-18249/2016 (судья Калмыкова О.В.),

установил:

ФНС России в лице УФНС России по Брянской области (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании сельскохозяйственного производственного кооператива "Овстуг" (далее - СПК "Овстуг", должник) несостоятельным (банкротом).
Определением от 18.05.2017 суд отказал во введении процедуры наблюдения в отношении СПК "Овстуг" и прекратил производство по делу.
Уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение 18.05.2017 отменить, удовлетворить заявление о принятии должника несостоятельным (банкротом). В обоснование доводов жалобы указывал на то, что заявление о признании СПК "Овстуг" принято к производству определением суда от 16.12.2016, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 186-ФЗ). Обращал внимание на то, что задолженность по уплате НДФЛ выявлена после вступления в силу Закона N 186-ФЗ.
СПК "Овстуг" в отзыве на апелляционную жалобу указывал на отсутствие оснований для удовлетворения заявления уполномоченного органа.
В судебном заседании представители СПК "Овстуг" по доводам жалобы возражали.
Уполномоченный орган, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения в суд с заявлением уполномоченного органа о признании СПК "Овстуг" несостоятельным (банкротом) послужило наличие задолженности в сумме 1 858 859 руб. 93 коп., в т.ч. во вторую очередь: задолженность по НДФЛ - 1 324 617 руб. 06 коп.; в третью очередь задолженность по уплате налоговых платежей в размере - 534 242 руб. 87 коп., в т.ч. 423 314 руб. 23 коп. - пеня, 110 928 руб. 64 коп. - штрафы.
Исходя из того, что на требование уполномоченного органа по уплате должником - юридическим лицом удержанного и не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц распространяется режим требований кредиторов второй очереди, суд пришел к выводу, что размер обязательств, подлежащих удовлетворению во вторую очередь, не подлежит учету в целях определения признаков банкротства.
Учитывая, что на дату рассмотрения заявления уполномоченного органа размер задолженности СПК "Овстуг" перед ФНС России составил менее необходимого для возбуждения дела, суд отказал во введении в отношении должника процедуры наблюдения и, приняв во внимание то, что заявления от других кредиторов о признании должника банкротом не поступали, на основании абз. 3 п. 3 ст. 48 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) прекратил производство по делу о банкротстве должника.
Апелляционный суд согласен с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).
Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда (п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве).
Пунктом 2 ст. 4 Закона о банкротстве предусмотрено, что для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, а также размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
При этом подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении признаков банкротства.
В силу п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда или заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 настоящего Федерального закона.
Определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится при условии, если имеется иное заявление о признании должника банкротом или одно из следующих обстоятельств: в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным; установлено отсутствие на дату заседания арбитражного суда условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона; требование заявителя удовлетворено должником; требования кредитора не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым п. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона; не установлено ни одного условия из предусмотренных статьями 8 и 9 настоящего Федерального закона условий.
Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных ст. 8, 9 или п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона.
Как видно, уполномоченный орган просил признать обоснованными заявленные требования и включить в реестр требований кредиторов задолженность с учетом последнего уточнения в сумме 1 858 859 руб. 93 коп., в т.ч. во вторую очередь: задолженность по НДФЛ - 1 324 617 руб. 06 коп.; в третью очередь задолженность по уплате налоговых платежей в размере - 534 242 руб. 87 коп., в т.ч. 423 314 руб. 23 коп. - пеня, 110 928 руб. 64 коп. - штрафы.
В силу п. 4 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, которые были удержаны при выплате выходных пособий и (или) заработной платы.
В связи с принятием Закона N 186-ФЗ в судебной практике возник вопрос о возможности возбуждения дела о банкротстве лица, не перечислившего в бюджет суммы налога, которые были удержаны им при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы.
Пункт 1 ст. 7, п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 186-ФЗ) наделяют правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом не только самого должника, его конкурсных кредиторов, уполномоченный орган, но и работников (бывших работников) должника, имеющих непогашенные требования по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда.
Поскольку уплата налога на доходы физических лиц производится за счет средств, причитающихся гражданам (п. 9 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ), и при удержании сумм этого налога должник распоряжается, в частности, частью вознаграждения за труд, уполномоченный орган применительно к приведенным положениям п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом лица, не перечислившего в бюджет суммы налога, которые были удержаны им при выплате не освобожденных от налогообложения выходных пособий и (или) заработной платы.
Таким образом, задолженность по перечислению НДФЛ подлежит учету в целях определения признаков банкротства.
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ данный нормативный акт вступает в законную силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования, за исключением пунктов 39, 43, 45 статьи 2, вступивших в силу со дня официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки.
Указанный Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации - 30.06.2015. Следовательно, начало действия акта - 29.09.2015.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что задолженность по НДФЛ, обязанность по перечислению которых возникла до 29.09.2015, не может быть учтена при определении признаков банкротства.
Судом области установлено, что согласно приложению к акту от 25.02.2016 сальдо расчетов по НДФЛ за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 на 29.09.2015 составляет 2 101 314 руб., а после 29.09.2015 составляет 1 145 руб.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, с учетом вышеизложенных норм закона, суд области правомерно пришел к выводу о том, что требования уполномоченного органа по уплате НДФЛ не могут быть учтены при определении признаков банкротства, поскольку они возникли до вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку должник не отвечал признаку банкротства, в связи с чем производство по делу о признании должника СПК "Овстуг" несостоятельным (банкротом) подлежало прекращению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству определением суда от 16.12.2016, то есть после вступления в силу Закона N 186-ФЗ, основан на ошибочном толковании положений закона, а поэтому судом апелляционной инстанции отклоняется, как необоснованный.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что спорная задолженность по уплате НДФЛ выявлена после вступления в силу Закона N 186-ФЗ, отклоняется апелляционным судом, поскольку акт выездной налоговой проверки в силу норм НК РФ не является датой определения окончания налогового периода и срока уплаты.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы уполномоченного органа и отмены принятого определения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Брянской области от 18.05.2017 по делу N А09-18249/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.А.ГРИГОРЬЕВА

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
И.Г.СЕНТЮРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)